ПОДВОДНОЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

 clip_image002

Недавно в Сети я наткнулся на фотофорум по подводной съёмке. Думаю, что эта тематика будет интересна многим любителям подводной фотографии, поэтому предлагаю ее обсудить.

Вот довольно компактная и затрагивающая практические вопросы подводной фотографии статья  https://sony-club.ru/threads/podvodnaja-fotosjomka.21590/   (автор  Gorjatschew). Приводим её ниже в оригинале автора. 

* * *

Подводное фотографирование

Принципиального отличия подводное фотографирование от надводного не имеет, однако съемка под водой требует решения некоторых частных теоретических и практических задач.

Вода, даже оптически чистая, примерно в 1000 раз сильнее воздуха ослабляет видимый свет. На практике приходится встречаться с растворами солей в воде и загрязнением ее органическими и неорганическими примесями.

При фотографировании в воде изображения получаются малоконтрастными: при цветной подводной фотосъемке очень трудно добиться правильной цветопередачи.

Ослабление света в воде вызвано его рассеянием и поглощением. Поглощение водой светового монохроматического потока находится в прямой зависимости от толщины слоя воды.

Наименьшее поглощение света в воде наблюдается при длине волны света, равной 490 ммк, что соответствует синему цвету. На этом участке спектра вода очень незначительно поглощает световой поток. Потери составляют 1,5% при прохождении светом пути длиной в 1 м. На участке спектра красного цвета с длиной волны около 720 ммк показатель поглощения достигает наибольшего значения. Потери в этом случае доходят до 60% при пути света в 1 м.

Поглощение света в природной воде в области видимого спектра с достаточной степенью точности можно принять как сумму двух поглощений: поглощения света взвешенными в воде частицами и оптически чистой водой.

Наибольшие затруднения при подводном фотографировании вызывает не поглощение света, а его рассеяние. Оно вызвано содержанием в воде планктона, органических и неорганических частиц, поднятых течением со дна или принесенных из рек, а также воздушных пузырей. Наиболее сильно рассеивают свет пресные проточные воды озер, прибрежные воды морей и океанов.

Для нормального подводного фотографирования очень важно соотношение количеств рассеянного и направленного света. Рассеянный свет не может участвовать в образовании изображения и тем не менее, попадая через фотографический объектив на пленку, он засвечивает светочувствительный слой негативного фотоматериала. В некоторых условиях рассеянный свет создает такие почернения негатива, что обработка и изготовление фотоотпечатка становятся невозможными.

Для снятия дымки и получения более четких снимков при черно-белой подводной фотографии и для правильной цветопередачи при цветной подводной фотографии необходимо пользоваться корректирующими светофильтрами.

При подводных съемках на черно-белую пленку для корректирования светового потока следует пользоваться оранжевыми и желтыми светофильтрами ОС-12, ЖС-12, ЖС-18.

Надежным помощником при фотографировании под водой является искусственное освещение. Подводная фотосъемка требует мощных источников света, при этом желательно автономное питание их электроэнергией.
Электронные импульсные лампы и лампы-вспышки одноразового действия повышают качество снимков. Источники освещения, получающие постоянное питание с поверхности, могут быть использованы для подводных киносъемок, телевидения или фотосъемок в затопленных шахтах, на затонувших кораблях, в пещерах и т.д. Кабель для их питания в этом случае комплектуется совместно с воздушным шлангом и телефонным кабелем водолаза.

Конструктивное оформление и схемы импульсных ламп «Молния», «ЭВ-1», «Луч-59» и «ФИЛ» оказываются наиболее пригодными для применения их в подводной фотосъемке. Импульсные лампы дают очень короткую (от 1/2000 до 1/500 сек.) и мощную вспышку. Световой поток этой вспышки очень близок по своему спектральному составу к солнечному. Свет электронной импульсной лампы позволяет снимать на цветную пленку, применяемую для дневного освещения. Это очень важно, так как при выборе корректирующих светофильтров можно пользоваться теми же номерами светофильтров, что и при съемках с естественным освещением.

При выборе оптимального расположения источника освещения нужно стараться уменьшить путь луча света в воде и избегать прямого освещения среды между объектом и фотокамерой. Путь света в воде уменьшают, вынося лампу вперед к снимаемому объекту. Для устранения плоского освещения объекта и прямого засвечивания среды перед объективом лампу выносят в сторону от камеры. Таким образом, ясно, что источники освещения необходимо располагать впереди аппарата и по сторонам.

Экспозицию при съемке под водой с импульсной лампой определяют следующие факторы: мощность энергии вспышки, расстояние между источником света и объектом, расстояние между объектом, и фотокамерой, свето- и цветочувствительность используемого негативного материала, плотность применяемых корректирующих светофильтров, прозрачность воды в районе фотосъемок.

Совокупность всех этих факторов определяет величину относительного отверстия объектива. Современные конструкции боксов — кожухов для фотокамер позволяют под водой регулировать размер диафрагмы, изменяя тем самым количество света, используемого на экспозицию негатива.

Перед фотосъемкой необходимо подсчитать для данной прозрачности воды и применяемой светочувствительности фотоматериалов примеры экспозиций для нескольких контрольных расстояний.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБЪЕКТИВАМ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ФОТОГРАФИРОВАНИЯ

Фотографическая оптика — фотообъективы — является одним из ведущих узлов, дающих качественное изображение снимаемого под водой объекта.

В подавляющем большинстве случаев для подводного фотографирования используются короткофокусные объективы, имеющие достаточно большие углы изображения. Совершенно очевидно, что чем ближе к снимаемому объекту приблизится подводный фотограф, тем меньше между фотокамерой и объектом будет слой воды, и тем отчетливее получится изображение. Короткофокусные, широкоугольные объективы удобны для подводного фотографирования еще и потому, что они обладают большой глубиной резко изображаемого пространства, даже при полностью открытой диафрагме. Подводный фотограф при хорошей четкости изображения может снимать предметы, находящиеся в значительном удалении от установленной на объективе дистанции. Учитывая то, что под водой часто приходится снимать в неустойчивом положении, а также, сложность определения расстояний до снимаемых предметов, применение объективов с большой глубиной резкости намного упрощает подводную съемку.

Для подводных фотосъемок оптические системы (объективы фотокамер) дополняются стеклянными иллюминаторами, вставленными в изолирующий бокс, Стеклянные пластины, выдерживающие статическую нагрузку воды, герметически уплотняются в корпусах бокса.

Угол изображения объектива при прохождении лучей света через границу вода —стекло — воздух уменьшается приблизительно в n2 раз, т. е. в 1,337 так же, как и угол зрения глаза человека, смотрящего в воде через плоское стекло.

Для объектива, находящегося за плоским иллюминатором, когда имеется граница вода — стекло — воздух, кажущееся сокращение расстояния до объекта ведет к увеличению в n2 раза фокусного расстояния. У объектива с фокусным расстоянием, равным 37 мм, при подводных съемках оно будет равно 50 мм. Самым существенным недостатком обычных объективов, работающих через плоскопараллельное стекло при подводном фотографировании, является уменьшение угла изображения.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КИНО -И ФОТОСЪЕМОК

  1. При подводной фотосъемке всегда не хватает контраста. Поэтому необходимо, не полагаясь на субъективное восприятие, выбирать наиболее контрастное сочетание между снимаемым объектом и фоном. Если объект съемки темный, хотя глаз человека хорошо видит его на темном фоне грунта, необходимо снимать такой объект на светлом фоне поверхности воды снизу-вверх. Светлый объект лучше фотографировать на темном фоне грунта или на фоне уходящей в глубь воды — сверху вниз.
  2. Вследствие искажений цветопередачи под водой не рекомендуется проводить цветную фотосъемку на глубинах более 4 м при естественном освещении, лучше пользоваться искусственным освещением.
    3. Панорамные планы следует фотографировать совместно с напарником. Человек оживляет подводный ландшафт и часто служит масштабом на подводном снимке. Водолаза или пловца в темном гидрокостюме лучше снимать на фоне светлого песчаного дна или светлой поверхности воды. Для подводных съемок светлый костюм водолаза или пловца более эффектен, снимки могут быть хорошими при верхней и нижней позициях фотографа.
  3. Животных под водой желательно снимать в естественной обстановке. Подводные обитатели в присутствии человека отлично маскируются, это иногда заставляет фотографировать их в искусственно созданных условиях.
  4. Подводная съемка для получения крупномасштабных изображений мелких предметов с насадочными кольцами дает отличные результаты как при цветном, так и при черно-белом фотографировании. Применение зеркальных фотокамер наиболее желательно. В этом случае следует пользоваться масштабными рейками, точно определяющими расстояние снимаемого объекта от фотокамеры (0,5 м, 0,6 м, 0,7 м, 0,8 м, 0,9м, 1 м).
  5. Для подводных фотосъемок, как правило, применяются короткофокусные, широкоугольные объективы. Следует помнить, что изображения, снятые с близкого расстояния (0,5—0,8 м от фотокамеры при размере объекта в длину не менее 1,5 м), получаются непривычными для человеческого глаза. Пропорции изображения кажутся искаженными, чрезмерно увеличенные размеры предметов переднего плана и значительно уменьшенные заднего нарушают привычную для глаз перспективу.

Вопросы методики фотосъемок под водой очень тесно переплетаются с законами подводной освещенности, прозрачности воды, распространением в воде лучей света и с правилами эксплуатации оборудования для съемок.

Работая с фото- и кинобоксами, следует помнить, что наиболее слабым звеном этих приборов являются иллюминаторы, которые необходимо оберегать от ударов как в надводном, так и в подводном положении. Незначительный удар по иллюминатору вызовет немедленно его разрушение.

При съемках необходимо строго соблюдать следующие правила эксплуатации бокса:

  1. Перед проведением подводных работ с аппаратами, заключенными в герметизирующие боксы, проверить прочность элементов боксов, погружая их без камер на предполагаемые глубины.
  2. При работе с подводным фотоаппаратом следует очень точно определить кадр рамочным видоискателем, учитывая параллакс объектива и видоискателя, наиболее ощутимый на ближних дистанциях съемки.
  3. Плавный взвод и спуск затвора намного повысят надежность работы камеры и четкость изображении. Сравнительно большие экспозиции (1/30 и 1/50 сек.) при съемках с рук могут вызвать «смазывание» изображения при спуске затвора.
  4. При съемках с забоксированным импульсным осветителем следует особенно тщательно следить за надежностью герметизации кабелей и не допускать электрического разряда конденсаторов в воду. Разряд конденсаторов, имеющих большую емкость — порядка 2500 мф, может быть опасным для подводного фотографа.

* * *

Чтобы сориентироваться в современных компактных моделях аппаратов для подводной фотосъёмки, приведём некоторые из них по материалам сайта  ICONSUMPTION.RU  http://iconsumption.ru/note/43611.

Лучшие водонепроницаемые фотокамеры 2017 года

Камеры играют очень важную роль в жизни людей во всем мире. Людям всегда хотелось запечатлеть в виде фотографий свои самые волнительные моменты, которые в любой момент можно было бы просмотреть и повспоминать.

Каждый человек хочет получить качественные снимки, поэтому многие отдают предпочтение самым популярным камерам, которые предлагают все основные характеристики, более реалистичный опыт использования и показывают хорошие результаты в условиях низкой освещенности.

В настоящее же время все большую и большую популярность обретают камеры с водонепроницаемыми технологиями, которые могут превратить обычный фотоаппарат в камеру подводного типа, которая позволит снимать материал без хлопот даже в воде. Но проблема в том, что рынок просто переполнен такими предложениями, поэтому простому пользователю довольно сложно выбрать правильную модель. Именно поэтому я и решили создать этот обзор лучших водонепроницаемых фотокамер. В этой обзоре я помогу вам выбрать одну из пяти лучших фотокамер 2017 года – вы сможете сравнить их спецификации и выбрать ту, что подходит именно вам.

Olympus Tough TG-4

clip_image003Olympus Tough TG-4 не зря получила первое место, эта камера заслуживает того, чтобы быть на первом месте. Она предлагает великолепное качество изображения, получаемое с помощью, объектива 25-100 мм и сенсора с разрешением 16 мегапикселей. Эта камера также может похвастаться гидроизоляцией, позволяющей ей комфортно себя чувствовать на глубине более 15 метров. Так что в целом это идеальный выбор. Цена: 24 990 руб.

Nikon Coolpix AW130

clip_image004Nikon Coolpix AW130 идеально подходит тем людям, которые желают приобрести камеру для подводной съемки (эта модель способна без проблем погружаться на глубину до 30 метров). Эта камера предлагает высокое разрешение с многообещающим качеством изображения. Она оснащена объективом 24-120 мм и разрешением 16 мегапикселей, что делает ее отличным выбором. Цена: 19 990 руб.

Canon Powershot D30

clip_image005Canon Powershot D30 — это компактная, простая в использовании камера. Она способна обеспечить отличное качество изображения благодаря высокому разрешению сенсора, более того, она без проблем работает на глубине до 25 метров. Эта модель станет превосходным выбором для любителей компактных камер. Цена: 17 990 руб.

Nikon 1 AW1

clip_image006Nikon 1 AW1 — это бюджетная камера, которая имеет множество сменных объективов, что по-настоящему отличает ее от других моделей в этой категории. В ваше распоряжение попадает 14.2-мегапиксельный сенсор, с помощью которого можно получить изображения высочайшего качества, кроме того, эта камера, как и другие в этом обзоре, способна работать под водой. Цена: 49 990 руб.

Panasonic LUMIX DMC-TS30R

clip_image007LUMIX DMC-TS30R представляет собой самый типичный компактный фотоаппарат, который может снимать в условиях плохой освещенности и погружаться на глубину до 30 метров. В целом, эта камера стоит того, чтобы ее купили.

Выводы:

Поговорим об этой фототехнике. Ведь «мыльница», что в атмосфере, что под водой, остаётся «мыльницей» со всеми вытекающими последствиями по полученным результатам. И не надо строить иллюзий по поводу их возможностей. Если выходной материал устраивает самого фотолюбителя, то это и будет его выбор. Но тут тогда акценты по-другому расставлены – вы едете не на подводные фотосъёмки, а просто на хороший отдых на море/океане плюс проведёте какие-то съёмки под водой, из чего можно будет отобрать пару десятков снимков. Т.е. фотография на необременительную «мыльницу» – просто приложение к отдыху.

Для непритязательного результата это нормальный вариант – лёгкий и компактный. Во всяком случае, именно с него можно начинать осваивать технику подводной съёмки. Дальше уже придёт (или не придёт) желание перейти к более серьёзной технике с аквабоксом и дополнительным светом. Но это, впрочем, и так очевидно.

Для серьёзного фотолюбителя водонепроницаемые «фотомыльницы» я бы рассматривал  просто как вторую фотокамеру – только для воды. Для остальных фотосъёмок (на суше) я бы использовал что-то получше, чем камеры с матрицей 1/2.3″.

Автор Валерий Ветров

(по материалам Сети)

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ПОДВОДНОЕ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ" есть 1 комментарий
  1. Прочитал с интересом материалы форума и мнение автора по поводу подводной аппаратуры. Я бы разделил подводное фотографирование на 2 группы: профессиональная съемка для глянцевых журналов и любительская съемка для себя и для друзей. В % отношении абсолютное большинство не относят себя к профессионалам-подводникам и корреспондентам глянцевых журналов. Более того, среди любителей подводной фотографии очень много тех, кто снимает, пользуясь маской и трубкой, т.е. на глубинах до 10 метров. Зачем им дорогая аппаратура, боксы, подсветка и т.д.? Зачем переплачивать за то, чем не пользуешься? Качество снимков, сделанных современными любительскими подводными камерами, вполне устраивает и самих любителей фотографов и интернет-издания! А водонепроницаемые камеры, которые приведены в конце статьи, намного практичней в использовании под водой и дешевле боксов. Поэтому считаю, что водонепроницаемые камеры заслуживают внимания и хотелось бы услышать мнение и рекомендации тех, кто ими пользуется. Лично я в последние годы использую для подводного фото и видео «Olympus TG—810» и очень им доволен!

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти