Лето, жара, отпуска, каникулы. В это время жители столиц едут на юг, к морю. А меня в школьные годы родители возили на север. Может, потому что мы жили на юге, как говорили тогда москвичи, «на периферии». Там, где раньше писали Гоголь, Чехов и Куприн, рисовали Шишкин, Левитан, Куинджи, Маковский.
В те годы в квартирах висели репродукции картин прошлого века. Наверное, это был шлейф уходящей культуры. Во времена Российской Империи картины и этюды великих художников украшали частные собрания. Затем, пережив национализацию и войны, картины частично сохранились в Художественном музее нашего города. Моя мама говорила, что это минимум того, что было до войны, и каждое лето меня возили смотреть музеи Москвы и Ленинграда. Там я почувствовала, что такое подлинник, и чем он отличается от самой лучшей репродукции.
Но теперь в Интернете можно найти всё. И всем предлагают путешествовать по музеям, не вставая с дивана, за 1-2 минуты посмотреть в миниатюре традиционный набор из полотен крупнейших музеев, после чего считать себя просвещенным и счастливым. Аналогично, можно заменить плавание по морям-океанам просмотром видео. Но все почему-то едут на юг.
Но вернемся в современную Москву, куда я приезжаю теперь с фотокамерой. После многих лет жизни в Юго-Восточной Азии я сравниваю Москву с Сингапуром, Гонконгом, Токио, Сеулом, где чисто, плотно стоят стеклянные небоскребы, а в банках вращаются триллионы долларов! А сосны, стихи, глаза, ноги, руки, и даже чайные чашки у них маленькие. А живописи не было, и нет. Наверное, поэтому там процветают микро- и нано-технологии. Прирожденные коммерсанты Азии захватили рынки своими гаджетами в расчете на то, что склонив головы над дисплеями, мы будем бесконечно гонять по ним маленькие фигурки, забывая о величии нашей природы и живописи.
В Москве, которая приобрела стандартный международный имидж, я еду в Замоскворечье, и попадаю в пока еще русскую среду. Вот любимое здание в Лаврушинском переулке, напоминающее сказочный терем. В этом доме, который в 1851 году купила семья Третьяковых, находится основное здание Третьяковской галереи. В 1902-1904 появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.
Я захожу в любимые залы, постоять в тишине перед картинами, которые были знакомы с детства, в студенческие годы они помогали разобраться в себе, а потом на фоне всяких квадратов стали еще дороже.
Помню, как «Демон» Врубеля помогал мне справиться с Общей Теорией Относительности и с крушением иллюзий, которые бывают в 20 лет. От МГУ до Лаврушинского переулка можно было доехать за 40 минут, посмотреть одну лишь картину, и вернуться писать диплом, который давил на голову, как рама.
Прошло много лет, я приезжаю в Третьякову с другого континента, и Демон Врубеля кажется еще ближе, и уже другие рамы и границы сжимают голову и руки.
М.А. Врубель .Демон (сидящий). 1890. Холст, масло. 116,5 х 213,8. Лаврушинский переулок, 10, зал 33.
«Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья»
(Михаил Лермонтов. Демон. Восточная повесть)
В этом году мне захотелось взглянуть на известные картины прошлых веков глазами современной девочки. Такая возможность вскоре представилась. И к моему удивлению, маленькая девочка задержалась перед Демоном Врубеля. Хотя, как она призналась, больше всего ей хотелось увидеть свою любимую итальянку. Проходит время, меняются моды и стили, все хотят быть худыми, деловыми и бледными. Но детям нравятся мягкие, добрые, яркие и жизнерадостные, а устами младенца глаголет истина.
К.П. Брюллов (до 1882 – Брюлло). Итальянский полдень. 1831(?) Уменьшенный вариант — повторение картины 1827 года, находящейся в ГРМ Холст, масло. 27×22 см. Лаврушинский переулок 10, зал 9. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2831
Здесь впервые появляется излюбленный художником тип слегка простонародной южной женской красоты. Неслучайно Общество поощрения художников довольно холодно отнеслось к картине, на что Брюллов отвечал: «Я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй».
Но пора перейти от слов в залы Третьяковской галереи, в Лаврушинский переулок, 10.
Мы пройдем от памятника Репину, находящемуся на Болотной площади, которая с 1962 по 1994 годы, носила имя художника. Репину и его картинам Третьяков выделил в своей галерее два зала, в отличие от картин других великих русских художников.
Памятник Илье Ефимовичу Репину на Болотной площади. Памятник расположен напротив пешеходного Лужкова моста, соединяющего Болотную площадь с Лаврушинским переулком.
Москвичам эти места хорошо известны, но приезжие могут испытывать затруднения. В азиатских столицах схемы улиц установлены на перекрестках, в Москве этого пока нет, поэтому прилагаю карту Google, где отмечен памятник Репину, и ближайшая станция метро Третьяковская.(http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/address/lavrushinskom/)
В самой галерее любимые картины можно быстро найти, пользуясь планом экспозиции. План также размещен на сайте галереи http://www.tretyakovgallery.ru
Билеты продаются на первом этаже
Цены на входные билеты
взрослые — 450 рублей
студенты — 250 рублей
Льготные билеты для граждан России и
стран СНГ
взрослые — 350 рублей
150 рублей — для следующих льготных категорий:
-
пенсионеры,
-
Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры «Ордена Славы»,
-
студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане — студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)
В Третьяковской галерее теперь многое изменилось. Во-первых, исчезли очереди в кассу, которые раньше тянулись вдоль всего Лаврушинского переулка. Соответственно, исчезли толпы экскурсантов, приезжавших раньше со всего СССР и закрывавшие подступы к картинам. Интернет удерживает их дома. Во-вторых, убрали в запасники картины советских художников, а раньше эти залы было не миновать. В-третьих, установили кондиционеры. Но, к сожалению, многие картины в целях защиты поместили под стекло, предоставив посетителям любоваться собственными отражениями. Но к счастью, разрешили свободно фотографировать.
Надо сказать, что нашу девочку больше всего интересовала портретная живопись. Этому жанру и будет посвящен мой дальнейший фото-рассказ, для удобства разбитый на несколько частей. их оглавление следующее :
1) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
2) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ
3 ) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ
4) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».
Москва, июнь 2015 г.
Автор Татьяна Бойко-Назарова
Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova
Навигация
Предыдущая статья: ← НА БАЙДАРКАХ ПО КАРЕЛИИ
Следующая статья: Несколько картин Третьяковской галереи. Портреты Третьяковых →
Прекрасный путеводитель по ТРЕТЬЯКОВКЕ, Татьяна. Воспользуюсь им обязательно в сентябре. Познавательно и поучительно! СПАСИБО!
Cпасибо, Галина.Буду продолжать эту серию. Кстати, у нас не потребовали никаких пенсионных удостоверений, просто сразу выдали льготы билеты нам и бесплатный входной билет девочке. А в прошлый приезд, когда я ,хотела купить полный билет, кассир очень удивилась. В ответ, что у меня теперь документы гражданки Молдовы, сказала: « Ну и что?» И выдала мне льготный билет. Я, конечно, не возражала. Забыла написать, что понедельник в Третьяковке выходной, а с экскурсоводами можно обсуждать детали картин до бесконечности (чем я в силу своего характера постоянно пользовалась). В другом знаменитом музее Москвы — ГМИИ им. Пушкина обстановка теперь намного хуже. А после галереи родители нашей девочки посоветовали пообедать в ресторанчике Му-Му рядом с метро Третьяковская. Там оптимальное соотношение цена-качество, чисто, вкусно, уютно, приятный персонал. Желаю успешной поездки!
[…] 1) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. […]