ПРИЛОЖЕНИЕ К КРАСИВЫМ ЦЕРКВЯМ ПАРИЖА COMPLEMENT AUX BELLES EGLISES DE PARIS

Здесь к тому, что могут предложить нам эти жемчужины архитектуры прошлых веков, добавляется еще одно видение их, более мечтательное, более сновидческое. Это видение является сложным продуктом фотографической техники и воображения фотографа. Следующие фотографии взяты из серии под названием

ПОСТРОЕННЫЕ ИЗ КАМНЯ И СВЕТА

Эта серия  создавалась в течение примерно двадцати лет с помощью камер Pentax: плёночной LX, а затем цифровыми К-5 и К-1, К-1 II.
Очень давно мне понравилась архитектура старинных церквей, романская, готическая, затем ренессанс и барокко. Мне очень быстро показалось, что эта архитектура выражает через религиозное чувство и даже помимо этого чувства, сильное стремление превзойти свои возможности, достичь невозможного. Некоторое количество этих излишеств, поглощенных неудачными стройками, рухнувшими хранилищами, говорит о том стремлении к абсолюту, o котором Тарковский так хорошо трактовал в фильме «Рублев».
Эта связь с архитектурой, в основном религиозной, привела меня к фотографическому подходу, отличающемуся от прямого описания, с использованием мульти-экспозицией, которая позволила мне умножить колонны, своды, витражи, освещения, чтобы передать квинтэссенцию того, что вдохновляло меня в этих человеческих творениях. На практике оказалось, что готическая архитектура лучше всего поддается такому подходу, который был моим на протяжении более чем двадцати лет.

6 х экспозиций с вращающейся камерой - Собор Руанской Богаматери - южный фасад

6 х экспозиций с вращающейся камерой — Собор Руанской Богаматери — южный фасад

4 х вращение аппарата по диагонили - съёмка со штативом - Аббатская церковь в Везелэ

4 х вращение аппарата по диагонали — съёмка со штативом — Аббатская церковь в Везеле

6 х вращение аппарата по диагонили - съёмка со штативом - Парижский собор Богаматери

6 х вращение аппарата по диагонали — съёмка со штативом — Парижский собор Богаматери

2 х с разными углами- съёмка со штативом - кадрировка на матовом стекле бес призмы Собор Богаматери в Шартре

2 х с разными углами- съёмка со штативом — кадрировка на матовом стекле бес призмы Собор Богаматери в Шартре

4 х горизонтальное вращение аппарата - съёмка со штативом - Сент Радегонд в Талмоне на Жиронд

4 х горизонтальное вращение аппарата — съёмка со штативом — Сент Радегонд в Талмоне на Жиронд

3 х вертикальное поклонение аппарата - съёмка со штативом - Сент Радегонд в Талмон на Жиронд

3 х вертикальное поклонение аппарата — съёмка со штативом — Сент Радегонд в Талмон на Жиронд

4 х поклонение аппарата кверху - съёмка со штативом - Сент Уан в Руане

4 х наклонение аппарата кверху — съёмка со штативом — Сент Уан в Руане

2 х горизонтальное вращение аппарата без штатива - Реймский собор Богаматери -

2 х горизонтальное вращение аппарата без штатива — Реймский собор Богаматери —

Технически, мультиэкспозиция имеет два аспекта — в пленочной как и в цифровой практике:
При пленочной съёмке расчет экспозиции довольно прост для четного числа экспозиций. Надо делить на 2 количество света при каждой двойной экспозиции и получается правильный результат. При нечетном количестве экспозиций все происходит с меньшей точностью, у вас будет либо небольшая передержка, либо небольшая недодержка в зависимости от вашего выбора. Один из элементов выбора исходит из того, что комбинация света от двух экспозиций совершенно разная, смотря что вы комбинируете.
Два сильных света в сочетании дают передержку. Такая комбинация быстро размывает изображение и даже может стереть его.
Сочетание слабых оттенков света всегда приводит к сильной недодержки.
Интересно сочетание сильного/высокого и слабого/низкого света, в результате чего слабый свет смотрится больше или меньше, в зависимости от его значения Illumination Value (IL). Это варьируется от призрачного изображения до реального.
Другими словами, если вы снимаете сюжет со слабым контрастом, вы получите довольно размытое, нечитаемое изображение.
Если вы снимаете сюжет с большим контрастом, вы получите что-то разборчивое, но не обязательно предсказуемое, и расположение чего может не радовать. Эта непредсказуемость — большая часть привлекательности практики мультиэкспозиции при съемке. Ну, конечно, получается некоторый брак.

4 х вращнеие вокруг цетральным круго на своде (на верхней 1/3 кадра) без штатива (репетицией жеста)

4 х вращение вокруг центральным кругом на своде (на верхней 1/3 кадра) без штатива (репетицией жеста)

3 х горизонтальное вращение аппарата - съёмка со штативом - Боковой неф - Сен Жорж - Сент

3 х горизонтальное вращение аппарата — съёмка со штативом — Боковой неф — Сен Жорж — Сент

2 х горизонтальное вращение аппарата без штатива - Сентонж

2 х горизонтальное вращение аппарата без штатива — Сентонж

2 Х снимки с разных мест - съёмка со штативом - Сент (?)

2 Х снимки с разных мест — съёмка со штативом — Сент (?)

2 Х снимки с разных мест - съёмка со штативом - Сент (?)

2 Х снимка с разных мест — съёмка со штативом — Сент (?)

2 х с горизонтальном вращением аппарата на 180°- со штативом - Сен Пьер в Ольней

2 х  вращение аппарата на 180°- со штативом — Сен Пьер в Ольней

Чтобы получить что-то предсказуемое, лучше сделать сэндвич из двух разных кадров, как это сделал Мельес.
Мельес широко использовал надпечатку с черной маской. Черная крышка — это лист металла или черного картона, закрывающий половину объектива. Первый снимок выбранного сюжета делается с крышкой на выбранной стороне, затем второй снимок с крышкой на другой стороне, при этом камера фиксируется так, чтобы кадрирование было идентичным, с другим сюжетом на другой стороне. В результате на одном снимке уживаются два изображения, которые обычно не уживаются. Поразительный эффект гарантирован. Большой недостаток этого метода в том, что он часто показывает границы возможностей автора, потому что требуется много творчества, чтобы не повторяться очень быстро…
В цифровом съёмке процесс тот же, но техническая часть стала намного проще, поскольку она встроена в камеру и, следовательно, автоматическая. По крайней мере, в зависимости от каждого бренда. Фирма Pentax, например, встроила его в камеру K-5 и последующие камеры. Это позволяет справиться с технической проблемой мульти-экспозиции без особых трудностей.

4 экспозиции ...

4 экспозиции …

Двойная экспозиция ...

Двойная экспозиция …

4 х поклонение аппарата кверху - съёмка со штативом - Сент

4 х наклонение аппарата кверху — съёмка со штативом — Сент

Двойная экспозиция ...

Двойная экспозиция …

Существует ограничение: количество экспозиций. До 4-5 экспозиций конечное изображение может быть управляемым. При превышении этого значения результат становится легко нечитаемым!
Итак я практиковал мультиэкспозицию при съемке, сначала пленочную, а затем цифровую, с большим усердием. И я продолжаю делать это каждый раз, когда появляется возможность, но уже с меньшим усердием. Хотя бы потому, эта фотографическая практика очень часто нуждается использования штатива. Что совсем противоречит импровизации. А таскаться со штативом …

Très tôt j’ai aimé l’architecture des églises anciennes, romanes, gothiques, puis renaissances et baroques. Il m’a très vite semblé que cette architecture disait, à travers le sentiment religieux, et même au delà de ce sentiment , une forte aspiration à dépasser ses possibilités, à atteindre l’impossible. Un certain nombre de ces dépassements, engloutis dans des échecs de chantiers, des voutes écroulées, disent cette quête d’absolu que Tarkovsky a si bien abordée dans le film « Roublev ».
Ce rapport à l’architecture, principalement religieuse, m’a conduit à une approche photographique différente du descriptif direct, en usant de la surimpression qui me permettait de multiplier les colonnes, les voutes, les vitraux, les lumières, pour donner la quintessence de ce que m’inspiraient ces créations humaines. Dans la pratique, il s’est avéré que c’était l’architecture gothique qui se prêtait le mieux à cette approche qui a été la mienne pendant plus de vingt ans.

Techniquement, la surimpression présente deux aspects, en argentique comme en numérique :
En argentique le calcul de l’exposition est assez simple pour un nombre pair d’expositions. On divise par 2 l’exposition pour chaque double-exposition et on a un résultat correct. C’est un peu plus aléatoire pour un nombre impair d’exposition, on aura toujours soit une légère sur-exposition, soit une légère sous-exposition. Il faut faire un choix arbitraire. L’autre élément de choix vient du fait que la combinaison de la lumière de 2 expositions est complètement différente selon ce que l’on combine.
Deux hautes lumières combinées donnent une surexposition. Cette combinaison aboutit rapidement à diluer l’image et parvient même à l’effacer.
Des basses lumières combinées donnent toujours une image bouchée.
Ce qui est intéressant c’est de combiner haute et basse lumière, ce qui fait apparaître plus ou moins la haute lumière, selon son Indice de Lumination (IL). Cela va d’une image fantôme à une image réellement présente.
En d’autres termes, si vous photographiez quelquechose de peu contrasté, vous obtiendrez un cliché assez brouillé, peu lisible.
Si vous photographiez quelquechose de contrasté, vous obtiendrez quelquechose de lisible, mais pas forcément prévisible, et dont l’agencement peut ne pas être heureux. Cet imprévisible est en grande partie l’intérêt de cette pratique de la surimpression à la prise de vue. Mais il y a bien sûr du déchet.
Pour obtenir quelquechose de prévisible, il vaut mieux faire du sandwich à partir de deux clichés différents comme l’a fait Méliès.
Méliès a abondamment utilisé la surimpression avec cache noir. Le cache noir est une feuille de métal ou de carton de couleur noire dont on couvre la moitié de l’objectif. On fait un premier cliché du sujet choisi avec le cache du côté choisi, puis un deuxième cliché avec la cache de l’autre côté, appareil fixé sur un point pour que le cadrage soit identique, avec l’autre sujet de l’autre côté. Le résultat est la cohabitation sur le même cliché de 2 images qui normalement ne cohabitent pas. Effet saisissant garanti. Le gros défaut de cette méthode est qu’elle montre le plus souvent les limites de l’auteur, car il faut une sacrée créativité pour ne pas se répéter très vite…
En numérique, le processus est le même, mais la partie technique est devenue beaucoup plus simple car elle est intégrée au boitier, donc automatique. Enfin selon les marques. Pentax l’a par exemple intégré au boitier K-5 et suivants. Ce qui permet de se frotter sans difficulté d’ordre technique à l’inattendu de la surimpression.
Reste une limite : le nombre d’expositions. Jusqu’à 4-5 expositions l’image finale peut être gérable. Au dessus le résultat devient facilement illisible !
J’ai donc pratiqué la surimpression à la prise de vue, argentique puis numérique avec pas mal d’assiduité. Et je continue, chaque fois que l’occasion se présente, mais avec moins d’assiduité. Ne serait-ce que parce que cette pratique photo exige très souvent l’usage d’un pied photo. Ce qui est totalement contradictoire avec l’improvisation. Et se trimballer avec un pied …

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти