НА КРАЙНИЙ СЕВЕР КАНАДЫ ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОИСКАТЕЛЕЙ, ЮКОН, АВГУСТ 2020 г (ЧАСТЬ 1)

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Dawson city and around RAW SEL\JPG SEL\WEB\1-3103-2-08107.jpg

Легендарные географические названия: «Юкон», «Клондайк», ручей «Эльдорадо» известны всем , кто читал рассказы Джека Лондона. Он, тогда еще не писатель, а просто молодой бесшабашный парень из солнечной Калифорнии, приехал в этих суровых места попытать счастья и разбогатеть. Это случилось во времена «Золотой лихорадки», охватившей мир в самом конце 19 века. Этот массовый психоз подогревался прессой, а также слухами о невероятных россыпях золота на Юконе и на Аляске. Сюда, в надежде быстро разбогатеть, устремились, рискуя жизнями, десятки тысяч людей со всех континентов. Это было удивительное время: и драматическое, и романтическое и одновременно трагическое. Выжить в условиях крайнего севера и вернуться домой довелось далеко не всем.

Я всегда мечтал побывать в этих местах и увидеть все своими глазами, но всегда находились другие, более доступные цели для путешествий, а Юкон из года в год откладывался. Но на Юконе мы все-таки побывали. Как это не звучит странно, этому помогла пандемия. Летом 2020 года правительство Канады закрыло все международные границы. Рухнули все давно вынашиваемые планы путешествий и горных восхождений. Были закрыты не только внешние границы, но и почти все внутри-канадские границы между провинциями. Однако, по какой-то неизвестной причине некоторое время оставалась открытой граница территории Юкон. Мы с моей супругой Леной решили быстро воспользоваться этой ситуацией и, наконец, отправиться на дикий север Канады, чтобы увидеть глубинную негламурную Канаду, погрузиться в атмосферу дней Золотой Лихорадки.
Мы быстро оформили отпуска, спланировали маршрут и купили билеты на самолет.

План нашего путешествия был прост. От Ванкувера мы долетаем до столицы Юкона города Уайтхорс (Whitehorse), а там берем в прокат серьезную полно-приводную машину и дальше отправляемся на север своим ходом, ночую в палатке или в гостиницах по пути нашего маршрута.
Летели из Ванкувера в полу-пустом из-за ковида самолете, и перелет занял около 1.5 часов. И вот мы в маленьком аэропорту столицы Юкона. Здесь же находился офис компании, сдающей машины в рент. Оформление бумаг заняло всего несколько минут. По рекомендации бывалых я пытался выторговать второе запасное колесо для нашего двухнедельного путешествия, но из этого ничего не получилось. Второго колеса не дали. Сотрудник выдал ключи и неопределенно махнул рукой в сторону парковки. Изрядно побродив по парковке, мы нашли свой автомобиль. Им оказался белоснежный Форд Эдж с практически нулевым пробегом. Дело в том, что при заказе машины через интернет, никогда неизвестно, какую машину в конечном итоге получишь. Компания обязуется предоставить определенную модель или аналогичную машину. Как правило, это бывает «или аналогичная» машина, правда можно выбирать из нескольких похожих вариантов. Нам предстояло проехать 3000 км как по шоссейным, так и по грунтовым дорогам, поэтому нужна была серьезная машина с большим клиренсом. Несмотря на не очень высокую репутацию фордовского бренда, я все-таки решил рискнуть взять этот Форд Едж. Машина была новая и я решил, что две недели она должна продержаться. Я подключил прихваченный из дома GPS навигатор, и мы поехали искать свою гостиницу и знакомиться с городом.

УАЙТХОРС (WHITEHORSE) — СТОЛИЦА ТЕРРИТОРИИ ЮКОН

По Европейским меркам, Уайтхорс совсем небольшой город. Здесь проживает всего 25 000 человек, однако, это местная столица и здесь сосредоточено две трети всего населения территории Юкон. Мы довольно быстро нашли маленькую трех-этажную гостиницу, в которой было номеров десять. Гостиница принадлежала молодой китайской паре, которая содержала ее в поразительной чистоте и порядке. Сбросив в нашей комнате вещи, мы отправились осматривать город.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\IMG_2284.jpg
Так выглядит одна из центральных площадей в Уайтхорс.

По первым впечатлениям, город был достаточно комфортабелен и ухожен. В городе была представлена вся обычная линейка канадских супермаркетов, правда, продукты и особенно алкоголь показались заметно дороже, чем «на материке». Очень порадовали изобилием и качеством магазины спортивных товаров. Видимо, сюда еще не дошла волна ковидного дефицита, который мы испытывали в Ванкувере.
Город был окружен невысокими холмами, создававшими ощущение логичности и законченности. Стояла прохладная августовская погода, но холодно не было. В принципе, несмотря на северное расположение, в Уайтхорсе довольно мягкий климат. Обычные зимние температуры редко опускаются ниже -20 С, хотя временами бывают крутые морозы.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08489.jpg

Одна из центральных улиц города.

О северном характере города напоминали электрические разъемы, свешивавшиеся из-под радиаторов почти всех автомашин. Это означало электрический подогрев картеров двигателей в зимнее время. Видимо, владельцы машин на ночь включали электрический обогрев для того, чтобы в сильные морозы можно было утром запустить двигатель.
Я также заметил, что на платных парковках не было обычных электронных платежных систем. Возможно, электроника не выдерживала низких температур, и платежи принимали по телефону или через интернет.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\IMG_2281.jpg
Это памятник поэту Роберту Сервису.

Этот человек — знаковая фигура. Его называют бардом Юкона. Наравне с Джеком Лондоном, он воспевал романтику и трагедию эпохи Золотой Лихорадки. По профессии он был банковским клерком, но провел много лет, странствуя по Северо-западу американского континента. Вместе с отчаянными золотоискателями он прошел весь путь до Даусон-сити.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\IMG_2280.jpg
На памятнике высечены леденящие душу строки из его знаменитого стихотворения о том, как во время опасного путешествия на север, на берегу озера Лаберг, он на костре кремировал тело погибшего друга, поэта Сэма Мак Джи. Вообще это был вымысел, но подобная громкая история действительно имела место на реке Юкон в годы Золотой лихорадки, но это произошло не с ним. а с другим человеком, Этот трагический случай так поразил воображение поэта, что он написал длинную поэму, которая принесла ему мировую известность.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\DSC08487.jpg
На улицах Уайтхорс не многолюдно даже в дневное время.
Собственно говоря, город Уайтхорс возник в ранние годы Золотой лихорадки как перевалочный узел. Сюда через снежные горные перевалы White Pass и Chilkoot Pass вели пешие и конские вьючные тропы из портового американского городка Скагвей на берегу Тихого океана.

https://1.bp.blogspot.com/-t2fWdkmkrWo/YCqsjDKPXOI/AAAAAAAD_ok/1l0ruharzZgO10GpNX9HtpsdhHt0YZF7wCLcBGAsYHQ/w640-h594/klondike-gold-rush-chilkoot-pass-4.jpg
Эта старая фотография показывает старателей, преодолевающих перевал Chilkoot Pass.

Люди прибывали в порт Скэгвей на кораблях, а затем пешком и на лошадях двигались к Уайтхорс. Зимой сюда добирались на собачьих упряжках, описанных Джеком Лондоном. От океана до Уайтхорса золотоискателям надо было преодолеть около 160 км. Но это было только начало их невероятного путешествия. А далее золотоискателям предстояло сплавляться вниз по реке Юкон до поселка Даусон-сити, где находились знаменитые золотоносные прииски Клондайка. Трудности такого путешествия даже трудно себе вообразить: ведь плыть по реке надо было больше 750 км. Через пороги и узкие каньоны люди сплавлялись на лодках или плотах. На это уходило около двух недель. Это было не только безумно длинное, но и очень опасное путешествие.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08477.jpg
Река Юкон пересекает город с юга на север. Здесь быстрое и мощное течение.

Гуляя по городу, мы незаметно спустились к берегу реки Юкон, которая является неотъемлемой частью городского пейзажа. Река в городской черте довольно широкая и имеет пологие берега. Видимо, во времена Золотой лихорадки это место было удобным для погрузки на плоты и лодки. Сейчас здесь через реку переброшен автомобильный мост.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08478.jpg
На берегу реки хранится музейный экспонат парохода, некогда курсировавшего по реке Юкон.

Трудно себе представить, но во времена Золотой лихорадки, в конце 19 века здесь, в Уайтхорс была создана целая местная индустрия по строительству пароходов. Корпуса и все надстройки изготавливались из деревянных панелей. Суда были легкими с небольшой осадкой и могли таким образом преодолевать мелководные участки реки, а также речные пороги. В те легендарные времена в городе кипела жизнь. На строительстве судов работали тысячи рабочих, начиная от занятых на лесоповале и лесопилках, кончая инженерами и техниками, проектирующими и налаживающими силовые установки судов.

Сейчас кажется невероятным, но в разгар Золотой лихорадки было налажено регулярная навигация по реке Юкон от Уайтхорса до Даусон-сити и дальше вниз по по течению до впадения в море Беринга. Недостающие детали судов и механизмов доставлялись в Уайтхорс через перевал White Pass из портового Скэгвея. Однако, существовал и другой маршрут. Пароходы строились целиком на верфях Сиэтла, Виктории и Ванкувера и проходили своим ходом вдоль берегов Аляски 6500 км до устья реки Юкон в Беренговом море. Оттуда эти суда поднимались вверх по течению до Доусон сити или Уайтхорса. Со временем наладилась регулярная навигация и более состоятельные люди могли позволить себе путешествие в Даусон сити на Клондайк в каюте парохода. Чтобы представить масштабы человеческой деятельности в этих очень суровых местах, достаточно упомянуть, что в лучшие времена по реке Юкон курсировало одновременно до 75 пароходов.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08474.jpg
Как видно из этой фотографии, суда на реке Юкон приводились в движении не с помощью привычных гребных винтов. а посредством лопаточных колес, устанавливаемых за кормой. Эта конструкция позволяла судам проходить пороги и мелководные участки, а также преодолевать сильное встречное течение при движении вверх по реке.

Осмотрев музейные пароходы, мы двинулись на машине в направлении следующей местной достопримечательности — Майлс Каньон. Он находился всего в 15 минутах езды от центра города.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08515.jpg
Это та же река Юкон. но немного выше по течению. Здесь река пробила глубокое но узкое русло через гряду из вулканических пород и текла в каньоне с отвесными берегами.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08498.jpg
Вот этот Майлс-каньон снятый с близкого расстояния. Ширина реки Юкон здесь чуть больше 10 м. Даже не верится, что сюда вместилась вся огромная полноводная река. Своим именем каньон обязан американскому генералу, но известно, что золотоискатели называли это место по-другому: а именно, Гранд Каньоном. Во времена Золотой лихорадки через каньон один за другим шли пароходы, причем движение было таким интенсивным, что на берегу был установлен специальный полицейский пост, регулировавший движение судов и поддерживавший порядок. Впрочем, каньон считался опасным участком для судоходства. Поэтому в обход каньона через лес построили трамвайные пути с деревянными рельсами на конной тяге. Таким способом часть грузов перемещалась в обход каньона.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\1-3103-2-08519.jpg

Возвращаясь в город, мы обратили внимание на довольно многочисленные гидро-самолеты, пришвартованные к берегам реки. Гидро-самолеты или, как их здесь называют «летающие лодки», являются важной частью транспортной системы на Юконе. Многие местные жители увлечены рыбалкой и охотой. На территории находятся тысячи озер, оставшихся от ледникового периода, но на машине не везде возможно проехать. Выручают летающие лодки. Через туристические фирмы можно заказать перелет практически в любую точку, где имеется водная поверхность для приводнения самолета. Состоятельные жители имеют наряду с автомобилями собственные гидро-самолеты и пользуются ими в выходные и отпускные дни.

После посещения каньона мы возвратились в город с тем чтобы подготовиться к предстоящей поездке на север.
Нам нужно было докупить часть продуктов в дорогу и приобрести газовые баллоны с бутаном для горелки, на которой собирались в дороге готовить еду. Кроме того, по местным правилам путешествий, нам нужно было обзавестись противо-медвежьими защитными спреями и противо-медвежьими канистрами для хранения продуктов. Их можно было купить в спортивном магазине, но дешевле было их взять в прокат. Тем более, что неизрасходованные перцовые спреи мы не смогли бы взять в полет при возвращении в Ванкувер по соображениям безопасности.

ДОРОГА НА СЕВЕР. ШОССЕ «КЛОНДАЙК»

Наутро мы загрузили продукты и походное снаряжение в машину и отправились на север, в Даусон-сити на Клондайк. Из Уайтхорса туда ведет шоссе Клондайк, прекрасная, но однополосная дорога проложенная по равнине, перемежающейся с небольшими холмами. По сторонам дороги был почти сплошной лес и не было практически никаких населенных пунктов на сотни километров.
Автомобильного движения тоже почти не было, если не считать нескольких машин, проехавших навстречу. Но возможно, пустынность на дороге была связана с ковидными ограничениями и отсутствием обычных для этого времени туристов.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Whitehorse and around\Processed JPG\WEB\IMG_2048.jpg Так выглядит шоссе Клондайк

Несколько слов о Юконе. Прежде всего, Юкон — это гигантская территория. Площадь Юкона огромна. Здесь могут разместиться несколько европейских стран, например, таких как вместе взятые Великобритания и Испания. https://geology.com/canada/map-of-yukon-territory.gif

На юге Юкон граничит с Британской Колумбией, на Западе с Аляской, на востоке находится пустынная и почти не населенная Северо-западная территория, На севере Юкон узкой полосой выходит к Северному Ледовитому океану. Юкон не имеет статуса провинции, поскольку здесь проживает всего 43 тысяч человек, из которых две трети живут в столице. Юкон частично управляется собственной администрацией, но большей частью, правительством Британской Колумбии. В настоящее время, это практически не населенная местность. Кроме Уайтхорса и Даусон-сити на территории имеются с десяток маленьких или совсем крошечных поселений. И еще по берегам рек и на побережье Северного Ледовитого океана существуют редкие инуитские деревни. На Юконе по-прежнему много полезных ископаемых. Кроме золота, здесь добывали серебро, медь и многое другое. Во времена Золотой лихорадки и в последовавшую индустриальную эпоху в этих местах кипела жизнь. А теперь осталось всего несколько работающих рудников. Все остальные шахты законсервированы или покинуты. Стоимость поддержания производственных инфра-структур в суровых климатических условиях плюс высокая стоимость человеческого труда сделали эти предприятия экономически не конкурентными.

Однако наше автомобильное путешествие по шоссе Клондайк продолжалось. Дорога на север идет параллельно с рекой Юкон, то отдаляясь , то приближаясь к ее берегам. И, конечно, сухопутный путь к Даусон-сити намного короче речного.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Dawson city and around RAW SEL\JPG SEL\WEB\1-3103-2-07991.jpg

Это знаменитые пороги Five Finger Rapids, (Порог пяти пальцев) — одно из главных препятствий для пароходной навигации времен Золотой лихорадки. Здесь река разбивается на пять рукавов, из которых более-менее судоходным являлся только один узкий проход между островом и ближним берегом.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Dawson city and around RAW SEL\JPG SEL\WEB\1-3103-2-07992.jpg Старинная фотография показывает прохождение судна через протоку. В этом месте пароходы не могли справиться с сильным течением. Для преодоления этого участка, на скалах был закреплен горизонтальный металлический трос. Суда проталкивались через протоку на тросе помощью корабельных лебедок.

570 км по хорошей дороге пролетели незаметно, и мы стали приближаться к Даусон-сити, где у нас не было зарезервированной гостиницы. На подъезде к городу нам приглянулся несколько странный, но очень живописный отель, и мы решили, что было бы необычно и круто переночевать в столь необычном месте, окруженном старинными автомобилями. Но все оказалось не так просто. Как только старушенция — владелица отеля узнала, что мы прибыли из охваченной эпидемией ковида Британской Колумбии, она была крайне напугана и сказала, что свободных мест нет, принять нас она не может. Мы еще хотели купить у нее банку варенья, но и в этом нам было тоже отказано. Забегая вперед, должен сказать, что это был не последний случай, когда нам отказывали в обслуживании из-за страха заражения вирусом.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Dawson city and around RAW SEL\JPG SEL\WEB\1-3103-2-07997.jpg
Маленькая частная гостиница в лесу, где нас не приняли.

C:\Users\Russ\Desktop\2020Aug, Yukon\Dawson city and around RAW SEL\JPG SEL\WEB\1-3103-2-08002.jpg
Это цветущий Иван-чай и прочее разноцветие на берегах Юкона.
Эта фотография, как мне кажется, очень адекватно передает эмоциональный дух территории. Здесь часто идут дожди, дуют ветры и всегда очень драматически насыщенное небо с низкими быстро перемещающимися облаками. Это север. Надо сказать, что на всей пятисот-километровой дороге нам попалось на глаза лишь три или четыре мелких поселения. Один из населенных пунктов на перекрестке дорог состоял всего из одной бензозаправочной станции и четырех домов неподалеку от нее. Обслуживающего персонала на бензоколонке не было и вообще людей в поселении не было видно. Бензин получили с трудом и были счастливы, что удалось заправиться. Кредитная карточка прошла только с третьего раза, а транзакция проходила безумно долго, видимо через спутниковый интернет. Глядя на карту, мы рассчитывали, что на этом переесечении дорог обязательно будет магазин, и мы наверняка сможем купить пиво на вечер, но юконские реалии оказались совсем другими… И разумеется, на всей автостраде Клондайк не было сотовой телефонной связи.

Продолжение следует

Руслан Иванов

Фотографии сделаны камерой Sony 100 RX-3,
Некоторые из снимков сделаны Iphone 6s

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "НА КРАЙНИЙ СЕВЕР КАНАДЫ ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОИСКАТЕЛЕЙ, ЮКОН, АВГУСТ 2020 г (ЧАСТЬ 1)" оставлено 3 коммент.
  1. Руслан, вы не только посетили места Джека Лондона, но ты еще перенял его стиль письма, и описываешь столь же увлеченно ваше путешествие. Ждем продолжения!

  2. Татьяна Бойко-Назарова:

    Руслан , спасибо за необычайно красивое интересное путешествие. Благодаря вам снова погружаемся в атмосферу Дж. Лондона.

  3. Татьяна Куракина:

    Спасибо, Руслан! Замечательно интересно пишешь и фото великолепные. Твои исторические экскурсы постоянно будят во мне восхищение людской смекалкой и предприимчивостью. Это же надо было придумать и организовать производство специфических судов, способных доставлять золотоискателей и всех желающих попасть в эти бурно развивающиеся места! И даже додуматься, как протаскивать их по единственному подходящему по размеру рукаву реки.
    Как же боялась заболеть и помереть хозяйка отеля, что не пустила вас к себе! Не соблазнила даже выгода.)) А у нас ковид свирепствует, а боится его один президент!))))
    Иду читать продолжение. Даже обед отложу.)

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти