Я продолжаю серию коротких рассказов о некоторых картинах Третьяковской галереи. Их список будет пополняться, а уже опубликованные легко найти в следующем оглавлении.
1) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
2) ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ
3 ) ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
4) РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».
Мы поднялись на второй этаж, и попали в залы №1-7, где представлены русская живопись и скульптура XVIII века. Напомню, что XVIII век – это Реформы Петра, Полтавская битва, становление Санкт–Петербурга как столицы, а России как Российской Империи. XVIII век был также веком стремительного развития русской культуры. Светская живопись в России начиналась с полутора сотен голландских картин, купленных Петром, и нескольких выписанных из Европы живописцев. Сначала это были парадные портреты Императора и вельмож.
В первом зале галереи выставлены парадные портреты, начиная с императрицы Анны Иоанновны 1730 года и кончая портретами Петра. Официально, монументально, статично.
Притихла маленькая девочка, гуляющая со мной по галерее. Меня тоже не вдохновляет официоз. Переходим в зал № 2, там мы также видим возвышенные позы и одни вельможи. Но вдруг девочка улыбнулась и побежала, к своей доброй знакомой: «Вот она!».
Аргунов Иван Петрович. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784. Холст, масло. 67 х 53,6. Лаврушинский переулок, 10, зал 2.
Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.
Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту ( Georg Christoph Grooth ) — живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.
В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» — крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б . Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.
В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.
И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой — крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): «этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».
В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.
Мне кажется, » Портрет неизвестной в русском костюме» был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.
А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи — крестьянскую тему. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати, изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки.
Есть такое французское выражение «дорогостоящая простота», в противоположность «дешевому шику». Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.
Продолжение следует
Июнь 12015 г
Автор Татьяна Бойко-Назарова
Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova
Навигация
Предыдущая статья: ← Несколько картин Третьяковской галереи. Портреты Третьяковых
Следующая статья: Несколько картин Третьяковской галереи. Рокотов. «Соединенье двух загадок». →
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (316)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (61)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (6)
- Южная Корея (64)
- Япония (22)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (114)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (126)
- Алжир (27)
- Египет (90)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (16)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (867)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (216)
- Монако (2)
- Нидерланды (19)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (120)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (68)
- Франция (202)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (9)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (162)
- МГУ им. Ломоносова (9)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (147)
- Музыкальная страница (27)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (8)
- Океания (12)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (238)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (12)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (59)
- Фототехника (23)
[…] Портрет неизвестной в русском костюме […]
Познавательно. Спасибо за интересное повествование.
Спасибо, Галина.
[…] 3 ) ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ […]
Что-то в этой крестьянской девушке от Джоконды. Посмотрите на ее улыбку. Так что, не только «быстрых разумом Невтонов» может «российская земля рожать»
Вы правы, Алексей Иванович. Многие художники пытались следовать Леонардо.