КРАСИВЫЕ и ИНТЕРЕСНЫЕ ЦЕРКВИ ПАРИЖА. BELLES et INTERESSANTES EGLISES de PARIS

Когда человек любит архитектуру, есть одна, на которую часто обращают наибольшее внимание, — это религиозная архитектура. Не обязательно потому, что она религиозная, а потому, что она часто эстетически красива. И особенно во Франции в 11, 12 и 13 веках. Я назвал романскую и готическую архитектуру. Позже, когда она стала барочной, она потеряла часть своей текучей, гибкой и обильной эстетики. С течением веков эти характеристики постепенно утрачивались. В 19 веке остались лишь печальные копии, без особого таланта. В XX веке эта религиозная архитектура обрела нечто иное, другое измерение, которое не всегда было хорошо воспринято, поскольку религиозное воображение оставалось привязанным к романскому и готическому стилям.
В великих городах христианского Запада обычно есть несколько церквей, но только один собор, когда он есть, потому что для того, чтобы был собор, должен быть епископ или архиепископ. Так было не во всех городах, далеко не во всех, потому что наличие епископа или архиепископа было не только вопросом религии или количества верующих, но и богатства. Высокопоставленные священники также принадлежали к высокому благородному роду. И они жили как таковые, поэтому им нужен был существенный доход, связанный с количеством последователей, но не только. Город или даже территория вокруг города также должны были быть богатыми.
Итак, в Париже, помимо Нотр-Дам, есть целый ряд церквей, четыре из которых очень интересные и явно старинные. Три из них находятся в центре города, четвертый — менее центральный, гораздо менее старый, но очень любопытный.
Это
Сен-Жермен-л’Осерруа и Сент-Есташ в 1-м округе,
Сент-Этьен-дю-Монт в 5-м округе,
Сент-Эжен — Сент-Сесиль в 9-м округе.

Сверху вниз, красным шривтом : Св Евгений - Св Сесилия , Св Евстафий, Св Жермнен Л'Осерруа, Св Етьен

Сверху вниз, красным шрифтом :
Св Евгений — Св Сесилия , Св Евстафий,
Св Жермнен Л’Осерруа, Св Етьен

ПРИМЕЧАНИЕ: мы не представляем здесь собор Нотр-Дам, так как он серьезно пострадал от пожара 15 апреля 2019 года и все еще находится в стадии реставрационных работ, точнее, реконструкции. В дополнение к нанесенному ущербу, пожар расплавил большую массу свинца, что потребовало обширной дезактивации перед любыми восстановительными работами.

СВЯТОЙ -ЖЕРМЕН-Л’ОСЕРРУА

Первая церковь, построенная на этом месте, относится к эпохе Меровингов при короле Чилдерике I, сыне Хлодвига, первого короля франков. Она датируется примерно 650 годом. Это самая старая церковь в Париже.
Эта первая церковь была разрушена викингами в 885-886 годах. Она была перестроена в 11 веке Робертом Благочестивым (996-1031), сыном Гуго Капета (основателя династии Капетингов, правившей до революции). Революция назвала Людовика XVI Луи Капетом…)
Перестройка церкви продолжалась и в 15 веке.
В 1572 году набат Сен-Жермен-л’Осерруа дал сигнал к резне в дни Святого Варфоломея…
Драматург Мольер женился там в 1662 году.
Во времена Второй империи барон Хаусманн (*) приказал построить ратушу 1-го округа рядом с церковью, которая считалась неприглядной, в стиле фасада церкви. Результат иногда называли «двуствольной масленкой».
Центральный неф окаймлен двумя двойными боковыми нефами с неглубокими капеллами. Эти боковые нефы образуют амбулаторию вокруг хора с алтарем.

Несиметричный фасад Святого Жермена Л'Осерруа

Несимметричный фасад Святого Жермена Л’Осерруа

Главный неф Святого Жермена

Главный неф Святого Жермена

Кафедра и трансептный крест

Кафедра и трансептный крест

 Старая заалтарная картина (дерево)

Старая заалтарная картина (дерево)

Благодарственные плиты у часовни в амбулатории

Благодарственные плиты у капелли в амбулатории

Трансептный крест

Трансептный крест

(*) Барон Хаусманн, министр Наполеона III, провел крупные градостроительные работы в Париже и во многих других крупных французских городах с целью улучшения транспортного потока и гигиены путем улучшения циркуляции воздуха за счет создания больших прямых проспектов. Последняя цель этих преобразований, менее очевидная, заключалась также в том, чтобы значительно затруднить строительство баррикад, как это было во время революций 1830 и 1848 годов…

СВЯТОЙ- ЕВСТАФИЙ

Первая церковь, построенная в начале 13 века, была посвящена Святой Агнессе. В 1223 году она была посвящена святому Евстафию, по случаю передачи реликвии этого святого из аббатства Сен-Дени. Впоследствии церковь несколько раз изменялась и расширялась по мере роста населения района.
В 1532 году было решено построить церковь, достойную сердца Парижа. Она была построена в готическом стиле в середине эпохи Возрождения, вероятно, потому, что строители привыкли к прежней строительной архитектуре. Сравнимую практику можно найти на других стройках и в аналогичное время, например, в Шамборе.
В результате в церкви Святого Евстафия получилась смесь романского стиля, пламенеющей готики и ренессанса. После многих взлетов и падений строительство церкви было завершено в 1633 году и освящено в 1637 году. В 1754 году из-за оседания грунта, вызванного строительством капелл по заказу Кольбера, одного из самых важных министров Людовика XIV и прихожанина Святого Евстафия, были разрушены фасад и первый пролет нефа. Был запланирован новый фасад, строительство длилось долго, было прервано, затем возобновлено в 1772 году. В 1788 году строительство было окончательно остановлено, оставив южную башню недостроенной, какой она и является сегодня. Святой Евстафий был объявлен историческим памятником в 1862 году, как и многие другие памятники.

Святой Евстафий - вид со стороны бывшего рынка "Живот Парижа"

Святой Евстафий — вид со стороны бывшего рынка «Чрево Парижа»

Главный неф - свод готического стиля

Главный неф — свод готического стиля

Боковой нев - смесь романского стиля и готики.

Боковой неф — смесь романского стиля и готики.

Кафедра, почётние Места для религёзных чинов и орган

Кафедра, почётные Места для религиозных чинов и орган

Покрашенные часовни в амбулатории - редкости !

Покрашенные капеллы в амбулатории — редкости !

крестообразный план - хорошо виднов этом снимке

крестообразный план — хорошо виден в этом снимке

СВЯТОЙ ЭТЬЕН-дю-МОН

Церковь построена на северном склоне горы Святой Женевьевы. Строительство этой церкви было начато при Франциске I и завершено при Людовике XIII. Этим можно объяснить, почему основания колонн цилиндрической формы напоминают романский стиль, тогда как своды явно готические, отчасти вычурные, а фасад выполнен в стиле Ренессанса. Однако, между этими стилями и периодами строительства существует временной разрыв.
Другой отличительной особенностью церкви Святой Этьен-дю-Мон является амвон, отделяющий неф, где собираются верующие, от хора, где служат священники. Такие амвоны, построенные из дерева, были очень распространены в прошлом. Они были удалены из большинства церквей. Этот каменный амвон имеет очень сложную структуру с галереей, на которую ведут две винтовые лестницы тонкой работы. Эта галерея сообщается с двумя другими узкими, воздушными галереями, свисающими с колонн центрального нефа. Очевидно, именно по этой причине сохранился этот амвон.
Наконец, в Святом-Этьене в чрезвычайно богатом склепе хранятся реликвии святой Женевьевы, спасшей Париж от нападения войск Атиллы в 451 году. Или, по крайней мере, то, что осталось от них после революции — кости пальца!

Церковь Святого Етьенв дю Мон - сложная смесь стильев

Церковь Святого Етьенв дю Мон — сложная смесь стилей

Центральный неф с амвоном.

Центральный неф с амвоном.

Деталь амвона и галерей.

Деталь амвона и галерей.

Кафедра и лестница у амвона

Кафедра и лестница у амвона

Амвон, галереи и свод транцептного креста.

Амвон, галереи и свод транцептного креста.

Склеп Святой Женевьевы

Склеп Святой Женевьевы

Святой Этьен стоит рядом с Пантеоном, который в четыре раза массивнее его и привлекает гораздо больше туристов. Пантеон был построен в 18-ом веке в стиле Римского Пантеона, а до Революции был церковью Святой Женевьевы. После Революции, церковь была сохранена, она стала Пантеоном и приютила останки великих героев Республики. Здесь похоронены Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Мирабо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Жорес, Жан Мулен, Пьер и Мария Кюри, великие борцы сопротивления Второй Мировой войны 39-45 годов и недавно Жозефина Бейкер.
Почти все здания, окружающие площадь, являются историческими памятниками.

Пантеон

Пантеон

Факультет права на площади Пантеона

Факультет права на площади Пантеона

СВЯТОЙ ЕВГЕНИЙ — СВЯТАЯ СЕСИЛИЯ

Эта церковь является особенной, даже уникальной. Она была спроектирована в 19-ом веке, который у нас известен тем, что производил только довольно уродливые религиозные здания, раздутые каменные или цементные конструкции без души. В случае церкви Святого Евгения — Святой Сесилии оригинальность заключается в том, что ее структура полностью металлическая, только внешние стены сделаны из камня.
Внутренняя структура, из очень тонких колонн до ребер свода, выполнена из чугуна. Все здание очень легкое, колонны слишком тонкие, чтобы отделить главный неф от боковых нефов. Здесь нет трансептского креста, нет пересечения сводов, а есть единый объем, который тем более впечатляет. Эта странность усиливается тем, что всë окрашено разноцветно. Вероятно, именно таким было первоначальное состояние большинства церквей и соборов со времен Средневековья до 15 и 16 веков.
И, наконец, чтобы добавить особенность этому месту, пол сделан из паркета!

Внешний вид церкви - необычный боковой фасад (слева)

Внешний вид церкви — необычный боковой фасад (слева)

Внутри Церкви Святого Евгения и Святой Сесилии

Внутри Церкви Святого Евгения и Святой Сесилии

Скромая кафедра

Скромная кафедра

Хор с алтарем - священики готовят службу.

Хор с алтарем — священники готовят службу.

Вид сбоку на нефы

Вид сбоку на нефы

Lorsque l’on aime l’architecture, il en est une qui est souvent la plus remarquée, c’est l’architecture religieuse. Pas forcément parce qu’elle est religieuse, mais parce qu’elle est souvent esthétiquement belle. Et plus particulièrement en France celle des XI, XII et XIIIe siècles. J’ai nommé l’architecture romane et gothique. Par la suite, devenue baroque, elle elle perd un peut cette esthétique fluide, souple, foisonnante. Les siècles passant, ces caractéristiques se perdent graduellement. Au XIXe siècle, il ne reste plus guère que de tristes copies, sans grand talent. Au XXe siècle cette architecture religieuse a trouvé autre chose, une autre dimension, pas forcément bien reçue tellement l’imaginaire du religieux est resté accroché au roman et au gothique.
Les grandes villes occidentales de l’Occident chrétien comptent le plus souvent plusieurs églises, mais une seule cathédrale, quand il y a une, car pour qu’il y ait cathédrale il faut un évêque ou un archevêque. Ce qui n’était pas le cas de toutes les villes, loin s’en faut Car la présence d’un évêque ou d’un archevêque n’était pas qu’une affaire de religion ou de nombre de fidèles, mais aussi de richesse. Les prélats de haut rang étaient aussi de haute lignée (noble). Et ils vivaient comme tels, donc avaient besoin de revenus conséquents, liés au nombre de fidèles mais pas seulement. Il fallait aussi que la ville, voire le territoire autour de la ville fut riche.
Ainsi à Paris, outre Notre Dame, on compte toute une série d’églises, dont quatre sont très intéressantes et évidemment anciennes. Trois d’entre elles sont dans le centre de la ville, la quatrième est moins centrale, nettement moins ancienne, mais très curieuse.
Ce sont :
Saint Germain l’Auxerrois et Saint Eustache
Saint Etienne du Mont Saint Eugène
Sainte Cécile

NOTA : Nous ne vous présentons pas ici Notre Dame, car sérieusement endommagée par un incendie le 15 avril 2019, elle est encore en travaux de restauration, de reconstruction pour être plus précis. Outre les dégâts causés, l’incendie a pulvérisé une importante masse de plomb, ce qui a imposé une longue décontamination préalable à tous travaux de restauration.

SAINT GERMAIN L’AUXERROIS

La première église bâtie à cet endroit remonterait à l’époque mérovingienne du roi Childéric Ier, fils de Clovis, le premier roi des Francs. Elle daterait des environs de 650. C’est la plus vieille église de Paris.
Cette première église fut détruite par les Vikings en 885-886. Elle fut rebâtie au XIe siècle par Robert le Pieux (996-1031), fils de Hugues Capet (le fondateur de la dynastie des capétiens; celle qui régnait jusqu’à la Révolution. La Révolution appelait Louis XVI Louis Capet…) Les travaux de reconstruction de l’église se prolongent jusqu’au XVe siècle.
En 1572, c’est le tocsin de St Germain l’auxerrois qui donne le signal de massacre de la Saint Barthélemy…
Molière s’y marie en 1662.
Au second empire, le baron Haussmann (*) fait bâtir à côté de l’église, jugée inesthétique, la mairie du 1er arrondissement, dans le style de la façade de l’église. Le résultat a été parfois appelé « l’huilier à deux burettes ».
La nef centrale est bordée de deux nefs latérales doubles bordées de chapelles peu profondes. Ces nefs latérales forment un déambulatoire autour du chœur.
(*) Le Baron Haussmann, ministre de Napoléon III a réalisé à Paris et dans nombreuses grandes villes de France, des grands travaux d’urbanisme ayant pour but d’améliorer la fluidité de la circulation, l’hygiène par un meilleure circulation de l’air par le percement de grandes avenues rectilignes. La dernier but de ces transformations, moins affiché, était également de rendre beaucoup plus difficile la construction de barricades qu’avaient connu les révolutions de 1830 et de 1848…

SAINT EUSTACHE

La première église construite au début du XIIIe siècle en ce lieu était consacrée à Sainte Agnès. En 1223 elle fut consacrée à Saint Eustache, à l’occasion du transfert d’une clique de ce saint depuis l’abbaye de Saint Denis. l’église fut par la suite plusieurs fois modifiée, aggrandie, au fur et à mesure que la population du quartier augmentait.
En 1532, il fut décidé de construire une église digne du cœur de Paris. Elle fut bâtie dans le style gothique en pleine Renaissance, probablement du fait que les bâtisseurs étaient habitués aux techniques précédentes. Des pratiques comparables se rencontrent sur d’autres chantiers et à des périodes proches comme à Chambord par exemple.
Le résultat à St Eustache est un mélange de styles roman, gothique flamboyant et renaissance. Après moult péripéties l’église fut achevée en 1633 et consacrée en 1637. En 1754, des affaissements consécutifs à la construction de chapelles commandées par Colbert, un des plus importants ministres de Louis XIV et paroissien de l’église Saint Eustache, obligent à détruire la façade ains que la première travée de la nef. Une nouvelle façade fut planifiée, la construction dura très longtemps, fut interrompue, puis reprise en 1772. Et définitivement arrêtée en 1788, laissant la tour sud inachevée, dans l’état où elle est actuellement. Saint Eustache à été déclarée monument historique en 1862, comme de nombreux autres monuments.

SAINT ETIENNE du MONT

Bâtie sur la pente nord de la montagne Sainte Geneviève, cette église a vu sa construction commencée sous le règne de François Ier et achevée sous celui de Louis XIII. Ce qui peut expliquer que la base des piliers, cylindrique, s’apparenteraient au style roman, alors que les voutes sont nettement gothiques, en partie flamboyant et que la façade, elle, est de style renaissance. Encore que ces styles présentent un décalage retard avec les époques de construction.
L’autre particularité qui distingue Saint Etienne du Mont est le jubé qui séparent la nef où se rassemblent les fidèles du chœur où officient les prêtres. De tels jubés, construits en bois étaient très courants autrefois. Ils ont été supprimés dans la plupart des églises. Ici ce jubé construit en pierre est d’une structure très complexe, avec une galerie accessible par deux escaliers à vis finement ouvragés. Cette galerie communique avec deux autres galeries étroites très aériennes accrochées aux piliers de la nef centrale. C’est de façon assez évidente la raison pour laquelle ce jubé a été conservé.
Enfin Saint Etienne abrite, dans une châsse extrêmement riche, les reliques de Saint Geneviève, celle qui a épargné à Paris un assaut par les troupes d’Atilla en 451. Ou du moins ce qui en est resté après la Révolution, les os d’un doigt !
Saint Etienne voisine avec le Panthéon, quatre fois plus massif qu’elle et qui attire beaucoup plus les touristes. Le Panthéon était bâti au XVIIIe siècle à la semblance du Panthéon de Rome était avant la Révolution, l’église Sainte Geneviève. Après la Révolution, conservé en l’état, elle est devenue Le Panthéon et abrite les dépouilles des grands personnages de la République. Y sont inhumés Voltaire, J.J. Rousseau, Mirabeau, Victor Hugo, Emile Zola, Jean Jaurès, Jean Moulin, Pierre et Marie Curie, de grands résistants de 39-45 et depuis peu Joséphine Baker.
Presque toutes les bâtisses qui entoure la place sont des monuments historiques.

SAINT EUGENE — SAINTE CECILE

Cette église est très particulière, unique même. Elle a été conçue au XIXe siècle, réputé pour n’avoir produit que des édifices religieux plutôt laids, pièces montées boursouflées constructions de ciment sans âme. Dans le cas de Saint Eugène — Sainte Cécile l’originalité tient au fait que sa structure est entièrement métallique, seul les murs extérieurs sont en pierre.
La structure intérieure, des colonnes très fines jusqu’aux nervures de voute est en fonte. L’ensemble est très léger, les colonnes étant trop fines pour séparer la nef principale des nefs latérales. Il n’y pas de croix de transept, de croisement de voutes, mais un seul volume d’autant plus impressionnant. Cette étrangeté est renforcée par le fait que tout le volume est peint de façon polychrome. Ce qui, très probablement, correspond à l’état d’origine de la plupart des églises et cathédrales du Moyen Âge jusqu’au XV-XVI e siècles. Enfin pour ajouter encore à la particularité du lieu. le sol est en parquet !

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "КРАСИВЫЕ и ИНТЕРЕСНЫЕ ЦЕРКВИ ПАРИЖА. BELLES et INTERESSANTES EGLISES de PARIS" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Спасибо, Вали, за увлекательный экскурс в историю архитектуры Франции и за прекрасные фото.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти