Новогодние праздники – это музыка. Которая, как вы знаете, бывает разной, и, вообще, о вкусах не спорят. Но есть музыка, которую вот уже полтора века знают и любят все. Это музыка Штрауса. В Австрии даже существуют два неофициальных гимна : 1) марш Радецкого и 2) вальс «На прекрасном Голубом Дунае».
Эти произведения звучат так часто, что имя композитора можно даже не называть. Но если быть точным, то марш Радецкого и вальс Голубой Дунай написали два разных человека, и обоих звали Иоганн Батист Штраус (нем. Johann Baptist Strauss ). Старший из них Иоганн Штраус–отец (1804-1849) написал знаменитый марш в 1848 году, а младший Иоганн Штраус–сын (1825-1899) написал еще более знаменитый вальс в 1867. Теперь оба эти произведения всегда исполняются на бис в Золотом зале в Музикферайн, в Новогоднем концерте Венского филармонического оркестра. Туда мы с вами попадем в конце этого рассказа.
А сейчас послушаем марш Радецкого в Новогоднем концерте 1 января 2011 года. Дирижер Франц Вельзер-Мёст (нем. Franz Welser-Möst).
Напомню, что Иоганн Штраус–отец написал этот марш как приветствие войск фельдмаршала Иоганна Радецкого, возвращавшихся после подавления восстания в Италии. Впервые этот марш был исполнен перед проходящими войсками на улицах Вены 31 августа 1848 года. Говорят, тогда он произвел такое сильное впечатление на присутствовавших на параде австрийских офицеров и других официальных лиц, что те стали невольно притоптывать ногами в такт, вопреки своему нордического характеру. С тех пор, согласно традиции, даже великосветская публика всегда сопровождает марш Радецкого прихлопами и притопами.
А сейчас мне хочется вернуться на полтора века назад в семейство Штраусов, гениальных композиторов и музыкантов. Только не думайте, что Штраус-отец продвигал Штрауса-сына в музыкальном мире. Наоборот. Трудно быть гением, а гениальными были и отец, Иоганн Штраус, и его трое сыновей. Надо сказать, что в семье Штраус, извечная проблема «отцы и дети» вылилась в ожесточенную, но плодотворную конкуренцию музыкальных гениев. Старший Штраус делал все, чтобы сын не занимался музыкой. В планы отца входило сделать старшего сына Иоганна банкиром. Это можно понять, у Штрауса-отца было трудное сиротское детство, он самостоятельно выучился играть на скрипке и поначалу зарабатывал игрой в трактирах. По воспоминаниям его первого учителя, будучи ещё совсем маленьким, мальчик вылезал из-под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами.
Штраус-отец стал не только виртуозом, он был первым, кто соединил воедино три профессии: дирижер, солист и скрипач. Он играл в бешеном темпе и с огромным темпераментом. А когда он при этом еще и дирижировал, то сдержанные современники находили его движения слишком уж соблазнительными и сравнивали его с Паганини.
Уже в 28 лет Штраус-отец стал настолько знаменит, во время его выступлений зал был переполнен даже во время эпидемии холеры в 1832 году в Вене. В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса-отца по Европе. Он возвел танцевальную музыку в ранг искусства. Один из его первых вальсов так и назывался «Жизнь — это танец» (Das Leben ein Tanz). Лондонские музыкальные критики называли Штрауса-отца «Моцартом вальсов», «Бетховеном котильонов», «Паганини галопов», «Россини попурри». В 1833—1838 Штраус-отец гастролировал в крупнейших городах и столицах Европы, а в сезон, приуроченный к коронации королевы Виктории, дал 72 концерта в Лондоне.
В таком темпе он работал до изнеможения и практически не занимался детьми. Единственное, за чем он строго следил и этого же требовал от жены, чтобы его дети не сочиняли музыку и не играли на скрипке. На фортепьяно играть разрешалось. Пишут, что когда Штраус-отец впервые застал сына Иоганна играющим на скрипке, то пришёл в ярость, отобрал скрипку и запер её в комод. Но мать купила сыну новую скрипку, а Иоганн-младший не только продолжил играть тайком, но и пристрастил к скрипке братьев: Йозефа и Эдуарда, тоже будущих композиторов. В отличие от отца, Иоганн-младший никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее». Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. Это Все это легло в основу знаменитого фильма «Большой Вальс», где показана романтическая история создания второго по красоте вальса молодого Штрауса «Сказки Венского леса». В фильме не показано, что когда в 1844 Иоганн-младший обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, Штраус-старший в ответ лишил сыновей наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы.
Соперничество двух гениев, отца и сына, нарастало. Когда Штраусу-младшему удалось набрать небольшой собственный оркестр, исполнявший в основном его собственные произведения, ему сильно мешала зависть влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. А Штраус–отец в 1843 году указом императора Фердинанда I был назначен «управляющим придворными балами».
Революция 1848 года ещё больше обострила конфликт между отцом и сыном. Они оказались по разные стороны баррикад. Старший Штраус поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». А младший Штраус в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал несколько революционных маршей и вальсов. После подавления революции Штрауса–сына привлекли к суду, но в конце концов оправдали.
Но революции ломают многое и многих. Венцы не простили Штраусу-отцу то, что он не поддержал революцию, и стали игнорировать его концерты. Находившийся до в зените славы Штраус-отец растерялся и сник. Однажды в порыве гнева он сломал смычок и на следующий день слёг в горячке. Новая жена его бросила и уехала с детьми из дома. Узнав, что Штраус-отец при смерти, его бывшая жена а с Иоганном-младшим поехали к нему, но в живых его уже не застали.
Похороны Штрауса-старшего были грандиозные, на них присутствовало около 30 тысяч человек. Штраус-сын играл на могиле отца «Реквием» Моцарта. И хотя отец лишил его наследства, в 1889 он издал в Лейпциге полное собрание его сочинений за свой счёт. Штраус–отец был автором более 250 произведений, 152 из которых вальсы. И эти вальсы прекрасны.
Но самый лучший из вальсов написал не отец, а сын: Младший Иоганн Штраус, он же Иоганн Штраус II, или Иоганн Штраус-сын. И, если Штраус-отец считался «Моцартом вальсов», то Штраус-сын стал просто «Королем вальса». Самый знаменитый из своих вальсов «На прекрасном Голубом Дунае» (нем. An der schönen blauen Donau, op. 314) Штраус-сын написал изначально для Венского хорового общества. Премьера состоялась 13 февраля 1867 года, но венская публика отнеслась к вальсу прохладно. После концерта Штраус сказал: «Чёрт с ним, с вальсом, а вот коду мне жаль, я бы хотел её успеха». Второй раз Штраус представил чисто инструментальную версию вальса в этом же 1867 году на Всемирной выставке в Париже, и это выступление прошло с огромным успехом. Вальс был издан миллионным тиражом.
В 1967 году к 100-летнему юбилею вальса «Голубой Дунай» была выпущена серебряная монета достоинством 50 шиллингов. Не стоит забывать, что Штраус-отец когда-то отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. А музыкой сын занимался по ночам, и не следует забывать, что талант — это труд.
Среди бесчисленных исполнений вальса «Голубой Дунай», мне особенно нравится его исполнение на Новогоднем концерте, который состоялся в Золотом зале Общества друзей музыки Музикферайн (Musikverein) 1 января 2012 года. Дирижер Марис Янсонс.
Напомню, что Музикферайн — это основной концертный зал Венского филармонического оркестра (нем. Wiener Philharmoniker), который базируется в Вене и считается одним из лучших в мире. Музикферайн является также концертным залом Общества любителей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde). Музыканты набираются из оркестра Венской оперы, где они должны перед этим отыграть не менее трёх лет. Оркестр был основан в 1842 году Отто Николаи. В Новогодних концертах участвуют также солисты балета Венской оперы.
Этот и другие вальсы, марши, польки и галопы семьи Штраусов мы можно было услышать в Новогоднем концерте, который состоялся 1 января 2018 года.
А теперь давайте, наконец, перенесемся на родину вальсов Штраусов в Вену, в новый 2018 год и зайдем без билета (в Интернете это возможно) в удивительный Золотой зал (Golden Hall), он же «Большой зал» (Großer Saal) Музикферайн.
Благодаря превосходной акустике, Золотой зал считается одним из лучших концертных залов в мире наряду с Берлинским, Амстердамским и Бостонским симфоническими залами. Кстати, эти лучшие в мире залы, за исключением Бостонского, были построены в прошлые века без применений методов современной архитектурной акустики. Возможно, главную роль тогда играли материалы и добросовестность рабочих. Все эти залы облицованы деревом и похожи по форме: узкие, длинные, высокие, наподобие коробки для обуви.
В этом году Новогодним концертом Венского симфонического оркестра дирижировал великий Риккардо Мути. Следует сказать, что Риккардо Мути ( Riccardo Muti) родился в Неаполе в 1941 году, дебютировал как дирижёр в 1966, в 1973—82 годах работал с Лондонским филармоническим и с Филадельфийским оркестрами. С 1986 по 2005 был художественным руководителем театра «Ла Скала». В 2010 Мути возглавил Чикагский симфонический оркестр. В октябре 2011 согласился занять пост «пожизненного почетного директора» Римской оперы. В 2011 г. получил приз имени Биргит Нильсон — самую большую награду в мире классической музыки — за «выдающийся вклад в развитие оперы и концертов». 1 октября 2001 г. за заслуги в развитии и укреплении российско-итальянских культурных связей Риккардо Мути был награждён орденом Дружбы
Остальное вам расскажет ведущий.
А сейчас наслаждайтесь праздником музыки, танца, живописи, архитектуры и природы.
Новогодний концерт Венского симфонического оркестра, Музикферайн. Дирижер Риккардо Мути. 1 января 2018 года
________________________________________________________________________
Источники
https://de.wikipedia.org/wiki/Radetzky-Marsch
https://de.wikipedia.org/wiki/Johann_Strauss_(Vater)
https://en.wikipedia.org/wiki/Musikverein
Автор Татьяна Бойко-Назарова
13 января 2018 г
- 18♥ (10)
- Австралия (5)
- Азия (313)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (16)
- Грузия (1)
- Израиль (9)
- Индия (5)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (38)
- Малайзия (61)
- Мальдивы (1)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (5)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (15)
- Тайвань (1)
- Турция (12)
- Узбекистан (1)
- Филиппины (6)
- Южная Корея (64)
- Япония (19)
- Активный отдых (103)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (31)
- Горный туризм (12)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (113)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (125)
- Алжир (27)
- Египет (89)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (15)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (837)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (2)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Венгрия (3)
- Германия (14)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (26)
- Италия (81)
- Мальта (5)
- Молдова (202)
- Монако (2)
- Нидерланды (19)
- Норвегия (5)
- Португалия (1)
- Россия (106)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (201)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (3)
- Швеция (1)
- История науки и техники (7)
- Кулинарная страница (34)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (11)
- Приготовь сам (14)
- Литературная страница (144)
- МГУ им. Ломоносова (5)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (133)
- Музыкальная страница (26)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- О Луне (7)
- Океания (11)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (4)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (238)
- подводная фотография (16)
- Уроки мастерства (9)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (12)
- фото-рассказ (109)
- Фотогалерея (59)
- Фототехника (23)
Великолепная статья! Очень познавательно.
Спасибо. Рада, что статья понравилась. Со Старым Новым годом!
Таня, спасибо за музыкальное поздравление к старому новому году!
Наконец-то я, следуя приведенной ссылке, посмотрела фильм «Большой вальс», который крутили в госпитале, где лечился отец после ранения в 1944-м. Фильм показывали поочередно на этажах, начиная с верхнего, и отец смотрел его на всех этажах.
Спасибо, Соня, за душевный отклик. Я в детстве смотрела «Большой вальс» с родителями в переполненным кинотеатре, весь город только о нем и говорил. Это было в начале 60-х. Потом благодаря этому фильму появилась знаменитая песня:
» На вечернем сеансе в небольшом городке
Пела песню актриса на чужом языке
Сказку Венского леса я услышал в кино
Это было недавно это было давно….»
https://youtu.be/RrwxvMxWEWE
С удовольствием прочитал и прослушал, спасибо!