МОСТЫ ПАРИЖА — Часть вторая ОСТРОВ СИТЕ и ОСТРОВ СЕН ЛУИ

Продолжение Мостов Парижа. 

Часть первую смотрите по ссылке: http://travelreal.ru/europe/franciya/mosty-parizha-chast-pervaya-verxnyaya-chast-seny

Carte-02

План центральной части Сены

Несмотря на то, что обычно говорят сначала об Иль де ла Сите, но так как  мы следуем по течению Сены, то мы начнём с Иль Сен Луи.

ИЛЬ СЕН ЛУИ

Иль-Сен-Луи полностью занят многоквартирными домами, как правило, элитной буржуазной недвижимости. Здесь живут только наследники давних жильцов или люди с высоким достатком. Иль-Сен-Луи связан с остальной частью города 5 мостами.

Понт де Сюлли,[9] симметричный с Пон де ла Турнель и очень похож на него. Нынешний каменный мост имеет большую центральную арку и две боковые арки поменьше. 

Мост Сюлли (южная часть)

Мост Сюлли (южная часть)

Пон де ла Турнель [10], расположенный в центре острова, он так назван потому, что стоит рядом с башенкой защитных стен Филиппа Августа, построенных в конце XII века. Созданный для того, чтобы открыть остров, который оставался «диким», мост первоначально был построен из дерева и был разрушен много раз. В 1656 году мост был перестроен из камня, с 6 довольно короткими полукруглыми арками, что не облегчило, а только усложнило навигацию! 

Мост де ла Турнель в 1909 ом г.

Мост де ла Турнель в 1909 ом г.

После великого наводнения 1910 года префектура Сены (департамента, который сливается с Парижем) решила его перестроить ещё раз. Нынешний каменный мост имеет большую центральную арку и две  небольшие боковые арки. На южной арке, на левом берегу, установлен 15-метровый пилон, увенчанный статуей Святой Женевьевы. Статуя создана в 1928 году. Когда строительство памятника было завершено, разгорелся спор между скульптором Паулем Ландовски и архитекторами моста по поводу ориентации скульптуры: лицом на запад, по желанию скульптора, или на восток, по мнению архитекторов моста и администрации). Поскольку был выбран последний вариант, Ландовский не присутствовал на торжественном открытии…

Пон-де-ла-Турнель с памятником Святой Женевьеве

Пон-де-ла-Турнель с памятником Святой Женевьеве

На правом берегу, напротив Моста де ла Турнель, можно увидеть:

Пон Мари [11] длиной 92 м с 5 различными арками. Он был построен между 1614 и 1635 годами. Изначально он был из дерева, но позднее каменная конструкция дополнила первоначальную деревянную. Архитектором, ответственным за первоначальный проект, был Кристоф Мари, отсюда и название моста. Как и большинство парижских мостов, Pont Marie пострадал от наводнений, и в 1658 году две арки были снесены вместе с частью третьей и построенными на ней домами, в результате чего погибли 55 человек. Реконструкция в камне началась только в 1667 году после вмешательства Кольбера, министра Людовика XIV. Дома не были перестроены. (см. выше — конец раздела Иль-де-ла-Ситэ). Мост несколько раз реставрировался в XIX и XX веках.

Мост Мари и в дали мост Луи-филирр

Мост Мари и вдали за ним виден мост Луи-филиппа

Мост Луи Филиппа.[12] Его первый камень был заложен королем Луи Филиппом в 1830 году в честь его восшествия на престол после Троекратной революции (второй Французской революции). Луи Филипп был уже не королем Франции, а королем французов (!) Этот мост — подвесной. Он был сожжен во время революции 1848 года  и восстановлен немного выше по течению реки в 1862 году. Именно этот мост существует в настоящее время. 

Между двумя островами Иль Сен Луи и Иль де ла Сите, соединяя их, находится Мост Сен-Луи:
Мост Сен-Луи.[13]. Первый мост был построен в 1634 году.Он был известен как «деревянный мост». Поврежденный в 1709 году, он был разрушен в 1710 году. Восстановленный из дерева с 7 арками в 1717 году, он был назван «Красным мостом» из-за использованной краски. Он обрушился во время наводнения 1795 года. В 1801 году закон от 4 ventôse de l’an IX (15 марта 9го года по революционному календарю) разрешил строительство нового моста, названного «Мост Сите», в период с 1804 по 1805 год. Этот мост имел каменные опоры, а своды двух арок были сделаны из железа, обшитого деревом. Обрушение в 1809 году привело к его разрушению в 1811 году. В 1842 году был построен «Пон-Сен-Луи» — металлический подвесной мост, просуществовавший до 1861 года, когда он был заменен одноарочным металлическим мостом. Последний, дважды поврежденный баржами, упал в Сену и полностью затонул, унеся с собой 11 человек, трое из которых утонули. Наконец, в 1968-1970 годах был построена нынешний однопролетный стальной балочный мост. Он предназначен для пешеходов и велосипедистов и очень популярен среди туристов.

Мост Сен Луи

Мост Сен Луи

 

ИЛЬ ДЕ ЛА СИТЕ

В историческом центре Парижа, на Иль-де-ла-Сите, очень мало частных домов: небольшой треугольный район в нижней части острова, с двумя рядами зданий по обе стороны от площади Дофина в центре. В одном из этих зданий жили Ив Монтан и Симона Синьоре. В другом, расположенном в верхней части острова, находятся несколько частных домов, в том числе дома Элоизы и Абеляра.
Остальную часть острова занимают различные учреждения, в частности, судебные: Дворец правосудия, различные судебные инстанции, некоторые из которых были перенесены на северо-западную окраину Парижа, недалеко от Порта Батиньоль, а также административные и другие учреждения, например, префектура Парижа, Hôtel-Dieu (первая парижская больница), Сент-Шапель, собор Нотр-Дам и его преддверие, дворец епископа, цветочный рынок и др.

Мосты, соединяющие Остров-Ситэ со стороны левого берега, расположены по течению Сены:
Aрхиепископский мост [14].  В верхней части острова. Это самый узкий мост в Париже.

Набережная Монтебелло и лодка-ресторан "Пяный Корабль" - в дали Мост Архиэпископа

Набережная Монтебелло и лодка-ресторан «Пьяный Корабль» — вдали Мост Архиепископа

Двойной мост [15], сделанный полностью из металла.

« Малый » мост кардинала Люстиже [17], построенный в 1853 году, первоначально назывался Малым мостом, поскольку был построен над маленьким рукавом Сены. Он был переименован в 2013 году после смерти кардинала.

Малый Мост Кардиналя Люстижэ

Малый Мост Кардинала Люстиже

Пон-Сен-Мишель [19], спроектированный в 1353 году, был построен между 1379 и 1387 годами. Вскоре на нем появились дома, которые были разрушены вместе с мостом наводнением в 1407 году.  Парижский парламент решил восстановить его в 1444 году.  В 1547 году он был вновь разрушен наводнением на Сене… Быстро отстроенный из дерева, он был снова разрушен в 1616 году. На нем было построено 32 дома, которые не сносили до начала XIX века. Нынешний мост был построен в 1857 году. Два старейших моста, построенных еще в римскую эпоху, — Пти-Пон и Гран-Пон, ныне Пон-Нотр-Дам (на правом берегу).

Мост Сен Мишель - справа Иль де ла Ситэ

Мост Сен Мишель — справа Иль де ла Ситэ

 

Мост Сен Мишель после завершния строительства

Мост Сен Мишель после завершения строительства

На правом берегу находится :
Мост Арколь [16](1856), названный в честь одноименного сражения 1786 года во время 1-й Итальянской войны Наполеона, из которого металлической является только центральная арка (80 м). Он продлен улицей Арколь, которая проходит до передней площади Нотр-Дам и там заканчивается.  (см. ниже Мост Луи Филиппа)

Мост Луи-Филипп - в дали Мост Арколь

Мост Луи-Филиппа — вдали Мост Арколь

Мост Нотр-Дам [18]- один из старейших мостов. Он восходит к римским временам. Как и мост Сен-Мишель (и как большинство мостов в Париже, он неоднократно перестраивался), нынешний мост датируется 1919 годом и был спроектирован архитектором Резалем, который также построил мосты Мирабо и Александра III.
Мост Размена [20] первоначально известный как «Большой мост», он был построен в IX веке. В период с 1196 по 1296 год он был частично или полностью разрушен 4 раза.
Пон-Нёф (Новый Мост) [21] находится  в нижней части острова. Поскольку он соединяет два берега Сены в единое целое, его длина составляет 238 м. Его строительство было санкционировано королевской грамотой, а первый камень был заложен 31 мая 1578 года. Строительство было завершено в 1607 году. Это был первый мост, который не был крытым. Первоначальные планы были отменены Анри IV. Однако купцы открывали свои магазины в подвалах, встроенных в конструкцию. Эта практика была запрещена только в 1742 году. А по-настоящему они исчезли только в 1854 году!

Мост Нёв (Новый) - южная часть

Мост Нёв (Новый) — южная часть

Чтобы завершить этот начальный раздел о Париже и его мостах, много времени спустя, в 1981-1984 годах, был построен пешеходный мост, известный как

Пон-дез-Арт (Мост Искусств) [22], пересекающий Сену от набережной Конти до Кур-Карре Лувра (Квадрарный Двор). Это пешеходный мостик, расположенный ниже по течению западного носика острова Ситэ, соединяет набережную Конти с Луврским дворцом на уровне Кур-Карре. Построенный в 1801-1804 годах, он опирается на 9 чугунных арок и предназначен для пешеходов. Это был первый металлический мост в Париже. В 1979 году после столкновения с баржей мост рухнул на 60 м. Он будет восстановлен каким он был.

Парапеты моста, когда-то оснащенные металлическими ограждениями, вскоре стали украшаться туристами «счастливыми» висячими замками, которые полностью перекрывали ограждения. Вес этих замков представлял реальную угрозу для безопасности моста. В итоге городским властям Парижа пришлось снять ограждение и заменить его прозрачным плексигласом, чтобы решить проблему раз и навсегда.

 

Пешеходный Мостик Искусств ведёт к Квадратную Площади Лувра

Пешеходный Мостик Искусств ведёт к Квадратной Площади Лувра

 

LES PONTS DE PARIS

Paris, comme beaucoup de villes dans le monde, a été bâtie sur une rivière. Cela permettait l’approvisionnement en eau et son évacuation. Mais ce genre de situation signifiait quelques contraintes. Outre les problèmes d’hygiène, qui ne sont pas notre propos ici, il y a ceux de la traversée de la rivière. Et donc des ponts permettant cette traversée. Et ce sont justement ces ponts qui nous intéressent, à Paris.

Trente-sept ponts ou passerelles.
On compte à Paris intra muros 34 ponts et 3 passerelles pour piétons.

A l’origine, les ponts étaient bâtis en bois. Sur ces ponts, de chaque côté, étaient construites des maisons, abritant boutiques et logis. Ce qui, bien sûr, pouvait être cause d’incendies. Ce qui ne manquait pas d’arriver. D’autant plus facilement que tout était fait de bois et de chaume, et le chauffage était assuré par des cheminées à feu ouvert.
Par ailleurs, les piles de pont, originellement en bois également, vieillissant mal, devaient être rebâties régulièrement. Les crues de la Seine, plutôt fréquentes, les détruisaient assez régulièrement Donc, dès le XVe siècle, ils furent bâties en pierres. La pratique des constructions sur les pont perdura jusque vers le XVIIIe siècle.
A Paris, la partie la plus ancienne de la ville est l’île de la Cité (et l’île Saint Louis). Les ponts les plus anciens sont les ponts qui relient ces deux iles aux deux rives, gauche et droite, de la Seine.
De façon générale, à l’exception du pont Charles de Gaulle (qui relie la gare de Lyon à la gare d’Austerlitz) mis en service en 1996, et de la passerelle Simone de Beauvoir qui relie depuis 2006 la Très Grande Bibliothèque, rive droite au parc de Bercy, rive gauche, tous les ponts de Paris, dans leur apparence actuelle, ont été construits dans le dernier tiers du XIXe siècle ou au tout début du XXe siècle. Les parties métalliques disent bien leur parenté avec les structures métalliques du métro qui datent de la même époque.

Nous avons pour cet article le choix entre plusieurs plans :
l’approche historique, du plus vieux au plus récent, approche rigoureuse, simpliste même, mais contre intuitive pour le lecteur.
l’approche géographique, suivante courant de la Seine, simple elle aussi, en apparence, mais que certains considèrent comme tout aussi contre intuitive pour le lecteur ou le touriste.

C’est néanmoins celle que nous vous proposons.

L’ILE SAINT LOUIS

Ll’île Saint Louis est totalement occupée par des immeubles d’habitation, plutôt bourgeois haut de gamme. N’y résident que des gens, héritiers d’habitants de longue date, ou des gens à forts revenus. L’île Saint Louis es reliée au reste de la ville par 5 ponts.
Dans le même ordre que pour l’île de la Cité, c’est à dire en partant de l’amont, côté rive gauche, on a :
Le pont de Sully, qui, symétrique au Pont Neuf, traverse la Seine d’une rive à l’autre en dégageant à la pointe de l’île le square Barye.
Le pont de la Tournelle, qui se trouve au milieu de l’île est nommé ainsi parce que proche d’une tourelle de l’enceinte de Philippe Auguste, construite à la fin du XIIe siècle. Bâti pour désenclaver l’île qui était restée «sauvage», le pont fut initialement construit en bois, il fut donc détruit de nombreuses fois. En 1656 il fut reconstruit en pierre, avec 6 arches en plein cintre assez courtes. Ce qui ne facilitait pas la navigation ! Après la grande crue de 1910, la préfecture de la Seine (département qui se confond avec Paris) décide sa reconstruction. Le pont actuel, en pierre, comporte une grande arche centrale et deux petites arches latérales dont une, rive gauche, est dotée d’un pylône de 15m surmonté d’une statue de Sainte Geneviève, réalisée en 1928. Au moment de l’achèvement du monument une polémique éclata entre le sculpteur Paul Landowsky et les architectes pont sur l’orientation de la sculpture : visage tourné vers l’ouest (avis du sculpteur) ou vers l’est (avis des des architectes du pont et de l’administration). Ce dernier avis ayant été choisi, Landowsky ne vint pas à l’inauguration…

Du côté rive droite, en face du pont de la Tournelle, on trouve
Le pont Marie est un ouvrage de 92 m pour 5 arches toutes différentes. Construit entre 1614 et 1635. Initialement construit en bois, le structure en pierre, postérieure, intègre la structure d’origine en bois. L’architecte responsable projet de départ, s’appelle Christophe Marie, d’où le nom du pont. Comme la plupart des ponts de Paris, le pont Marie a été endommagé par des crues, ainsi en 1658, deux arches sont emportées, ainsi qu’une partie de la troisième, avec les maisons construites dessus, faisant 55 morts. La reconstruction en pierre recommence qu’en 1667, après intervention de Colbert, le ministre de Louis XIV. Les maisons ne sont pas reconstruites. (voir plus haut — fin de la partie l’île de la Cité). Le pont est restauré à plusieurs reprises aux XIXe et au XXe siècles.
Le pont Louis Philippe. Sa première pierre fut posée par le roi Louis Philippe en 183 pour fêter son accession en trône après lesTrois Glorieuses (la seconde révolution française). Louis Philippe n’est plus roi de France, mais roi des Français (!) Ce pont est un pont suspendu. Il est incendié pendent la révolution de 1848. A cause de l’augmentation de la circulation, il est détruit en 1860 et reconstruit un peu plus en amont en 1862. C’est ce pont que nous connaissons aujourd’hui.

Entre les deux îles, et les reliant, se trouve le pont Saint Louis. Le premier date de 1634. L’était appelé « pont de Bois ». Endommagé en 1709, il est détruit en 1710. Reconstruit en bois , à 7 arches, en 1717, il est appelé « pont Rouge » à cause de la peinture utilisée. Il s’écroule lors de la crue de 1795. En 1801, la loi du 4 ventôse de l’an IX (15 mars exprimé selon le calendrier révolutionnaire) permet la construction d’un nouveau pont, appelé « pont de la Cité » entre 1804 et 1805. Ce pont a des piles en pierre et les voutes des 2 arches sont en fer habillé de bois. Un affaissement en 1809 conduit à sa destruction en 1811. En 1842 est construit le « pont Saint Louis », une passerelle métallique suspendue qui dure jusqu’en 1861, date à laquelle il est remplacé par un pont à arche unique métallique. Ce dernier, endommagé à 2 reprises par des chalands tombe dans la Seine et sombre complètement, entrainant 11 personnes, dont 3 se noient. Finalement entre 1968 et 1970 est posé l’ouvrage actuel, un pont poutre en acier, à travée unique. Il est réservé aux piétons et aux cyclistes et est très apprécié parles touristes.

Enfin, pour en terminer avec cette première partie, le pont des Arts, qui est une passerelle située en aval de la pointe ouest de l’île de la Cité.Elle relie le quai Conti au Palais du Louvre, à la hauteur de la Cour Carrée. Construite entre 1801 et 1804 , elle repose sur 9 arches en fonte.Elle est réservée aux piétons. C’est le premier pont métallique de Paris. En1979, après un choc avec une barge, la passerelle s’effondre sur 60m. Elle sera reconstruite à l’identique.

L’ILE de la CITE

Cœur historique de Paris, l’île de la Cité ne comporte très peu de maisons particulières : une petite zone triangulaire à la pointe aval de l’île, avec 2 rangées d’immeubles de chaque côté de la place Dauphine au centre. Dans un de ces immeubles ont habité Yves Montant et Simone Signoret. Et l’autre à la point amont de l’île, avec quelques maisons particulières, dont celle d’Héloïse et Abelard.
Tout le reste de l’île est occupé par des institutions,
judiciaires : palais de justice, différentes cour de justice, en parties transférés à la périphérie nord ouest de Paris, près de la porte des Batignolles,
administratives ou autres : préfecture de Paris , Hôtel-Dieu (premier hôpital de Paris), Sainte chapelle, cathédrale de Notre Dame et parvis, évêché, marché aux fleurs…

Les ponts qui desservent l’île de la cité, du côté rive gauche, sont, dans le sens découlant de la Seine :
Le pont de l’Archevêché. A la pointe amont de l’île. C’est le pont le plus étroit de Paris,.
Le pont au double, entièrement métallique.
Le « petit » pont du Cardinal Lustiger, construit en 1853, était initialement appelé « petit pont » parce que construit sur le petit bras de la Seine. Il a été rebaptisé en 2013 après la mort du cardinal.
Le pont Saint Michel, projeté en 1353, sa construction se déroula entre1379 et 1387. A ce moment là il fut appelé « Pont-Neuf ».Il fut rapidement doté de maisons, qui furent détruites avec le pont par une crue en 1407. Reconstruit en bois en 1408, et donc moins résistant que le précédant en pierre, le Parlement de Paris décida sa réfection en 1444. Le nouveau pont, reçu en 1424 le nom de Pont Saint Michel. Il fut à nouveau détruit par une crue de la Seine en 1547… Rapidement reconstruit en bois, il fut encore une fois détruit en 1616.Il fut loti de 32 maisons qui ne furent dértuites qu’au début du XIXe siècle. Le pont actuel a été construit en 1857. Les deux plus anciens ponts, datant de l’époque romaine sont le petit pont et le grand pont, actuellement Pont Notre Dame (du côté rive droite.)

Du côté rive droite on trouve :
Le pont d’Arcole (1856), dont le nom célèbre la bataille du même nom en 1786 pendant la 1ère guerre d’Italie de Napoléon dont seule l’arche centrale est métallique (80m). Il est prolongé par la rue d’Arcole qui va jusqu’au parvis de Notre Dame et s’y arrête.
Le pont Notre Dame est l’un des deux ponts les plus anciens. Il remonte à l’époque romaine. Comme le pont Saint Michel (et comme la plupart des ponts de Paris, il a été rebâti plusieurs fois) Le pont actuel date de 1919, il est l’œuvre de l’architecte Résal, à qui l’on doit également le pont Mirabeau et le pont Alexandre III.
Le pont au Change Initialement appelé « le Grand Pont » il date du IXe siècle. Entre 1196 et 1296 il est partiellement ou totalement détruit 4 fois. Le Pont-Neuf

Enfin, à l’extrémité aval de l’île se trouve le « Pont Neuf ». Comme il relie les deux rives de la Seine d’un seul tenant il est très long : 238m. Sa construction, autorisée par lettres patentes du roi, la première pierre est posée le 31 mai 1578. Elle sera achevée en 1607. C’est le premier pont à n’être pas couvert. Les constructions prévues l’origine, furent annulées par Henri IV. Mais des marchands s’installèrent dans les caves incluses dans l’ouvrage. L’interdiction de cette pratique ne fut ordonnée qu’en 1742. Et leur disparition réelle ne fut effective que vers 1854 !

Pour vraiment clore cette partie, un peu en aval de la Cité fut bâtie beaucoup plus tard, entre 1981 et 1984, une passerelle piétonne, appelée pont des Arts, qui traverse la Seine du niveau de quai Conti à celui de la Cour Carrée du Louvre. Les parapets du pont, autrefois dotés de grillages métalliques, ont très vite été agrémentés par les touristes de cadenas « porte-bonheur », qui obturaient complètement les grillage. Les poids de ceux-ci représentait un danger réel pour la sécurité du pont. Finalement la ville de Paris dut supprimer les grillages et les remplacer par des lames de plexiglas transparent pour régler définitivement le problème.

 

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти