ФОТОГРАФИЯ И ТЕНДЕНЦИИ — Часть 4 PHOTOGRAPHIE et TENDANCES — Partie 4

В предыдущих трех статьях мы говорили о фотографии в западном мире, отчасти непреднамеренно. Поскольку СССР был изолирован/изолировался от остального мира еще в 1922 году, в этих статьях о нем не упоминалось. Эта четвертая часть направлена на исправление этого недостатка.

Введение

Вскоре после революции 1917 года Ленин понял, что изображение имеет и будет иметь огромное значение в продолжении Истории (с большой буквы И). Этим объясняется то значение, которое придавалось изображениям, прессе, радио и всем возможным инструментам пропаганды. Во время гражданской войны агитационные поезда играли роль, которую взяли на себя творцы футуристы и конструктивисты, к которым был близок Маяковский — надо заметить вскользь, что Ленин по вкусовым соображениям его не очень любил.
Фотограф Родченко также сыграл значительную роль в этой области — от фотографии до плакатов и создания костюмов и мебели.

Александр РОДЧЕНКО - Человек на лестнице

Александр РОДЧЕНКО — Человек на лестнице

Александр РОДЧЕНКО - Женщина с Лейкой

Александр РОДЧЕНКО — Женщина с Лейкой

Но роль таких художников, как Родченко, Маяковский или Эйзенштейн, длилась больше в мире за пределами СССР, чем в нем самом. В стране, где роль государства стала центральной и основополагающей, гражданское общество, включая или особенно его художественную часть, должно было следовать директивам государства. Лозунг взбунтовавшихся кронштадтских матросов: «Советы без большевиков» стал «Большевики без Советов». При Сталине это стало очевидным. Великие художники, такие как Эйзенштейн, могли избежать этого, но путем подчинения.
Поэтому в данном контексте тенденции в фотографии не могли быть заметными движениями, из-за риска репрессий. Что касается фотографов, единственным издателем которых было государство, под разными вывесками, то такие тенденции, вне социалистического реализма, не могли существовать.
Они существовали, однако, неофициально, вне официальных каналов, или в официальном контуре, лицемерно. Издания, которые не соответствовали официальной норме, производились так же, как и самиздат, т.е. каждый фотограф сам редактировал и выпускал свои снимки. Разумеется малыми выпусками… Конечно, небольшими тиражами…
Насколько мне известно, существовало только одно фотографическое движение:

Непосредственная фотография

Это была фотография, которая интересовалась неизменными элементами советской повседневной жизни, невидимыми элементами, противоположностью того, что превозносила официальная фотография.

Эта «тенденция» была основана Александром Александровичем Слюсаревым, переводчиком с итальянского, дипломы которого обеспечивали ему доход. Но, прежде всего, это был центр целой группы фотографов, одного поколения или моложе, разного географического происхождения, но очень близких друг другу в человеческом плане, которые все * обращались к Слюсареву на «Сан Саныч» в качестве уважительного обращения.

*По крайней мере, все те, кого я знал или видел с ним.

Должен признаться, что мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что название движения было дословным переводом слов «Straight Photography» (Прямая фотография) ! Очевидно, советские цензоры ничего не заметили!

Эти фотографы все еще активны. Представленные здесь — не единственные, есть неизбежно и другие, СССР был гигантским…

Слюсарeв Александр Александрович (1944-2010)

Имел успех после выставки в Латвии. Этот успех привел к тому, что выставки следовали одна за другой без перерыва. Около пятнадцати музеев мира, включая MoMA в Нью-Йорке, приобрели фотографии Сана Саныча. Его снимки варьировались от натюрмортов до уличной фотографии, в основном в черно-белом варианте. Он склонен видеть то, чего не видят другие…

Александр Слюсарев - Яицо 1976

Александр Слюсарев — Яйцо 1976

Александр Слюсарев - лампа и шар 1982

Александр Слюсарев — лампа и шар 1982

 

 

Александр Слюсарев -интерьер

Александр Слюсарев -интерьер

 

Александр Слюсарев - Вход, Берлин 1995

Александр Слюсарев — Вход, Берлин 1995

Александр Слюсарев - Berlin 1995

Александр Слюсарев — Berlin 1995

Пойлов Георгий (1963-2016)

Фотографии этого незаметного человека разделены между искусными натюрмортами, состоящими из растений и повседневных предметов, которые напоминают о прошлом, а значит, о смерти, и уличными сценами или массовыми толпами. Все его работы демонстрируют глубокую проницательность и потрясающий глаз.

