ФОТОГРАФИЯ и ТЕНДЕНЦИИ Часть 1 — PHOTOGRAPHIE et TENDANCES Partie 1

ГЛАВЕНСТВО ТЕХНИКИ

С самого начала развития фотографии существовала гонка за техническим совершенствованием. Это позволило постоянно совершенствовать материалы, предлагаемые публике. Эта гонка была маршем к миниатюризации. За столетие мы прошли путь от форматов 30х40, 20х30 сантиметров до 24х36 мм, 17,5х13 мм (4/3) и даже гораздо меньше на смартфонах… От нескольких десятков килограммов до нескольких сотен граммов для камеры, от десятков минут экспозиции до примерно тридцати экспозиций в секунду серийной съемки. В ходе этой быстрой эволюции появлялись моды, которые еще не называли тенденциями.

Складные камеры и дальномерные камеры

Сначала — 9×12, затем очень быстро 6×9 или 6×6 см, которые позволяют сделать соответственно 6, 8 и 12 снимков на рулоне 120 см.

Складная камера Галлюс 1922= наводка на резкость производила на задном стекле, которое затем заменяли кассетой с фильмом

Складная камера Галлюс 1922= наводка на резкость производила на задном стекле, которое затем заменяли кассетой с фильмом

 

Складная камера Войгтландер 1927 - заметьте визирное устройство, располженное под углом 45°, чтобы кадрировать со стороны

Складная камера Войгтландер 1927 — заметьте визирное устройство, располженное под углом 45°, чтобы кадрировать со стороны

Затем Leica. В 1920-х годах Оскар Барнак изобрел маленькую камеру, которая умещалась на ладони. Он использовал 35-миллиметровую пленку. Это Leica. Камера, созланная вокруг кинопленкой, имеет новый формат: 24×36. Задуманный в 1914 году, она была выпущена в коммерческую продажу только в 1925 году, а с 1933 года имела всемирный успех.

ФЭД-2 со сверхширокоугольником Руссар МР2 и регулируемым визиром

ФЭД-2 со сверхширокоугольником Руссар МР2 и регулируемым визиром

 

Очень хорошая копия Contax Киев 4 - Заметьте самый широкий дальномер!

Очень хорошая копия Contax Киев 4 — Заметьте самый широкий дальномер!

 

Французская дальномерная камера ФОКА *** с телевиком 135мм и 5фокусным визирным устройством

Французская дальномерная камера ФОКА *** с телевиком 135мм и 5фокусным визирным устройством

 

Дальномерный Лениград с рессорным мотором - визирное устройством был великолепным

Дальномерный Лениград с рессорным мотором — визирное устройством был великолепным

В 1929 году появился Rolleiflex — двухобъективный 6х6, на котором разница между изображением, которое видит фотограф, и «реальным» изображением, запечатленным на пленке, минимальна. В 1945 году немецкие промышленные патенты были стерты. Leica была скопирована и выпускалась в 12 странах в 300 различных вариантах. В СССР копии начали появляться уже в 1934 году и были выпущены в большем  количестве, чем оригиналы. Дуэт Leica — Rolleiflex почти на 30 лет стал символом профессионального фотографа.

Фотоаппарат 24 x 36 доминирует в фотографии и по сей день. В рамках этой доминирующей тенденции появилась другая тенденция: зеркальный видоискатель. С 1945 года в Европе и других странах мира стало появляться все больше и больше зеркальных фотоаппаратов. Дальномерные камеры показывали свои пределы, как только возникало желание сменить объектив. Приходилось ограничиваться триплетом 35 мм — 50 мм — 135 мм, и тем не менее было очень неудобно.

Зеркалка

Формула SLR стала техническим решением проблемы. Получилась тенденция к развитию зеркальных фотоаппаратов. Сильная тенденция. С начала 60-х годов и до конца века зеркальный фотоаппарат станет больше чем модой; фоном фотографии. На этой новой базе зеркальные фотоаппараты будут накапливать инновации: байонет, инстант-зеркало, синхронизированная диафрагма, встроенный экспонометр, TTL, рычаг свободного хода, электроперемотка, серийная съемка и т.д…, все то, что сейчас кажется нам нормой.

 

Acaxи ПЕНТАКС Спотматик ,1966 - первый ТТЛ

Acaxи ПЕНТАКС Спотматик ,1966 — первый ТТЛ

 

Пентакс LX с объективом Мир 46МК (с байонетом КМ)

Пентакс LX с объективом Мир 46МК (с байонетом КМ)

 

Пентакс LX и визирным устройством FC1+FD1 * с широгоугольником 18mmf:3,5 * вращение элемента FC-1 позволяет кадрировку на уровне глаза как на уровне пояса (как на снимке)

Пентакс LX и визирным устройством FC1+FD1 * с широгоугольником 18mmf:3,5
* вращение элемента FC-1 позволяет кадрировку на уровне глаза как на уровне пояса (как на снимке)

В этот период ложного технического спокойствия наблюдалась и другая тенденция, совершенно иного фотографического характера. Две камеры Kodak для широкой публики: Броуни Флаш (Brownie Flash), выпущенная в 1955 году. Этот большой двухцветный пластиковый куб (хорошего качества) не имеет автоматического механизма, но имеет вспышку. Вы держите его на уровне локтей, вы целитесь через маленькое окошко (зеркальное), вы делаете снимок с помощью большой серой кнопкой. И Кодак занимается всем остальным.  Она имела большой коммерческий успех.

Аппарат нзывался Броуны Флашь, но камера и вспышка продавались отдельно. В самом деле эта камера была свего рода копией Роллейфлекса!

Аппарат нзывался Броуны Флашь, но камера и вспышка продавались отдельно.
В самом деле эта камера была свего рода копией Роллейфлекса!

Затем вышел Инстаматик (Instamatic). Он также имел успех, но в меньших масштабах.  Разница, возможно, заключается в том, что с течением лет соответствующие страны были гораздо более продвинутыми в процессе потребления, с гораздо более широким ассортиментом продукции…

Инстаматик 1963го года, со специальной обоймой для крепления вспышки на крыше

Инстаматик 1963го года, со специальной обоймой для крепления вспышки на крыше

Фирменная пленочная кассета 126 - специфический формат к Инстаматику

Фирменная пленочная кассета 126 — специфический формат к Инстаматику

Мы находимся в конце «30 славных лет». Фотография переживает период некоторого застоя, или спада, по Вашему вкусу. Важные новинки становились все реже, как бы исчерпав себя. Затем появился автофокус.

Автофокус

Муравейник снова зашевелился. Это было больше, чем просто тенденция. Это было как обязательный сброд… и проблема средств. Чтобы переключиться на камеру с автофокусом, нужно было сменить все объективы. Этот момент стал своего рода концом эпохи. В любом случае, многие из нас ощущали это именно так. Новинки появляются редко и не являются действительно техническими сдвижками, либо неубедительны. Как и формат APS, о котором Kodak, Fujifilm, Minolta, Nikon и Canon хотели бы, чтобы он стал трендом, но это была вспышка на сковороде … и погребение пленочной фотографии, в котором Pentax не участвовал.
Затем появилась цифровая технология. Что сработало примерно как AF. Это не было тенденцией. Это снова было обязательным переходом

Цифровая технология и гонка за пикселями

Когда появилась цифровая техника, соперничество с пленкой началось мгновенно. Надо сказать, что самые первые цифровые камеры были практически прототипами. Получаемые изображения были похожи на пленку столетием ранее. Но кто еще помнит эти изображения? Гонка за пикселями была чисто техническим вопросом, повтором гонки за качеством изображения на заре фотографии. За несколько коротких лет датчики достигли качества фильма 1990 года.

А затем, опять же очень быстро, они достигли своего рода зрелости, с 36-42 Мп для ФФ. Собирались ли мы остановиться и сказать: вот, история закончена, мы можем посвятить себя созданию изображений. Мы находимся в конце технического пути, в совершенстве. Никак нет! Как ни странно, мы вернулись к «винтэжному» образу, модному выражению для понятия «ретро». Это сработало очень, очень умеренно. А потом появился гибрид.

LE PRIMAT DE LA TECHNIQUE
Il y eu dès les débuts de la photographie une course à l’amélioration technique. Elle permit une évolution permanente des matériels offerts au public. Cette course fut Une marche à la miniaturisation En un siècle on est passé de formats de 30×40, 20×30 centimètres à 24×36, 17,5×13 mm (4/3) et même beaucoup moins sur le smartphones… de quelques dizaines de kilos à quelques centaines de grammes pour un boîtier, de dizaines de minutes de pose à une vingtaine de poses par seconde de rafale pour un cliché. Tout au long de cette évolution échevelée apparurent des modes — on ne disait pas encore tendance.
Les foldings
Ce sont des 9×12, puis très vite des 6×9 ou des 6×6 cm qui permettent respectivement 6, 8 et 12 clichés sur un rouleau de 120. Puis le Leica Dans les années 20, Oskar Barnack invente un petit appareil qui tient dans la paume de la main. Il utilise de la pellicule cinéma de 35 mm. C’est le Leica. Il a un nouveau format : le 24×36. Conçu en 1914, il ne sortira commercialement qu’en 1925 et connaitra un succès mondial à partir de 1933. En 1929 sort le Rolleiflex, un 6×6 bi-objectif sur lequel la différence entre l’image vue par le photographe et l’image « réelle » saisie par la pellicule est minime. En 1945, les brevets industriels allemands sont effacés. Le Leica sera copié et produit dans 12 pays, sous 300 variantes différentes. Le duo Leica — Rolleiflex va devenir pour pratiquement 30 ans le symbole emblématique du photographe professionnel. Le 24 x 36 domine encore la photographie jusqu’à aujourd’hui. A l’intérieur de cette tendance dominante apparaît une autre tendance : la visée reflex. Dès1945, éclosent de plus en plus les boitiers reflex, en Europe comme dans le reste du monde. Les boitiers dits télémétriques ont montré leurs limites dès que l’on a voulu changer d’objectif. Il fallait se borner à la triplette 35mm — 50mm — 135mm et encore c’était très peu commode.
Le reflex
La formule reflex était la solution technique au problème. On a donc eu la tendance reflex. Tendance lourde. Du début des années 60 à la fin du siècle, le reflex sera la toile de fond de la photographie, plus qu’une mode, donc. A partir de cette nouvelle base, les reflex vont accumuler les innovations : baïonnette, miroir flash, diaphragme synchronisé, cellule interne, TTL, levier d’armement à « roue libre », entrainement électrique, rafale, etc… , tout ce qui nous paraît maintenant banalement normal. Vous pouvez les replacer dans l’histoire de Pentax en lisant les articles déjà parus, là, ou là ou encore là. Cette période de faux calme technique a connu aussi une autre tendance d’une toute autre nature photographique. Les deux Kodak grand-public : Le Brownie Flash sorti en 1955. Ce gros cube de plastique (de bonne qualité) bicolore n’a aucun automatisme, mais un flash. On le tient à auteur des coudes, on vise par dessus dans une petite fenêtre (reflex), on déclenche au moyen d’un gros bouton gris. Et Kodak fait le reste. Ce fut aussi un gros succès commercial. Ensuite l’Instamatic a été aussi un succès, mais de moindre envergure. La différence tient peut-être au fait, qu’avec les années écoulées, les pays concernés étaient beaucoup plus avancés dans le processus de consommation, avec une offre beaucoup plus étoffée…
Le tassement On est à la fin des 30 glorieuses. La photographie connait une période un peu plate, ou creuse, comme on veut. Les nouveautés importantes sont devenues plus rares, comme épuisées. Puis est arrivé l’autofocus. La fourmilière a recommencé à s’agiter. Ça a été plus qu’une tendance. Un passage obligé … et un problème de moyens. Si l’on Passer à un boitier AF, signifiaitchanger tous ses objectifs. Ce moment là est une sorte de fin d’époque. En tous cas il a été ressenti comme tel par pas mal d’entre nous. Les nouveautés se font rares et elle ne sont pas franchement d’ordre technique, ou pas convaincantes. Comme le format APS, dont les promoteurs Kodak, Fujifilm, Minolta, Nikon et Canon auraient bien voulu que cela devienne une tendance, mais ce fut un feu de paille … et l’enterrement de l’argentique. Auquel Pentax n’a pas participé. Le numérique est alors arrivé. Qui a fonctionné un peu comme l’AF. Ça n’était pas une tendance. C’était de nouveau un passage obligé.

Le tassement On est à la fin des 30 glorieuses. La photographie connait une période un peu plate, ou creuse, comme on veut. Les nouveautés importantes sont devenues plus rares, comme épuisées. Puis est arrivé l’autofocus.

L’autofocus

La fourmilière a recommencé à s’agiter. Ça a été plus qu’une tendance. Un passage obligé … et un problème de moyens. Si l’on Passer à un boitier AF, signifiaitchanger tous ses objectifs. Ce moment là est une sorte de fin d’époque. En tous cas il a été ressenti comme tel par pas mal d’entre nous. Les nouveautés se font rares et elle ne sont pas franchement d’ordre technique, ou pas convaincantes. Comme le format APS, dont les promoteurs Kodak, Fujifilm, Minolta, Nikon et Canon  auraient bien voulu que cela devienne une tendance, mais ce fut un feu de paille … et l’enterrement de l’argentique. auquel Pentax n’a pas participé. Le numérique est alors arrivé. Qui a fonctionné un peu comme l’AF. Ça n’était pas une tendance. C’était de nouveau un passage obligé.

Le numérique et la course au pixels
Lorsque le numérique est arrivé, la rivalité avec l’argentique s’est mise installée an place instantanément. Il faut dire que les tous premiers boitiers numérique étaient presque des prototypes. Les images délivrées étaient un peu comme les argentiques un siècle avant. Mais qui se souvenait encore des ces images ? La course aux pixels a été un enjeu technique pur, un remake de la course à la qualité des images des débuts de la photographie. En quelques courtes années les capteurs sont parvenus à la qualité des pellicules de 1990. Et ensuite, très vite encore, ils sont parvenus à une sorte de maturité, avec les 36-42 Mp pour un FF. Allait-on s’arrêter et dire : voilà, l’histoire est finie,  on peut se consacrer à la fabrication d’images. On est au bout du chemin technique, à la perfection. Pas du tout ! Par une ironie de l’histoire on est revenu au look « vintage », expression tendance pour rétro. Ça n’a marché que très très moyennement. Et on a vu arriver l’hybride.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти