Продолжение серии о Мостах Парижа
Часть 1: http://travelreal.ru/europe/franciya/mosty-parizha-chast-pervaya-verxnyaya-chast-seny
Часть 2: http://travelreal.ru/europe/franciya/mosty-parizha-chast-p-ostrov-site-i-ostrov-sen-lui
В третьей заключительной части мы рассмотрим нижнее течение Сены на общем плане Парижа и мосты 23-36 на следующей схеме
Общий план Парижа- Сена течёт справа (с востока) налево (на запад) (см. стрелочку)
Серым цветом показана ПЕРИФЕРИЙНАЯ или окружная АВТОДОРОГА (длина 34 км)
НИЖНЯЯ СЕНА (ПО ТЕЧЕНИЮ)

Мосты Парижа — Нижняя часть Сены.
Исторический центр Парижа — Иль-де-ла-Ситэ — не находится в географическом центре города. Нижняя часть Сены по отношению к острову Ситэ — гораздо длиннее верхней. Тем более, что вверх по течению Сена прямая, а вниз по течению она описывает большой изгиб. Пон-дю-Каррузель [23], также известный как Пон-де-Сен-Пер, поскольку располагался напротив одноименной улицы, был создан по королевскому указу 1831-го года и открыт для движения в 1834 году. Благодаря инновационному арочному дизайну и смешанной конструкции из чугуна, дерева и железа, он состоял из 3 арок высотой 47,67 м и соединял вокзалы Монпарнас и Сен-Лазар. Поскольку интенсивность движения быстро росла, префект задумался о строительстве более широкого моста, но война 1870 года не дала этому проекту реализоваться. В 1883 году начались работы по замене деревянного настила, которые были завершены в 1906 году. Но мост оставался узким и сильно смещался. В 1930 году, поскольку мост также считался слишком низким, было принято решение о его замене. Проект замены был представлен в 1932 году. Постановление о разрешении работ было издано в 1933 году, а утверждено в 1935 году. Мост был снесен в 1937 году. Вторая мировая война приостановила работы на левом берегу. Строительство было завершено после войны.
Мост Каррусель [23] (Пон-дю Каррусель) соединяет набережную Вольтера на левом берегу с набережной Тюильри на правом берегу, между Тюильри и одноименным садом. Он датируется 1935 годом и выполнен из бетона. Опоры облицованы камнем. Его размеры составляют 168 м на 33 м.

Мост Каррусель и Лувр

Мост Каррусель во время наводнения 2018го г.
Королевский мост. [24] (Пон Рояль) Технические условия для этого моста и стоимость были разработаны архитектором Мансаром, самым известным архитектором эпохи Людовика XIV, который дал свое имя «мансардам», комнатам под крышами, освещенными окнами, установленными в «сидящих собаках»… Этот мост имеет 5 арок со сводами «корзина-ручка», параболическими, позволяющими увеличить пролет, по отношению с романскими сводами и ниже, чем готические своды, и, прежде всего, более легкими для большей прочности).
Позднее этот вариант будет использоваться для всех мостов.
Королевский мост
Мост Леопольда Седар Сенгоp [25] (раньше Сольферино) (Пон Леопольд Седал Сенгор) был первоначально построен в 1861 году и торжественно открыт Наполеоном III в 1861 году. Ослабленный ударами барж, он был заменен стальным пешеходным мостом, построенным немного выше по течению, который был снесен в 1992 году. Новый (и существующий ныне) пешеходный мост, построенный в 1997-1999 годах, имеет одну арку, опирающуюся непосредственно на берега. Вес конструкции составляет 900 тонн. Он обеспечивает доступ к набережной Анатоля Франса на левом берегу и к прибрежной террасе Сада-Тюильри на правом берегу. Он также обеспечивает доступ к набережным через отдельный пешеходный мост, встроенный в несущую структуру, который соединяется с верхним уровнем в середине моста.

Пешеходный Мостик Леопольда Седар Сенгорь
Мост Конкорд [26] (Пон-де-ла- Конкорд) соединяет площадь Согласия на правом берегу с Бурбонским дворцом (Национальным собранием) на левом берегу. Мост был запланирован еще в 1725 году, но строительство началось только во время революции. Для строительства были использованы камни, оставшиеся после разрушения Бастилии. Название моста несколько раз менялось в ходе исторических событий XVIII и XIX веков. Так, статуи павших генералов, установленные Наполеоном, были заменены по приказу Людовика XVIII на 12 статуй министров, солдат и моряков Древнего режима. Однако Луи-Филипп приказал перенести их в Версаль, так как они были слишком тяжелы для моста… Сегодня эти статуи разбросаны по всей Франции. Мост был расширен в 1930-1932 годах, а затем отремонтирован в 1983 году.

Мост Конкорд (Согласии)
Мост Александра III [27]. ( Пон Александр Труа) Решение о его строительстве было принято одновременно с организацией Всемирной выставки 1900 года. По плану мост должен был быть достаточно плоским, чтобы Инвалиды были полностью видны с Елисейских полей. Чтобы соблюсти ряд ограничений по размерам, мост был построен из литой стали, с очень массивными опорами, чтобы выдержать значительную горизонтальную нагрузку. Во время рытья кессонных фундаментов под давлением произошло 29 несчастных случаев, связанных с декомпрессией, при этом погиб только один человек. Мост имеет всего одну арку длиной 107 м и шириной 45 м. На поверхности, мост украшают 4 пилона с ионическими колоннами, увенчанные позолоченными бронзовыми «Славами», символизирующими Францию в Средние века, эпоху Возрождения, при Людовике XIV и в современную эпоху. Когда мост открывали в присутствии царя Николая, он был обязан отдать честь гимну Франции, что вызвало ликование русских революционеров: в России исполнение «Марсельезы», считавшееся подрывным, поскольку это была революционная песня, стоило нескольких лет каторги в Сибири…

Мост Александра III — вдали виден Мост Инвалидов

мост Александра III на фоне Гран Пале

Статуя Славы Франции в эпоху Возрождения (одна из 4-х статуй, стоящих над мостом Александра III
Мост Альма [29] (Пон-де-л’Альма) был построен между 1854 и 1856 годами в память о битве при Альме во время Крымской войны (1853-1856). В 1970-1974 годах мост, который был слишком узким и подверженным проседанию, было предусмотрено заменить его. На прежнем мосту было 4 статуи солдат из 4-х полков, воевавших в Крыму: зуава, гренадера, шассера и артиллериста. На новом мосту, который теперь имеет только один пирс, сохранился только зуав. На северном конце моста расположена площадь, на которой находится «Пламя Свободы» — копия статуи Свободы, подаренная газетой International Herald Tribune в 1987 году. После трагической гибели принцессы Дианы в автокатастрофе в 1997 году памятник стал местом, где поклонники Дианы возлагали цветы и выражали свое почтение.
Мост Йена [31]. (Пон д’Йена) строительство которого было решено декретом, подписанным Наполеоном, подписанным в Варшаве через несколько месяцев после битв при Йене и Ауэрштедте. Он должен был соединить холм Шайо, где Наполеон планировал построить дворец для короля Рима (своего сына) с нынешним Марсовым полем, где у него были и другие грандиозные проекты. Все эти проекты были заброшены, когда империя пала. Во время экспозиции 1900 года движение по мосту было ограничено только для участников выставок. В 1935 году мост был расширен с 14 до 35 метров.

Мост Йена в время наводнения 2018 го г., Эйффева башня и Башня Монпарнаса в дали.
Пешеходный мост Дебийи [30] (Пасерель Дебийи) носит имя наполеоновского генерала, погибшего в битве при Ауэрштедте в 1806 году, которая произошла одновременно с битвой при Йене. Решение о строительстве было принято в 1898 году, за два года до Всемирной выставки 1900 года, и пешеходный мост задумывался как временный. Как и Эйфелева башня, он стал постоянным. Он выполнен из металлического каркаса с одной аркой. Находясь под угрозой разрушения в 1941 году, он был внесен в список памятников архитектуры в 1966 году.

Железнодорожный мост Дебийи. На заднем плане виден Собор Сакре-Кёр
Остров Лебедей (Иль-о -Синь) и его 3 моста:

Остров Лебедей, мосты Руэль, Гренель, Статуя Свободы и мост Мирабо (вид с первого этажа Эйфелевой башни.
Мост Бир-Хаким [32]. (Пон Бир-Акем) Металлический пешеходный мост, построенный для Всемирной выставки 1878 года.
Нынешний мост, ставший результатом конкурса, организованного в 1902 году, был построен между 1903 и 1905 годами. Он имеет два уровня с двумя полосами для автомобилей на первом уровне, выложенном камнем, и две полосы для метро на втором уровне. Между полосами для автомобилей установлена чугунная структура из стали и чугуна в стиле ар-деко.
Под этой металлической конструкцией находится пешеходная дорожка. По мосту Бир-Хаким проходит 6-я линия метро. По своей структуре он похож на свой аналог — Мост Берси (Pont de Bercy). A на северном конце моста стоят два здания в стиле Хаусманн. На доме, стоящем слева были сняты в 1972 году несколько сцен из фильма Бертолуччи «Последнее танго в Париже», в котором снялись Марлон Брандо и Мария Шнайдер, и который имел большой успех и стал скандалом.

Мост Бир-Хакима и Дома Пасси

Колонны Бир-Хакима

«Перерождающаяся Франция» и Бир-Хаким
Железнодорожный мост Руэль, [33] Пон-де-Ла- Руэль) по которому проходит линия RER C, ведущая в Гар Сен-Лазар и северо-западные пригороды. (см. выше)
Мост Гренель [34] (Пон-де-Грэнель) не имеет никаких особенностей, кроме статуи Свободы, которая стоит на мысе острова Лебедей (Ile aux Cygnes). Эта статуя по размеру является 1/4 копии статуи в Нью-Йорке. В Париже таких статуй 6. [Вторая находится в Люксембургском саду, третья — в Музее д’Орсэ, 4 и 5 — в Музее искусств и ремесел, а 6-я, которая всего несколько сантиметров высотой находится на груди статуи Кентавра работы скульптора Сезара на площади Мишеля Дебре в 6-ом округе]. (см. выше)
Мост Мирабо [35] (Пон Мирабо) был построен между 1893 и 1896 годами теми же людьми, которые позже построили мост Александра III. Он полностью выполнен из стали, чтобы опоры были как можно ближе к берегам реки. Опоры украшены 4 бронзовыми статуями, символизирующими Париж. Это не самый интересный мост зa исключение того, что известный поэт написал стихи о нём в своём » Алколь» (1913)
Под мостом Мирабо течет Сена….. И наши любви …. Нужно ли, чтоб я это вспомнил ? Радость всегда пришла за горестью

Мост Мирабо (под которым течёт Сена), Эйфелева башня и высотные дома Богренеля, в 15-ом аррандисменте, на левом берегу

Пон Мирабо (под которым все еще течет Сена) — медная и спокойная деталь
Мост Гариглиано [36], (Пон Гариглиано), построенный в 1963-1966 годах, состоит из стальной рамы, покрытой железобетонной плитой. С центральным пролетом 92 м и двумя боковыми пролетами по 58 м он является самым высоким мостом в Париже. Он относится к той эпохе, когда декоративные элементы играли лишь второстепенную роль. На смену им пришли технические подвиги, менее заметные для простых смертных. И мосты рушатся реже …

Мост Гариглиано
Нижний мост периферийной автодороги [37] не считается «парижским», и тем более туристическим ! Поэтому его нет в этой статье…
LA SEINE EN AVAL
L’île de la cité, centre historique de Paris n’est pas au centre géographique de la ville. la portion de la Seine en aval est nettement plus longue quelle portion amont. Et ce d’autant plus que la Seine en amont est rectiligne, lorsqu’en aval elle décrit une grande courbe. Ainsi la partie aval compte-t-elle 2 fois plus de ponts que rapatrie amont. Le pont du Carrousel, nommé aussi pont des Saints Pères car il se situait en face de la rue du même nom, est issu d’une ordonnance royale de 1831, il est ouvert à la circulation en 1834. D’une conception innovante en arcs, avec sa structure mixte fonte, bois et fer, il comporte 3 arches de 47,67 m, il relie alors les gares de Montparnasse et Saint Lazare. Sa circulation augmente rapidement, le préfet assumant envisage de refaire un pont plus large, mais la guerre de 1870 fait abandonner le projet. En 1883 commencent des travaux pour remplacer le bois du tablier, ce sera fait en 1906. Mais le pont reste étroit et bouge sérieusement. En 1930, comme le pont est également jugé trop bas, la décision est prisé de le remplacer. Le projet de remplacement avait été présenté en 1932. Le décret permettant les travaux est promulgué en 1933, et confirmé en 1935. Le pont est démoli en 1937. La seconde guerre mondiale arrête les travaux sur la rive gauche. Ils seront achevés après la guerre.
Le pont du Carroussel, relie le quai Voltaire, rive gauche, au quai des Tuileries, rive droite, entre les Tuileries et le jardin du même nom. Il date de 1935 et est réalisé en béton. Les piles sont habillées de pierre. Il mesure 168 m sur 33.
Le pont Royal. Le devis de ce pont a été fait par l’architecte Mansard, le plus célèbre de l’époque de Louis XIV, qui a laissé son nom aux « mansardes », pièces sous les toitures éclairées par des fenêtres installées dans des « chiens assis »…Ce pont est à 5 arches en voutes en « anse de panier » (paraboliques, permettant une portée plus grande qu’une voute romane et plus basse qu’une voute gothique, et surtout plus légère pour pour une résistance plus grande).
Ce choix va s’imposer par la suite pour tous les ponts.
— Initialement à cet endroit a été construit le pont de Solférino en 1861, inauguré par Napoléon III. Fragilisé par des chocs provoqués par des péniches, il est remplacé en par une passerelle piétonne en acier construite légère ment en amont, démolie elle-même en 1992. La nouvelle (et actuelle) passerelle nommée Passerelle Léopold Sedar Senghor , construite entre 1997 et 1999 comporte une seule arche directement appuyée sur les rives. La structure pèse 900 tonnes. Elle permet l’accès au quai Anatole France, rive gauche et à la terrasse du bord de l’eau du jardin des Tuileries, rive droite, elle permet aussi, par une seconde passerelle, intégrée à la structure porteuse, et qui rejoint le niveau supérieur en son milieu, l’accès aux quais.
Le pont de la Concorde relie la place de la Concorde, rive droite au Palais Bourbon (Assemblée Nationale), rive gauche. Le pont, en projet depuis 1725, ne voit sa construction commencer que pendant la Révolution. Seront utilisées les pierres provenant de la démolition de la Bastille. Le nom du pont change plusieurs fois au gré de l’évolution historique des XVIII et XIXe siècles. De façon similaire, les statues de généraux morts au champ d’honneur que Napoléon y fait placer sont remplacées sur ordre de Louis XVIII par 12 statues de ministres, militaires et marins de l’ancien régime. Mais l’ensemble étant trop lourd pour le pont Louis-Philippe les fait transférer à Versailles… Actuellement ces statues sont éparpillées un peu partout en France. Le pont est élargi entre 1930 et 1932, puis rénové en 1983.
Le pont Alexandre III. Sa construction fut décidée en même temps que celle de l’organisation de l’exposition universelle de 1900. Il fut prévu un pont suffisamment plat pour que l’on puisse voir complètement les Invalides depuis les Champs Elysées. Pour respecter un certain nombre contraintes de dimensions, le pont fut réalisé en acier moulé, avec des culées très massives pour résister à la poussée horizontale très importante. Pendant le chantier du creusement des fondations caisson pressurisé il y eu 29 accidents de décompression, mais seulement un seul mortel. Le pont ne comporte qu’une seule arche de 107 m, large de 45 m. en surface le pont est décoré de 4 pylônes à colonnes ioniques, surmontées de renommées bronze doré. qui symbolisent la France, au Moyen Âge, à la Renaissance, sous Louis XIV et à l’époque moderne. Au moment de l’inauguration en présence du tsar Nicolas, celui-ci fut obligé de rendre le honneurs à l’hymne de la France, ce qui fit jubiler les révolutionnaires russes : en Russie chanter la Marseillaise, considérée comme subversive, parce que chanson révolutionnaire, coûtait quelques années au bagne, en Sibérie…
Le pont de l’Alma a été construit entre 1854 et 1856 pour commémorer la bataille de l’Alma, pendant la guerre de Crimée (1853-1856). De 1970 à 1974, le pont trop étroit et sujet à des tassements est décrit et remplacé par le pont actuel. Le précédent pont comportait 4 statues de soldats de 4 régiments ayant bien combattu en Crimée : un zouave, un grenadier, un chasseur à pied et un artilleur. seule le zouave a été conservé sur le nouveau pont qui ne comporte plus qu’une seule pile.
A l’extrémité nord du pont se trouve une place, où se trouve « la flamme de la liberté », réplique de celle de la statue de la Liberté, offerte par l’ International Herald tribune en 1987. Après la mort tragique de la Princesse Diana, dans un accident de voiture en 1997, le monument est devenu le lieu de dépôt de fleurs et de recueillement des admirateurs de Diana.
— La passerelle Debilly porte le nom d’un général de Napoléon mort à la bataille d’Auerstaedt en 1806 qui eut lieu en même temps que la bataille d’Iéna. Décidée en 1898, deux ans avant l’exposition universelle de 1900, la passerelle devait être provisoire. Comme la tour Eiffel elle deviendra définitive. Elle est faite d’une charpente métallique à arche unique. Menacée de destruction en 1941, elle est inscrite au patri- moine architectural en 1966.
— Le pont d’Iéna Sa construction fut décidée par un décret que Napoléon signa à Varsovie quelques mois après les batailles d’Iéna et d’Auerstaedt. Il est destiné à relier la colline la colline de Chaillot ou Napoléon prévoyait la construction du palais du roi de Rome (son fils) avec le champ de Mars actuel, où il avait d’autres grandioses projets. Projets qui furent tous abandonnés à la chute de l’empire. Pendant l’ex- position de 1900 la circulation sur le pont fut réservée la seule exposition. En 1935 le pont fut élargi de 14 à 35 m.
— L’île aux Cygnes et ses 3 ponts:
> Le pont de Bir Hakeim. Antérieurement au pont actuel a existé une passerelle métallique construite pour l’exposition universelle de 1878. Le pont actuel, fruit d’un concours or- ganisé en 1902, a été réalisé entre 1903 et 1905. Il est à 2 étages, avec deux voies pour automobiles au niveau 1, bâti en pierre et deux voies pour le métro au niveau 2, posé sur une structure en acier et fonte moulée style Art Déco, entre les voies automobiles. sous cette structure métallique se trouve une promenade pour piétons. Le pont de Bir Hakeim portera lignée métro 6 et a une structure similaire à celle de son homologue le pont de Bercy. A l’extrémité nord du pont se dressent. deux immeubles haussmanniens. Dans celui de gauche ont été tournées en 1972 plusieurs scènes du film de Bertolucci « Le dernier tango à Paris » avec Marlon Brando et Maria Schneider, qui connut un grand succès et un scan-
dale.
> Le viaduc de Rouelle, où passe la ligne du RER C qui rejoint la gare Saint Lazare et la banlieue Nord ouest.
> Le pont de Grenelle ne présente pas de caractéristique particulière à part la statue de la Liberté qui se dresse à la pointe de l’île au Cygnes. Cette statue est une réplique au 1/4 de celle de New York. Il y en a 6 à Paris. [La 2 est au jardin du Luxembourg, la 3 au Musée d’Orsay, Les 4 et 5 au Musée des Arts et Métiers, la 6, qui ne mesure que quelques centimètres, est sur la poitrine de la statue du Centaure du sculpteur César, sur la place Michel Debré dans le VI e arr.]
Le pont Mirabeau a été construit entre 1893 et 1896 par les mêmes qui construiront, un peu plus tard, le pont Alexandre III. Il est tout en acier pour permettre des piles les plus proches possibles des rives. Les piles sont décorées de 4 statues de bronze symbolisant Paris. Ce n’est pas le pont le plus intéressant, si ce n’est que le poète Guillaume Appolinaire a écrit en 1913 dansle recueil «Alcools»:
«Sous le pont Mirabeau coule le Seine Et nos amours Faut-il qu’il m’en souvienne La joie venait toujours après la peine.»
Le pont du Garigliano, construit entre1963 et 1966, se compose d’une charpente en acier recouverte d’une dalle en béton armé. Avec une travée centrale de 92m et deux travées latérales de 58m, c’est le plus haut pont de Paris. Il est d’une époque où l’élément décoratif ne joue plus qu’un rôle secondaire. Il est désormais remplacé par l’exploit technique, moins visible au commun des mortels.
Et les ponts s’écroulent moins souvent…
Навигация
Предыдущая статья: ← МОСТЫ ПАРИЖА — Часть вторая ОСТРОВ СИТЕ и ОСТРОВ СЕН ЛУИ
Следующая статья: Криковские подвалы в чёрно-белой и цветной фотографии →