Георгий ПОЙЛОВ - служба

Георгий ПОЙЛОВ — служба

Георгий ПОЙЛОВ - зимняя улица

Георгий ПОЙЛОВ — зимняя улица

Георгий ПОЙЛОВ - натюрморт со стаканом

Георгий ПОЙЛОВ — натюрморт со стаканом

Георгий ПОЙЛОВ - натюрморт с портретом

Георгий ПОЙЛОВ — натюрморт с портретом

Леонтьев Сергей 1962

Его специализация — портреты крупным планом, снятые на улице с использованием вспышки. Он всегда начинает с разговора с человеком (людьми), чей портрет он планирует снять. Сергей изначально был учителем.

Сергей ЛЕОНТЬЕВ - портрет пожилого мужчины

Сергей ЛЕОНТЬЕВ — портрет пожилого мужчины

Сергей ЛЕОНТЬЕВ- портрет мужчины клечатoй рубашке и очках

Сергей ЛЕОНТЬЕВ- портрет мужчины в клетчатoй рубашке и в очках

Сергей ЛЕОНТЬЕВ - лица приволжия

Сергей ЛЕОНТЬЕВ — лица Поволжья

Сергей ЛЕОНТЬЕВ- молодые женщины

Сергей ЛЕОНТЬЕВ- молодые женщины

 

Мухин Игорь 1961

Он является самым известным членом группы. Он коренной москвич,  и может поэтому он создал летопись жизни москвичей, год за годом. Другой член группы однажды сказал мне: «Игорь всегда там, где нужно, когда нужнo», со своей Leica. Теперь он выпускает альбомы по десятилетиям.

Игорь МУХИН- Демонстрация РКП

Игорь МУХИН- Демонстрация РКП

Игорь МУХИН- Молодая пара

Игорь МУХИН- Молодая пара

Игорь МУХИН - молодой человек на Ольминской

Игорь МУХИН — молодой человек на Ольминской

Игорь МУХИН-портрет Виктора Цоя

Игорь МУХИН-портрет Виктора Цоя

Игорь МУХИН - на мотоцикле

Игорь МУХИН — на мотоцикле

Игорь МУХИН-диалог

Игорь МУХИН-диалог

 

Ниязов Эдыге 1940-2009

Изначально учитель истории, Эдыге стал известным  в Казахстане. Он фотографировал людей, места, где они живут, пейзажи, в которых они живут. Его композиции всегда резко очерчены.

Едыге НИЯЗОВ - рок-группа Кино

Едыге НИЯЗОВ — рок-группа Кино

Едыге НИЯЗОВ - музыкант Виктор Цой

Едыге НИЯЗОВ — музыкант Виктор Цой

Едыге НИЯЗОВ - художница Елена Смирнова

Едыге НИЯЗОВ — художница Елена Смирнова

Едыге НИЯЗОВ - художница Е. Смирнова и актриса моды Н. Агеевец

Едыге НИЯЗОВ — художница Е. Смирнова и актриса моды Н. Агеевец

 

Едыге НИЯЗОВ - портрет Слюсарева

Едыге НИЯЗОВ — портрет Слюсарева

 

Грантс Андрейс (Grants Andrejs) 1955

Латыш из Риги, он тоже фотографирует людей и их жизнь, их окружение. Он также преподает фотографию.

 

Andrejs Grants - семейный портрет

Andrejs Grants — семейный портрет

 

Andrejs Grants -летнее купание

Andrejs Grants -летнее купание

Andrejs Grants -летнее купание-2

Andrejs Grants -летнее купание-2

 

Борисов Сергей 1947

Борис, который сейчас хорошо известен, когда-то делал альбомы ручной работы, которые он раздавал (реже продавал). Его работы часто состоят из актов и мизансцен, всегда полных юмора и едкой иронии…

 

Сергей БОРИСОВ - Между ног колоса советского периода

Сергей БОРИСОВ — Между ног колоса советского периода

Сергей БОРИСОВ -Ходки

Сергей БОРИСОВ — Диалог — 1984

Сергей БОРИСОВ - 1989 Аллегория

Сергей БОРИСОВ  — Аллегория — 1989

Сергей БОРИСОВ - Калашников

Сергей БОРИСОВ — Калашников

 

Борис Михайлов 1938

Один из великих, если не величайший украинский фотограф, Борис всегда критически относился к своей стране, что могло принести ему только неприятности… И, мягко говоря, отсутствие признания на родине. Сейчас он известен, за рубежом…

Борис МИХАЙЛОВ - пляж на индустрияльном сoленом озере

Борис МИХАЙЛОВ — пляж на индустриальном сoленом озере

Борис МИХАЙЛОВ -сюpреалистческий пейзаж

Борис МИХАЙЛОВ -сюpреалистический пейзаж

Борис МИХАЙЛОВ -автопортрет в армейской форме

Борис МИХАЙЛОВ -автопортрет в армейской форме

Борис МИХАЙЛОВ -городской пейзаж панорамным аппаратом

Борис МИХАЙЛОВ -городской пейзаж панорамным аппаратом

 

Dans les trois précédents articles nous avons parlé de la photographie dans le monde occidental, en partie involontairement. Comme dès 1922, l’URSS a été isolée/s’est isolée du reste du monde, ces articles n’en ont pas parlé. Cette quatrième partie a pour but de réparer cette lacune.
Introduction générale :
Très vite, avec la Révolution de 1917, Lénine a compris que ce que l’image avait et aurait une importance capitale dans la suite de l’Histoire (avec un grand H). Cela explique l’importance attachée à à l’image, à la presse, à la radote à tous les outils possible de la propagande. Pendant la guerre civile, les trains de propagande jouent un rôle qui va être en charge par des créateurs futuristes et constructivistes, dont Maïakovsky était proche — notons au passage que Lénine, par goût, ne l’aimait pas beaucoup.
Le photographe Rodtchenko a joué un rôle non négligeable lui aussi dans ce domaine, de la photo à l’affiche jusqu’à la création de costumes et de meubles.
Mais le rôle d’artistes tels que Rodtchenko ou Maïakovsky ou Eisenstein, a plus perduré dans la monde à l’extérieur de l’Urss, qu’à l’intérieur. Dans le pays, où le rôle de l’Etat devient central et fondamental, la société civile, y compris ou surtout artistique, doit suivre les directives de l’état. Le slogan des marins mutinés de Kronstadt : « Les Soviets sans les Bolcheviks » est devenu : « Les Bolcheviks sans (réellement) les Soviets ». Sous Staline la chose est devenue évidente. De très grands artistes peuvent, comme Eisenstein, y échapper, mais en pliant l’échine.
Dans ce contexte donc, les tendances photos n’ont pas pu être des mouvements visibles sous peine de représailles. Pour ce qui est des photographes, l’état étant le seul éditeur, sous différents labels, de telles tendances, hors du réalisme socialiste, ne peuvent pas exister.
Elles ont pourtant existé, de manière informelle, en dehors des canaux officiels, un peu comme le samizdat. Formellement exactement comme le samizdat, c’est à dire que chaque photographe éditait ses propres images.
A ma connaissance il n’a existé qu’un seul mouvement photographique :

La Nieposredstvennaïa Photographïa

C’était une photographie qui s’intéressaient aux élément invariants de la vie quotidienne soviétique, éléments invisibles, aux antipodes de ce que la photo officielle encensait. Cette « tendance » avait été fondée par Alexandre Alexandrovitch Slioussariev, traducteur d’italien, de par ses diplômes, ce qui lui assurait ses revenus. Mais surtout centre de tout un groupe de photographes, de la même génération ou plus jeunes, d’origines géographiques diverses, mais très proches humainement les uns des autres et qui appelaient tous Slioussariev « San Sanytch » forme d’adresse respectueuse. J’avoue avoir mis un certain temps à m’apercevoir que l’appellation du mouvement était la traduction mot à mot de « Straight Phothography » ! Visiblement les censeurs soviétiques ne s’en sont jamais aperçus !
Ces photographes sont toujours en activité. Ce qui sont présentés ici ne sont pas les seuls, il y en a forcément d’autres, l’Urss était gigantesque…

 

Slioussariev Alexandre A. 1944-2010

a rencontré le succès après un expo en Lettonie. Ce succès a conduit a des expositions qui se succédaient sans interruption. Une quinzaine de musées dans le monde, dont la MOMA à New York ont acquis de photos de San Sanytch. Ses photos oscillaient de la nature morte à la street, le plus souvent en N&B. Il a tendance à voir ce que les autres ne voient pas…

Poïlov Guéorgui 1963-2016

Les photos de cet homme discret se partagent entre des natures mortes savantes, composées de végétaux et d’objets du quotidien qui évoquent le passé, donc la mort, et des scènes de rue ou des concours de foule. Tous ses travaux montrent un regard profond et un fantastique coup d’œil.

Léontiev Sergueï 1962

Sa spécialité photo est le portrait rapproché en extérieur, au flash. Il commence toujours par une discussion avec la ou les personnes dont il envisage de faire le portrait. Sergueï a été initialement enseignant.

Moukhine Igor 1961

C’est le plus célèbre des membres du groupe. Profondément  moscovite, il a créé une chronique de la vie moscovite, année après année. Un autre des membres du groupe m’a dit un jour » Igor est toujours là où il faut quand il faut «, avec son Leica.  Il publie désormais des albums par décennie.

Niazov Edygué 1940-2009

Originellement prof d’histoire, Edygué est devenu une institution au Kazakhstan. Il photographie les gens, les lieux où il vivent, les paysages dans lesquels ils vivent. Ses comositions sont toujours tirées au cordeau.

Grants Andrejs 1955

Letton de Riga, lui aussi photographie les gens et leur vie, leur cadre de vie. Il enseigne également la photographie.

Borissov Sergueï 1947

Auréolé désormais de notoriété, Boris, il fut un temps, a fabriqué à la main des albums qu’il offrait (ou vendait ?). Son travail est fait d’évenements (actes en russe), toujours emprunts d’humour et d’ironie caustique…

Boris Mikhaïlov 1938

un des plus grands, sinon le plus grand photographe ukrainien, Boris a toujours été critique vis à vis de son pays, ce qui ne pouvait lui apporter que des ennuis… Et pour le moins un manque de reconnaissance chez lui. Il est désormais connu, en exil…

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ФОТОГРАФИЯ И ТЕНДЕНЦИИ — Часть 4 PHOTOGRAPHIE et TENDANCES — Partie 4" оставлено 2 коммент.
  1. Интересный и очень познавательный рассказ, особенно для русскоговорящей аудитории. Надо знать историю фотографии и не только техники, о которой ты подробно написал в своих предыдущих статьях, но и о тех, кто создавал эту историю с фотоаппаратом в руках. Я понимаю, что ты коснулся очень узкого круга советских и российских фотографов, с которыми был лично знаком, и это уже является хорошим дополнением к тем всемирно известным советским мастерам фотографии таким как Моисей Наппельбаум, Евгений Халдей, Макс Альперт, Вадим Гиппенрейтер, Анатолий Гаранин, Александр Гринберг, Илья Ильф, Юрий Рост и многие другие!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти