Фараоны в отеле «Фараана». Часть 3

Аменхотеп III.

В этой главе речь пойдет о следующей скульптуре великих фараонов древнего Египта, а именно о Аменхотепе III.

Аменхоте́п III (1388—1353/1351 до н. э.) — древнеегипетский фараон, девятый фараон XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи.

Статуя Аменхотепу III установлена в отеле «Фараана» сразу за Луксорским обелиском (см. часть 1) и копией скульптур, вырубленных в скале у фасада храма Рамсеса II в Абу-Симбел (см. часть 2).

Копия статуи Аменхотепа III в отеле «Фараана» перед центральным входом в административное здание.

История оригинала этой статуи очень интересна. В Египте совсем недавно в 2014 году представили на всеобщее обозрение восстановленную статую Аменхотепа III, которая разбилась более 3 тысячи лет назад во время землетрясения. Археологи повторно установили этот древний артефакт у северных ворот поминального храма фараона в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Случайно мне на глаза попалась статья под названием «В Луксоре восстановили 14-метровую статую фараона Аменхотепа III». Это было сообщение ТАСС от 15 декабря 2014 года. Привожу его дословно:

«КАИР, 15 декабря. /ТАСС/. В Египте представили восстановленную статую Аменхотепа III, которая разбилась более 3 тысяч лет назад во время землетрясения.

Археологи повторно установили этот древний артефакт у северных ворот поминального храма фараона в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Этот храм также известен двумя 21-метровыми статуями, изображающими Аменхотепа сидящим. Историки называют их колоссами Мемнона. Восстановленное творение значительно ниже — около 14 м. Археологи довольны, что смогли вновь «поставить на ноги» скульптуру этого древнего правителя.

«Это самая большая статуя фараона, где он изображен стоящим, — рассказывает глава проекта по консервации храма немецкий археолог Хуриг Сурузян. — Изваяние упало во время землетрясения в 1200 году до н. э., разбилось, и с тех пор его осколки лежали у постамента. Теперь они собраны воедино, и воссозданный 110-тонный монолит вновь стоит на прежнем месте».

Артефакт представляет собой изваяние фараона в белой короне Верхнего Египта. В каждой руке у фараона — свиток папируса, на котором выгравировано его имя. На поясе правителя висит кинжал, рукоять которого украшена изображением сокола. Оружие пристегнуто к поясу прямоугольной пластиной, на которой выбито имя Аменхотепа.

Аменхотеп III, фараон 18-й династии, вступил на престол в раннем возрасте. Ему было десять лет, когда умер его отец Тутмос IV. До совершеннолетия молодого фараона регентом была его мать — царица Мутемуйя.

От предков Аменхотеп унаследовал империю, простиравшуюся от Евфрата до Судана. Как отмечают историки, в начале его царствования Египет находился на вершине своего могущества. Историки отмечают, что правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды этот фараон предпринял поход в Нубию для подавления вспыхнувшего там восстания.»

Статуи Аменхотепа III в Луксоре и разбитая статуя (справа)

Фрагмент разбитой статуи

Отреставрированную каменную фигуру установили рядом с другой статуей Аменхотепа III, которая на полметра ниже.

Эта статуя также была разрушена землетрясением, ее восстановили ранее, в этом году. Обе статуи стояли у ворот Поминального храма, от которого сохранились только Колоссы Мемнона. Археологи надеются, что в течение ближайших 20 лет они смогут полностью восстановить древний некрополь.

Конечно, первым делом я сравнил копию в «Фараане» (см. первое фото) с оригиналом в Луксоре. Очень похожи! Для большей достоверности, я сфотографировал статую в другом ракурсе и увеличил масштаб, чтобы разглядеть детали.

В каждой руке у фараона мы видим свитки папируса и на поясе правителя висит кинжал. Оружие пристегнуто к поясу прямоугольной пластиной. Все в точности совпадает с описанием оригинала! Сомнений нет. Остается только открытым вопрос, когда в «Фараане» появилась копия, если оригинал был воссоздан в 2014 году?

В заключение приведу несколько интересных фактов из жизни Аменхотепа III.

Аменхотеп III правил в 1388-1351 годах до нашей эры. Считается, что именно при нем египетская цивилизация достигла своего наивысшего расцвета, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы, превосходные памятники скульптуры и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Со времени его правления сохранилось наибольшее количество статуй (более 250), которые с точностью идентифицированы и отнесены к нему. Поскольку эти статуи охватывают практически всю жизнь фараона, они являются неоценимым источником сведений о его личной жизни и его правлении.

Приведу лишь несколько из них:

Аменхотеп III, скульптура из музея египтологии в Берлине.

Рельеф Аменхотепа III, из гробницы Хаемхета (TT 57), запад Фив.

Колоссальные статуи Аменхотепа сидящего (Колоссы Мемнона).

Cairo-1

Аменхотеп III с женой царицей Тией (фото Mohamedsamir1994). Египетский национальный музей.

Этой самой большой статуей Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенуттанеб мы любовались в Каирском музее.

Еще одной отличительной особенностью царствования Аменхотепа III является серия из более 200 крупных скарабеев (так называемых «памятных скарабеев Аменхотепа III»), которые были обнаружены в огромной географической зоне, протянувшейся от Угарита в Сирии до Солеба в Нубии. Скарабеи – это небольшого размера глиняные таблички в форме жука-скарабея, покрытые длинными именными текстами, превозносящими деяния египетского царя. К примеру, на 123-х скарабеях имеются записи о том, что с 1-го по 10-й годы своего правления Аменхотеп III лично убил «своими стрелами» большое количество диких львов (102 или 110, в зависимости от записей). Кроме этого, на пяти скарабеях упоминается, что одна из первых чужеземных жен царя, принцесса Гилухепа, прибыла в Египет в сопровождении свиты из 317 женщин и т.д.

О личной жизни Аменхотепа III достоверно известно многое не только из его скарабеев, но и из большого количества клинописных табличек, сохранившихся со времен его правления. Клинописью называют самую древнюю систему письменности. Выполнялась она на глиняных табличках, на которых палочкой или заостренным тростником выдавливались специальные знаки в виде клинообразных штрихов. Процесс письма можно было реализовать только в том случае, пока табличка из глины не затвердела.

Что такое "Клинопись"?

Образец клинописи.

Клинописная табличка — послание Аменхотепу III от митаннийского правителя Тушратты (Амарнский архив EA 19). Британский музей.

К счастью, таких табличек с дипломатическими и личными письмами Аменхотепа III сохранилось очень много.

Нехорошо, конечно, читать чужие личные письма, но раз уж они фигурируют в интернете, я не удержусь и тоже приведу несколько из них. Во-первых, это подлинные документы, а, во-вторых, интересно все-таки почитать, какие письма писали фараоны 3000 лет тому назад.

Сначала — коротенькая справка, чтобы было понятно содержание писем.

В Азии владычество Аменхотепа III было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Аменхотеп III был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-й год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Гилухепе, а в 36-й — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Тадухепе.

Из переписки с царём Тушратта II

Царь Тушратта II предложил Аменхотепу III свою дочь Таду-хебе (Тадухеппа). Он написал Аменхотепу:

«Твои посланники прибыли, чтобы взять её и сделать госпожой Египта. Я читал и перечитывал табличку, переданную мне, и вслушивался в каждое твое слово. Твои слова пришлись мне по душе. Я возрадовался, будто поговорил с тобой. Я праздновал день и ночь. Я отправляю её тебе как твою жену и госпожу Египта, и будем мы теперь единым целым. Да помогут ей удовлетворить все желания моего брата Иштар, моя богиня, владычица всех земель, и Амон, бог моего брата. Ты увидишь: она созрела и создана для услаждения моего брата»

Каждый раз Тушратта II заканчивал письма:

«Тушратта — митаннийский царь, Аменхотеп — египетский царь, они любят друг друга безмерно».

Переписка с царём Вавилонии Кадашман-Энлилем

Но не все были согласны отдать своих дочерей за фараона. Например, вавилонский царь Кадашман-Энлила ответил грубостью:

«Ты просишь в жены мою дочь, но с тобой живёт моя сестра, которую дал тебе мой отец. Никто не видел её с тех пор, и неизвестно, жива она или мертва. Ты принял моих посланников, присутствовали все твои жены, и они говорили: „ Вот ваша госпожа. Она перед вами.“ Но посланники не узнали её. Они не могли сказать, является ли эта женщина, стоявшая рядом с тобой, моей сестрой или нет»

Фараон отвечает царю:

«Я выслушал твое сообщение. Но разве ты послал ко мне хотя бы одного человека, который знал бы твою сестру, мог бы поговорить с ней и опознать её? Нет. Люди, бывшие у меня, не в счёт. Какие-то ничтожества, погонщики ослов…Амон мой свидетель, твоя сестра жива. Я сделал её госпожей дома. Ты хочешь моих богатств, но ты прислал мне всего один подарок. Не смешно ли это?»

Наконец царь Вавилонии Кадашман-Энлила согласился отдать свою дочь:

«Так как моя дочь, которую ты желал бы взять в жены, теперь уже вполне женщина, можешь прислать делегацию и забрать её».

Когда царь Вавилонии вознамерился жениться на дочери фараона, то получил категорический отказ. Кадашман-Энлила:

«Почему нет? Ты фараон и можешь делать, что хочешь?»

Аменхотеп:

«Никогда ещё царь Египта не отдавал своих дочерей». «Раньше ни одна египетская принцесса не отдавалась (другому царю), как какая-то простая женщина».

Царя Вавилонии очень интересовало золото Египта. Он писал:

«Теперь о золоте, о котором я тебе уже писал. Пришли его столько, сколько сможешь, чтобы я закончил работы этим летом. Если ты пришлешь золото, я дам тебе мою дочь. Пожалуйста, вышли золото поскорее. Если ты этого не сделаешь, я не закончу работы. И тогда какой смысл его посылать? И если потом пришлешь мне даже сто таланов золота, я не приму его. Я отошлю его обратно и не дам тебе свою дочь.»

Фараон ответил: «Глупо отдавать дочерей за кусок золота».

Вот такая личная переписка Аменхотепа III дошла до историков наших дней благодаря найденным клинописным табличкам.

Закончить сегодняшний рассказ об Аменхотепе III мне хочется еще одним интересным фактом о его пребывании в Петербурге.

Аменхотеп III в Петербурге

После египетского похода Наполеона Бонапарта Европу охватила «египтомания». В Египте начались многочисленные археологические изыскания.

В 1820-х годах в районе древних Фив вёл раскопки греческий авантюрист и искатель древностей Янис (Янни) Атанази, работавший на британского консула Генри Солта. В 1825 году он обнаружил недалеко от так называемых Колоссов Мемнона две скульптуры сфинксов из розового гранита. В ходе своей экспедиции эти статуи осмотрел Жан-Франсуа Шампольон. 20 июня 1829 года в письме своему брату он описал одного из сфинксов, отметив его прекрасную сохранность и высокие художественные качества. В более позднем письме он упомянул уже две скульптуры, описав их как «восхитительные», «самой совершенной работы» сфинксов, а также идентифицировав в них портреты Аменхотепа III.

Шампольон хотел приобрести сфинксов, однако не смог найти достаточно средств. Хотя скульптуры отличались высокими художественными качествами, процесс их продажи затянулся. Сначала их перевезли в Александрию. В 1830 году в Александрии сфинкса увидел Андрей Муравьёв, который после Русско-турецкой войны (1828—1829) отправился в путешествие по «святым местам». Изваяние произвело на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно написал в Константинополь (Египет тогда входил в Османскую империю) российскому послу Александру Рибопьеру с предложением купить сфинксов за 100 тысяч франков, приложив к посланию рисунки скульптур. Последний перенаправил письмо вице-канцлеру графу Карлу Нессельроде, чтобы тот испросил разрешения столь дорогой покупки у императора. Николай I в то время был с визитом в Пруссии, поэтому корреспонденция сильно задержалась. Но в итоге император прочёл письмо и отправил запрос в Академию художеств о целесообразности приобретения. В это время под влиянием Европы «египтомания» уже активно развивалась и в России. В 1826 году в Санкт-Петербурге был открыт так называемый Египетский мост, а в 1829 году в Царском селе возвели Египетские ворота. В 1826 году в Кунсткамере открылся «Египетский музеум». Президент Академии художеств Алексей Оленин тоже увлекался египтологией и на вопрос императора ответил утвердительно. Его ответ Николаю I был направлен обратно в Пруссию, где, наконец, согласие было получено.

К моменту разрешения бюрократических сложностей в России скульптуры сфинксов уже были проданы во Францию. Однако, Июльская революция сорвала сделку. В результате Россия смогла приобрести сфинксов за сумму в 64 тысячи рублей. При этом перевозка скульптур из Александрии в Санкт-Петербург обошлась казне ещё в 18 или 28 тысяч рублей. Во время погрузки на борт корабля «Буэна Сперанца» одна из скульптур рухнула, в результате чего повредился платок на голове. Короны сфинксов, не являющиеся частью монолита, были размещены на палубе отдельно. В мае 1832 года скульптуры прибыли в Санкт-Петербург.

В 1830 году был разработан проект создание гранитной набережной на Васильевском острове западнее Исаакиевского наплавного моста. В 1831 году напротив здания Академии художеств архитектором Константином Тоном была спроектирована пристань в классическом «греческом» стиле. По замыслу художника её должны были украшать скульптуры укротителей коней Петра Клодта. Однако цена изготовления статуй в 425 тысяч рублей оказалась слишком велика для Академии художеств. В итоге было решено украсить пристань приобретёнными в Египте сфинксами. Для этого Константин Тон переделал проект, изменив пропорции спуска к воде.

Архитектор Огюст Монферран предложил дополнить пристань колоссальной статуй бога Осириса, «покровителя наук и искусств». Он обязался лично изготовить скульптуру. Однако инициатива Монферрана не нашла поддержки.

Создание пристани началось незадолго до прибытия сфинксов в Санкт-Петербург. Однако, строительство затянулось на несколько лет. В результате первые два года сфинксы провели во дворе Академии художеств. Своё место на набережной они заняли лишь в апреле 1834 году. Вероятно, тогда же были смонтированы короны на головах сфинксов. Изначально фигуры древних чудовищ вызывали у горожан неприятие, однако вскоре пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан, породила новые городские легенды.

Сфинксы на Университетской набережной в Петербурге созданы в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III. Этот период ознаменовался расцветом древнеегипетского искусства, и сфинксы являются значимым памятником данной эпохи. Скульптуры выполнены из розового асуанского гранита и отличаются высоким качеством работы художника. Они также выделяются колоссальными  размерами: каждая из них весит 23 тонны и имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Петербургские сфинксы считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III

Восточный сфинкс на Университетской набережной.

Надпись на груди и меж лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра».

Западный сфинкс на Университетской набережной.

Надпись на груди и между лап сфинкса: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель».

 Сфинксы на набережной изображены на реверсах юбилейных серебряных монет в честь 300-летия основания Санкт-Петербурга (1 рубль, 2003) и 250-летие Академии художеств (3 рубля, 2007), а также на почтовых марках, выпущенных в честь данных событий.

Заключение

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Первоначально похоронен в WV22, позже перенесён в гробницу KV35. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Продолжение о сыне Аменхотепа III (будущего Эхнатона, мужа Нефертити) читайте в следующей части рассказов о фараонах «Фарааны».

Автор Михаил Назаров

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Фараоны в отеле «Фараана». Часть 3" оставлено 4 коммент.
  1. София:

    Спасибо за очень познавательный рассказ. Переписка фараона с царями и история петербургских сфинксов особенно впечатлили.

  2. FridaАНХSolar:

    Благодарю за Ваш труд!Очень ценно,познавательно,интересно!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти