Владимир Загороднюк
(1945-2021)
Танцовщик, заслуженный деятель искусств России и Чеченской республики, певец, поэт, и композитор. Окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), начинал танцевать в молдавском ансамбле народного танца «Жок», потом выступал в Ленинградском мюзик-холле и в Москонцерте. С 1980 года выступает с творческими вечерами в двух отделениях. За всю историю советской эстрады было всего 3 исполнителя, выступающих с сольными концертами в 2-х отделениях. Это Махмуд Эсамбаев, Владимир Шубарин и Владимир Загороднюк.
Всегда путешествует по миру и по жизни с удовольствием, и публикуется на сайте «Путешествия с удовольствием»!
Об авторе
Встреча, которая запомнилась надолго
У каждого человека в юности случается первая встреча с интересным человеком
Пожалуй, в наше время найдется немного поистине талантливых поэтов, но недавно мне посчастливилось пообщаться с одним из них — Владимиром Загороднюком. Эту встречу я запомню надолго, так как первый раз в жизни я познакомилась с таким выдающимся человеком.
Улыбчивый мужчина зашел к нам в аудиторию и радушно всех поприветствовал. Его добрая улыбка и веселый, легкий нрав располагали к себе как нельзя лучше. Мы расселись вокруг Владимира Ивановича, и он принялся рассказывать о себе, о том, как обрел себя в мире поэзии.
Как оказалось, вся жизнь поэта была связана далеко не с поэзией, и даже не с литературой. «В школе я не любил литературу, за сочинения в основном были тройки», — признался Владимир Иванович. Его жизнь началась с танцев, балета. Учился он в ГИТИСе на одном курсе с Михаилом Евдокимовым. Наш герой любил балет, не мыслил своей жизни без танцев. Танец засел глубоко в его сердце. Собственно, Владимир Иванович долго был известен в кругу артистов как хороший танцор. К сожалению, в балете уходят на пенсию уже после двадцати лет службы. В итоге в 36 лет танцор оказался «за бортом». Он не представлял, как дальше жить. Что теперь делать? Чем теперь заниматься? Владимир Загороднюк искренне рассказал нам, как трудно было смириться с тем, что пришлось навсегда вырвать из сердца то, что так нежно любил, чему отдал жизнь.
Вдохновение к стихотворному творчеству посетило его внезапно 5 лет назад: «Как-то раз был я на рыбалке. Рыба и не думала клевать, поэтому я с головой ушел в чтение газеты, увидел в ней публикацию, в которой говорилось, что объявлен конкурс на лучшую песню о Москве». Вот так началась его вторая жизнь. Потихоньку начали рождаться строчки, вскоре была готова сама песня. Не подозревая о дальнейшем успехе, поэт отправил свою песню на конкурс. Через два месяца ему позвонили: «Вы будете выступать в мэрии, ваша песня признана лучшей». После этого выступления Владимир Иванович получил множество предложений. Одно из них заключалось в том, чтобы написать песню для ветеранов Великой Отечественной войны. Поэт перечитал множество литературы, побывал в тех местах, где когда-то воевали наши солдаты. Все это для того, чтобы лучше представить картину того времени, прочувствовать те события до конца. «Помню, проплакал тогда всю ночь. Простые мальчишки шли в бой, вы представляете», — делился с нами Владимир Иванович. Каждая строка была выстрадана человеческим сопереживанием. Каждое слово отзывалось в сердце болью понимания трагической исторической правды простого героизма победивших солдат.
Автор рассказал нам, что менял слова в песне восемьдесят шесть раз! «Через семь месяцев была написана песня. Семь месяцев… как ребенка родил», — с упоением рассказывал поэт. Песню назвал он «Мальчишки-солдаты». За нее автор получил Гран-при конкурса! Это творение оказалось самым титулованным в копилке Владимира Загороднюка, теперь каждый год этот хит исполняется на Поклонной горе в память о павших за нашу Родину солдатах.
Поэт написал двадцать шесть песен, не зная нот! «Возможно, мне помогло то, что я танцор. Благодаря балету у меня развит слух, я чувствую ритм», — оправдывал себя Владимир Иванович. Его песни — серьезные произведения. Они созданы не для того, чтобы их ежедневно крутили по радио или исполняли на каждом концерте. Они должны исполняться только в определенные дни на определенных мероприятиях. Каждая песня — отдельная история, каждой нужен индивидуальный подход. Чтобы написать песню о солдатах, надо как можно больше узнать о Великой Отечественной войне, чтобы написать песню о Бородинском сражении — перечитать литературу, где рассказывается о ней. «Благодаря творчеству создания песен я стал и историком», — признался Загороднюк.
Владимир Иванович не только хороший автор текстов, но и надежный друг. Невозможно передать словами, как он отзывается о своем лучшем друге Махмуде Эсамбаеве. Голос его становится певучим, а в глазах загораются огоньки радости. Складывается впечатление, что Владимир Загороднюк по-настоящему счастлив, когда вспоминает о нем. Кажется, он знает о друге абсолютно все. Владимир Иванович написал о нем целую книгу, которая называется «Маленькие тайны гордого Махмуда».
Еще люди, которых Владимир Иванович бесконечно любит, — это его семья. С особенным трепетом он рассказывал нам о своем 14-летнем сыне Ване, который в свои юные годы стал сержантом! «Он такой один на всю Москву!» — радовался Владимир Иванович.
Было безумно интересно слушать Владимира Ивановича. Два часа беседы пролетели незаметно. После этой встречи мы долго делились друг с другом впечатлениями. Никогда не забуду, как Владимир Иванович читает свои стихотворения. Я всегда была равнодушна к чтению поэзии, но авторский стиль Владимира Загороднюка меня тронул. Я научилась чувствовать и понимать поэзию. Мое сердце теперь открыто для нее.
Дарья Шерашова
(УГ Москва», №32 от 7 августа 2012 года)
Бабник в авторской передаче журналиста «Эха Москвы» Николая Тамразова
И про костюм из «дождика»…
В Прощёное воскресенье, второго марта, библиотека распахнула свои двери гостям, пришедшим познакомиться с творчеством поэта, певца, композитора Владимира Загороднюка, заслуженного деятеля искусств России и Чеченской Республики, автора книги «Маленькие тайны гордого Махмуда».
Искромётный, темпераментный В.Загороднюк рассказывал о детстве, которое прошло в Кишинёве, о том, как его «опалила страсть к танцам», как в 1964 году Мария Биешу за руку привела его в ансамбль народного танца «Жок».
В 1978 году нашего талантливого кишинёвца узнала Москва. Владимир Иванович поделился со зрителями, что костюмы к своим сольным танцевальным номерам придумывал сам. Костюм для танца-пародии «Привет, Бони М», он изготовил из нескольких чемоданов ёлочного дождика, в 1979 году за этот номер танцор получил звание лауреата и первую премию. А танец «Тысяча лампочек», в постановке Махмуда Эсамбаева, украшенный тысячью мигающих, моргающих разноцветных лампочек, попал в книгу рекордов «Диво».
Удивительный рассказчик, высокий, статный В.Загороднюк приближал ушедщую эпоху и погружал гостей в истории своих встреч с великими людьми двадцатого столетия: танцорами, космонавтами, певцами, политиками. Улыбался, печалился потерям, вёл себя непосредственно, живо, распахивал руки, словно для объятий, пародировал друзей, которые становились ближе и родней.
А потом зал слушал песни, автором слов и музыки которых был В.Загороднюк. Простые, душевные, проникновенные слова, гитарные аккорды и мелодичный лирический тембр голоса автора утишали шум ветра за окнами библиотеки.
В окна стучалась дождевая капель. Струйки стекали по стёклам, казалось, что и дождь прислушивается к словам, просясь в тепло встречи, в обстановку доверительного общения человеческих душ.
Н.Родина, секретарь АРП РМ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
В фотогалерее представлена большая коллекция фотографий автора, его семьи и его друзей
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Автор книги: «Маленькие тайны гордого Махмуда». Книга посвящена великому отечественному танцовщику, народному артисту СССР Махмуду Алисултановичу Эсамбаеву – Учителю и другу Владимира Загороднюка.
Москва, 1998 год.
Загороднюк В. Маленькие тайны гордого Махмуда. Рассказы. Воспоминания. Новеллы. Интервью. /Предисл. Боровика Г.; Послесл. Лорсанукаева С./. М. СканРус 2001г. 256 с., илл. Твердый переплет, Энциклопедический формат. (ISBN: 5-93221-012-5 / 5932210125)
Аннотация
Герой этой книги – великий отечественный танцовщик, народный артист СССР Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924–2000), чеченец по национальности, чьим именем назван проспект в г. Грозном. Автор книги – Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Иванович Загороднюк, сам в прошлом – танцор, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады, позднее – вице-президент благотворительного фонда им. М. Эсамбаева и член президиума Международного Союза деятелей эстрады. Почти четыре десятилетия бывший одним из самых близких друзей М. Эсамбаева, В Загороднюк создал эту книгу при деятельной поддержке Народного артиста СССР Иосифа Давидовича Кобзона, которого Махмуд Алисултанович называл своим младшим братом. Автор предисловия – знаменитый публицист и писатель, лауреат двух Государственных премий СССР Генрих Авиэзерович Боровик, знавший М. Эсамбаева с юности. Из содержания: Маленькие тайны гордого Махмуда (Волшебник танца. – Немного о себе. – Борис Эйфман. – Один день Иосифа Давыдовича. – Борис Брунов. – Международный Союз деятелей эстрады. – Эмиль Гилельс. – «Золотой Остап». – Побег из ЦКБ. – Шутка. – Махмуд сказал. – Поклонники. – Нина Аркадьевна. – Стелла Махмудовна. – История одного автографа. – Соболя. – Тамерлан Нугаров. – Космонавт Игорь Волк. – Завтрак под столом. – Артист всегда артист. – Танец всегда и везде. – Случай на концерте. – Юмор Махмуда. – Гурман. – Руки «Овации». – Анзори Кикалишвили. – Туфли Махмуда. – Звезда. – Любимые пословицы и поговорки Махмуда. – Портрет. – Орден. – Характер Махмуда). – Человек на все времена (Равиль Гайнутдин. – Борис Громов. – Александр Шилов. – Надежда Бабкина. – Игорь Моисеев. – Людмила Зыкина. – Алла Баянова. – Александра Пахмутова и Николай Добронравов. – Ольга Лепешинская. – Ирина Архипова. – Евгений Дога. – Владимир Винокур. – Надежда Чепрага. – Владимир Зельдин. – Валентина Толкунова. – Наталья Касаткина и Владимир Васильев. – Асламбек Аслаханов и др.). Многочисленные иллюстрации. Бумага мелованная.
Состояние: Очень хорошее. Суперобложка — хорошее.
(Продавец: BS — Irina_books, Москва.) Цена: 500 руб. Купить
Отдельные главы книги опубликованы на сайте «Путешествия с удовольствием»:
РЫБАЛКА С МАХМУДОМ ЭСАМБАЕВЫМ
НОЧНОЙ ЭКСПРЕСС КИЕВ-МОСКВА
ГОЛОСУЙТЕ ЗА ГРОССМЕЙСТЕРА
ПЕСНИ
Писать песни и сочинять к ним музыку Владимир Загороднюк начал в 60 лет. Сейчас в его коллекции 27 песен и несколько профессионально записанных CD-дисков.
За песню «Мальчишки-солдаты» автор получил Гран-при конкурса песен о Москве «Дорогая моя столица»! Это творение оказалось самым титулованным в копилке Владимира Загороднюка, теперь каждый год этот хит исполняется на Поклонной горе в память о павших за нашу Родину солдатах.
Москва, театр Советской Армии. Концерт, посвященный 30-летию вывода войск из Афганистана
Музыкальные альбомы и песни автора в его исполнении можно посмотреть и послушать в
Программе телеканала «Ля-минор ТВ» «К нам приехал Владимир Загороднюк». В передаче прозвучат такие песни, как:
- Мальчишки-солдаты;
- Россия;
- Года мои;
- Баллада о фронтовиках;
- Шумит волна;
- Город мой, Грозный;
- Казахстан;
- Дороги вайнахов;
- Сочи — Олимпийский причал.
За гимн Московского уголовного розыска (МУР) и цикл стихотворений, посвященный сотрудникам МВД России, Загороднюк был удостоен медали им. Н.А. Щелокова и медали МУРа
ТАНЦЫ
«Арлекино». В. Загороднюк
Владимир Иванович Загороднюк (1945) — молдаванин по национальности, с весьма типичной внешностью (высокий, темноволосый, кудрявый, со жгучими глазами), он с тринадцати лет участвовал в школьной самодеятельности Кишинева, исполняя молдавские танцы. По совету Марии Биешу (увидевшей его в концерте) поступил в хореографическое училище. Профессиональная работа юноши началась в ансамбле «Жок» (1963 — 1966). Военную службу он проходил в Ансамбле песни и пляски Одесского военного округа, а с 1968 по 1977 год работал в Ленинградском мюзик-холле, где ему довелось участвовать в постановках многих первоклассных балетмейстеров — И. Вельского, М. Годенко, Г. Вальтер, В. Манохина, В. Катаева. Для Загороднюка это были годы овладения мастерством — знакомства с новыми танцевальными системами и осознания своего стремления самостоятельно выступать на эстраде, ибо Загороднюк из тех актеров, которые неизбежно «выламываются» из коллектива. Его дебют на эстраде состоялся в 1973 году номером «Время борьбы».
За исполнение этого номера, созданного Борисом Эйфманом на народную чилийскую музыку, Загороднюк был награжден второй премией Пятого Всероссийского конкурса артистов эстрады.
Трагедия чилийского народа — тема, к которой Эйфман, да и многие балетмейстеры будут возвращаться неоднократно, — во «Времени борьбы» прозвучала очень сильно. Первая же поза танцора (по пояс обнаженного), стоящего на коленях, спиной к зрителям со связанными руками, поражала скульптурной выразительностью. Экспрессия борьбы с сильным, жестоким врагом, преодоление бессилия измученного тела, и конечная победа сильного духом человека была воплощена Эйфманом динамичной и сложной танцевальной лексикой, великолепно переданной Загороднюком. Созданный им образ обладал величием и захватывающим драматизмом.
Эта же черта дарования актера подсказала Виноградовой замысел трагического гротеска — «Арлекино» — на музыку и тему известной песни болгарского композитора Э. Димитрова. Образ паяца, скрывающего душевную боль за смеющейся маской, не нов, но каждое время окрашивает его своей интонацией. В песне Димитрова есть такие слова: «Мной лишь заполняют перерыв». Виноградовой также захотелось сделать акцент на равнодушии к человеку. Этот паяц лишен страстного протеста — мы не видим, чтобы его лицо искажалось мукой, — он притерпелся к своему положению. Марионеточные отрывочные движения, всплески вымученного веселья (совпадающие с истерическим хохотом в рефрене песни) говорят о его душевной сломленности. Когда паяц привычным жестом протягивает на ладони свое сердце в зрительный зал и в который раз убеждается, что оно никому не нужно, сердце внезапно возвращается на место (трюк с резинкой), вызывая веселый и в общем-то жестокий смех зрителей. Балетмейстер дает почувствовать непрерывность унизительного лицедейства и безнадежную одинокость персонажа самим композиционным рисунком номера: он начинается с марионеточного выхода паяца из правой кулисы, а завершается таким же уходом в левую.
Со временем Загороднюк переосмыслил концовку номера, придумав «сугубо актерский» финал: «После короткого поклона головой в руках паяца неожиданно возникает огромный букет цветов. Впечатление такое, будто этот букет ему бросили из зала» (Бойко А. Танцует Владимир Загороднюк. — «Сов. эстрада и цирк», 1980, № 9, с. 22.). Трюк эффектный, но нарушающий трагедийную атмосферу номера, вносящий чуждую первоначальному замыслу оптимистическую ноту.
Но Загороднюк одержим совершенствованием своего репертуара, поисками новых идей. Танцор обладает завидной энергией, жаждой деятельности, которые подчас толкают его на ошибки. В частности, Загороднюк не стремится закреплять контакты с балетмейстерами, создавшими для него удачные постановки, он постоянно обращается к новым. «Я люблю работать с теми хореографами, которые дают мне свободу инициативы — ведь я всегда сам придумываю идею номера, а иногда и движения» (Из беседы с В. И. Загороднюком (1980 г.).),- рассказывает Загороднюк. Таким хореографом оказался балетмейстер Хореографической мастерской Москонцерта Давид Плоткин (1935), с которым Загороднюк сотрудничает чаще, чем с другими. У них есть удачные работы, как, например, «Привет, Бони-М!».
Выход Загороднюка чрезвычайно эффектен: под звуки фонограммы выступления «Бони-М», в которой постоянно звучат и аплодисменты публики, провоцируя реакцию зрительного зала, в луче света движется нечто сверкающе-лохматое: высокий головной убор танцора, его плащ покрыты елочным «дождиком». Сбросив их, он остается в белом, атласном, свободно висящем на нем костюме, повторяющем костюм солиста ансамбля. Да и его пластика почти та же: синкопированные, нарочито экстатичные движения, однако же намного более трудные. Загороднюк делает повороты, прыжки, внезапные падения в сложно закрученные позы. При этом все время имитирует пение, забавно обыгрывая микрофон. Солисты «Бони-М» обращались с ним весьма вольно, наклоняя в разные стороны. Загороднюк же «поет» в микрофон почти у самого пола, вращает его вокруг себя, превращает в лошадку, на которой гарцует вдоль рампы, и т. д. (Бойко А. Танцует Владимир Загороднюк. — «Сбв. эстрада и цирк», 1980, № 9 с. 22.).
С тонким чувством юмора и большой наблюдательностью Загороднюк высмеял развязную манеру поведения на сцене части зарубежных гастролеров, которым, к сожалению, бездумно подражают некоторые наши певцы и танцоры, не принимающие во внимание ни своих индивидуальных данных, ни традиционной для русских артистов своеобразной сдержанности в проявлении эмоций. Сдержанности не от недостатка темперамента, а, скорее, от некой душевной целомудренности, от непривычки излишне обнажать свои чувства.
(Эстрада в России. XX век : энциклопедия)
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РЕКОРДЫ
Танец «1000 лампочек» исполнял артист московской эстрады Владимир Иванович Загороднюк. В течении двух лет он конструировал свой костюм при помощи… НИИ кабельной промышленности. Ровно 1000 лампочек усеивали головной убор, плащ, брюки и даже рубашку артиста. Во время танца разноцветные лампочки мигали в такт музыке. Лампочками «тайно» управлял оператор, который со специального пульта, спрятанного за кулисами, руководил всем действом. Во время оригинального танца Владимир пел… под фонограмму, поскольку микрофон в его руках был ничем иным, как замаскированным электрическим кабелем, питающим весь светомузыкальный костюм. В своем одеянии Владимир Загороднюк выступил в более чем 500 концертах.
Самый массовый урок танцев — Книга рекордов России
СТИХИ
КОМСОМОЛЬСКОЕ ОЗЕРО
Комсомольское озеро – былое название.
Каскадная лестница, Ротонды овал,
«Родник у Тамары» и сосен дыхание –
Такой благодати нигде не встречал!
Чуть свет, рыбаки в камышах притаились –
Кто взял мамалыгу, а кто и живца.
И вдруг, как во сне, в рыбаках проявились
Черты моего молодого отца.
Вот мама моя идет по тропиночке,
Спешит к роднику, где вода так чиста!
Ах, мой родничок, вода как слезиночка,
Ты душу мою исцелил навсегда!
Комсомольское озеро – названье былое.
Здесь когда-то мальчишкой рассветы встречал.
Ты врачуешь меня, как раны алоэ,
Комсомольское озеро – моей жизни причал!
Песня о Кишиневе
Интервью молдавскому телевидению
Увлекательный разговор о творческом наследии Молдовы, России и других стран состоялся у корреспондента Sputnik Молдова с заслуженным деятелем искусств Владимиром Загороднюком.
Автор новой песни, посвященной Кишиневу, танцор, ветеран ансамбля «Жок», заслуженный деятель искусств Владимир Загороднюк посетил радиостудию Sputnik Молдова, где рассказал о том, как судьба свела его со знаменитыми Махмудом Эсамбаевым, Марией Биешу, Иосифом Кобзоном и многими другими. Читайте, смотрите, слушайте
К сожалению, это было его последнее интервью.
5 марта 2021 года Владимир Загороднюк скончался от коронавируса. Память о нем сохранится в сердцах друзей.
Комментирование закрыто.