ФОТОГРАФИЯ И ТЕНДЕНЦИИ — Часть 3 PHOTOGRAPHIE ET TENDANCES — Partie 3

Живопись и фотография, братья-противники

С самого начала зарождения фотографии связи с живописью были тесными, культурно и функционально близкими. Появление фотографии даже освободило живопись от обязанности точного отображения реальности. Поскольку фотография может делать это очень хорошо. В то же время фотография переняла большинство правил построения живописи. История фотографии, рассмотренная под углом зрения эстетики, представляет собой череду тенденций, течений, движений. На самом деле, их можно называть по-разному, ничего не меняя в их реальности. Это, в хронологическом порядке

Пикториализм
Пикториализм родился из желания получить тот же статус, что и художники, и связан с импрессионизмом. Это больше, чем тенденция, это международное и организованное движение, которое доминировало в фотографии около 25 лет, с 1890 по 1914 год. Его главным представителем во Франции является Робер Демаши, в Германии — Генрих Кюльн, в США — Альфред Штиглиц.

Робер Демаши -1904- Переобработанная гуашью фотография

Робер Демаши -1904- Переобработанная гуашью фотография

Альфред Штиглитц пикториалист - здание Флат Айрон в Нью Йорке

Альфред Штиглитц пикториалист — здание Флат Айрон в Нью Йорке

Сергей Лобивников - 1907 - Россия - Сани зимой

Сергей Лобивников — 1907 — Россия — Сани зимой

В некоторых странах, например, в России, пикториализм просуществовал до 1930-х годов. В начале 20-го века, в 1902 году, в ответ на пикториализм зародилось еще одно движение.

Фотосецессия

основанная Штиглицем, призывала к созданию необработанной фотографии. В следующем году он основал журнал «Работа Камерой» (Camera Work), в котором публиковались фотографии, воспроизведенные с помощью гелиогравюры. Другие фотографы,  Эдвард Уэстон и Ансель Адамс, жившие на Западном побережье, последовали их примеру. Очень быстро возникла:

Стрейт Фотография ( Straight Photography )
Это новое направление в фотографии претендовало также на статус искусства, но в совершенно других терминах. Чистое использование всех возможностей передачи деталей и оттенков серого, которые уже позволяют чувствительные поверхности, без искусственных приемов, рассматриваемых как косвенные пути между реальностью и изображением. Отсюда и названия «чистая фотография» или «прямая фотография» в переводе с французского. Этого движения «придерживались» многие американские фотографы, такие как Пол Стэнд, Имоджин Каннингем, Беренис Эббот… Чуть позже появилась «группа f/64», движущей силой которой был Ансель Адамс. f:64 символизирует диафрагму, обеспечивающую максимальную резкость. Такая диафрагма, очевидно, была диафрагмой для камерного объектива, предпочитаемого фотографом.

Маргарет Бурк-Уайт - строительство дамбы

Маргарет Бурк-Уайт — строительство дамбы — США

Эдвард Уэстон - фотография перца - США

Эдвард Уэстон — фотография перца — США

Альберт Ренгер-Патш - Баухаус - Германия

Альберт Ренгер-Патш — Баухаус — Германия

Aнсел Адамс - Йосемит парк

Aнсел Адамс — Йосемит парк

Прямая фотография распространилась по всему миру и просуществовала до 1970-х годов. После войны 1914-1918 годов появится важное направление в живописи:

Экспрессионизм
Это художественное движение, особенно бурное в своих формах в Германии, было очень важным в живописи и кино. С такими художниками, как Отто Дикс, Кирхнер, Эдвард Мюнш, Эгон Шиле в живописи, Фриц Ланг и Мурнау в кино. Позже он продолжился в фовизме и кубизме. В кино это движение приняло форму крайних контрастов, ломаных прямых линий, резких и режущих. Экспрессионизм в строгом смысле не получил заметного развития в фотографии. Но это направление оставило долгосрочные следы, такие как высококонтрастное освещение, использованное Гельмаром Лерским и, частично, студиями Харкурта.

Экспрессионизм в кино 1920 - Кабинет Доктора Калигари

Экспрессионизм в кино 1920 — Кабинет Доктора Калигари

Ейзенштей - Фильм Иван Грозный - Съёмка 1942-1945 - очевиднвя экспрессионистическая трактовка

Ейзенштей — Фильм Иван Грозный — Съёмка 1942-1945 — очевидная экспрессионистическая трактовка

Гельмар Лерский - портрет 1935 - Палестина

Гельмар Лерский — портрет 1935 — Палестина

Фотостудия Харкурт - портрет актёра Пьер Ардити

Фотостудия Харкурт — портрет актёра Пьер Ардити

Уличная фотография
появилась в США во время Великой депрессии после 1929 года и представляет собой документальный подход, в центре которого находится человек, рассматриваемый в его/ ее городском окружении. Это не организованное движение, но в него входят такие великие представители американской фотографии, как Уокер Эванс, Роберт Франк, Ли Фридландер, Гари Виногранд, Сол Лейтер, Джоэл Мейеровиц, Уильям Кляйн и Вивиан Майер. Эта тенденция в фотографии была еще более усилена программой, запущенной президентом Рузвельтом в 1935 году: Администрацией безопасности ферм (FSA). В выставке приняли участие около двадцати фотографов, включая Уокера Эванса, Доротею Ланж, Гордона Паркса. Большинство из этих фотографов описываются критиками или исследователями как социальные или документальные фотографы (в настоящее время больше похожие на документалистов) или фотожурналисты.

Ренэ Жак - 1908-2003

Ренэ Жак — 1908-2003

Уилли Ронис - 1910-2009

Уилли Ронис — 1910-2009

Изис - 1911+1980 - На балу 14 июля

Изис — 1911+1980 — На балу 14 июля

Жен-Филипп Шарбонье -1921-2004

Жaн-Филипп Шарбонье -1921-2004

Это означает, что фотографа-индивидуума часто трудно классифицировать, или слишком тонкая классификация быстро становится нечитаемой.

La peinture et la photographie, les frères ennemis
Dès les débuts de la photographie les liens avec la peinture sont des liens forts de proximité culturelle et fonctionnelle. L’émergence de la photo a même libéré la peinture de l’obligation de représentation fidèle de la réalité. Puisque la photo pouvait faire ça très bien. Dans le même temps la photographie a repris la plupart des règles de construction de la peinture ( voir là. et là ). L’histoire de la photographie abordée sous l’angle de l’esthétique est une succession de tendances, courants, mouvements. En fait on peut les appeler de différentes façons, sans que cela change quoi que ce soit à leur réalité. Ce sont, dans l’ordre chronologique :

Le Pictorialisme

Né de la volonté d’obtenir le même statut d’artiste que les peintres, le pictorialisme se rattache à l’impressionnisme. C’est plus qu’une tendance, c’est un mouvement international et organisé qui a dominé la photographie pendant environ 25 ans, de 1890 à à 1914. Son principal représentant en France est Robert Demachy, en Allemagne Heinrich Küln, aux USA Alfred Stieglitz. Dans certains pays comme la Russie, le pictorialisme a perduré jusque dans les années 30. Dès le début du XXe siècle, en 1902, un autre mouvement va naître en réaction au pictorialisme. La photo-Secession fondée par Stieglitz revendique une photographie sans altération. L’année suivante il fonde la revue Camera Work qui publie des photos reproduites en héliogravure. D’autres photographes, Edward Weston,et Ansel Adams, installés sur la côte ouest, vont dans le même sens. Très vite il en sort :

La Straight Photography

Cette nouvelle tendance de la photographie revendique elle aussi le statut d’art, mais en des termes totalement différents. Par l’utilisation pure des toutes les possibilités de rendu de détails, de nuances de gris que permettent déjà les surfaces sensibles, sans artifices considérés comme des chemins indirects entre le réel et l’image. D’où les appellations de photographie pure ou photographie directe en traduction française. De très nombreux photographes américains ont « adhéré » à ce mouvement, comme Paul Stand, Imogene Cunningham, Berenice Abbott… Un peu plus tard, apparait le « groupe f/64 », dont le moteur est Ansel Adams. f:64 symbolise l’ouverture permettant un maximum de netteté. Un tel diaphragme était évidemment une ouverture d’objectif de chambre, appareil de prédilection du photographe. A utiliser de préférence sur un pied… La Straight photography va s’étendre au reste du monde et perdurera jusqu’aux années 70. Après la Grande guerre (14-18) va apparaître un important mouvement dans la peinture :

L’expressionnisme

Ce courant artistique, particulièrement violent dans ses formes en Allemagne, fut très important dans la peinture et le cinéma. Avec des artistes comme Otto Dix, Kirchner, Edvard Munsch, Egon Schiele pour la peinture, Fritz Lang et Murnau pour le cinéma. Il se prolongea dans le fauvisme et le cubisme par la suite. Ce mouvement a pris dans le cinéma la forme de contrastes extrêmes, de lignes droites brisées, aigües et tranchantes. L’expressionnisme stricto sensu n’a pas eu de développement notable dans la photographie. Mais il a laissé des traces à long terme comme les éclairages à forts contrastes particulièrement utilisés par Helmar Lersky ou partiellement par les studios Harcourt.

La Street Photography

Apparue aux Etats-Unis pendant la Grande Dépression d’après 1929, c’est une approche documentaire, centrée autour de l’être humain, considéré dans son environnement plutôt urbain.. Ce n’est pas un mouvement organisé, mais on y retrouve des grands de la photo américaine comme Walker Evans l’initiateur, Robert Frank, Lee Friedlander, Gary Winogrand, Saul Leiter, Joel Meyerowitz, William Klein … Vivian Maier. Cette tendance de la photographie a été encore renforcée par le programme lancé par Le président Roosevelt en 1935 : la Farm Security Administration (FSA). Y ont participé un vingtaine de photographes, dont Walker Evans, Dorothea Lange, Gordon Parks. La plupart de ces photographes sont qualifiés par les critiques ou chercheurs de : photographes sociaux ou documentaires (actuellement plutôt documentaristes) ou photo-journalistes. C’est dire que le photographe-individu est souvent difficile à classer, ou qu’un classement trop fin devient vite illisible.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "ФОТОГРАФИЯ И ТЕНДЕНЦИИ — Часть 3 PHOTOGRAPHIE ET TENDANCES — Partie 3" оставлено 3 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Спасибо, Вали за интересный и познавательный обзор. Настоящая энциклопедия фото-искусства.

  2. Руслан Иванов:

    Чрезвычайно интересное обозрение. Обязательно поделюсь с друзьями

  3. Валяние Уврие:

    Спасибо Вам обоим/обеим!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти