Путешествие с удовольствием по Молдове

Наш сайт «Путешествие с удовольствием» публикует рассказы о самых интересных уголках планеты, где побывали или еще только мечтают побывать наши авторы.  Это и экзотические острова Океании, как, например, Раротонга, Фунафути, Галапагосы, или мой любимый остров Пи-Пи в Андаманском море. Это красивейшие города и страны на всех континентах, включая Европу, Америку, Азию и далекую Австралию. Пожалуй, только из Антарктиды у нас пока нет ни одного автора и ни одного рассказа, но как говорится, еще не вечер, найдем и таких путешественников! Тем не менее, не будем гоняться исключительно за экзотикой. Если оглянуться вокруг, то окажется, что интересные места совсем рядом. Об одном из таких красивых мест в Молдове мне хочется рассказать в сегодняшнем очерке. Речь пойдет о Старом Орхее.

Молдова – небольшая страна, но в ней есть великое множество живописных и уникальных с точки зрения истории мест. В этом ряду Старый Орхей занимает особое место.  Как его только не называют: «официальная достопримечательность №1 в Молдове», «Молдавская Троя», «туристическая жемчужина Молдовы». Иностранцы называют Оргеев «маленькой Швейцарией». Конечно, до Швейцарии (даже маленькой) ему далеко, но то, что Старый Орхей попал в число важнейших достопримечательностей СНГ – это проверенный и подтвержденный факт:

«Молдавский заповедник включён в список caмых важных достопримечательностей членов Содружества независимых государств. Межпарламентская ассамблея СНГ озвучила данный список в рамках объявленного Года туризма («Молдавские ведомости» от 26.02.2014)»

В Старом Орхее я бывал много раз и в школьные годы, и в студенческие. Тогда не было еще цифровых аппаратов, а ч/б снимки не могут передать всей красоты этих мест. Совсем недавно по прошествии многих лет нам с женой представилась еще одна возможность посетить Старый Орхей, причем инициаторами такой поездки стали наши дети и внучки. Оказывается, Старый Орхей — это любимое место молдавских скалолазов, которые облюбовали одну из скал над селом Бутучень, и ежегодно проводят здесь свои тренировки, соревнования, слеты. Детям захотелось полазать по скалам, и они привезли из Москвы свое снаряжение, а мы с удовольствием прочитали в интернете много интересного об этих местах, и подготовили фототехнику. Согласитесь, не часто удается трем поколениям совместить свои интересы!

Доехать до Старого Орхея из Кишинева достаточно просто. Едем по Оргеевской дороге, и за поселком Иванча сворачиваем вправо. По спидометру 42 км. Кто-то в Википедии написал 60 км, а потом десятки сайтов передрали информацию, не стесняясь и не проверяя эту цифру. Не верьте, лучше проверьте по Гуглу, он подтвердит, что всего 40 км.

 map

Проехав Бранешты — «село камнетёсов», где, кстати, расположен известный комбинат шампанских вин и замечательные подвалы с дегустацией (об этом будет отдельный рассказ), мы вскоре попадаем на смотровую площадку, откуда открывается замечательный вид на долину реки Реут и комплекс Старого Орхея, расположенный между селами Бутучень и Требужень.

fullsize

Старый Орхей – это огромная территория, главную часть которой часто называют «язык». Это природное возвышение, образующее огромный каменный амфитеатр, хорошо видный на фото в излучине Реута. Археологический комплекс «Старый Орхей» является настоящим музеем под открытым небом. Это поистине уникальное место, где были найдены следы разных цивилизаций. Здесь, на перекрестке караванных дорог, встречались и расходились многие народы, здесь возникали и рушились города. Они не исчезали бесследно, их названия сохранились. Первым построенным здесь городом был Орхей, что в переводе означало «укрепление». В начале XIV века Золотая Орда завоевала эту территорию, и на этом месте вырос город в восточном стиле. Его назвали Шехр аль-Джедид, что означает «Новый Город». Шехр-аль-Жедид (XIII-XIV) признан исследователями, как одна из крупнейших столиц татарских полчищ в период их экспансии в Европу. В середине XIV века Шехр аль-Джедид исчезает, и на его месте возникнет обновленный Орхей. В XVI веке жители Орхея переселились на 18 километров севернее и создали современный город Оргеев, а это место получило или, точнее, сохранило название Старый Орхей.

Перед тем, как отправиться на прогулку по Старому Орхею, давайте подготовимся к тому, что нас ожидает, и совершим экскурс в историю. Многие данные я почерпнул из разных источников интернета, и выбрал наиболее интересные сведения.

В Старом Орхее есть несколько исторических конструкций, которые привлекают внимание и ученых, и обычных людей. Самым старым укрепленным сооружением в Старом Орхее является Гетская крепость. Она расположена на Бутученской скале. Крепость имеет овальную форму, которая ориентирована с востока на запад. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения крепости. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен.

Другим сооружением, которое привлекает интерес, является Средневековая крепость времен Золотой Орды. Деревянная крепость была снесена и на ее месте построена новая каменная крепость. В этой крепости размещался караван-сарай (khan). Он был прямоугольной формы. В караван-сарае был внутренний дворик, а в нем находилось большое здание с подземной гробницей и двумя воротами: одни ворота для въезда, другие для выезда. Комнаты для клиентов и для их лошадей были расположены вдоль внутренних стен. С тех времен внутренний дворик стал атрибутом молдавских домов. Это здание сгорело. Возможно это случилось в 1510 году, когда татары подожгли весь город. Подобный караван-сарай сохранился до сегодняшний дней в Бухаресте.

К юго-востоку от караван-сарая был найден фундамент церкви. В этой церкви была святыня, неф и предместье нефа длинной 18 метров. Эта церковь особенная. Предместье нефа в ней шире, чем обычно, и оно отделено каменной стеной. Также на западной стене было 4 угла, которые также отличают церковь от остальных построек.

Map_of_Orheiul_Vechi

Карта достопримечательностей Старого Орхея

Сначала познакомимся с картой достопримечательностей (они в основном расположены на территории «языка» в излучине Реута), а потом будем двигаться по указателю.

pic028

Начнем с осмотра центральной части, двигаясь по маршруту, проложенному стрелочками на указателе.

pic024

Основная информация отображена на плакате.

pic013

Дорога по гребню ведет к колокольне, под которой находится действующий Бутученский скальный монастырь, а впереди видна Успенская церковь, которая  стоит на месте когда-то существовавшего скального монастыря Читури.

pic002

На самом краю скалы укреплен большой каменный крест, касаясь которого, принято загадывать желание.

pic003

Крест над монастырём Пештере.

В центре креста высечен шестиконечный цветок-символ — сердце молдавского народа. Говорят, если положить руку на этот цветок и попросить, Господь услышит тебя обязательно.

Чуть ниже справа стоит колокольня скального монастыря Пештере («Пештере» переводится с румынского языка, как «пещеры»). Монахи в нем не живут, и сейчас в него пускают туристов.

Старый Орхей знаменит своими скальными монастырями. Данная территория была идеальной для монашества в раннем христианском обществе. Она была изолирована от внешнего мира. В скалах Старого Орхея около семи скальных монастырей, один из которых действует до сих пор.

На «языке», где мы сейчас находимся, были вырублены в 15-18 веках три монастыря, но они существовали по очереди. Первым был Босие — по сути пригородный монастырь, названный в честь основавшего его пыркэлаба (наместника) и опустевший в 17 веке вместе с городом. Скит Пештере известен с 16 века, и с упадком Босие вышел на передний план, однако в самом начале 19 века скалы на подходах к нему обрушились, и лет 15-20 монастырь оставался этакой «вещью в себе», пока в 1821 году селяне сами не пробили к монастырю тоннель, над входом в который построили вот эту колоколенку.

pic009

Получилось интересно — подземный храм с надземной колокольней. Ныне это лишь скит, где служит один старый монах.

pic032

Тоннель 1820-х годов, ведущий в скальный монастырь

fig003

В кельях, с которыми храм непосредственно соединен, уже давно никто не живёт.

В этом скиту служит всего один монах, который не возражал или не видел, что я его фотографирую.

pic011

Внутри есть небольшая церковь, и церковный магазин.

pic033

Выходим из монастыря через маленькую дверь на узкую площадку в виде карниза, нависающего над обрывом, и любуемся прекрасными видами долины Реута. Дух захватывает одновременно от красоты ландшафта и пугающей бездны внизу.

pic034

Вид на долину Реута из скального монастыря.

pic010

Мы уже осмотрели монастырь, идем на выход, а монах так увлечен своим занятием, что не обращает на нас никакого внимания.

Сразу за скальным монастырем расположена Успенская церковь XIX ст.

pic001

Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Считается, что первая церковь Успения Пресвятой Богородицы в Старом Орхее была построена на возвышенности над рекой Реут ещё в 1636 году примерно в те времена, когда был основан пыркэлабом Босием скальный монастырь. Церковь многократно разрушалась и вновь восстанавливалась. Сейчас в очередной раз она на реконструкции и близка к завершению.

pic005

Обратим внимание на Надглавные кресты – на луковке церкви и на колокольне они разные. Почему? Что означает полумесяц? Связано ли это как-то с православием и исламом? Вопросов много, а ответа нет. Впервые я задумался над этими вопросами совсем недавно, будучи в Москве в Коломенском. Там на Церкви Вознесения Господня установлен очень похожий крест с полумесяцем внизу.

Интересную гипотезу выдвигает Успенский Б.А. в своем исследовании «Солярно-лунная символика в облике русского храма». Сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну.

Для православной церкви в Молдавии мне кажется, ближе будет другая трактовка. По другой трактовке полумесяц внизу представляет собой символическую чашу изобилия. Только не хватает еще виноградной лозы, которая часто изображается на подобных крестах.

Второй шестиконечный крест трактовать легче. Исходящие из центра креста прямые линии передают сияние солнца. А косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.

Возможно, 2 разных креста установлены рядом, чтобы передать больше символов. Буду рад, если кто-то откликнется, и выскажет свою точку зрения.

pic031

Монастырское подворье. Во дворике церкви — цветы и колокол.

pic006

Старинный колокол, историю которого разгадать мне пока не удалось. При внимательном осмотре на нем можно увидеть следы пуль. С обратной стороны колокол прострелен насквозь. Скорее всего, он висел на звоннице во время войны, и был прострелен немецким снайпером. Дело в том, что колокол на звоннице — идеальная цель для снайперов. Когда снайпер стреляет на километр и более, он не видит, куда попадает его пуля (далеко очень). Но если он попадает в колокол, до него доходит жалобный звук — попал! Именно по колоколам пристреливаются снайперы, налаживая свои прицелы. Потому на церковных колоколах, переживших Вторую мировую войну, практически всегда есть следы от пуль.

pic008

Как хороши, как свежи были розы…

fig002

Дальше по гряде за Успенской церковью, на месте древней гето-дакской крепости, установлен обелиск. Гето-даки — древние племена, проживавшие на этой территории с шестого по первый век до нашей эры.

pic004

С этого места хорошо просматривается (правда, с мощным телеобъективом) противоположный берег Реута, где видны в скалах пещеры.

В те времена, когда христиане пришли на эту землю, возможно, что в скалах уже были пещеры, высеченные доисторическими племенами, жившими на этой территории. Скорее всего, христиане использовали существующие пещеры. В окружающих долину Реута скалах высечено множество пещер, многие из которых очень старые и насчитывают около 2-х тысяч лет.

Прошлое этих пещер овеяно легендами, в которых исторические факты переплетаются с художественным домыслом рассказчиков. Так в одной из легенд говорится, что некогда во главе Старого Орхея стоял пыркэлаб (высокая назначаемая должность вроде губернатора) Гангур. Он был стар и очень богат. Все подвалы его замка были полны золота, и даже карета была сделана из чистого золота, а колеса ее — из серебра. Эту карету пыркэлаб держал в отдельном помещении с железными воротами и выезжал на ней раз в году, на Пасху. Сдвинуть ее с места могли только 40 лошадей, так она была тяжела. Гангур был богаче господаря своего Штефана Великого, который нередко обращался к нему за помощью. Узнал про богатства пыркэлаба султан, собрал войска и двинул их на Орхей.

Покорили турки город, подошли к замку воеводы Гангура, но того и след простыл. Заперся он со всеми своими богатствами в скальном монастыре. Приказал тогда султан сжечь город, а Гангура любой ценой извлечь из монастыря. Среди обитателей монастыря был старец Паисий. Корыстный и жадный, потерял он голову при виде золота Гангура и стал строить планы, как овладеть хотя бы частью этих несметных богатств. Однажды темной ночью пошел он якобы по воду и тайком пришел к султану. В ту же ночь турки через тайный подземный ход вошли в монастырь и перебили все войско Гангура. Получил Паисий свое золото, сел в лодку, чтобы скрыться из этих мест, но воды Реута вдруг забурлили, завихрились и поглотили и лодку, и золото, и человека. Часть добра пыркэлаба турки увезли с собой, а часть замуровали в подземельях, в том числе и золотую карету, с тем, чтобы потом за ним вернуться. Так никто и не знает, было ли это добро вывезено или до сих пор находится где-то в подземных тайниках.

К сожалению, эту легенду я услышал уже после посещения Старого Орхея, иначе поискал бы клад :-) . У нас с женой есть опыт кладоискательства. В свое время мы принимали участие в поисках клада Мазепы под Путивлем.

После осмотра центральной части возвращаемся обратно, и идем низом по селу Бутучень. Это настоящий памятник крестьянского быта и зодчества XIX века. В селе лишь одна улица и несколько переулков, а практически все дома построены больше 100 лет назад. Будто попадаешь на машине времени в дни наших далеких предков. В Бутучень есть и музей крестьянского хозяйства XVIII-XIX веков, где не только во дворе, но и в доме, воссоздана атмосфера тех далеких времен.

В Бутучень действует одноименный сельский пансион — гостиница в крестьянском доме, ресторан, где пекут хлеб в печи, делают вино по «дедушкиным» рецептам, готовят блюда молдавской кухни. При этом гостиница оборудована всеми современными, необходимыми для комфорта, атрибутами.

pic016

Во дворе даже есть бассейн – чем не современный отель с 5 звездочками?

На столбе прикреплен интересный знак. Я его снял крупным планом.

pic012

Понятно без перевода, что в этом экологическом селе скорость передвижения ограничена 10 км/час. Так как мы идем пешком, то естественно, правил не нарушаем.

На выходе из села встречаем еще одну достопримечательность – остатки татарской бани.

fig001

В городе, основанном Золотой Ордой, были построены 3 бани (их называли feredeu). Они были расположены в разных частях города. Это были общественные места, в которых можно было искупаться. Все бани были сделаны в восточном стиле. Фундамент одной бани сохранился до сегодняшних дней (см. фото). Здание было прямоугольной формы. В бане было 2 отделения: для мужчин и для женщин. Также была специальная комната для отдыха, в которой находился каменный стол и стулья. Здание было оборудовано центральным отоплением. Теплый воздух циркулировал в пустотах под каменным полом и пол нагревался.
Так, во всяком случае, написано в интернете, — давайте поверим!

 А наш путь лежит дальше к скале Бутучень, где занимаются скалолазы

fig038

Перед восхождением надо вбить крючья, навесить страховочные веревки, и, самое главное, проверить свою амуницию.

pic029

Самая юная скалолазка Екатерина Максимовна Назарова готовится очень серьезно.

pic014

Крючья вбиты, веревки навешаны, можно подниматься.

pic017

pic018

Немножко страшно..

pic036

pic019

Катя на спуске, а младшая сестричка никак не может понять, зачем же она туда полезла.

pic022

Анастасия Максимовна Назарова

pic015

pic020

pic021

pic023

Почти в свободном падении.

pic035

Заключительный кадр. Вид сверху на долину Реута и Старый Орхей. Фотографу тоже пришлось забраться на эту жуткую скалу, чтобы подготовить данный репортаж.

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Путешествие с удовольствием по Молдове" есть 1 комментарий
  1. […] от Старого Орхея, о котором я недавно писал в рассказе ПУТЕШЕСТВИЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПО МОЛДОВЕ, и там упоминал о поселке каменотесов Бранешты. Как […]

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти