СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ во ФРАНЦИИ LE SYSTEME SCOLAIRE FRANÇAIS

Французская школьная система — продукт Республики, единой, неделимой и светской. То есть территориально единая и отделенная от церкви, но уважающая убеждения каждого человека как неотъемлемая часть гражданина.
Школьные программы являются национальными, уникальными для всех территорий Республики, Третьей Республики, Республики Жюля Ферри. Они соответствуют школьному образованию вплоть до Сертификата Школьного Образования (Certificat d’études). Это соответствует возрасту 13-14 лет.
Система школьного образования построена следующим образом :

Детский сад [ 3 года-5 лет]

Начальная школа

— подготовительный класс [ 1 год]
— начальный класс [ 2 года]
— средний класс [ 2 года ]

Колледж (средняя школа )

— шестой класс
— пятый класс
— четвёртый класс
— третий класс -> Brevet des collèges (свидетельство об образовании) общее отделение
-> CAP (свидетельство о профессиональных способностях — Certificat d’Aptitudes Professionnelles )

Лицей (средняя школа )

— второй класс (недифференцированный)
— первый класс (с опциями по выбору)
— конечный класс (с такими же опциями )  -> Общий бакалавриат Бак (аттестат зрелости) — общее отделение
-> Профессиональный бакалавриат  — профессиональное образование

Лицей Миньэ в Екс-ан-Прованс, где я повел 8 лет, с 1957 до 1965 г

Лицей Миньэ в Екс-ан-Прованс, где я провел 8 лет, с 1957 до 1965 г.

 

Лицей Жансон-де-Сайи, где я преподавал русский язык с 1974 до 1999 г.

Лицей Жансон-де-Сайи, где я преподавал русский язык с 1974 до 1999 г.

 

Post Bac (Пост Бак)

— (в средних школах)

-BTS  (БТС) (Brevet de Technicien Supérieur)
— подготовительные классы (запись по личному делу)  [ 2 года возможно + 1 год]
— Высшие государственные школы :
Высшие нормальные школы: (Ульм Париж: литература, философия, математика, физика… Париж-Сакле, Лион), Национальная школа изящных искусств Париж …
Высшая национальная школа Луи Люмьер: кино, фотография …
Высшие школы (научного облика):  Политехника (X), Сюпэлек-Централь (Supelec-Centrale), Агро Париж Тек (Agro Paris Tech), ENSIC Нанси (химия)…
— Частные высшие школы: Sc Po (политические науки), Бизнес-школы: HEC, ESSEC, ESCP…
— Университет: гуманитарные науки: литература, языки, лингвистика, история, география,
наука: геология, математика, физика, химия, биология…

Жансон-де-Сайи-фотография студентов класса Мат Сюп (Бак +1) Я хорошо знал преподавателя, на 1ом ряду в середине

Лицей Жансон-де-Сайи-фотография студентов класса Мат Сюп (Бак +1)        Я хорошо знал преподавателя, в первом ряду в середине

В университете выдаются следующие дипломы: :
— Лицензия [ 3 года]
— мастер [ + 2 года] после получения лицензии
— докторская степень [ + 5 лет]

Эксовско-Марсельскйй Университет - Гуманитарный факуьлет, где я провел 5 лет

Эксовско-Марсельский Университет — Гуманитарный факультет, где я провел 5 лет

Подготовкой преподавателей занимается IUFM (Университетский институт подготовки преподавателей), созданный в 1990 году, переименованный в ESPE, а затем в ИНСПЕ INSPE (Национальный высший институт профессорства и образования) в 2019 году.
Студенты должны иметь специальный вариант лицензии, ориентированной на преподавание (licence d’enseignement), чтобы зарегистрироваться на вступительных конкурсах, на звание школьного учителя. Затем следует год обучения в ИНСПЕ.

Чтобы стать учителем средней школы, нужно быть зачисленным в мастер 2 (Bac + 4), что дает возможность зарегистрироваться на вступительный конкурс КАПЕС CAPES ( свидетельство о профессиональных способностях к преподаванию ).
В тех же условиях, что и для CAPES, можно также зарегистрироваться на конкурс Агрегасион Agrégation, который позволяет стать преподавателем в средних школах, подготовительных классах и, возможно, ассистентом в университете.

Нет разницы в уровне школ в зависимости от региона или города. На нормативном (т.е. правовом) уровне зачисление ребенка в государственную школу зависит от места жительства родителей. На практике никто не игнорирует, что средний уровень учеников связан со средним культурным уровнем населения в районе, где расположена школа. Поэтому родители, у которых есть возможность (и средства) отправить своего ребенка в другую школу, а не в ту, которая находится в их районе, если она им не нравится, пытаются это сделать. Или, проще говоря, они записывают своего ребенка в частную школу, которая, в принципе, принимает только привилегированных учеников, а значит, теоретически лучше, и очень часто с религиозным уклоном… Одним из классических методов достижения этой цели был выбор первого иностранного языка, который позволял выбрать подходящую школу, обычно немецкую. Уже несколько лет этот метод не работает, так как преподавание немецкого языка сильно сократилось, и он практически перестал существовать в качестве первого иностранного языка.

Прием в подготовительные классы осуществляется на основании кандидатских досье. Кандидаты отправляют их в школы, в которые они хотят поступить. Досье содержит школьные отчеты за первый и последний класс обучения в лицее, а также результаты Бaка и мотивационное письмо. Несколько преподавателей подготовительных классов рассматривают досье, делают первую классификацию, затем комиссия рассматривает досье, и принимает окончательное коллективное решение, которое сообщается кандидатам.

ЕГЭ, как Бaк, подразумевает множество сюжетов, предложенных преподавателями, отобранными региональными инспекциями, отбор национальной комиссией, печать перед экзаменом всех сюжетов по всем предметам в Национальной типографии в очень строгих условиях конфиденциальности. Затем все сюжеты разосланы во все экзаменационные центры за несколько дней до проведения экзамена. Одна ошибка в открытии сюжетов означает, что испытание, сюжет которого был открыт по ошибке, откладывается на национальном уровне, в срочном порядке заменяющий сюжет печатается, и новый сюжет рассылается как можно скорее. Автору ошибки, чаще всего директору лицея, в последующие дни предстоит очень неприятный профессиональный момент карьеры!
Цифровая организация экзамена, подобного Бaка, означает колоссальную инфраструктуру: количество компьютеров, равное количеству кандидатов (710 000 в 2022 году, т.е. 3,5 миллиона работ), организация электропитания для такого количества ноутбуков в аудиториях и проверка того, что кандидаты знают, как пользоваться предоставленными компьютерами. Проверяют, не принесли ли они USB-флешки с запрещенными документами, электронная защита экзаменационные аудитории, чтобы избежать мошенничества… Передача обезличенных файлов-работ в экзаменационные центры, организация коррекции на месте, организация компьютерной безопасности экзаменационных центров. Публикация результатов. Не говоря уже о передаче и хранении файлов-работ после экзамена.
Во Франции, в любом случае, все было бы очень сложно организовать. Французская национальная система образования не имеет таких отношений с информатикой, которые позволили бы ей контролировать такую операцию, которую гораздо легче взломать, чем украсть работы на бумаге.

С другой стороны, обеспечение равенства коррекции уже осуществляется без каких-либо реальных трудностей на протяжении десятилетий. Я был членом жюри Бaка более двадцати лет, и я не помню ни одной серьезной проблемы. Исправление работ было явно тяжелее для коллеги по философии, чем для преподавателя русского языка, которым я был. Единственные дебаты, когда они были, касались тем, предлагаемых в философии, и они никогда не длились долго. Не возникло проблем и с комиссиями по гармонизации оценок.

Теоретические различия между учебными курсами существуют только между общим и техническим потоками на уровне средней школы.
Так, в выпускном классе (конечном классе) средней школы философия изучается в общеобразовательном и технологическом потоках, но не в техническом. Технический поток позволяет студентам продолжить обучение только в технической BTS [Bac + 2]. В то время как другие программы бакалавриата допускают все пути после получения диплома (см. выше).
За последние два года у нас был министр национального образования, который быстро сделал так, что учителя единодушно выступили против него, как это редко бывает. Он провел реформу, в результате которой математика была исключена из классов первого и последнего года обучения. От чего жесткие реакции возникли. После выборов в законодательное собрание министр был снят с должности. От чего положительные реакции. Математика снова включена в учебный план, но в качестве факультативного предмета. Это способ сделать вид, что делается что-то, когда это абсолютно ничего не изменит! А по результатам последних международных исследований систем образования PISA Франция находится в самом низу рейтинга по уровню владения математикой!

Одна из центральных проблем французской системы образования заключается не в ее структуре, а в том, что она никогда не применяла педагогический подход к процессу обучения. Во время всего моего обучения, и особенно с того момента, как я выбрал путь учителя, то есть на Bac + 3, я никогда не слышал о педагогике, ни теоретической, ни практической. Единственной подготовкой были три периода стажировки после теоретического КАПЕСa, состоящие из тестов на знание предмета, в моем случае русского языка и литературы. Все, что я узнал о процессе преподавания, я узнал от своих родителей, которые оба были преподавателями экономики. Во Франции, однако, были исследователи в области образования, такие как Селестен Фрэне, который хотел дать ученикам возможность выражать себя всеми способами, а не только передавать им знания. Его подход придавал большое значение свободному письменному и устному самовыражению учеников. В Министерстве понимали, что Фрейне позволяет ученикам учиться самостоятельно, и считали это недопустимым. Поскольку Фрейне также считал, что максимальный размер класса должен быть ограничен 25 учениками, у Министерства была вторая причина отвергнуть его методы. В результате доминирующей педагогической практикой осталась вертикальная передача знаний, которые нужно было глотать, не пережевывая, и поэтому их было труднее переварить. Таким образом, ученик, который не понимал какой-то момент, считался не слушавшим, и когда этот момент рассматривался снова, то часто это поворачивалось в повторение того же самого содержания, которое, следовательно, чаще всего не понималось… Хорошим показателем является то, что количество учеников в классе принципиально не уменьшилось…

За то одним из социальных элементов, который сильно изменился во Франции за последние 30-40 лет, является тот факт, что молодые фермеры сегодня все чаще получают сельскохозяйственное и агрономическое образование, эквивалентное Баку, или даже Баку +2, тогда, когда поколение их родителей часто имело уровень Бак — 5.

Во Франции Академия наук не имеет связи с национальной системой образования. С другой стороны, ЦНРС (CNRS — Centre National de la Recherche Scientifique — Национальный центр научных исследований) занимает положение, которое довольно близко соответствует положению советской и российской AH. CNRS имеет тесные связи с университетом. Он зависит от Министерства национального образования, но имеет бóльшую автономию, чем университет.
Объяснение этому историческое. Академии — учреждения, возникшие еще при Старом Режиме, они пережили Революцию, укрепление Республики и создание национальной и светской системы образования, но это скорее музейные учреждения, чем что-либо другое. Таким образом, Французская Академия беллетристики, которая регулирует правильное использование французского языка, видит, как ее указы учитываются или не учитываются реальным языком. На самом деле, многим людям это совершенно безразлично — особенно представителям мира торговли и рекламы, а также молодым людям до 30 лет. На самом деле, де-факто, Академия больше одобряет, чем законодательствует.

Le système sсolaire français est un produit de la République, une, indivisible et laïque. C’est à dire unifiée territorialement et séparée de l’église, mais respectant les croyances de chacun comme une partie intégrante du citoyen.
Les programmes scolaires sont nationaux, uniques pour tous les territoires de la République. La troisième celle de Jules Ferry. Ils correspondent à la scolarité jusqu’au Certificat d’études. Ce qui correspondait à l’âge de 13-14 ans.
Le système scolaire est structuré comme suit :
école maternelle [ 3 ans-5ans]
école primaire

— cours préparatoire [ 1an ]
— cours élémentaire [ 2 ans ]
— cours moyen [ 2 ans ]

collège

— sixième
— cinquième
— quatrième
— troisième
branche générale -> Brevet des collèges (Certificat d’études)
professionnelle -> CAP (Certificat d’Aptitudes Professionnelles)

lycée

— seconde (indifférenciée)
— première (avec options au choix)
— terminale (avec options — les mêmes)
branche générale -> Baccalauréat général
professionnelle ->Baccalauréat professionnel

Post Bac
— (dans les lycées) BTS (Brevet de Technicien Supérieur)
— classes préparatoires (entrée sur dossier) [ 2 ans +1 an ]
— Grandes écoles publiques : Ecoles Normales Supérieures (ULM Paris : littérature, philosophie, mathématique, physique
Paris-Saclay, Lyon),

Ecole Nationale des beaux arts Paris …

Ecole Nationale Supérieure Louis Lumière : cinéma, photographie…
— Grandes écoles d’Etat : Polytechnique (X) Supelec-Centrale, Agro Paris Tech, ENSIC (Nancy — rattachée à l’Université)
— Grandes écoles privées : Sc Po (Sciences politiques), écoles commerciales : HEC, ESSEC, ESCP…
— Université : humanités : littérature, langues, linguistique, histoire, géographie,
sciences : géologie, mathématiques, physique, chimie, biologie…

A l’université les diplômes délivrés sont :
— la licence [ 3 ans]
— le master [ + 2 ans] + signifie après la licence
— le doctorat [ + 5 ans]
La formation des enseignants est assurée par les IUFM (Institut Universitaire de Formation des Maîtres) créés en 1990, rebaptisés ESPE, puis INSPE (Institut National Supérieur du Professorat et de l’Education) en 2019
Les étudiants doivent avoir une licence d’enseignement (version particulière de la licence) pour s’inscrire au concours de recrutement de professeur des écoles. Puis ils suivent une année de formation en Inspe.
Pour devenir professeur en collège ou en lycée, il faut être inscrit en master 2 (Bac + 4) pour pouvoir s’inscrire au concours de recrutement du CAPES (Certificat d’Aptitude Professionnelle à l’Enseignement Secondaire).
Dans les mêmes conditions que pour le CAPES on peut aussi s’inscrire au concours de l’Agrégation qui permet de devenir professeur en collège, en lycée, en classes préparatoires, et éventuellement professeur assistant à l’université.

Il n’y a pas de différence de niveau entre les écoles selon les régions et les villes. Au niveau réglementaire (donc légal) l’inscription d’un enfant dans une école publique dépend du lieu de résidence de ses parents. Dans la pratique personne n’ignore que le niveau moyen des élèves est lié à celui du niveau culturel moyen de la population du quartier où se situe l’école. Donc les parents qui ont la possibilité (et les moyens) de faire scolariser leur enfant dans une école autre que celle de leur secteur si celle-ci ne leur plait pas essaye de le faire. Ou plus simplement ils inscrivent leur enfant dans une école privée qui par principe n’accueille que des élèves privilégiés, donc théoriquement meilleurs… Une des méthodes classiques pour y parvenir consistait à choisir une première langue étrangère qui permettait de choisir l’école qui vous convenait, en général l’allemand. Depuis quelques années cette méthode ne marche plus, car l’enseignement de l’allemand s’est fortement réduit et on ne le trouve pratiquement plus en LV1…
Mais les admissions en classes préparatoires se font sur dossier. Les candidats envoient un dossier dans les établissement scolaires où ils souhaitent s’inscrire. Leur dossier contiennent leurs bulletins scolaires de première et terminale, plus leurs résultats au Bac et une lettre de motivation. Plusieurs professeurs des classes préparatoires consultent les dossiers, font un premier classement et ensuite une commission réunit les professeurs qui ont traités les dossiers et ils prennent une décision collective définitive qui est communiquée aux candidats.

Un examen unique comme le Bac signifie de nombreux sujets proposés par des professeurs choisis par les inspections régionales, le choix par une commission nationale, l’impression à l’avance de tous les sujets de toutes les disciplines par l’Imprimerie nationale dans des conditions très strictes de confidentialité. Puis l’expédition de ces sujets à tous les centres d’examens quelques jours avant les épreuves. Une seule erreur d’ouverture de sujets signifie le report national de l’épreuve dont le sujet a été ouvert par erreur, l’impression de toute urgence d’un sujet de remplacement (prévu) et l’expédition dans les plus brefs délais du nouveau sujet. L’auteur de l’erreur, souvent un chef d’établissement passe un très désagréable moment professionnel dans les jours qui suivent ! L’organisation numérique d’un examen comme le Bac signifierait une infrastructure colossale : un nombre d’ordinateurs égal au nombre de candidats (710 000 en 2022, c’est à dire 3,5 M de copies), l’organisation de l’alimentation électrique d’autant d’ordinateurs portables dans les salles, la vérification que les candidats savent se servir des ordinateurs fournis. La vérification que les élèves n’apportent pas de clés USB avec des documents interdits, le brouillages des salles d’examen pour éviter la fraude… La transmission des fichiers-copies anonymés au centres d’examen, l’organisation de la correction sur place, L’organisation de la sécurisation informatique des centres d’examen. La publication des résultats. Sans parler de la transmission et du stockage des fichiers-copies après l’examen.
Tout serait, en France en tous cas, très complexe à organiser. L’Education nationale française n’a pas un rapport à l’informatique qui lui permettrait de maîtriser une telle opération, beaucoup plus facile à hacker que de voler des copies.
Par contre assurer une égalité de correction se fait sans réelles difficultés depuis des dizaines d’années. J’ai fait partie de jurys de Bac pendant plus de vingt ans, je n’ai aucun souvenir de quelque problème sérieux. La correction des copies était évidemment plus lourde pour un collègue de philo que pour le prof de russe que j’étais. Les seuls débats, quand il y en avait, portaient plutôt sur les sujets proposés en philo, et ils ne duraient jamais longtemps. Les commissions d’harmonisation des notes ne posaient pas non plus de problèmes.

Les différences théoriques entre les enseignements n’existent qu’entre la filière générale et la filière technique au niveau du collège et du lycée.
Ainsi en terminale on étudie la philosophie en filière générale et technologique, mais pas en filière technique. La filière technique ne permet la poursuit d’études que en BTS de type technique [Bac + 2] uniquement. Alors que les autres bacs permettent toutes les voies en post bac (voir plus haut).
Ces deux dernières années, nous avons eu un Ministre de l’Education Nationale qui a rapidement fait l’unanimité des enseignants contre lui, comme rarement. Il a fait une réforme qui supprimait les mathématiques des classes de première et terminales. Réactions violentes. Avec les élections législatives le ministre passe à la trappe. Réactions positives. Les maths sont remises au programme, mais sous forme d’options facultatives. Ce qui une façon de faire semblant d’agir alors que cela ne changera strictement rien ! Et que les derniers sondages internationaux PISA sur les systèmes éducatifs placent la France dans les profondeurs du classement pour la maîtrise des maths !!!

Un des problèmes centraux du système d’enseignement français n’est pas dans sa structure, mais dans le fait qu’il ne s’est jamais vraiment emparé de l’approche pédagogique de l’acte d’enseigner. Au cours de toutes mes études et particulièrement à partir du moment où j’ai choisi la voie de l’enseignement, c’est à dire à Bac + 3, je n’ai jamais entendu parler de pédagogie, ni théorique et à peine pratique. La seule formation a été trois périodes de stage après le  CAPES théorique, formé d’épreuves de connaissnace de la matière, dans mon cas la langue et la littérature russe. Tout ce que j’ai appris sur l’acte d’ensigner je l’ai appris par mes parents, tous les deux profs de sciences économiques. En France il y a pourtant eu des chercheurs dans le domaine pédagogique, comme Célestin Freinet qui voulait donner aux élèves la maîtrise de tous les moyens d’expression et pas seulement leur transmettre des savoirs. Son approche donnait de l’importance à la libre expression écrite et orale des élèves. L’institution a «compris» que Freinet laissait les élèves apprendre tous seuls et a considéré que c’était irrecevable. Comme parallèlement Freinet considérait que l’effectif maximum d’une classe devait se limiter à 25 élèves, l’institution avait une seconde raison de refuser ses méthodes. Le résultat a été que la pratique padagogique dominante a été une transmission verticale des savoirs qui devaient être avalés sans mâcher et donc tendanciellement plus difficiles à digérer. Ainsi l’élève, qui n’avait pas compris un point, était considéré comme n’ayant pas écouté, quand ce point était repris, c’était souvent une répétition du même contenu, qui n’était donc le plus souvent pas plus compris que la première fois… Tout cela dans une ambiance où pas la moindre initiative n’était laissée à l’élève. Un bon indice est que le nombre des élèves par classe n’a pas fondamentalement baissé…

Je ne suis pas sûr que de 1960 à 2020 les choses aient fondamentalement changées.
Par contre un élément social qui a beaucoup changé en France ces 30 à 40 dernières années est le fait que les jeunes agriculteurs actuels ont de plus en plus un niveau d’études agricoles et agronomiques équivalent au Bac, voire Bac +2, alors que la génération de leurs parents étaient souvent d’un niveau Bac — 5.

En France l’Académie des Sciences n’a pas de lien avec le système éducatif national. Par contre le CNRS (Centre National de la Recherche Scientifique) occupe une place qui correspond assez à celui de l’ AH soviétique et russe. Le CNRS a de forts liens avec l’université. Il dépend du Ministère de l’Education Nationale, mais dispose d’une plus grande autonomie que l’Université.
L’explication est historique. Les Académies sont chez nous des institutions datant de l’ Ancien Régime, elles ont survécu à la Révolution, à la consolidation de la République, et à l’installation du système éducatif, national et laïque, mais ce sont des institutions muséales, plutôt qu’autres choses. Ainsi l’Académie Française des lettres qui statue sur le bon emploi de la langue française voit ses édits pris en compte ou pas par la langue réelle. En fait beaucoup de gens s’en moquent totalement -, en particulier le monde lié au commerce et à la publicité, et les jeunes de moins de 30 ans. En fait, de facto, l’Académie entériné plus qu’elle ne légifère.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти