Несколько картин Третьяковской галереи. Портреты Третьяковых

 Я продолжаю  серию  коротких   рассказов о некоторых  картинах Третьяковской  галереи. Их список будет пополняться, а уже опубликованные легко найти  в  следующем оглавлении.

1)  ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
2)  ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ
3 )  ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
4)  РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».

  Говоря о картинах, мне бы хотелось начать с портрета основателя галереи Павла Михайловича Третьякова (1832–1898).

В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П.М. Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П.М. Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с собранной коллекцией картин в собственность Московской городской думы, которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи. К этому времени  коллекция насчитывала 1287  произведений живописи и  518 рисунков русских,    а также   75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти в декабре 1898 г оценивалось в 3,8 млн рублей. Последние   словами  П.М.. Третьякова , обращенные к родственникам:  «Берегите галерею и будьте здоровы».  

В галерее имеются два портрета П.М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И.Е Репина.

clip_image002

И.И. Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
59 х 49. Холст, масло. Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/196

Крамской активно переписывался с Третьяковым и принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры, исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ. «Я знаю его давно, и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния, как в выборе картин, так и в его личных мнениях», – писал Крамской. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. В конце жизни Третьяков заметил: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях»

Павел Михайлович Третьяков долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената  Саввы Ивановича Мамонтова.

Жена Павла Михайловича, Вера Николаевна Третьякова, была верным другом и помощницей в создании галереи.

clip_image003

И.И. Крамской Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876, Холст, масло. 226 х 148.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2465

Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова; 1844–1899) была человеком неординарным. Способная пианистка, она чутко понимала музыку, и это передалось ее дочерям. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных. Была его другом в деле создания галереи, и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.

Но самый известный портрет Третьякова был написан И.Е Репиным в 1883 году. Третьяков долго не соглашался позировать, но Репин уговорил скромного, но великого мецената быть изображенным рядом с картинами.

clip_image005

И. Е. Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1883, Холст, масло,
101 x 77

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/3661

Какие благородные интеллигентные лица….  И как они отличаются от современных олигархов!

 

Москва,  июнь 2015 г.

Продолжение следует

Автор Татьяна Бойко-Назарова

Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova

 

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Несколько картин Третьяковской галереи. Портреты Третьяковых" оставлено 3 коммент.
  1. Эл:

    Какие благородные интеллигентные лица…. И как они отличаются от современных олигархов….
    «Демократы «КрымНеНаш!» и «Даешь фуа-гра!» не лучше. К сожалению, в политической и общественной элите России пока дефицит на одухотворенность.

    • Татьяна Бойко-Назарова:

      Да, к сожалению, Вы правы. Элита любит шоу, пиар и бизнес. Я не знаю, есть ли сейчас меценаты? И не знаю пожертвовал или кто-нибудь из современных олигархов хоть что-нибудь на обычную школу, библиотеку, музей, больницу…

  2. […] 2)  НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТЫ ТРЕТ… […]

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти