Фараоны в отеле «Фараана». Часть 2

В первой части этого рассказа я подробно описал, о чем может поведать только одна фотография. Речь шла об аллее сфинксов, луксорском обелиске и скульптуре одного из величайших фараонов древнего Египта – Рамсесе II. Продолжим нашу экскурсию и обратимся к скульптурной композиции, расположенной перед главным входом в отель «Фараана», как раз напротив луксорского обелиска.

Копии и оригинал

Это копия скульптур, вырубленных в скале у фасада храма Рамсеса II в Абу-Симбел.

Хочу сразу заметить, что таких композиций две в отеле «Фараана». Вторая расположена в ресторане «Фарша», который находится на территории отеля, хотя и считается независимым.

Скульптурная композиция в ресторане «Фарша».

Рассказывая историю этих скульптур в «Фараане», я все время буду сравнивать их с оригиналом в Абу-Симбел.

Великий храм Рамсеса II в Абу-Симбел.

Древним мастерам удалось создать 4 практически идентичные изображения, сохранив портретное сходство с Рамсесом II. Они изображают восседающего на троне фараона в расцвете власти и силы:

Спокойное отрешенное выражение лица.

Голова увенчана двойной короной «пшент», символизирующей единение Верхнего и Нижнего Египта.

Под короной заметен полосатый немес, покрывающий верхнюю и затылочную часть статуи.

У ног фараона размещены изваяния его главной жены Нефертари-Меренмут, старших сыновей и первых дочерей. Высота статуй родственников едва доходит до колен сидящего правителя.

На фронтоне за фигурами размещен фриз, изображающий павианов, поклоняющихся восходящему солнцу. В высеченном орнаменте насчитывается 22 обезьяны, каждая ростом под 2,5 метра.

Входной проем украшен резными барельефами фараона, подносящего дары статуе бога Ра, разместившейся в углублении над порталом храма. Слева от него заметны символическое изображение жезла, справа частично сохранившийся барельеф богини Маат. Египтологи выяснили, что барельеф является древней шарадой: соединенные имена богов образуют имя Рамсеса II.

На боковых сторонах каменных тронов парные божества Нила сплетают свиток папируса и лотос вокруг картуша и иероглифом «объединение». Под ними изображены 2 вереницы связанных пленников: светлокожие хетты на северной части и темные нубийцы с южной стороны.

Еще одна интересная деталь на фасаде – это памятная стела, рассказывающая о бракосочетании Рамсеса II и дочери царя Хеттского царства – Хаттусили II. Этот брак был очень важен, так как закончил войну между Египтом и хеттами. Напомним, что Рамсес II заключил первый в истории нашей планеты письменный международный договор, и это был договор именно с хеттами. Этот договор сейчас можно посмотреть в Музее Стамбула.

Одна из статуй, слева от входа, была повреждена в результате землетрясения. Ученые не стали реставрировать изваяние, сохранив первоначальное положение головы и части туловища.

По другой версии, которая широко распространена в интернете, один из колоссов изображает самого фараона Рамсеса II, а три других – это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра) и Ра (бог восходящего солнца). Этих богов фараон считал своими покровителями. Прислонившись спиной к скале, огромные статуи величаво восседают на тронах, однако, все статуи имеют портретное сходство с Рамсесом II. Таким образом, Рамсес II олицетворяет себя равным богу и обожествляет себя при жизни. Эта версия имеет право на существование, т.к. Большой храм, пред входом в который установлены статуи, посвящен именно этим трем богам и Рамсесу II.

Высота каждой фигуры составляет 20 м, так что они занимают практически весь фасад. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Ученые точно измерили все параметры лица: высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Что понять и оценить размеры статуй, сравните их с изображениями посетителей храма на предыдущем снимке.

Сравнивая фотографии в отеле «Фараана» между собой и с оригиналом, сразу бросается в глаза много отличий. Еще больше отличий мы увидим, если рассматривать отдельные фрагменты.

Две правые скульптуры у входа в отель явно отличаются от оригинала и копии в баре «Фарша». Если придерживаться гипотезы, что в скульптурной композиции изображены три разных бога и Рамсес II, то сразу возникает вопрос – who is who? Кто есть кто? Ответа на этот вопрос в интернете нет. Судя по двойной короне на голове, можно предположить, что крайний справа – это Рамсес.

У крайней скульптуры слева (смотри также первое фото в рассказе) такая же корона на голове, поэтому с равной долей вероятности можно предположить, что Рамсес слева.

Дополнительное изучение корон Верхнего и Нижнего Египта также не дает ответа на этот вопрос

Короны Верхнего и Нижнего Египта, а также двойная корона.

Красный «дешрет» принадлежал правителям Нижнего Египта, а белый «хеджет» правителям Верхнего Египта. Двойная корона символизировала мощь фараона объединённого Египта.

На фото 2 (фото из бара «Фарша») такую же двойную корону скульптор прилепил на упавшую голову одного из богов, хотя в оригинале такого нет.

Абу-Симбел — вечная обитель фараона

Египетский фараон Рамсес II был провозглашен «Рамсесом Великим» за успешное и долгое правление государством. Подробно о нем можно прочитать в первой части моего рассказа: ФАРАОНЫ В ОТЕЛЕ «ФАРААНА». ЧАСТЬ 1

Все статуи, увековечившие его личность, отличаются огромным масштабом и размахом. Пожалуй, самый известный памятник истории, построенный Рамсесом II, это храм Абу-Симбел. Современное арабское название Абу-Симбел произошло от древнего, вероятно, нубийского, Ибсамбул.

На карте отмечено расположение Храма Абу-Симбел на западном берегу Нила, в Нубии в 285 км южнее Асуана, вблизи современной египетско-суданской границы.

Сегодня в этот храм, несмотря на его удаленность от других туристических объектов и городов Египта, приезжают миллионы туристов со всего мира, чтобы запечатлеть момент, когда лучи солнца освещают спокойную улыбку на лице статуи известного фараона.

Рамсес II, возводя огромные статуи в Храме Абу-Симбел, преследовал несколько целей. Одна из них, по утверждению египтологов, была в том, чтобы запугать своих врагов, наступающих со стороны пустыни. По его логике, захватчики, находясь за тысячи миль, увидят огромные сооружения, и это наведет страх на их бойцов. Такими сооружениями являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела. В тоже время фараон хотел, чтобы эти статуи были оформлены в лучшем виде и увековечили память о нем, вот почему они так похожи на него!

Этот комплекс состоит из двух поражающих воображение храмов Абу-Симбел (перевод Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев»), вырубленных в скале, по приказу фараона Рамсеса II, как символ победы в сражении над хеттами (Большой храм) и огромной любви к своей жене – Нефертари (Малый храм). Изначально такое название носила скала, но после возведения в этом месте храмов, название Абу-Симбел перешло на всю группу скал вместе с постройками.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: слева — Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и справа — Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренму.

Интересна история создания этого комплекса и его открытия для современников через 3000 лет.

Строительство храма Абу-Симбел в Египте началось в 1264 году до н. э. и продлилось 20 лет. Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк и путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс. Но в этот период храмы были занесены песком и исследователю не удалось отыскать вход в них. Однако, своими открытиями он успел поделиться с итальянским путешественником Джованни Батиста Бельцони, имя которого ассоциируется с Древним Египтом. Ведь он известен как авантюрист и расхититель гробниц. Именно он, Бельцони, раскопал вход и открыл храмы Абу-Симбела. Он первым попал внутрь храма Рамсеса II 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепием многоколонного зала, покрытого изображениями фараона. Чтобы увековечить это событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.

Бельцони также принимал участие в вывозе крупных скульптур из Египта, скупил несколько десятков различных папирусов и мумий, практически в неповрежденном виде, и впоследствии создал крупную коллекцию египетского искусства.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8-%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BD%D0%B8-814x1024.jpg

Джованни Батиста Бельцони

Все свои исследования Древнего Египта Джованни Бельцони оформил в сочинении «Narrative of the operations and recent discoveries etc. in Egypt and Nubia». Туда же он приложил отдельный том со своими собственными иллюстрациям. Они сделаны до появления фотографии и сделаны настолько качественно и красиво, что некоторые из них я хочу привести. Эти иллюстрации были изданы после его смерти в 1829 году его супругой.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82-3.jpg

Храм Нефертари. Рисунок Джованни Бельцони, 1829 год.

Слева и справа от входа в Малый храм находятся две группы статуй около 10 метров высотой. Эти скульптуры изображают Рамсеса II и Нефертари, причем все статуи одного размера – беспрецедентный случай. Обычно статуи цариц и детей фараона не превышают по высоте уровня колена правителя. Подобные малые статуи на фасаде также имеются, они изображают детей Рамсеса и Нефертари. Это принцессы Меритамон, Хеннутави и принцы Рахирвенемеф и Амен-хер-хепешеф. Конечно, по сравнению с Большим храмом, фасад Малого выглядит скромно. Никаких бабуинов здесь нет, но зато все статуи полностью целы.

Заинтересовавшись историей Абу-Симбел, мне удалось также найти другие рисунки этого храмового комплекса, в частности, рисунки Amelia Edwards, которые она сделала в 1873 году.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/ameliaedwards_2-min.jpg

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/ameliaedwards_3-min.jpg

Рисунки Amelia Edwards, 1873 год.

С появлением фотографии удалось также разыскать и первые старые черно-белые снимки храмов Абу-Симбела после их открытия через 3000 лет.

Самые первые фотографии Абу-Симбела, сделанные John Beasley Green в 1854 году.

Earliest photo of Smaller Temple, 1854 by John Beasley Greene. (Фото John Beasley Green из Британской википедии)

Более поздние снимки. Статуи фараонов и богов. Абу-Симбел, Египет

Фото сделано в ХХ веке до 1923 года.

Храм Рамсеса II. Абу-Симбел, Египет. Точная дата снимка неизвестна, но в отличие от снимков John Beasley Green, сделанных в 1854 году, здесь мы видим уже полностью раскопанные фигуры и вход в храм. Предполагается, что фото сделано в интервале 1870 — 1920 года.

Приведу несколько интересных фактов, связанных с этими фотографиями и Большим и Малым храмом Абу-Симбел.

Первое, на что хочется обратить внимание – это исключительная точность и симметрия, с которой изготовлены скульптуры.

Это изображение из книги «Утраченные технологии в Древнем Египте».

Если очень пристально посмотреть на изображенное лицо Рамсеса II, то вы, несомненно, обратите внимание на то, что оно выполнено безупречно. И тем самым удивитесь мастерству древних зодчих.

Но если взглянуть на эту скульптуру компьютеризированным взглядом, то удивление будет несоизмеримо больше. Ведь лицо древнего фараона выполнено идеально симметрично с точностью до 1 мм.

Этот факт был выяснен при фотометрическом анализе и наложении одной половины лица фараона на другую.

Другой удивительный факт, который привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме и связанный с вращением Земли относительно Солнца. Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году и всего на несколько минут проявляется этот эффект!

https://lifxil.ru/wp-content/uploads/2019/04/9953066.jpg

Большой храм был высечен в монолитном утёсе. Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II.

Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и бога Ра; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

При этом статуи расположены так, что свет освещает фигуры Амона и Ра всего 6 мин., а изваяние самого Рамсеса II купается в солнечных лучах в два раза дольше.

То, что эти две даты в году, когда солнечные лучи освещают на несколько минут статуи богов и Рамсеса II, совпадают с его днем рождения в феврале и днем коронации в октябре, как пишут в интернете и переписывают из одного источника в другой, является полной чушью. Кто может утверждать, что фараон родился 3000 лет тому назад именно 22 февраля, если даже год его рождения точно не установлен?

Скорее всего, эти даты близки ко дням весеннего и осеннего равноденствия, которые древнеегипетским астрологам были хорошо известны.

Это «оптическое чудо» поражало не только современников Рамсеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Два взгляда на историю

Я уже почти закончил рассказ и готов был поставить точку, но…заглянул случайно в книжку «Человек и Земля» Элизе Реклю, изданную в С-Петербурге Брокгаузом и Ефроном в 1906 году и был удивлен совершенно иной трактовкой тех событий, о которых только что написал.

Книга и титульный лист «Человек и Земля» Элизе Реклю, изданную в С-Петербурге Брокгаузом и Ефроном в 1906 году.

Во-первых, на картах 19 века на было Абу-Симбела, а был Ибсамбул. Привожу карту, где я подчеркнул это название.

Область Египетского влияния

А дальше я процитирую часть текста, чтобы убедиться, что речь идет об одном и том же месте, и времени:

«Поднимаясь по Нилу, можно шаг за шагом проследить поразительные создания рук древних египтян: большинство путешественников поднимается даже выше первых порогов, чтобы полюбоваться на величественных колоссов царей – богов, Аммона и Рамсеса, высеченных из красноватой скалы вблизи обрыва горы Ибсамбула.

Не меньший интерес, как храмы и статуи, представляют ломки гранита, порфира и других каменных пород, где можно видеть до сих пор колоссальные статуи и обелиски, лежащие на земле в ожидании того, когда их перевезут и поставят на место; некоторые из них лишь наполовину отделены от скалы и производят такое впечатление, будто работавшие над ними каменщики были отозваны каким-то властным призывом лишь несколько минут тому назад.

Упадок египетской архитектуры относится к началу периода завоеваний и военной славы властителей страны. Вслед за древними храмами, камни которых превосходно отполированы и связаны между собою с поразительной тщательностью, мы находим здесь здания, которые посредственным выполнением положительно огорчают и приводят в отчаяние современных любителей искусства: глядя на них, можно думать, что властители тех эпох старались лишь возможно скорее возвести эти памятники, служившие для их прославления, и жертвовали всем, чтобы только придать им величественную внешность. «Гордость предшествует гибели», говорится в Библии, и пышное царствование Рамсеса II, известного более под греческим названием Сезостриса, было началом наступившего упадка в области знаний и искусств. Будучи воителем, жаждавшим великих деяний. Сезострис пошел войною на Азию, стремясь расширить пределы своего царства, и хотя все его предприятия оказались неуспешными, он заставил воспевать себе такие хвалы, приказал соорудить столько обелисков с памятными надписями, столько колоссальных статуй, заставил соскоблить надписи и поместить свое имя на стольких предыдущих памятниках, что, в конце концов, действительно, «изменил историю», и некоторые греческие историки описали его, на самом деле, как величайшего из царей. По его собственным описаниям, он сам в сражении остался будто бы посреди толпы хеттитских воинов, оставленный своими солдатами, его окружали якобы 2500 колесниц и «миллионы врагов», он был «совершенно один» и, тем не менее, одержал победу благодаря силе своих рук. В действительности же его настоящими подвигами были лишь ежегодные набеги на чернокожие племена Эфиопии, откуда он приводил в цепях тысячи рабов и заставлял их работать на каменоломнях. Под его управлением страна обеднела, голод свирепствовал по всему Египту, и вместе с гражданской свободой исчезло и искусство, — после Сезостриса культурные произведения сделались варварскими. Художники совершенно перестали изучать естественные черты изображаемых лиц, перестали обращать внимание на природу и довольствовались условным и шаблонным воспроизведением местности. По словам Ф.Реньо, древние художники относились настолько добросовестно, что воспроизводили даже физические недостатки изображаемых личностей, не исключая рахитизма и уродливой формы черепа. Сезострис, однако, был слишком тщеславен и горд, чтобы дозволить изобразить себя иначе, как «самым красивейшим из людей»; каждый, кому приходится теперь любоваться великолепными чертами его лица, высеченными из красного песчаника или гранита, должен согласиться с тем, что он был «красивейшим». Благодаря замечательной иронии судьбы, мумия этого фараона-хвастуна сохранилась до наших дней, и посетители музея в Гизе могут любоваться, сколько им угодно, физиономией Сезостриса, освобожденной теперь от покрывавшего ее слоя смолы, — они могут убедиться в том, что черты его лица мало интеллигентны, несколько звероподобны, но в тоже время надменны и властны».

Вот так Э. Реклю, которому можно доверять, выражает мнение египтологов, которое сложилось в XIX веке к Рамсесу II и его деяниям.

Возможно, как всегда в таких случаях, если мнения диаметрально противоположны, то истина лежит посередине!

В заключение

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. За 4 года (1964-1968) храм был перенесен на 210 метров от воды на высоту в 65 метров от его первоначального расположения. Направление, в котором был построен храм, было бережно сохранено, а пейзаж, окружающий храм, был полностью воссоздан. Официально храм был открыт в 1968 году, когда сокровища, которые были похоронены в песках пустыни стали снова доступны человечеству.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Фараоны в отеле «Фараана». Часть 2" оставлено 2 коммент.
  1. София:

    Миша! Ну теперь, после прочтения первых 2-х частей, можно ехать в Абу-Симбел не ротозеями, а подкованными путешественниками! Обалдеть, сколько информации!

  2. Рад, что понравилось. Читай продолжение и готовьтесь, обязательно поедем:)

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти