Современная скульптура сада Тюильри

Le Grand Couvert Тюильри

Grand Couvert — это так называемая центральная часть сада, покрытая деревьями. Два кафе в Гранд-Куверт названы по имени и в честь двух ранее известных кафе, когда-то расположенных в саду: кафе Very, бывшее в XVIII – XIX веках на террасе Feuiillants и кафе Renard, которое в 18 веке было популярным местом встреч на западной террасе.

В Grand Couvert есть две низкие изогнутые стены с нишами, построенные для статуй, уцелевших после Французской революции. Они были созданы в 1799 году Жаном Шарлем Моро в рамках более крупного незавершенного проекта. Сейчас эти ниши украшены гипсовыми копиями статуй на мифологические темы из парка Людовика XIV в Марли.

Большой Кувер в настоящее время содержит ряд современных скульптур и композиций 20-го века, в том числе:

• L’Échiquier, Grand, (1959) Шахматная доска, большая. Автор Жермен Рихье

• La Grande Musicienne, (1937) Великий музыкант. Автор Анри Лоран

• Персонажи III (1967). Автор Этьен Мартен

• Primo Piano II (1962). Автор Дэвид Смит

• Уверенность (2000). Автор Даниэль Дезез

• Force et Tendresse (1996). Автор Эжен Додень

• L’Ami de personne, (1999). Автор Эрик Дитман

• Манус Ультимус, (1997). Автор Магдалена Абаканович

• Arbre des voyelles, (2000) Упавшее дерево. Автор Джузеппе Пеноне

• Мазок обнаженный (1993). Автор Рой Лихтенштейн

• Un, deux, tros, nous (2000). Автор Энн Рошетт

• Жаннетт, (около 1933 г.). Автор Поль Бельмондо

• Аполлон, (около 1933 г.). Автор Поль Бельмондо

Не все однозначно воспринимают современную скульптуру, и многие считают, что лучше бы сохранить сад Тюильри в классическом виде, как его задумал и создал Андрэ Ленотр в XVII веке, а для современной скульптуры подыскать другое место. Но раз она уже здесь оказалась, давайте с ней познакомимся, и каждый выскажет в комментариях свое мнение.

В данном случае констатируя факты,  я высказываю своё субъективное мнение.

https://pics.livejournal.com/andanton/pic/000z7d2b

На заднем плане Лувр, а вот на переднем… Таких, мягко говоря, странных скульптур разбросано на дорожке несколько штук. Полное впечатление, что какой-то гигант смял и выбросил лист бумаги. Мастерство автора бесспорно, этот мятый металл действительно очень напоминает скомканную бумагу, но вот художественная ценность сего произведения искусства близка к нулю, и лишний мусор можно было бы убрать с дорожки!

Упавшее дерево 

Arbre des voyelles, (2000). Упавшее дерево, автор Джузеппе Пеноне.

В Саду Тюильри есть немало статуй и скульптур. Среди них встречаются необычные, например, «Упавшее дерево» (Arbre des voyelles) итальянского скульптора Джузеппе Пеноне. Это не настоящее упавшее в Тюильри дерево – это современная скульптура упавшего дерева, которая находится на юго-западной стороне сада недалеко от Allée de Castiglione. Проходя через сад Тюильри со стороны Сены, мы обнаруживаем большое вырванное с корнем лежащее дерево!

Как это следует из названия, перед нами очень похожее на натуральное, но на самом деле бронзовое дерево, рухнувшее на землю и поддерживаемое своими большими ветвями и обнаженными корнями. Памятник имеет длину около 20 метров и настолько реалистичен, что вы, вероятно, примете его за настоящее, вырванное с корнем дерево, пока не подойдете достаточно близко, чтобы увидеть, что это всего лишь бронзовая отливка. Корни и кора дерева возле ствола особенно детализированы и впечатляющи.

Эта работа, датируемая 2000 годом, была создана после сильного урагана в декабре 1999 года, повредившего множество деревьев на своем пути.

Было бы неплохо к настоящему времени ликвидировать последствия урагана и не засорять поваленными деревьями сад Тюильри!

Три грации

Современные «Три грации». Pedro Cabrita Reis: Les Trois Grâces 

Лувр пригласил португальского художника Педро Кабриту Рейса для создания монументальной работы под названием «Три грации».

Педро Кабрита Рейс родился в 1956 году в Лиссабоне, городе, где он живет и работает в настоящее время. Его работа охватывает широкий спектр техник — живопись, скульптура, фотография, рисунок и инсталляции, состоящие из найденных подручных средств и предметов, часто с использованием простых материалов.

В рамках сезона Франция-Португалия 2022 года Педро Кабрита разработал оригинальную работу из португальской пробки, которая по-новому интерпретирует основную тему, унаследованную от греко-римской античности «Три грации».

В своих «Трех грациях» художник противостоит общепринятой традиции и обновляет старую тему, широко представленную в коллекциях Лувра, особенно в греко-римском искусстве.

«Я выбрал эту тему. Мне интересно переосмысливать темы, мифы и истории, которые составляют основу истории искусства. «Три грации», которые путешествовали по нашей европейской истории еще до классической античности, вписываются в рамки действия, которые меня особенно интересуют», — говорит Педро Кабрита.

Эта новая версия состоит из трех автономных элементов, все из пробки, каждый высотой около 4,50 м и весом почти 500 кг, все опираются на железную основу весом около 400 кг. «Помимо желания включить новые материалы в свой творческий процесс, пробка, среди прочего, обладает преимуществами экологичности и важным национальным продуктом», — отмечает дон Педро.

По решению президента Французской Республики и премьер-министра Португалии Антониу Кошты, сезон Франция-Португалия проходил одновременно в обеих странах с 12 февраля по 31 октября 2022 года. Это мероприятие длилось 9 месяцев во Франции и в Португалии, и через культуру укреплялись тесные отношения между двумя странами.

Как хорошо, что это мероприятие уже закончилось, и скульптура уехала обратно в Португалию и больше не будет портить сад Тюильри!

Великий музыкант 

Великий музыкант (Большая музыкантша) (1937). Анри Лоренс (1885-1954). Laurens, Henri: La Grande Musicienne

Это бронзовая скульптура гуманоидной фигуры, была создана примерно в 1937 году и установлена в саду Тюильри в 2000 году.

Анри Лоран — французский скульптор, прежде чем стать скульптором, был каменотёсом. С 1930-х годов углубился в мифологические поиски, которые усилили аллегорическое начало в творчестве скульптора. Непонятно только, зачем пугать детей этим гуманоидом?

Персонаж III 

Персонаж III (1967). Этьен Мартен (1913-1995)

Персонаж III — это работа французского скульптора Этьена Мартена, находящаяся в Париже, Франция. Это бронзовая скульптура, созданная в 1967 году и установленная в 2000 году в саду Тюильри.

Этьен Мартен (1913–1995) был французским скульптором нефигуративного искусства.

Работа представляет собой набор из трех резных и патинированных (искусственно состаренных) бронзовых скульптур. Каждая скульптура представляет собой отдельного персонажа, со свойственным ему характером.

Скульптура «Характер III или Персонаж III» (если её можно назвать скульптурой!)  датируется 1967 годом. Первоначально работа была сделана из дерева, а затем отлита из бронзы для установки в Тюильри. Лучше бы не отливали и не переводили бы напрасно металл!

Шахматная доска, большая 

https://ic.pics.livejournal.com/montrealex/20447456/5289459/5289459_original.jpg

Эта композиция скульпторши Жермены Ришье (Germaine Richier) состоит из пяти фигур и называется «Шахматная доска, большая» (L’échiquier, grand). Может быть, где и маленькая имеется? Это нечто произведено в 1959 году.

https://media.mutualart.com/Images/2015_11/28/14/141203923/dec978dd-3a5e-46df-9b6c-a4637015ed67.Jpeg

Пять бронзовых скульптур, изображающих шахматные фигуры: короля, ферзя, ладью, слона и коня.

Кто есть кто, догадайтесь сами

Жермен Ришье (Germaine Richier, 1902-1959) — французский скульптор и график. После 1945 отошла от фигуративной скульптуры в сторону глубокого экспрессивного искажения формы, мифологической фантастики. 

L’Echiquier, grand — последняя работа Жермен Ришье, датируется 1959 годом. Работа была установлена ​​в саду Тюильри в 2000 году вместе с десятком других произведений подобного современного искусства.

https://ic.pics.livejournal.com/montrealex/20447456/5289822/5289822_original.jpg

По замыслу автора это чудовище должно напоминать «Коня»

Эта шахматная фигура называется «Слон».

Шахматная партия прежде всего должна доставлять эстетическое удовольствие. Доставят ли такие фигуры хоть какое-то удовольствие – это большой вопрос.

Неплохо было бы спросить мнение по поводу этой скульптурной композиции у представителей Международной шахматной федерации ФИДЕ или хотя бы у шахматной федерации Франции — Fédération Française des Echecs – FFE). Может быть, Президент Диего Салазар, или вице-президент-Кристоф Лерой, захотели бы установить подобную скульптуру у своей Штаб-квартиры в Сен-Кантен-ан-Ивелине, недалеко от Парижа? Свободное место там есть.

Красавец на маскараде 

Скульптура «Красавец на маскараде» (1998). Жан Дюбюффе (1901-1985) «Le Bel costumé» de Jean Dubuffet

В парижском саду Тюильри находится необычная 4-х метровая скульптурная композиция под названием «Le Bel Costume». Скульптура поражает своей оригинальностью. В ней каждый человек найдет свой, никому непонятный смысл, а может и не найдет.

Автор этой скульптуры — Жан Дюбюффе. Это французский художник и скульптор, который в своем искусстве близок к сюрреализму, но прославило его другое направление. Он считается создателем и основоположником так называемого «сырого» искусства или Арт брют. Это необычное, самобытное направление в живописи и скульптуре. Арт брют не подчиняется эстетическим канонам (это видно невооруженным взглядом!), а в процессе создания произведений искусства в этом стиле можно использовать любые подручные материалы. Арт брют – это инстинкт, страсть, настроение, безумие.

Представители арт-брют происходят из разных слоев общества, к этому направлению часто относят в т. ч. творческие работы детей, заключенных и психически больных.

Жан Дюбюффе — авангардист, мечтавший стать дураком. Это его высказывание! Как пишет автор, он в детстве прочитал монографию Ганса Принцхорна «Живопись душевнобольных» (1922), которая произвела на него глубокое впечатление.

«Песни, которые горланит девушка, надраивая лестницу, волнуют меня больше, чем искусное пение. У каждого свой вкус. Я люблю немногое. Я предпочитаю зачаточное, необработанное, несовершенное, смешанное. Я больше люблю алмазы не огранённые, в их чистом виде». Жан Дюбюффе. О вкусах не спорят.

Парижская скульптура Le Bel Costume — это типичный результат фантазий Жана Дюбюффе в области Арт брют.

Скульптура была создана в 1998 году после смерти Жана Дюбюффе по его эскизам 1973 года. В Тюильри ее установили в 2000-м. Основным материалом для создания скульптуры стала эпоксидная смола. Это «произведение искусства» представляет собой абстрактную трехцветную фигуру, скорее всего гуманоида. Кому-то она напоминает жизнерадостного клоуна в шляпе, кому-то поднимает настроение, кому-то кажется странной, а кого-то заставляется задуматься над смыслом жизни. Есть даже такое мнение, что скульптура «Le Bel Costume» представляет собой символ французского артиста в стиле денди, в костюме арлекина.

Жан Дюбюффе отличается от других скульпторов и художников тем, что он по-иному смотрит на мир! В его работах чувствуется некая притягательная сила, далеко не всем понятная. Именно поэтому вам нужно увидеть хотя бы одну его скульптуру или картину, чтобы понять близко ли для вас его творчество? Для Жана Дюбюффе произведение должно оставаться вопросом, а не давать ответа, оно не должно быть объяснимо.

Если, как утверждается, представители арт-брют происходят из разных слоев общества, часто из заключенных и психически больных, почему бы не украсить такой скульптурой какую-нибудь тюрьму или известную в Париже психушку Сент Анн, на ул. Кабанис в 14 округе Парижа (1414 мест). И пациенты были бы довольны и отдыхающие в Тюильри не испытывали бы отрицательных эмоций, глядя на такое «произведение».

Пауки Луизы Буржуа 

Паук. Скульптура «Маман». Автор — Луиза Буржуа,
франко-американский скульптор-самопсихоаналитик. Скульптура была отлита в 1995 г. и в марте этого же года установлена в саду Тюильри в Париже…

По словам автора этот образ паучихи навевает ей теплые воспоминания детства о её доброй маме, подавленной тираном-отцом.

Скульптура «Маман» изображает мать Луизы Буржуа. Для Луизы Буржуа паучиха — это не отрицательный, а положительный образ. «Паучиха — это ода мой матери. Она была моей лучшей подругой. Моя мать тоже ткала, как паучиха. Моя семья занималась реставрацией старинных шпалер, и моя мать отвечала за мастерскую. Моя мать тоже была умна, как паучиха. Пауки — это дружелюбные существа, которые поедают комаров. Мы знаем, что комары вредные, так как разносят всякие болезни. Получается, что пауки — полезные существа, которые нас охраняют — совсем как моя мама». Такое у Луизы Буржуа было представление о паучихах.

В этом по-детски наивном и точном определении вся Буржуа. Скульптура паучихи-матери станет ее визитной карточкой. Отлитая из бронзы, огромная реалистичная паучиха «Маман» украшает несколько крупных городов в разных странах мира: Англия, Япония, Канада, США, Швейцария, Испания, Франция… Это ядро называют «Пауком», чья паутина охватывает всю планету.

Копию Паучищи можно встретить в том числе и в Санкт-Петербурге (в Эрмитаже).

Луиза Буржуа создала несколько массивных стальных пауков. Один из них продан за 40 млн. долларов США на выставке Art Basel в Швейцарии.

В 2010 году Франция посвятила Луизе Буржуа и ее паучихе «Маман» почтовую марку.

По-видимому, не все посетители и читатели доросли до понимания столь глубокого смысла работы Луизы Буржуа.

Стоящая женщина 

«Стоящая женщина» (1932). Гастон Лашез (США) (1882-1935). В саду Тюильри статуя была установлена в 2000 году.

Гастон Лашез был американским скульптором французского происхождения. Уроженец Парижа, он был наиболее известен своими обнаженными женщинами, в частности, такими как «Стоящая женщина». Живя во Франции, Гастон Лашез постиг утонченность европейской скульптуры. Он познакомился с молодой американкой Изабель Дюто Нэгл, и пара переехала в Америку, где его ремесло достигло зрелости, и он был под влиянием и вдохновлен американскими традициями. Лашез помог переосмыслить женскую обнаженную натуру в новой и мощной манере.

Самая известная работа Лашеза «Стоящая женщина» (создана в 1928-30, защищена авторским правом в 1932, отлита около 1933, Музей современного искусства, Нью-Йорк) олицетворяет образ, над которым работал Лашез: чувственная обнаженная женщина. Моделью для статуи была жена Лашеза Изабель Дюто Нэгл, его модель, его муза и его неизменное вдохновение. 

Обнаженные натуры Лашеза считались сильными и при этом нежными, мужественными и одновременно соблазнительными. Интересно узнать мнение и мужчин, и женщин.

Жаннетт и Аполлон 

Жаннетт (1951) Поль Бельмондо (1898-1982)

Аполлон (1951). Поль Бельмондо (1898-1982)

Работы Бельмондо продолжают неоклассический академический стиль, ища гармоничные формы с простыми линиями и гладкими поверхностями. Две бронзы, Жаннетт и Аполлон, находятся в садах дворца Тюильри с 1988 года (подарены семьей Бельмондо).

Поль Бельмондо лепил Аполлона с модели своего маленького сына Жан-Поля, родившегося 9 апреля 1933 года. Мальчуган был настолько очарователен, что вдохновленный папаша просто не мог поступить иначе…Жаннетт Бельмондо лепил с горничной Жан-Поля, в которую мальчик был страстно влюблён.

Поль Бельмондо — французский скульптор, профессор Высшей национальной школы изящных искусств, участник Первой мировой войны, отец актёра Жан-Поля Бельмондо. Во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистскими властями, входил в группу французских художников-коллаборационистов, пропагандировавших сотрудничество с правительством Виши и с оккупационными немецкими властями. В 1945 году Поль Бельмондо был осуждён за сотрудничество с нацистами; ему в течение года было запрещено продавать свои произведения и организовывать выставки. В 1974 году награждён Орденом Почётного легиона.

Толпа 

Композиция «Толпа». Расположена у лестницы, спускающейся с террас вдоль Сены на аллею напротив Большого круглого бассейна.

Автор — британско-французский скульптор Раймон Мазон (Реймонд Мэйсон — Raymond Mason, родился в 1922 году, скончался в 2010 в Париже). Работа «Толпа» (французское «La Foule») из патинированной бронзы была изготовлена в 1963-1967 годы. Во время Великой французской революции в этих местах бушевала толпа, громящая все на своем пути. Видимо, автор решил напомнить посетителям об этих кровавых событиях. Приобретена Национальным Фондом Современного Искусства (FNAC) в 1969 году. Предоставлена Саду Тюильри Национальным Центром Изобразительных Искусств (Centre National des arts plastiques) в 1987 году.

Автор Михаил Назаров

Фото Валя Уврие

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Современная скульптура сада Тюильри" есть 1 комментарий
  1. София:

    Спасибо за статью! Обычно я не не внимаю этакое творчество, но Поля Бельмондо посмотрю, если придется быть в Париже.
    Фраза «Обнаженные натуры Лашеза считались сильными и при этом нежными, мужественными и одновременно соблазнительными» остается
    в Америке актуальной, теннисистка Серена Вильямс там считается секс-символом.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти