Ватикан. Музеи.

Государство Ватикан

Прежде чем рассказать о нашей экскурсии по музеям Ватикана, давайте познакомимся с интересными и необычными фактами о самом государстве Ватикан, которые я собрал по крупицам из разных источников интернета.

Vatican_City_map_EN

Карта Ватикана.

Ватикан — самое маленькое официально признанное государство в мире.

Протяженность государственной границы — 3,2 км. Все государство можно обойти за полчаса.

Со всех сторон Ватикан окружен средневековой каменной стеной, а перед собором Святого Петра границей является край площади (обозначен белыми камнями в мощении площади).

Независимое город-государство Ватикан было основано в 1929 году.

Это единственная страна, где государственным языком является латынь.

Ватикан назван в честь холма MonsVaticanus. В переводе с латинского Vacitinia означает место гаданий.

Население: 1100 постоянных жителей (на 2014 г.), из которых 95% это мужчины

В 2005 году в Ватикане было зарегистрировано 111 браков.

В 1983 году в Ватикане не зарегистрировано ни одного новорождённого.

Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в государстве.

Среди 1100 жителей, только половина имеет ватиканское гражданство, в том числе 61 кардинал и все члены Швейцарской Гвардии.

Все ватиканские паспорта являются дипломатическими — к гражданам Ватикана во всех странах относятся как к дипломатам костела.

В Ватикане абсолютная грамотность, т.е. 100% населения — грамотные люди.

Тем не менее, грамотные люди в Ватикане официально признали, что Земля вращается вокруг Солнца, только в 1992 году. Это несмотря на то, что в 1969 году флаг Ватикана американский космические корабль Аполлон 11 возил на Луну.

Формально Ватикан является самым милитаризованным государством в мире. По данным 2005 года из 557 граждан на тот период 101 являлись военными на действительной военной службе, что составляет 18% населения, а это более чем в три раза перекрывает показатели второй по милитаризации страны мира — Северной Кореи (4,9%)

Ватикан имеет национальную сборную по футболу. Игроки сборной – швейцарские гвардейцы, члены Папского совета и хранители музеев. В футбольной лиге Ватикана играют команды «Гвардейцы», «Банк», «Телепочта», «Библиотека» и другие.

Ватикан ничего не производит и не продаёт, основные источники его дохода — это пожертвования католиков и туризм. 

В Ватикане нет аэропортов, но есть одна вертолётная площадка — ватиканский гелипорт. Он был открыт в 1976 году и используется для связи Ватикана с международными римскими аэропортами Фьюмичино и Чампино и загородной папской резиденцией в Кастель-Гандольфо.

Имеется железнодорожная ветка длиной 850 метров и вокзал, построенный в 1932

Ватиканская библиотека – хранилище богатейшего собрания средневековых рукописей и манускриптов. Здесь находится старейший экземпляр Библии, выпущенный в 325 году.

В Ватикане жили и работали такие величайшие художники, как Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Бернини.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства —  Собор Святого Петра и знаменитые на весь мир ватиканские музеи.

По количеству произведений искусства на единицу площади (или на число жителей) Ватикан занимает с большим отрывом первое место в мире.

Подошло время подробней поговорить о музеях Ватикана и показать небольшую часть фотографий, которые мы сделали во время нашей экскурсии. К сожалению, никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней, не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Музеи Ватикана 

Музеи Ватикана — это комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами, начиная с XVI века, и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения. Музеи Ватикана огромны. 1400 залов и 20 двориков-музеев Ватикана хранят более 60 000 произведений искусства.

В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев мира.

Fig001

Скульптурные портреты Микеланджело (слева) и Рафаэля (справа) над входом в музеи Ватикана. Дата основания 1506 год.

Fig002

По ватиканскому ТВ показывают видеоролик с участием Папы Римского.

Пока гид оформляет билеты и раздает наушники, я обращаю внимание в фойе на суперсовременную панель производства Самсунг. Два года я работал на Самсунге, и внес посильный вклад в разработку таких моделей – пустячок, а приятно увидеть их в Ватикане :-) 

Наконец, все формальности соблюдены, и мы проходим во внутренний дворик ватиканских музеев.

Fig006

Бельведерский дворец и бронзовый римский фонтан в форме шишки в нише Бельведера

Со всех сторон дворик окружают бесконечные галереи, в которых находятся музеи и дворцы Ватикана.

Fig-01

Перед библиотекой есть фонтан в виде шишки (I век н.э.). Шишка являлась символом источника жизни по античным понятиям, и в 1608 г. шишку установили перед библиотекой. Собственно, из-за нее двор получил название «Кортиле делла Пинья» (Дворик сосновой шишки)

В центре дворика стоит ставший уже знаменитым «Земной шар», символизирующий разрушение людьми нашей планеты, своего рода, израненная Земля. «Земной шар» приобретен Ватиканом в 1990 г.

Fig005

Золотой шар во дворе Пинии, олицетворяющий Землю

В этом же дворике размещены репродукции работ Микеланджело из Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла была построена в конце 15 века по приказу папы Сикста IV, и в его честь получила свое название. Роспись стен осуществлялась самыми лучшими художниками того времени — Боттичелли, Пинтуриккьо и, конечно же, Микеланджело.

Fig004

Изнутри купол капеллы расписан знаменитыми фресками Микеланджело

Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры и, тем более, фотографирование, то гиды перед тем, как провести экскурсию по капелле подробнейшим образом описывают здесь все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок.

 Центральной работой в капелле является “Страшный суд”.  

Fig003

“Страшный суд”.  Фрагмент.

 В центре, разумеется, Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше располагаются ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых — терновый венец, крест, столб для бичевания.

Ознакомившись с тем, что нас ждет в Сикстинской капелле, мы идем во дворик Бельведер музея Пио-Клементино, в котором собраны самые значительные греческие и римские скульптуры из коллекций Ватикана.

Музей Пио-Клементино

Pic004

Голова императора Августа

Скульптура «Голова императора Августа» – это часть мраморной статуи колоссальных размеров, сохранившаяся до наших дней. Она была создана неизвестным мастером в первом веке нашей эры. 

Внутренний двор Бельведера

 Pic001

Восьмиугольный дворик Бельведерского дворца — сердце ватиканских музеев.

Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад, и в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи.

Fig015

«Лаокоон и его сыновья». Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса — Агесандра, Полидора и Афинодора (50 год до н. э.)  

Лаокоон — троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов,
предупреждая троянцев об опасности, исходящей от коня, внутри которого
сидели ахейские лазутчики. Боги, благоволившие грекам, наслали по морю
двух громадных змей, смертельно ужаливших Лаокоона и задушивших его сыновей.

История коллекции музеев Ватикана начинается именно с этой мраморной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения.

Fig-02

Аполлон Бельведерский (римская копия 2 в. с бронзовой статуи) — одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. 

Аполлон, бог музыки и поэзии в античной мифологии, обычно изображался на горе Парнас в окружении Муз-богинь, вдохновлявших Человека в основных видах интеллектуальной деятельности. Но в то же время Аполлон — легендарный воин, лук и стрелы которого были воистину смертоносным оружием. Например, в гомеровской Илиаде он сражался на стороне троянцев против греков. Именно таким изображает эта статуя мифического бога Аполлона.

Fig008

Ходим по кругу и рассматриваем статуи, саркофаги, алтари, купели, барельефы —замечательные работы античных мастеров.

Fig010

Fig011

Fig014

Скульптура Венеры Счастливой (Venus Felix) сделанная в 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия.

Fig016

Древняя римская статуя «Река Тигр» и саркофаг 160-170 гг н. э.

Fig013

Саркофаг. Очень похож на ванну, но принципиальное отличие в том, что внутренние стенки не полировались.

Fig009

Ванна из розового гранита. Такими красивыми были ванны в Древнем Риме

Fig017

Очередная ванна из черного гранита

Зал Животных

Fig019

В зале Животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра.

Pic005

Скульптура собаки

Нет возможности показать все скульптуры, хотя они этого заслуживают.

Следующий зал – это зал Муз.

Зал Муз.

Fig023

Fig021

В центре с шаром муза Урания. Она покровительствовала астрономии. Слева Клио, муза истории. Справа — муза комедии и поэзии Талия, дочь Зевса и Мнемозины.

Fig020

Статуя Силена. Изначально он был изображен в процессе наливания вина, затем статуя подверглась частичной реконструкции.

Силен – бог виноделия, который, как считается, воспитал самого Диониса.

Fig022

Шедевром этого зала является Бельведерский торс

Знаменитый Бельведерский торс, вдохновлявший Микеланджело при работе над обнаженными фигурами на плафоне Сикстинской капеллы. Найден в Термах Каракалы. Изначально скульптура, вероятно, изображала сидящего Геркулеса (1 в. до н. эры)

Зал Ротонда.  

Fig024

Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в соответствии с идеалами классицизма.

В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. На снимке Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра)- богиня плодородия и земледелия

 Fig025

Купол Ротонды – один из самых известных сводов в мире, такой же, как в Пантеоне.

Pic002

 Юнона — покровительница браков.

 Fig026

Бюсты и скульптура римских императоров в зале Ротонда

Fig027

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Подразумевается, что как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей! Эти слова относились к Клавдию, поэтому и изображен он в образе Юпитера.

Fig028

Геркулес со шкурой немейского льва. Это единственная позолоченная античная статуя, дошедшая до наших дней

Fig029

Бюст Юлии Пии (Домны)

Юлия Домнасупруга римского императора Септимия Севера, мать Каракаллы и Геты.

 Зал Греческого Креста

Входим в зал Греческого Креста. Зал оформлен в египетском стиле, и имеет вид равноконечного греческого креста, поэтому так и называется.

Fig030

В зале Греческого Креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350—360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. На снимке саркофаг Елены.

Снимок

В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула. (О поездке в Тускул и наших впечатлениях я подробно рассказал в «Римских замках. Часть 2»)

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала обеденный зал. В центре мозаичного круга помещено изображение богини Афины – воительницы. На ее груди прикреплен медальон с головой Горгоны. Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил. Вокруг богини изображены фазы Луны (III в.н.э.)

Fig031

Два сфинкса с человеческим лицом

Галерея Канделябров 

Fig033

Далее наш маршрут проходит через галерею Канделябров с коллекциями подсвечников II века к станцам Рафаэля и главному шедевру Ватикана – Сикстинской капелле. Кроме канделябров, здесь вновь можно увидеть саркофаги, а также статуи, вазы, фрески с изображением нимф и сатиров.

Fig034

По пути обращаем внимание на потолки и стены. Потолки и купола в Ватикане неимоверной красоты, и они богато расписаны лучшими итальянскими мастерами!

Fig035

Не забываем смотреть под ноги, и любуемся по пути напольной мозаикой

Fig036

Напольная мозаика

Fig037

Часть картин на стенах выполнена в особой технике, создающей объем. Глаза с трудом верят, что все это нарисовано на плоскости.

Залы и галереи сменяют друг друга, как в калейдоскопе. По пути умудряюсь снимать, а из всего снятого в отчет войдут по 1-2 кадра.

Галерея Гобеленов

Эта галерея называется Арацци по названию французского города Арраса, где начиная с 14 века производились яркие безворсовые ковры с использованием золотой или серебряной нити. В основе коллекции лежат 27 великолепных гобеленов, относящихся по большей части к XVII веку. Их гармонично дополняют более поздние шедевры. Покажу лишь один 😥 

Fig040

Гобелен «Тайная вечеря» (Ultima Cena), сотканный по эскизам Леонардо да Винчи

Галерея Географических Карт

Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII. 

 Fig039

Галерея Географических Карт

На географических картах все горы и леса будто выпуклые, а моря – такие синие, что кажутся бесконечно глубокими. Здесь можно познакомиться с географическими картами ватиканских владений в Европе и некоторых других важных регионов в эпоху папы Григория XIII.

Fig038

Потолок Галереи Карт.

Совершенно роскошный, ошеломляющий своим великолепием потолок исполнен в виде множества картин в золотых рамах. Мне он понравился даже больше, чем сами картыJ

Зал Собеского.

Fig041

Painting `The Martyrdom of Saint Alexander of Bergamo` by Ponziano Loverini, in the Sobieski Room at the Vatican Museums

Fig042

Картина польского художника Яна Матейко, изображающая победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 году у стен Вены. Полотно передано Ватикану в качестве дара польского народа.

Подходим к станцам Рафаэля. Здесь надо снимать все – и потолок, и стены, общий план и фрагменты.

Fig043

Fig045

Потолок работы Рафаэля

Fig047

Fig048

Fig046

Вид из окна на стоянку машин служителей Ватикана

Станцы Рафаэля

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната».

Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших комнаты, расписанные в 1508—1517 годах 25-летним Рафаэлем вместе с учениками.

По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

 Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем, носит название Станца делла Сеньятура. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Fig050

«Афинская школа»

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона, находящихся в центре композиции.

Платон (в красном плаще) воздевает руку к небу — давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; Аристотель (в синем плаще) показывает на землю, словно возражая собеседнику — духовный мир неразрывно связан с миром земным.

Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена (лежит на ступенях лестницы), Пифагора в окружении учеников (внизу слева), Сократа (слева от Платона), Гераклита (сидящий в глубокой задумчивости почти в центре), Евклида (нагнувшийся, с циркулем в руках справа) и т.д. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте (спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто). Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия. Некоторые детали лучше рассмотреть на фрагментах фрески.

Fig051

Евклид, нагнувшийся с циркулем в руках, и за ним крайний справа Рафаэль изобразил самого себя.

Fig052

Микеланджело за столом, и левее Пифагор на первом плане в окружении учеников.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

Fig049

«Изгнание Элиодора»

Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Fig053

«Пожар в Борго»

Название третьей станцы Рафаэля (и последней из сработанных самим мастером) получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Ну, а дальше перед нами Сикстинская капелла. Она, действительно, производит сильное впечатление, как по масштабам, так и по величию замысла и исполнения росписи. В стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо. Это надо видеть!

В Сикстинском капелле снимать запрещено, можно только смотреть глазками, поэтому никаких дополнительных фото я не прикладываю, а продолжение экскурсии по Ватикану читайте в следующем рассказе, посвященном Собору Святого Петра

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

Hardcover-Book-MockUp-Vatican

 

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена  книги 100 рублей 

 

 

 

Автор Михаил Назаров

Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти