ПРАКТИКА МУЛЬТИ-ЭКСПOЗИЦИИ (и приложение к «Kрасивым церквям Парижа») LA PRATIQUE de la SURIMPRESSION ( et complément aux «Belles églises de Paris»)

В этом рассказе о том, что могут предложить нам эти жемчужины архитектуры прошлых веков, добавляется еще одно видение их, более мечтательное, более сновидческое.
Это видение является сложным продуктом фотографической техники и воображения фотографа. Следующие фотографии взяты из серии под названием «Построенные из камня и света».

Эта серия создавалась в течение примерно двадцати лет с помощью камер Pentax: плёночной LX, а затем цифровыми К-5 и К-1, К-1 II.
Очень рано мне понравилась архитектура старинных церквей, романская, готическая, затем ренессанс и барокко. Мне очень быстро показалось, что эта архитектура выражает через религиозное чувство и даже помимо этого чувства, сильное стремление превзойти свои возможности, достичь невозможного. Некоторое количество этих излишеств, поглощенных неудачными стройками, рухнувшими хранилищами, говорит о том стремлении к абсолюту, o котором Тарковский так хорошо трактовал в фильме «Рублев». Эта связь с архитектурой, в основном религиозной, привела меня к фотографическому подходу, отличающемуся от прямого описания, с использованием мульти-экспозицией, которая позволила мне умножить колонны, своды, витражи, освещения, чтобы передать квинтэссенцию того, что вдохновляло меня в этих человеческих творениях. На практике оказалось, что готическая архитектура лучше всего поддается такому подходу, который был моим на протяжении более двадцати лет.

Руан - Собор Нотр Дам под Клод Моне - х3 троекратная экспозиция

Руан — Собор Нотр Дам под Клод Моне — х3 троекратная экспозиция

Руан - Нотр Дам, южный фасад - х 3 троекратная экспозиция с вращением аппарата

Руан — Нотр Дам, южный фасад — х 3 троекратная экспозиция с вращением аппарата

Руан - Нотр Дам, южный фасад - х 6 шестикратная экспозиция с вращением аппарата

Руан — Нотр Дам, южный фасад — х 6 шестикратная экспозиция с вращением аппарата

Технически, мультиэкспозиция имеет два аспекта — в пленочной как и в цифровой практике:
При пленочной съёмке расчет экспозиции довольно просто, когда четное числа экспозиций. Мы делим на 2 количество света для каждой двойной экспозиции и получаем правильный результат. При нечетном количестве экспозиций все происходит немного случайнее, у вас всегда будет либо небольшая передержка, либо небольшая недодержка. Вы должны сделать произвольный выбор. Другой элемент выбора возникает из-за того, что комбинация света от двух экспозиций совершенно разная в зависимости от того, что вы комбинируете.
Два сильных света в сочетании дают передержку/пересвет. Эта комбинация быстро размывает изображение и даже может стереть его.
Сочетание слабого света всегда приводит к сильной недодержке/сильному недосвету.
Интересно сочетание сильного/высокого и слабого/низкого света, в результате чего слабый свет смотрится больше или меньше, в зависимости от его значения Illumination Value (IL). Это варьируется от призрачного изображения до реального.
Другими словами, если вы снимаете сюжет со слабым контрастом, вы получите довольно размытое, нечитаемое изображение.
Если вы снимаете сюжет с большим контрастом, вы получите что-то разборчивое, но не обязательно предсказуемое, и расположение чего может не радовать. Эта непредсказуемость — большая часть привлекательности практики мультиэкспозиции при съемке. Ну, конечно, получается некоторый брак.

Шартр - Собор Нотр Дам - х2 двукратная экспозиция

Шартр — Собор Нотр Дам — х2 двукратная экспозиция

Шартр - Собор Нотр Дам - центральный свод х3 трёхратная экспозиция

Шартр — Собор Нотр Дам — центральный свод х3 трёхратная экспозиция

Париж Собор Нотр Дам - х6 шестикратная экспозиция

Париж Собор Нотр Дам — х6 шестикратная экспозиция

Реймс - Базилика Сен Реми - х3 трёхкратная экспозиция

Реймс — Базилика Сен Реми — х3 трёхкратная экспозиция

Чтобы получить что-то предсказуемое, лучше сделать сэндвич из двух разных кадров, как это сделал Мельес.
Мельес широко использовал надпечатку с черной маской. Черная крышка — это лист металла или черного картона, закрывающий половину объектива. Первый снимок выбранного сюжета делается с крышкой на выбранной стороне, затем второй снимок с крышкой на другой стороне, при этом камера фиксируется так, чтобы кадрирование было идентичным, с другим сюжетом на другой стороне. В результате на одном снимке уживаются два изображения, которые обычно не уживаются. Поразительный эффект гарантирован. Большой недостаток этого метода в том, что он часто показывает границы возможностей автора, потому что требуется много творчества, чтобы не повторяться очень быстро…

Тальмон ( на устье Гаронна) - х6 шестикратная экспозиция

Тальмон ( на устье Гаронна) — х6 шестикратная экспозиция

Тальмон - Сент Радегонд х 3 трёхкратная экспозиция

Тальмон — Сент Радегонд х 3 трёхкратная экспозиция

Сент - Сен Жорж - боковой неф - вращение камеры вокруг оси объектива - х 4 четырёхкратная экспозиция

Сент — Сен Жорж — боковой неф — вращение камеры вокруг оси объектива — х 4 четырёхкрат. экспозиция

витражи - х2 двукратная экспозиция с двумя разными объективами

витражи — х2 двукратная экспозиция с двумя разными объективами

В цифровом съёмке процесс тот же, но техническая часть стала намного проще, поскольку она встроена в камеру и, следовательно, автоматическая. По крайней мере, в зависимости от каждого бренда. Фирма Pentax, например, встроила его в камеру K-5 и последующие камеры. Это позволяет справиться с технической проблемой мульти-экспозиции без особых трудностей.
Существует ограничение: количество экспозиций. До 4-5 экспозиций конечное изображение может быть управляемым. При превышении этого значения результат становится легко нечитаемым!
Итак, я практиковал мультиэкспозицию при съемке, сначала пленочную, а затем цифровую, с большим усердием. И я продолжаю делать это каждый раз, когда появляется возможность, но уже с меньшим усердием.

Церковь романского стиля в Сентонже - х2 двукратная экспозиция

Церковь романского стиля в Сентонже — х2 двукратная экспозиция

Церковь романского стиля в Сентонже - х2 двукратная экспозиция

Церковь романского стиля в Сентонже — х2 двукратная экспозиция

Романская церковь в Сентонже - Фасад - графика - х2 двукратная экспозиция

Романская церковь в Сентонже — Фасад — графика — х2 двукратная экспозиция

Романская церковь в Сентонже - х2 двойная экспозиция

Романская церковь в Сентонже — х2 двойная экспозиция

Très tôt j’ai aimé l’architecture des églises anciennes, romanes, gothiques, puis renaissances et baroques. Il m’a très vite semblé que cette architecture disait, à travers le sentiment religieux, et même au delà de ce sentiment , une forte aspiration à dépasser ses possibilités, à atteindre l’impossible. Un certain nombre de ces dépassements, engloutis dans des échecs de chantiers, des voutes écroulées, disent cette quête d’absolu que Tarkovsky a si bien abordée dans le film « Roublev ». Ce rapport à l’architecture, principalement religieuse, m’a conduit à une approche photographique différente du descriptif direct, en usant de la surimpression qui me permettait de multiplier les colonnes, les voutes, les vitraux, les lumières, pour donner la quintessence de ce que m’inspiraient ces créations humaines. Dans la pratique, il s’est avéré que c’était l’architecture gothique qui se prêtait le mieux à cette approche qui a été la mienne pendant plus de vingt ans.

Techniquement, la surimpression présente deux aspects, en argentique comme en numérique :
En argentique le calcul de l’exposition est assez simple pour un nombre pair d’expositions. On divise par 2 l’exposition pour chaque double-exposition et on a un résultat correct. C’est un peu plus aléatoire pour un nombre impair d’exposition, on aura toujours soit une légère sur-exposition, soit une légère sous-exposition. Il faut faire un choix arbitraire. L’autre élément de choix vient du fait que la combinaison de la lumière de 2 expositions est complètement différente selon ce que l’on combine.
Deux hautes lumières combinées donnent une surexposition. Cette combinaison aboutit rapidement à diluer l’image et parvient même à l’effacer.
Des basses lumières combinées donnent toujours une une image bouchée.
Ce qui est intéressant c’est de combiner haute et basse lumière, ce qui fait apparaître plus ou moins la haute lumière, selon son Indice de Lumination (IL). Cela va d’une image fantôme à une image réellement présente.
En d’autres termes, si vous photographiez quelquechose de peu contrasté, vous obtiendrez un cliché assez brouillé, peu lisible.
Si vous photographiez quelquechose de contrasté, vous obtiendrez quelquechose de lisible, mais pas forcément prévisible, et dont l’agencement peut ne pas être heureux. Cet imprévisible est en grande partie l’intérêt de cette pratique de la surimpression à la prise de vue. Mais il y a bien sûr du déchet.
Pour obtenir quelquechose de prévisible, il vaut mieux faire du sandwich à partir de deux clichés différents comme l’a fait Méliès.
Méliès a abondamment utilisé la surimpression avec cache noir. Le cache noir est une feuille de métal ou de carton de couleur noire dont on couvre la moitié de l’objectif. On fait un premier cliché du sujet choisi avec le cache du côté choisi, puis un deuxième cliché avec la cache de l’autre côté, appareil fixé sur un point pour que le cadrage soit identique, avec l’autre sujet de l’autre côté. Le résultat est la cohabitation sur le même cliché de 2 images qui normalement ne cohabitent pas. Effet saisissant garanti. Le gros défaut de cette méthode est qu’elle montre le plus souvent les limites de l’auteur, car il faut une sacrée créativité pour ne pas se répéter très vite…
En numérique, le processus est le même, mais la partie technique est devenue beaucoup plus simple car elle est intégrée au boitier, donc automatique. Enfin selon les marques. Pentax l’a par exemple intégré au boitier K-5 et suivants. Ce qui permet de se frotter sans difficulté d’ordre technique à l’inattendu de la surimpression.
Reste une limite : le nombre d’expositions. Jusqu’à 4-5 expositions l’image finale peut être gérable. Au dessus le résultat devient facilement illisible !
J’ai donc pratiqué la surimpression à la prise de vue, argentique puis numérique avec pas mal d’assiduité. Et je continue, chaque fois que l’occasion se présente, mais avec moins d’assiduité.

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти