Святая Елена

Мрачные отвесные скалы, возвышающиеся на сотню метров вверх и уходящие слева и справа за горизонт – так предстал этот знаменитый наполеоновский остров перед нашими  взорами с палубы научно-исследовательского судна “Академик Курчатов”. Это был мой первый зарубежный рейс…

Берег островаА вот так выглядит береговая линия острова  в солнечный день (фото с сайта Travel.ru)

Примечание от редактора.

Мы продолжаем публикацию серии замечательных очерков - путешествий нашего автора Владимира Пудова. Его зарисовки тех мест, куда едва ли сможет заглянуть обычный турист, думаю, будут полезны и интересны всем.  Путешествия были совершены достаточно давно, когда еще никто и не слышал о цифровых технологиях, и даже цветные фото были редкостью. Поэтому, я как редактор, беру на себя смелость добавить в повествования автора современные цветные фотоснимки с целью "осовременить" предлагаемый материал. 

Напомню, что в прошлом году вы могли познакомиться на нашем сайте с такими названиями, как Шарлотта , Раротонга  или атол Фунуфути. Если по каким-то причинам вы не смогли прочесть эти статьи - заходите по ссылке и читайте с удовольствием.  А мы продолжаем: сегодня - остров Святой Елены.

Почти год в прекрасном, но уж очень тоскливом маленьком городке Висмар,  в ГДР, на берегу Балтийского моря (для молодежи сегодняшнего дня, ГДР это Германская Демократическая Республика), мы  принимали детище Ивана  Дмитриевича Папанина - новое научное судно “Академик Курчатов”.  Мне здорово повезло в жизни. Чтобы попасть на это новое научное судно, нужно было пройти такой отбор, о котором даже в страшном сне трудно себе представить.  Иначе я бы испугался и не впутался в это почти безнадежное дело…

Но тогда все выглядело весьма буднично. Возвращаюсь из очередной поездки в Москву. Сидя в вонючем вагоне электрички “Москва – Калуга”, открыл газету “Вечерняя Москва” и увидел скромное объявление - Институт океанологии объявляет конкурс на две вакантные должности инженеров по вычислительной технике на новое научное судно “Академик Курчатов”. В моих мозгах сверкнула молния! Сидя в кинозале, в типичном бараке, в своем поселке Протва, и глядя на обязательный перед фильмом киножурнал, я с дикой тоской, вот есть же счастливчики, глядел на экран, где рассказывали об очередных успехах научного судна “Витязь”, бороздящего просторы Мирового океана. Но все это не для нас смертных. И вдруг объявление! Не знаю, кому в голову пришла эта дикая мысль объявить конкурс, но я преклоняюсь и благодарю этого человека, который открыл для меня другой мир. Мир, который не мог присниться даже в лучших моих снах.

До сих пор я храню фильм, снятый на 8 мм черно-белую пленку, которую время уже съело, храню, как память о своем первом рейсе, о своем первом заходе. А первый заход был на остров Святая Елена.

Ак_КурчатовНа рейде острова “Святая Елена”

Этот малюсенький клочок земли, стометровыми отвесами спускающийся в океан, редко посещается крупными судами. Поэтому появление нашего белого красавца-лайнера для островитян было большим событием.  Для нас остров и его обитатели тоже представляли большой интерес, связанный, прежде всего с историей, ну и, конечно же, как место отдыха после длительной работы в океане (место погружений с аквалангами в тот самый океан).

Остров, принадлежащий Англии, имел еще и флаг Франции, который развевался  над прекрасной территорией усадьбы маленького, но великого корсиканца – Наполеона Бонапарта. Усадьба музея императора расположена в центре острова, в шести километрах от берега океана на высоте около 300 метров. Буйная тропическая растительность центра острова со всех сторон окружает длинное одноэтажное здание его резиденции. Рядом небольшое здание конюшни и жилья для прислуги. Голубой цвет зданий на фоне вечной зелени ласкает взгляд. Растительность весьма богатая. Более 60 видов деревьев и кустарников произрастает на острове. Это бамбук, могучие дубы, гигантские эвкалипты, масленичные пальмы, древовидные папоротники, бананы, всевозможные кактусы и прочее, и прочее. Среднегодовая температура 21.30С. Зимой, в самые “холодные” месяцы (июль-сентябрь, это Южное полушарие) средняя температура воздуха около 20 градусов. Влажность колеблется от 60 до 75%. Мало осадков. Постоянный легкий бриз создает удивительный комфорт - ни жарко, ни холодно…

Музей НаполеонаМесто ссылки Наполеона

Был выходной. Музей Наполеона не работал. Но для нас его открыли. Местная красавица – мулатка повела нас через анфилады, как показалось бесконечно длинного здания, по комнатам различного предназначения Императора. В том числе показала ванну, где мылся Наполеон. Каково же было мое изумление, когда  в 1994 г. мы с Лилей посетили музей Наполеона  в Париже. Я  вновь увидел ту самую ванну, которую видел аж, в 1968 году - в его усадьбе на острове Святая Елена. Оказывается, почти всю утварь из усадьбы императора перевезли в Париж. Не мне судить, правильно или нет. Но в усадьбе на острове эта утварь смотрелась куда естественней и гармоничней, чем в Париже. Хотя, конечно, в Париже больше людей могли лицезреть все это. Мало кто из современников посещает этот богом забытый уголок Земли. А посему немножко истории.

Остров впервые был открыт в 1502 году португальской эскадрой под командованием Джого де Костела. Португалия долго хранила в тайне свое открытие, используя необитаемый в то время остров как базу своих судов. В 1513 г., возвращаясь из Индии, португалец Фернандо Лопес решил остаться на острове. То ли прельстила красота острова, где были богатые возможности для занятий сельским хозяйством, то ли захотелось уединения. Но, так или иначе, с этого времени остров стал обитаем, он стал иметь постоянных жителей. В 1558 г. остров вторично был открыт английской научной экспедицией лорда Томаса Кавендиша. В 1645 г. остров захватили голландцы. С тех пор, в течение многих десятилетий велась борьба за его обладание между англичанами и голландцами. Борьба закончилась победой Англии в 1672 году. Сейчас Святая Елена входит в состав Британского содружества Наций. Население острова во время нашего захода составляло чуть более пяти тысяч человек. Остров управляется английским губернатором…

Как известно, по решению суда Французской Республики, 15 октября  1815 года Наполеона в сопровождении 300 солдат охраны высадили на остров, где он и умер в 1821 году…

Карта остров ЕленаДля педантов. Координаты острова: 15054’ – 16001’ю.ш., 5038’ – 5047’ з.д. Площадь острова всего-то 122 квадратных километра. Но там есть все необходимое для жизни. Прекрасные источники пресной воды, плодороднейшая растительность. В северо-восточной части острова на берегу бухты Джеймс в узком ущелье зажат единственный, если не считать дом Наполеона в центре острова, небольшой городок – Джеймстаун.

ДжеймстаунДжеймстаун.

Справа видно начало наполеоновской лестницы на Лэддер-Хилл. В городке имеется большая библиотека, обсерватория, радиостанция, телеграф, два госпиталя, магазины, кафе и прочие блага цивилизации.  Если смотреть на город со стороны океана, то на правой стороне ущелья возвышается плато Лэддер-Хилл, куда ведет лестница из 695 ступеней, как говорят, построенная лично Наполеоном. На этом плато были установлены пушки. Даже в изгнании Наполеон оставался военным. Многие из нас  добросовестно пересчитали все ступени этой бесконечной лестницы. Как сказала экскурсовод, Наполеон лично выбрал место своего упокоения. Место прекрасное. Скромная могила, обнесенная металлической решеткой, уютно расположилась на высоком холме под могучими кронами платанов и дубов. С этого холма открывается великолепная панорама на зеленые холмы острова посреди Атлантического океана. В дневное время горизонт отсутствует. Вода и воздух сливаются. Бесконечность горизонтальной плоскости плавно переходит в вертикаль. Но, увы, могила пуста. Еще в 1821 году, сразу же после смерти императора, его прах перевезли во Францию. Сейчас он лежит в гробнице из шести гробов, вложенных один в другой, в Доме Инвалидов, в Париже. Тишина и прохлада встретили нас, когда спустя четверть века после посещения его могилы на острове Святая Елена,  мы с женой  пришли на встречу с Императором, но уже здесь в Париже, в Доме Инвалидов.

Святая Елена. Как много осталось в памяти от посещения этого острова. Здесь первый и единственный раз в моей судовой жизни произошла трагическая гибель человека. Это был научный сотрудник калининградского отделения Института океанологии. Обстоятельства гибели остались не выясненными. Дело было простым как чистый лист бумаги. Каждое утро на боте нас вывозили с рейда на берег, а поздно вечером забирали обратно. Кто гулял по острову, кто нырял с аквалангами или просто с маской. А понырять там стоило. Подводный мир настолько богат, что дух захватывало. Правда, красот коралловых зарослей там нет. Хотя и тропики, но температура воды не превышала 240 С. Кораллам же, нужна более теплая вода. Отсутствие кораллов компенсировалось изобилием живности. Там  впервые я увидел мант.

МантаФото "морского дьявола" представлено с сайта http://rus-img.com

Это великолепные морские животные. Гигантские, до пяти-шести метров в поперечнике, бабочки простирают свои мощные крылья над синей океанской бездной, плавая у самой поверхности воды. То там, то тут мелькают тени дельфинов. Иногда проплывают голубые акулы, но они близко к берегу не подходят.  А вот песчаные акулы пасутся прямо под нашими ластами. Среди подводных скал и камней в изобилии плавают рыбы-фуги. Из расщелин выглядывают мудрые старушечьи физиономии мурен. Вблизи самого берега полно морских коньков. Они, практически не двигаясь, зависают в одной точке и могут находиться в таком положении сколь угодно долго. Особенно сильное впечатление от живности прибрежных вод проявляется вечером. В полной темноте, а она в тропиках сваливается всегда неожиданно и эффектно, с разных сторон слышны вздохи дельфинов, мощные всплески мант, звуки прибоя. Все эти звуки в полнейшей темноте усиливаются собственным воображением так, что иногда мурашки пробегают по телу. Возможно, именно это обстоятельство сыграло трагическую роль в гибели молодого, неопытного человека. В полной темноте за нами подошла шлюпка. Мы довольно долго ее ждали и потому быстренько все погрузились. Бот пошлепал к судну, которое как праздничный ресторан на воде сверкал многочисленными огнями на фоне черного неба и отражался в темной водной глади. Но через пару часов выяснилось, что погрузились-то не все. Сосед погибшего по каюте не сразу объявил о пропаже своего сожителя, решив видимо, что тот застрял где-то в гостях. Но как только стало ясно, что на борту не хватает одного человека, была организована поисковая команда. Уже два бота пошли обратно к берегу и, освещая мощными фонарями береговую полоску между скалами и водой, обшарили всю территорию, где народ днем отдыхал. Но, никого не нашли. Отложили до завтра, здраво решив, что за ночь на берегу теплого, тропического океана с человеком ничего  не может случиться. Увы. Оказалось, что может. Когда с рассветом подошли к берегу, то прямо у кромки воды лицом вниз плавал труп, периодически ударяясь головой о прибрежные камни Святой Елены. Так по разгильдяйски погиб человек. Судовой врач констатировал разрыв сердца, но почему, так и осталось загадкой. Почти два месяца оставшегося рейса в морозильной камере пролежал труп молодого ученого. Два ужасных месяца не только для капитана, но и для всех участников экспедиции, тянулись бесконечно долго…

Тем не менее, позволю себе продолжить об этом, своем первом рейсе. После Елены и гидрологических разрезов в Гвинейском заливе мы зашли в Абиджан. Это столица Берега Слоновой Кости. Сейчас республика называется Кот де Вуар. Абиджан в те времена называли африканским Парижем. Позже побывав в Париже,  я бы не согласился с таким определением. Париж, его крыши, его потрясающая архитектура, конечно центра Парижа, а не его окраин, как Ля де Фанс и прочие изыски, удивляют и восхищают рядового человека своим изяществом и музыкальностью! Чего стоит здание отеля де Вилла на улице Риволи! Сейчас, насколько я знаю, там находится мэрия Парижа. Абиджан можно сравнивать с Парижем  по его легкомыслию, легкости восприятия и настроению души. Абиджан это очень красивый, элегантный город. Но город тропический. И это накладывает свою печать. Он несравним ни с одним из европейских или американских городов. Абиджан. Город растянулся вдоль реки в шести милях от побережья Атлантики. Цивилизация после океана нас не очень  привлекала. Естественно мы всегда стремились в океан, особенно с берега! Так и тут. Мы спустили бот, и пошли вниз по реке до желанных  вод Атлантического океана.  Бескрайний песчаный берег, мощный накат обрушивающихся волн океана. Что нам еще нужно? Мы прекрасно провели там время. Но Лешу Скобелкина укусила какая-то тварь. Неизвестно, то ли на берегу, то ли в воде (чего я не допускаю), но он стал тихо умирать. В Москве не смогли поставить диагноз и вылечить. Через три года он скончался…

Вот таким трагическим оказался мой первый рейс…

 Автор Владимир Пудов

Чтобы быть в курсе всех наших новостей,   приглашаем Вас

Путешествовать вместе с нами http://travelreal.ru/puteshestvuem-vmeste

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2018    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти