Азия на двоих: в гостях у кхмеров

Планы на лето.

Где-то в начале 90-х я впервые услышал про некий заброшенный город в Юго-Восточной Азии, который, якобы, нашли в джунглях совсем недавно и признали его самым большим и красивым строением древней цивилизации на Земле. Какие были мои представления об этом городе в тот момент? Точно уже не помню. Помню только, что представился мне тогда разрушенный храм в виде Тадж-Махала с проломленным сводом главной мечети и рассыпавшимся минаретом. Помните развалины из советского мультфильма про Маугли? Ну, то место, где ему железный зуб вручили… Вот примерно так. И, естественно, все там кишит дикими обезьянами! Я даже уже не помню, от кого я это услышал и где, и что конкретно было сказано, однако память сохранила главное – настроение от услышанного.

Прошло очень много времени по моим меркам – полжизни в прямом смысле слова – и, примерно, в 2006 я снова, совершенно случайно, столкнулся с этим городом. Было это дома у моего друга. Его коллега привез из Таиланда фотоальбом о Камбодже. Альбом меня поразил своими пейзажными снимками развалин каких-то древних храмов посреди джунглей, огромными деревьями, растущими прямо на стенах и каменных крышах, рвов с водой, оранжевых тропинок и все это на рассвете или в лучах заката. Фантастика! Минус альбома был просто колоссальный: все комментарии к фотографиям были на итальянском языке. Привези ты то же самое на английском или, на худой конец, на немецком языке можно было бы понять, о чем речь! Впрочем, в альбоме была карта Камбоджи, и я без труда сориентировался, где находится это чудо, и больше не забывал, хотя и не надеялся его когда-нибудь посетить.

Здесь надо сказать, что за год до знакомства с этим альбомом, мы – я и моя жена Ольга – впервые выбрались заграницу и побывали в Таиланде. Что это было за путешествие и как оно задумывалось – это уже тема отдельного рассказа, но оно намертво привязало нас к стремлению путешествовать по миру и рассматривать все свои материальные приобретения в жизни через альтернативу: «Шкаф?! А может быть лучше в отпуск, в Еревань???» или «Зачем нам эта Белокуриха??? Поехали в Камбоджу!». В общем, цель следующего путешествия стала ясна – Камбоджа! Кстати, книги и прочие не очень срочные вещи так и живут у нас дома в коробках – шкаф под них мы так еще и не купили. «Правильно! И зачем вам эти дрова!» – сказала как-то моя подруга, и добавила – «Один раз живем!».

В Белокуриху все же нас занесло, что еще тверже наставило меня на путь планирования второй поездки в ЮВА. Дело в том, что, ухлопав все отпускные в этом сибирско-алтайском «Куршавеле», мы не получили ничего, кроме ярких воспоминаний о детстве (я был там в 1988 году – ровно 20 лет назад!) и свежего горного воздуха. Планы покататься на горных лыжах в ту зиму с треском провалились по причине отсутствия снега на Алтае, а поправить здоровье мы особо не планировали – ибо как обычно некогда, да и одними клизмами склероз не вылечить! Проливной дождь 29 января и плюс 9 градусов согнали нас с Жемчужины Алтая на три дня раньше срока. Короче, мы признали полный провал сего предприятия.

Воспоминания о медовом месяце в Таиланде осенью 2005 года, грезы о Камбодже и поездка в Белокуриху сделали свое дело – мы уже в марте купили билеты в Малайзию на 31 июля с обратным вылетом в Новосибирск через 23 дня из Бангкока. В этот раз мы решили не ограничиваться одним государством ЮВА, но конкретных планов официальных дружеских визитов на тот момент еще не было. Хотелось туда, а там решим. Билеты куплены, и отступать некуда. Началась подготовка к путешествию.

Жить беззаботно от зарплаты до зарплаты стало невозможно, и в нашей небольшой семье впервые появился бюджет. К 1 мая стало понятно, что поездка вырисовывается по деньгам и пора приступать к ее планированию.

Все майские праздники мы искали в Интернете варианты маршрутов. Хотелось посетить Камбоджу, прокатиться на поезде по ЮВА, поплавать в море и, самое главное, объехать как можно больше городов разных государств этого региона.

Споры были горячие. С чего начать? Какой транспорт будет оптимальный для поездки в Камбоджу? В какой момент, и на сколько дней, заглянуть в бананово-лимонный Сингапур?

Если выбрать в качестве транспорта только самолет, то не хватало денег. Если выбирали пляжный отдых в Таиланде, то не понятно, как можно было попасть в Сингапур. Таких задач из серии «волк, коза и капуста» была масса, и мы решили не строить маршрут сразу, а детально покопать форумы путешественников – очень вероятно, мы многого не знаем.

Вариант с наземным путешествием из Бангкока в Сиемреап – город в Камбодже, где находятся основные древние постройки – отпал довольно быстро. Множество рассказов бывалых говорили о том, что путь хоть и не длинный, но очень сложный и утомительный, а также опасный. Дорога грунтовая, сквозь джунгли, плюс сложный переход через границу, кроме того, август – сезон дождей, а район дикий и малярийный.

Прочитав все это и трезво взглянув на вероятные трудности, мы решили действовать методом исключения: раз нет возможности попасть в Камбоджу по суше, летим на самолете. Вопрос: откуда?

Ольга взяла решение этой задачи полностью на себя. Лететь из Бангкока оказалось дорого – туда и обратно на двоих примерно 500 американских долларов, да и попасть в Бангкок еще предстояло. И тут Ольга сделала первое важное открытие того путешествия. На одном из туристических сайтов она нашла информацию, что есть в регионе бюджетные авиакомпании, цена авиабилета которых на порядок меньше обычных. Стали искать уже целенаправленно.

Как выяснилось, таких компаний несколько. Одна из них оказалась нам очень удобной – AirAsia. Штаб-квартира, буду так называть аэропорт, откуда AirAsia делает максимальное количество направлений вылетов, находится как раз в том же аэропорту, куда мы прибываем в первый день визита в ЮВА – Kuala Lumpur International Airport (KLIA). Одноименный сайт гласил, что рейс в Сиемреап и обратно – регулярный и стоить он на данный момент нам двоим будет порядка $95. Так, фигурально выражаясь, «козу» перевезли.

Автоматом решился и второй вопрос с пляжным отдыхом. Если прилетаем обратно в Малайзию, то и пляж будем искать в этой стране, да так, чтоб до него можно было долететь все той же «айразией». Следовательно, Сингапур будет следующей точкой нашего вояжа, а раз вылет домой у нас из Бангкока, то последние несколько дней проведем в Таиланде, куда попадем, опять же, этой бюджетной авиакомпанией.

Выбрать остров для пляжного отдыха – задача сама по себе сложная. Ольга хочет, чтоб было все «пять звезд», я – чтоб все дикое и дешевое. Все в ее понятии – это отель пять звезд, магазины, аквапарки и т. д. Для меня, деревенского парня, вынужденного последнее время жить в самом центре мегаполиса, важно, чтоб было тихо, чисто и много природы. В конце концов, решил я, главное, чтоб она улыбалась!

«Погляди, что я нашла» — восклицала она, — «остров Лангкави – архипелаг из 99 островков! Куча отелей, пляжи, канатная дорога! Сама королева Английская там отдыхает…» Я даже спорить не стал. «Туда летим, а обратно паромом на континент и затем поездом до Куала-Лумпура» – было мое условие. Люблю поезда с детства, а запах креозота, которым пропитывают у нас шпалы, для меня, как наркотик – если запахло, значит, пора!

Определились также и с Сингапуром. После 10 дней пребывания на Лангкави на пароме мы должны были добраться до портового города Куала-Кедах, где, взяв такси, доехать до городка Алор-Сетар вглубь Малаккского полуострова. Железная дорога, соединяющая Таиланд, Малайзию и Сингапур, проходит чуть в стороне от побережья Индийского океана, и ближайшим городом, где можно было сеть на поезд до Куала-Лумпура, был Алор-Сетар.

Таким образом, за четыре майских выходных мы полностью определились с маршрутом движения и остановками. Получилась следующая картина. Прилет в Куала-Лумпур 31 июля. Один день на адаптацию и отдых в отеле Concord Inn, расположенном в черте аэропорта, прямо между взлетными полосами. Вылет в Камбоджу 1 августа. Возвращение в Малайзию днем 4 августа и сразу вылет на остров Лангкави. Девять дней на острове, затем поездом до Куала-Лумпура. Остановка в столице на сутки, с посещением административного центра Малайзии города Путра-Джая и празднованием моего дня рождения. Вечером 14 августа посадка в поезд до Сингапура. Вылет на Бангкок 17 августа. Пять дней в Таиланде и 22 августа вылет домой. Кажись, ничего не забыл.

Почти все удалось забронировать и купить через Интернет в течение мая и июня. Какие же длинные были эти месяцы, а июль так вообще не собирался заканчиваться! За это время удалось окончательно во всех деталях продумать поездку. Были куплены необходимые элементы одежды, обувь, рубахи с длинными рукавами, кепки, чтоб не обгорали наши головы, всякие мази как от солнца, так и от комаров, битком набилась аптечка всем необходимым и т. д. Уверенность в полном успехе была абсолютная. Мне даже пришло в голову сравнение: иду на экзамен, и выучил все! Редко такое у меня бывало, чего, наверное, не сказала бы жена. У нее все экзамены всегда были выучены от корки до корки – красный диплом университета просто так не дают.

В начале июля мы обкололись прививками от гепатита «А» и брюшного тифа. Я долго изучал, что такое малярия и как с ней бороться. Успел даже вразумить врача-инфекциониста, которая мне на консультации, куда я специально ходил, посоветовала пользоваться хинином, откопав эту информацию прямо при мне в каком-то справочнике без обложки – я не удивился бы, если там написано было через «ъ». Похоже, когда этот справочник создавали, Склифосовский еще не родился!

Оказалось, что способов профилактики, кроме защиты, от комаров нет. От комаров то, слава богу, я защищаться умею: главное, первые три дня продержаться и сильно не расчесывать укусы, а потом перестаешь их замечать. Хотя, кажется, это не тот способ… Купил на рынке «Дэту», на всякий случай, – вариант проверенный временем и сибирскими лесорубами, чего не скажешь про всякий там «Москитол».

Где-то на белом свете, там, где всегда … тепло.

Малайзия для россиян страна безвизовая – прилетел на 30 дней, и только штамп в паспорте. Таиланд также отменил визы для россиян. Камбоджа позволяет сделать визу через Интернет – так даже дешевле на пять американских долларов, чем по прилету. Стоит это е-виза $25 на человека. Сингапур – случай особый. Можно по прилету получить транзитную визу на 96 часов, но для этого надо выполнить ряд условий. Я расскажу про них чуть позже. А сейчас мы приземлились в международном аэропорту Куала-Лумпура KLIA.

Аз_1_1

Аэропорт новый, огромный и с современным дизайном. По сути, это целый город со своими гостиницами, ресторанами, магазинами и прочей атрибутикой. Нам предстояло найти специальный выход к автобусной остановке, где нас должен в течение получаса забрать автобус нашего первого отеля. Поиск этого места можно смело сравнить с детской игрой в казаки-разбойники, когда игроки одной команды ищут на пересеченной местности игроков другой команды по неким ориентирам. Жутко интересно!

Аз_3

Нашли выход. Вышли… Все как в первый раз в 2005!  Как будто снова ты вернулся в свою сказку, в свои первые минуты этого совершенно другого, экваториального мира, где для тебя все ново и ни на что не похоже. Желтое жгучее солнце в задернутом вуалью облаков небе, тягучий, как кисель, влажный, горячий воздух, наполненный запахами жизни миллионов представителей флоры и фауны, диковинные деревья и «голуби» с ярко-желтыми головами. Наверное, из-за этих мелочей, самых обыкновенных для местных жителей, она мне и нравится – эта Юго-Восточная Азия!

Аз_2

Самый первый раз, когда я понюхал этот воздух, я даже не понял, что это было. Тогда мы прилетели в Бангкок в самом начале ноября 2005 года. Пройдя контроль, получив визу и забрав багаж, мы реши сдать зимние вещи в камеру хранения здесь, в аэропорту, чтоб не таскать их через весь Таиланд. Я оставил супругу в зале прилета, а сам пустился на поиски этого вокзального сервиса. Что-то мне подсказывало – надо спуститься вниз, на первый этаж.

Непарадная лестница, которую я отыскал по указателям в переходе между международным аэропортом и залом внутренних рейсов, привела меня к проему в стене, завешанному толстыми резиновыми лентами. Стало понятно – я зашел не туда, но интерес узнать, что за лентами взял верх. Пройдя сквозь занавес, я очутился на автостоянке аэропорта, но мне показалось, что я попал в прачечную – так здесь было жарко и сыро! И мысли не было, что это – естественный уличный воздух! Вот так я неожиданно для себя оказался вне кондиционируемого аэропорта и впервые вдохнул настоящий воздух Таиланда. Камеру хранения я все же тогда нашел, но воспользоваться ей мы не решились – дорого.

В очерке о своей поездке один турист писал, что воздух этот – тягучий,  как кисель, влажный, горячий и жутко вонючий, и пока не понюхаешь его, не поймешь – сравнить русскому человеку этот запах не с чем. Теперь-то я знаю, как он пахнет. Это запах моей эйфории!!!

Зимой в Сибири воздух невидим. Когда выходишь посреди застывшего леса из душного автобуса, то получаешь огромное, ни с чем не сравнимое удовольствие от его чистоты. В Таиланде  воздух видим, он, действительно, как кисель: его вдыхаешь с вполне ощутимым усилием, но он также приносит большое удовольствие. На вкус он сладкий и даже немного приторный.

Отель Concord Inn

Отель Concord Inn

Отель Concord Inn расположен между взлетными полосами международного аэропорта Куала-Лумпура – это, своего рода, развлекательный аттракцион. Очень интересно наблюдать за взлетающими горбатыми боингами и кургузыми аэробусами, лежа на шезлонге у бассейна, попивая сок спелого манго. Еще интереснее следить за посадкой этих лайнеров, когда на снижении в районе аэропорта висят друг за другом на разной высоте сразу несколько самолетов. Садятся они с интервалом примерно в одну-две минуты. Саму посадку из гостиницы, конечно, не видно. Зато слышно, как начинает реветь реверс, через несколько секунд с того момента, как приземляющийся борт скрывается за пальмами отеля.

Отель Concord Inn 2

Расположись в отеле быстро. Он оказался очень простым, но уютным. Его номера – это линии домиков, собранных под одной железной крышей. Между линиями располагаются различные общие заведения: лобби, ресторан, бассейн, магазинчики с разной бытовой утварью, медикаментами и книгами. Благодаря одному такому магазинчику я решил для себя самый острый вопрос прошлого и настоящего путешествия.

Не только воздух, язык и даже цифры здесь в ЮВА не такие как дома. Электрические розетки здесь тоже своеобразные. Зарядить телефон, аккумуляторы к фотокамере или разогнать назойливых насекомых с помощью фумигатора может стать проблемой, если нет специального переходника.

Я еще на этапе планирования нашего путешествия озадачился этим вопросом, но красивого решения найти не смог, и это меня постоянно волновало. Здесь же в отеле в первый день я купил переходник, который на выходе имел сразу несколько типов розеток: под евро-вилки и под советский стандарт. Теперь мы полностью готовы заряжать и морить!

Описывая отель, я упомянул материал крыш домиков. Железная крыша – это большой минус любого жилого строения. Вы уже догадываетесь почему? Сильный дождь или, чего хуже, внезапный крупный град наполняет домик жутким грохотом.

Пока Ольга принимала душ, я попытался разобраться с оборудованием номера. Выяснилось, что кондиционер не работает: пульт дистанционного управления не производил никакого эффекта на пластиковый ящик, висевший под потолком комнаты. Пожаловался горничной. Принесли новый пульт. Я нажал на кнопку “power”, и в этот момент комната мгновенно наполнилась ровным мощным шумом, как мне показалась, вместо кондиционера включилась старая система вентиляции. Я повторно нажал на кнопку пульта, но шум не прекратился. В полном недоумении я застыл посреди комнаты, соображая, что делать дальше. Кроме шума я заметил, что в комнате стало заметно темнее. Подойдя к окну, мне стало все понятно и одновременно смешно: на улице шел дождь – настоящий тропический ливень. И надо же было так совпасть этим событиям: кнопка «power» и начало дождя!

Отдохнув в отеле до вечера, мы реши вернуться в аэропорт поужинать и все разузнать о нашем завтрашнем отлете в Камбоджу.

Авиакомпания AirAsia имеет свой собственный терминал. От международного терминала KLIA добраться до него можно на автобусе за 20 минут, объехав почти полностью всю зону аэропорта. Автобус местный, маршрутный, ходит по расписанию каждые 15-20 минут. Цена билета – 2 RM.

Терминал этой бюджетной авиакомпании очень удобный. Здесь есть банк, камера хранения, несколько европейских ресторанов быстрого питания для тех, кто страдает нехваткой веса, а также много заведений с местной натуральной кухней, где подают мой любимый nasi lemak – завернутый в банановый лист пареный рис в свирепом соусе с вяленой рыбой и огурчиком.

Возвращались в отель тем же автобусом, но уже в сумерках, которые наступают здесь минут за 10 после захода солнца, и это только добавило впечатлений. Ночью аэропорт приобретает просто фантастические виды. Полосы и рулежные дорожки раскрашены пунктирами синих, красных, желтых огней. Периодически, раз в минуту, торец одной из полос вспыхивает очень ярким светом и забирает к себе из ночного неба очередной серебристый лайнер. Вышка аэропорта, мигая разными сигнальными огнями, нависает над движущимися и перемигивающимися самолетами. Теплый легкий ветер тропической ночи из отрытого окна автобуса наполняет тебя какой-то очень спокойной, абсолютной, тихой радостью, и кажется, что так ты мог бы ехать вечно, если бы не следующий день …

Голос из детства.

На следующий день рано утром мы по уже знакомому маршруту отправились на встречу с Камбоджей. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите название этого государства? Я почти всегда вспоминаю свое ясноглазое детство в глухой сибирской деревне, субботний день, подготовку к походу в баню на другой конец нашего огорода и передачу «Международная панорама» по единственному транслируемому Первому каналу. После нее или перед ней, уже не помню, обычно танцевали цапли, носились обезьяны с длинными хвостами и кувырком в порыве ветра вместе с листьями и ветками летели большие птицы на пестром фоне заставки – так начиналась программа … да, «В мире животных».

Из репортажей «Международной панорамы», которые комментировал товарищ Бовин, мне сильно врезались в память хроники войны в Индокитае, американские империалисты в солнцезащитных очках и засученных по локоть рукавах, дети-инвалиды без рук или ног, лес, который никогда больше не будет зеленым, и прочие ужасы. Вероятно, человеческий мозг так устроен, что запоминает не только те образы, которые видит и которые его задели за живое, но и сопутствующую обстановку этих событий: погоду, запахи, время года и пр. Для меня слово Камбоджа навсегда закрепилось с детством, с ярким закатным солнцем, летней жарой и запахом лака, которым была покрыта этажерка с маленьким черно-белым телевизором в нашем доме.

Камбоджа встретила нас сорокоградусной жарой и ослепительным солнцем. Еще на подлете к Сиемреапу стало понятно, что сезон дождей не такой уж страшный сезон, как его малюют. Видимость была отличная, и почти не было облаков.

 Весь полет, в основном, проходил над Южно-Китайским морем, затем мы полетели над континентом – территория Камбоджи, и в самом начале снижения самолет вновь очутился над водной поверхностью, но цвет воды был не морским, а серовато-коричневым. Это уникальное озеро Тонлесап.

Камбоджа_1

Его уникальность заключается в том, что оно наполняется водой два раза в год. Один раз – за счет дождей в сезон дождей, а второй раз – за счет обратного течения самой большой реки ЮВА – Меконга. Обратное течение реки возникает из-за большого количества воды весной, когда активно тают снега в Гималаях, и устье Меконга в районе вьетнамского города Хошимин не в состоянии пропустить ее всю в океан. Возникает обратное течение с ответвлением от обычного русла в сторону Камбоджи. Озеро выступает неким природным расширительным баком. Благодаря этому свойству урожай риса в Камбодже собирают не один раз, как в остальных регионах ЮВА, а два раза в год.

За несколько минут до посадки нашему взору открылась великолепная картина жизни Камбоджи. Вся территория, насколько хватало глаз, была обжита, причесана затопленными рисовыми полями и расчерчена, как по линейке, оранжевыми дорогами. Создалось четкое ощущение бережной созидательности и культуры населения этой страны, простоты и практичности использования ее богатств. Великое видится на расстоянии!

Камбоджа_2

Этот вид на мгновение напомнил мне картины моих фантазий в глубоком детстве, когда мама читала мне любимую книжку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Камбоджа_3

Наверное, как-то так могла видеть Желтую страну девочка Элли из своего домика, прежде чем упасть на голову злой волшебнице.

Камбоджа_4

Конец первой части.

Ольга и Илья Ослины

2011 г.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Азия на двоих: в гостях у кхмеров" оставлено 4 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Ольга, Илья, здравствуйте. Спасибо за живой и насыщенный рассказ. Читается и перечитывается на одном дыхании. Веет Жюль Верном. И при этом масса полезной и конкретной информации нашего 21 века. Поздравляю и жду продолжения.

    Ваша Татьяна

    • Илья:

      Спасибо! Татьяна, очень и очень приятно слышать такой отзыв!!! Значит не зря писал.

  2. […] Продолжаем свое повествование по Камбодже (начало — в посте "Азия на Двоих: в гостях у кхмеров"). […]

  3. […] нашего путешествия в Камбоджу. Начало — в посте "Азия на двоих:в гостях у кхмеров", продолжение — "В гостях у […]

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти