Так случилось, что в эти Пасхальные праздники неделю на нашем домашнем столе побывали Кулич и Коломба. Кулич привезла подруга из Москвы, а Коломба, прилетел из Рима, от нашего коллеги-физика.
Вы конечно, знаете, что наш Кулич (пасха, паска) – это обрядовый хлеб и обязательная принадлежность пасхального стола. Обычай освящения хлеба и угощение им на Пасху имеет не только христианские, но и языческие корни. Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального кулича кроется также в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путем умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай (см. Кликание весны). С ходом времени христианская и языческая традиции неразрывно сплелись в народном сознании; при этом, наряду с преобладающим христианским значением кулича, продолжало активно бытовать его использование в земледельческих и скотоводческих обрядах.*
В нашем просвещенном веке внутренние содержания католической коломбы и православного кулича все больше совпадают: много сливок, яиц, орехов, изюма, цукатов. Хорошо, что американцы с их Протестантизмом и страхом холестерина не испортили еще наш древний и жизнерадостный праздник Пасхи.
Коломба — Пасхальный голубь( Colomba pasquale) дрожжевой пирог в виде голубя, которым завершают пасхальный обед в Италии. С древних времён, как яйцо, так и голубь стали символами мира, любви, весны и возрождения. Рецепт Пасхального голубя выработался в Средневековье, основными ингредиентами были яйца, мука, дрожжи и мёд. Теперь обязательно добавляют цукаты, миндаль, домашние сливки.
В 2017 совпали даты празднования Католической и Православной Пасхи. Это совпадение довольно редкое явление, т.к. расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницы между солнечными календарями, которая в нашем XXI веке достигла уже 13 дней. В результате Пасха стала переходящим праздником, а день Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю. Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 20 % — на 5 недель и в 5 % — на 4 недели; разницы в 2 или в 3 недели не бывает.
Напомню, что раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошел еще в 1054 году. А само Христианство зародилось в I веке в Палестине, находившейся в то время под властью Римской империи. Потребность в справедливости, стремление к равенству, находящееся в основе всех социальных переворотов, ощущались очень сильно во всем римском мире, они сказывались как среди победителей в самой Италии, так и среди побежденных в Палестине; с самого начала новая религия всюду находила необходимую пищу. Во всех римских провинциях легионеры Рима делались его распространителями . Прежде всего, Палестина, эта так сказать, официальная родина «нео-иудаизма» язычников, играла значительную роль в его возникновении. К этому периоду иудейского народа относится возникновение глубокого верования в телесное воскресение из мертвых, воскресение, которое станет в то же время окончательным торжеством, настоящим апофеозом для всех тех, кто страдал и терпел несправедливость на земле. Евреи первых времен, также как и все другие народы, веровали в продолжение жизни за гробом. **
Основной доктриной Христианства является воскресение Иисуса, т.е .возвращение его к жизни после вызванной распятием на Кресте, его смерти и погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события великий христианский праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой. Но задолго до этого уже была традиция празднования ветхозаветной Пасхи, в память библейского предания о порабощении евреев (израильтян) в Египте, и их массовом выходе оттуда по воле Бога и под предводительством Моисея. Хотя, обычай празднования Пасхи появился задолго до этого исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.
«Переход евреев через Красное море». И.К. Айвазовский. Картина создана 1 января 1891 г. Изображенные события должны были происходить более 2000 лет тому назад т.е. до нашей эры или, как писали раньше, до рождества Христова.
Согласно «Повести временных» лет Крещение Руси — введение в Древней Руси Христианства, как государственной религии, князем Владимиром Святославовичем произошло в 988 или в 991 году, когда киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской церкви. Однако, будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Духовенство крестило киевских людей в водах Днепра. Этот момент крещения, который определил дальнейшее развитие России, показан на фреске Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение Руси» фреска во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 гг. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве. Холст, масло. 214 × 187 см
Сейчас Христианство является самой крупной мировой религией, как по численности приверженцев (около 2,3 млрд) , так и по географической распространённости. Наиболее крупные течения в Христианстве — Католицизм, Православие и Протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Правда, в нашем XXI веке на Христианство, особенно в Европе, наступает Ислам, самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая религия (более 1,55 млрд).
Один из нео-платоников как-то сказал, что в будущем не останется ни Магометанства, ни Христианства, народы вернутся к язычеству. Это будущее еще не наступило, но старые народные праздники сейчас обретают новую жизнь и даже подробно описываются в Интернете.
Но т.к. этот рассказ связан с Пасхой, то закончить его хочется знаменитой картиной Иванова. .
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»— картина русского художника Александра Иванова (1806-1885), окончена в 1835 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Мария Магдалина и Иисус Христос написаны в натуральную величину.
«Не прикасайся ко Мне» ( лат .Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) — евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.» (Евангелие от Иоанна: 20: 11-17)
Этот сюжет очень известен, но возможно не все знают, что при подготовке к созданию образа Христа на Иванова оказали существенное влияние два скульптурных произведения. Одно из них — изображение Христа, созданное датским скульптором и художником Бертелем Торвальдсеном, который в то время жил и работал в Риме. Другое произведение — знаменитый Аполлон Бельведерский, одна из самых знаменитых статуй, которая находится в коллекции Музеев Ватикана с 1509 года.
Аполлон Бельведерский— римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара, придворного скульптора Александра Македонского ( 330—320 до н.э.) Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето, брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле Нерона в Антии близ Рима. Во время правления Папы Римского Юлия II, мецената и деспота, в 1506 статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер, в Ватикане. Отсюда её название.
Кроме этого, для свой картины Иванов делал зарисовки с других античных скульптур, а также с работ таких мастеров как Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль . Джотто ди Бондоне (1266-1337), итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса (предтечи Возрождения), одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи. Джотто разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.
О некоторых других общих чертах Православия и Католицизма, а также связи истории религии и искусства вы узнаете в следующих статьях нашего сайта.
Автор Татьяна Бойко – Назарова .
______________________________________________________________________________________
Использованная литература
* Кулич. Холодная Вера Георгиевна, Российский Этнографический Музей.
**Элизе Реклю, «Человек и Земля», Том III,Перевод с французского, Издание БРОКГАУЗЪ-ЕФРОН, С.—ПЕТЕРБУРГ, 19О7 год