Париж, как и многие другие города мира, был построен на реке. Это позволило обеспечить подачу и отвод воды. Однако такое положение вещей накладывало ряд ограничений. Помимо проблем с гигиеной, которые мы здесь не рассматриваем, есть еще и проблемы с переправой через реку. А значит, и мостов, необходимых для ее пересечения. И именно эти мосты интересуют нас в Париже.
В Париже насчитывается 34 моста и 3 пешеходных мостика.
Первоначально мосты были сделаны из дерева. По обе стороны от мостов строились дома, в которых размещались магазины и жилые помещения. Это, конечно, могло привести к пожарам, что и происходило. Тем более, что все было сделано из дерева и соломы, а отопление обеспечивалось открытыми каминами.
Кроме того, опоры мостов, также изначально сделанные из дерева, сильно старели, и их приходилось регулярно восстанавливать. Частые наводнения на Сене довольно регулярно разрушали их, поэтому с XV века мосты стали строить из камня. Разнообразная практика строительства и совершенствование мостов продолжалась до XVIII века.
В Париже самой старой частью города является остров Сите (и остров Сен-Луи). Самые старые мосты — те, что соединяют эти два острова с левым и правым берегами Сены.
В целом, за исключением моста Шарля де Голля (соединяющего Лионский вокзал с Аустерлицким), открытого в 1996 году, и пешеходного моста Симоны де Бовуар, который с 2006 года соединяет Большую библиотеку на правом берегу с парком Берси на левом, все мосты Парижа в их нынешнем виде были построены в последней трети XIX века или в самом начале XX века. Металлические части мостов имеют поразительное сходство с металлическими конструкциями метро, которые относятся к тому же периоду.
Для этой статьи у нас есть выбор из нескольких подходов:
— исторический подход, от самого древнего моста до самого недавнего. Это строгий подход, даже в какой-то степени упрощенный, но не совсем приемлем для читателя.
— географический подход, когда мы рассматриваем мосты последовательно один за другим по течению Сены. Такой подход более логичный и понятный как для читателей, так и для туристов, поэтому именно этот подход мы выбрали и предлагаем в настоящей статье.
Общий план Парижа. Сена течёт справа (с востока) налево (на запад) по стрелке
Серым цветом указана ПЕРИФЕРИЙНАЯ или окружная АВТОДОРОГА (длина 34 км). Рассмотрим парижские мосты в пределах окружной дороги и разобьём статью на три части: 1) Верхняя часть по течению реки, 2) Центральная и 3) Нижняя часть.
ВЕРХНЯЯ СЕНА ( ПО ТЕЧЕНИЮ)
Первый мост периферийной автодороги [1] не считается в полном смысле слова «парижским», и тем более туристическим! Несмотря на то, что он сделан из бетона сравнительно недавно и является технически сложной конструкцией, он не представляет особого интереса, поэтому мы его не рассматриваем в данной статье и перейдём к следующему мосту.
Национальный Мост [2] (Pont National), построенный в 1853 году и до 1870 года известный как Мост Наполеона III (Pont Napoléon III), использовался как для автомобильного, так и для железнодорожного движения (кольцевая дорога). В период с 1936 по 1944 год он был обнесен второй дорогой со стороны верхнего течения. В 2012 году был построен пешеходный мост шириной 4,27 м для пешеходов и велосипедистов.

Мост Националь — Заметьте, как можно расширить мост для пешеходов…
Пон-де-Толбиак [3] является продолжением улицы де Толбиак, которая под разными названиями описывает очень длинную дугу, ведущую к Сене вниз по течению, в 15-м округе. Ее строительство было решено начать в 1876 году, а началось оно в 1879 году и было завершено в 1882 году. Поврежденный льдом в январе 1890 года, мост был достроен в 1893 году. Он состоит из 5 внешне похожих эллиптических арок, но с разными пролетами. В 1943 году во время бомбардировочного рейда самолёт «Бостон» Свободных французских сил был сбит немецким огнем ПВО. Чтобы не задеть город, пилот Ив Франсуа Лами направил свой самолет в сторону Сены, где он врезался в мост, после чего самолет погрузился в реку. Все 4 летчика погибли. На мосту установлены в их честь две мемориальные доски.
Мост Толбиак
Пешеходный мост Симоны де Бовуар [4]. Это цельнометаллический мост в Париже, построенный в 2006 году. Длина моста составляет 304 м, пролет — 190 м, вес — 1 600 тонн. Его конструкция состоит из двух перевернутых кривых, которые поддерживают друг друга. На левом берегу он достигает переднего двора Большой библиотеки, а на правом — террасы над автовокзалом. Другой изгиб достигает тротуаров обеих сторон. Этот пешеходный мост имеет очень изысканную эстетику.

Пешеходный мостик Симон Де Бовуар на фоне Сверхбольшой Библиотеки (ТGB)
Пон-де-Берси.[5] Оригинальная конструкция датируется 1864-1864 годами, то есть эпохой Хаусманна. Он был построен из железобетона (в то время его называли не бетоном и не железобетоном). Это 5-пролетный мост. В 1904 году был добавлен уровень для метро (линия 6). В 1986 году было решено расширить мост, добавив двойной путь со стороны верхнего течения. Работы продолжались с 1989 по 1992 год. Таким образом, мост стал техническим аналогом моста Бир-Хакейм в западной части Парижа.

Мост Берси — на первом этаже автомобильный мост, на втором этаже железнодорожный (Метро линия 6), над ним Верхние этажи — это Министерство Финансов. Под аркадами — зона для пешеходов.
Мост Шарля де Голля [6]. Это самый новый мост в Париже. Решение о его строительстве было принято еще в 1986 году. Его целью было разгрузить Аустерлицкий мост и соединить Аустерлицкий и Лионский вокзалы. Архитектурно и эстетически он стройный и изящный, визуально очень чистый и низкий, его строительство началось в 1993 году, а завершилось в 1996 году.

Мост Шарля де Голля — вид с моста на Лионский Вокзал и его «часовню».
Аустерлицких мостов в Париже два, и расположены они в непосредственной близости друг от друга.
Аустерлицкий метро-мост [7], названный так потому, что по нему проходит 5-я линия метро, состоит он из одной металлической арки, по которой проходит линия метро.
Метро-мост Аустерлица [7] и вдали за ним виден Мост Аустерлица [8]
Пон д’Аустерлиц.[8] названный в честь победы Наполеона над войсками австрийско-русской коалиции 2-го декабря 1805 года. Пять улиц, расположенных более или менее близко к мосту, носят имена старших офицеров, погибших при Аустерлице. В 1801 году Бонапарт (еще не Наполеон) решил построить 3 моста через Сену: Пон д’Аустерлиц, Пон де ла Сите и Понт дез Артс. Первый, построенный в 1802-1807 годах, состоит из 5 чугунных арок, опирающихся на 4 опоры и 2 каменные опоры. Между 1814 и 1830 годами его название было изменено на Pont du Jardin du Roi («Мост королевского сада»), чтобы не расстраивать пруссаков и русских. Мост был перестроен бароном Хауссманом. В 1854 году мост, признанный опасным, был перестроен из камня и завершен в 1855 году. В 1885 году он был расширен с 18 до 30 м.

Мост Аустерлица
Высота Сены (гидрометрическая шкала), ранее измерявшаяся на Пон-де-ла-Турнель, затем на Пон-Руж, а с 1873 года измеряется на Мост д’Аустерлиц.
Нормальная высота составляет 26,92 /1,02 м (высота над уровнем моря и уровень воды). В 1910 году вода поднялась до 34,57 /8,67 м. Установлено, что самый высокий уровень воды в 1658 году достигал 34,86 /8,96 м.
LES PONTS DE PARIS
Paris, comme beaucoup de villes dans le monde, a été bâtie sur une rivière. Cela permettait l’approvisionnement en eau et son évacuation. Mais ce genre de situation signifiait quelques contraintes. Outre les problèmes d’hygiène, qui ne sont pas notre propos ici, il y a ceux de la traversée de la rivière. Et donc des ponts permettant cette traversée. Et ce sont justement ces ponts qui nous intéressent, à Paris.
Trente-sept ponts ou passerelles.
On compte à Paris intra muros 34 ponts et 3 passerelles pour piétons.
A l’origine, les ponts étaient bâtis en bois. Sur ces ponts, de chaque côté, étaient construites des maisons, abritant boutiques et logis. Ce qui, bien sûr, pouvait être cause d’incendies. Ce qui ne manquait pas d’arriver. D’autant plus facilement que tout était fait de bois et de chaume, et le chauffage était assuré par des cheminées à feu ouvert.
Par ailleurs, les piles de pont, originellement en bois également, vieillissant mal, devaient être rebâties régulièrement. Les crues de la Seine, plutôt fréquentes, les détruisaient assez régulièrement Donc, dès le XVe siècle, ils furent bâties en pierres. La pratique des constructions sur les pont perdura jusque vers le XVIIIe siècle.
A Paris, la partie la plus ancienne de la ville est l’île de la Cité (et l’île Saint Louis). Les ponts les plus anciens sont les ponts qui relient ces deux iles aux deux rives, gauche et droite, de la Seine.
De façon générale, à l’exception du pont Charles de Gaulle (qui relie la gare de Lyon à la gare d’Austerlitz) mis en service en 1996, et de la passerelle Simone de Beauvoir qui relie depuis 2006 la Très Grande Bibliothèque, rive droite au parc de Bercy, rive gauche, tous les ponts de Paris, dans leur apparence actuelle, ont été construits dans le dernier tiers du XIXe siècle ou au tout début du XXe siècle. Les parties métalliques disent bien leur parenté avec les structures métalliques du métro qui datent de la même époque.
Nous avons pour cet article le choix entre plusieurs plans :
l’approche historique, du plus vieux au plus récent, approche rigoureuse, simpliste même, mais contre intuitive pour le lecteur.
l’approche géographique, suivante courant de la Seine, simple elle aussi, en apparence, mais tout aussi contre intuitive pour le lecteur ou le touriste.
et une troisième approche, réaliste, qui consiste à commencer par l’île de la Cité que tous les touristes vont visiter, puis à continuer par les parties « extérieures » de Paris, de l’amont de la Seine, du côté des XIIe et XIIIe arrondissements, et enfin à terminer par l’aval de la Seine, du côté des XVe et XVIe arrondissements. C’est celle que nous vous proposons.
LA SEINE EN AMONT
Nous ne parlerons pas des ouvrages qui permettent le passage du boulevard périphérique, car ils sont fait de béton récent. Ils ne sont d’ailleurs pas considérés comme des ponts de Paris, surtout par les touristes, même si techniquement ce sont des ouvrages d’art sophistiqués.
Mais à peine un peu plus l’intérieur du boulevard périphériques trouve
Le pont National, construit en 1853, appelé « Pont Napoléon III » jusqu’en 1870, routier et ferroviaire (ligne de ceinture), il est doublé entre 1936 et 1944 d’une seconde voie routière du côté amont. En 2012 lui est ajoutée une passerelle de 4,27m de large pour piétons et cyclistes.
Le pont de Tolbiac prolonge la rue de Tolbiac, qui, sous des noms différents, décrit un très long arc de cercle qui aboutit à la Seine en aval , dans le 15e arrondissement. Sa construction, décidée en 1876, débute en 1879 et est achevée en 1882. Endommagé par les glaces de janvier 1890, il est construit en 1893. Il comporte 5 arches elliptiques apparemment similaires; mais de portées différentes. En 1943, au cours d’un bombardement un Boston des Forces Françaises Libres est touché par la flak (DCA allemande). Pour éviter de tomber sur la ville, le pilote, Yves François Lamy, dirige son avion vers la Seine, il percute le pont avant de s’engloutir dans le fleuve. Les 4 aviateurs périssent. Deux plaques commémoratives sont apposées sur le pont.
La passerelle Simone de Beauvoir. C’est le 37e pont de Paris, bâti en 2006, entièrement métallique. Cette passerelle mesure 304 m de long, et une portée de 190m et un poids de 1600 T. Sa structure est formée de 2 courbes inversées qui se soutiennent mutuellement. Sur la rive gauche, elle arrive sur le parvis de la Très Grande Bibliothèque et rive droite sur la terrasse au dessus de la gare routière. L’autre courbe arrive sur le quai de chaque côté. Cette passerelle est d’une esthétique très raffinée.
Le pont de Bercy. L’ouvrage initial date de 1864-1864, c’est à dire de l’époque Haussmann. Il a été bâti en béton armé (que l’on appelait à l’époque ni béton, ni armé). C’est un pont à 5 travées. En 1904 est rajouté un étage pour le métro (ligne 6). En 1986 il fut décidé d’élargir le pont en lui ajoutant une double voie du côté amont. Les travaux durent de 1989 à 1992. Il devient ainsi le pendant technique du pont de Bir-Hakeim du côté ouest de Paris.
Le pont Charles de Gaulle. C’est le pont le plus récent de Paris. La décision de le construire remonte à 1986. Sonbut était de décharger le pont d’Austerlitz et de relier les gares d’Austerlitz et de Lyon. Architecturalement et esthétiquement il est fin et élancé, visuellement très pur et bas.Sa construction, débuté en 1993,fut achevée en 1996.
Le viaduc d’Austerlitz, ainsi nommé parce qu’il ne permet que le passage de la ligne de métro n°5, ne comporte qu’une seule arche métallique portant sous elle la ligne du métro.
Le pont d’Austerlitz, nommé ainsi pour célébrer la victoire napoléonienne sur les troupes coalisées autrichiennes russes le 2 décembre1805. Cinq rues plus ou moins proches du pont portent les noms d’officiers supérieurs tués à Austerlitz. En 1801 Bonaparte (pas encore Napoléon) décide la construction de 3 ponts sur la Seine : Le pont d’Austerlitz, le ponte la Cité et le pont des Arts. Le premier, construit entre1802 et 1807, a5 arches en fonte s’appuyant sur 4 piles et 2 culées de pierre. Entre 1814 et 1830 son nom est chargé en pont du Jardin du Roi pour ne pas indisposer les Prussiens et les Russes. Sa réfection est effectuée par le baron Haussmann. En 1854, jugé dangereux, le pont est reconstruit en pierre et terminé en 1855. Il est élargi de 18 à 30 m en 1885.
La mesure de la hauteur la Seine (échelle hydrométrique),précédemment effectuée au pont de la Tournelle, puis au pont Rouges fait au pont d’Austerlitz à partir de 1873.
La hauteur normale est de 26,92m/1,02m (altitude et hauteur d’eau). En 1910 elle est montée à 34,57m/8,67m. Il a été établi que la plus forte crue, en 1658, avait atteint 34,86m/8,96m.
РS : Le pont amont, assez récent, en béton, du boulevard periphérique, n’est pas considéré comme un «pont de Paris» et surtout pas touristique !
Навигация
Предыдущая статья: ← Зима
Следующая статья: МОСТЫ ПАРИЖА — Часть вторая ОСТРОВ СИТЕ и ОСТРОВ СЕН ЛУИ →