Весенние праздники. Часть 2. Венецианский Карнавал

От условий повседневных жизнь свою освободив,
Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив.
Он воздвиг дворцы в лагуне, сделал дожем рыбака,
И к Венеции безвестной поползли, дрожа, века.

И доныне неизменно все хранит здесь явный след
Прежней дерзости и мощи, над которой смерти нет.

(В.Брюсов)

 

1768133 -06

   Рассвет над площадью  Сан-Марко  В.А Жеронкин http://club.foto.ru/gallery/photos/1768133/? &author_id=122766&series_id=28854&sort=date&next_photo_id=1770936

 На прекрасной площади  San Marco — Сан-Марко 9 веков тому назад  родился Венецианский Карнавал.

Почему именно здесь? Венеция – это кружево  узких улиц,   мостов и каналов,  где  единственным  широким и   свободным   местом была и остается с площадь Сан-Марко.

Venice_by_Piri_Reis-02

План Венеции, XVI века

В конце  IX века  Венеция приобрела  структуру, включающую  острова  и каналы, которая  сохранилась до наших дней.  А ее прекрасная    площадь Сан-Марко всегда была  местом народных гуляний и религиозных процессий.

anonimo_San_Marcos- 06

  Anonimo — «Il Carnevale di Venezia» — engraving (1757) – Неизвестный художник  «Карнавал в Венеции»  гравюра  1775  г.

 

реликвии Святого Креста

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан-Марко, Джентиле Беллини 1496 г.

Украшением площади, конечно,  является неповторимый Собор Святого Марка. Его история это тоже история Венеции, ее граждан и традиций.

В 828 году в Венецию были доставлены мощи  апостола Марка,  похищенные в Александрии  венецианскими купцами Буоно и Рустико.  Для этих реликвий в центре площади рядом с дворцом дожей была построена базилика в византийском стиле,  которая росла и хорошела вместе с Венецией и превратилась  в знаменитый  Собор Святого Марка.  Теперь в этом  кафедральном соборе Венеции кроме мощей святого Марка  хранится множество  ценных предметов искусства, вывезенных крестоносцами  из Константинополя. Например, один  из символов Венеции, украшающий лоджию собора — квадрига из позолоченной  бронзы — Квадрига святого Марка    украшавшая  константинопольский ипподром, пока крестоносцы не вывезли ее в     Венецию в 1204 году. А  а создание Квадриги  датируется IV веком  и до нашей эры. Как писал Петрарка в    1364 г.  «красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и… ржание»

Quadriga -02

Впрочем,  кони  всегда играли  большую роль,  в т.ч.  и на карнавале.

А собор Святого  Марка – это фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… То же   можно  сказать о самих венецианцах. Следует упомянуть,  что с момента основания города   Венеции, ее граждане  были свободными,  т.к. в республике не было вассальских отношений.  В этом смысле она была уникальным государственным образованием  средневековой Европы. Эта свобода,  подкрепленная богатством, сделала   Венецию городом  свободных  женщин. Имена   самых дорогостоящих были  внесены в католог  «Il Catalogo di tutte le principale et più honorate cortigiane di Venezia» — «Каталог всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции». Как правило,  венецианские красавицы не умели ни читать, ни писать,  но в этом каталоге числилась и  великая поэтесса   Вероника Франко — cortigiana onesta — «чтимая й куртизанка». Венеция становилась центром европейской   культуры, торговли,  дорогих удовольствий  и ярких праздников.

Neptune -02

Джованни Баттиста Тьеполо . «Нептун, приносящий дары Венеции» (1748-1750, Венеция, Палаццо Дукале)

В те времена Венеция была    небольшой,  но  сильной республикой, удачно  расположенной  в точке пересечения торговых путей, включая Великий Шелковый Путь ,  западную часть которого    в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы.

«Так росла Венеция, потому что её кормили рынки, слабеющая Византия, которой она навязала свои услуги. Венеция съела это огромное сооружение изнутри так, как термиты съедают деревянный каркас. Именно Венеция направила IV-й крестовый поход на Константинополь. Грабеж Константинополя в 1204 году […] расчленил Византийскую империю и лежит в основе величия Венеции. После нейтрализации Генуи в 1381 году, Венеция становится госпожой торговли на Востоке, то есть международной торговли той эпохи.» [5]  Дух карнавала  витал над лагуной. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил праздничным последний день перед Великим Постом

Существует множество версий того, когда именно состоялся первый карнавал. Одни говорят, что первый раз карнавал был проведен здесь еще в 998 году, когда молодые венецианцы сумели отбить своих невест, похищенных пиратами из Истрии. В наше время с Венецианский  Карнавал открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий.

Другое раннее упоминание о Карнавале относится к  XI веку, когда в 1094 году по договору с Византией Венецианская республика получила дома в Константинополе и дополнительные преимущества в налогообложении товаров. Все  это сделало Венецию  лидером средиземноморской торговли [3]. Потоки золота и драгоценностей от  таможенных  сборов хлынули в   Венецию, которая стала еще богаче  и  расчетливей.    А пышное празднование   этих  событий  запомнилось  как   первый  Венецианский Карнавал. Но до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили.

Кроме этого.  днем рождения   Венецианского  Карнавала  считается  празднование Дня Победы  «Repubblica della Serenissima» (как назывался город  Венеция в те времена) над Патриархом Аквилеи Ульрико в 1160 году. В те годы Аквилея  была знаменитым  городом  в Северной Италии,   в стране венетов.   Побежденный  Ульрико должен был выплатить  венецианцам  компенсацию  в количестве   одного быка и 12 свиней.

Carn- 1610

Giacomo Franco: «La festa del Giovedì Grasso» engraving (1610) — Джакомо Франко. «Праздник Жирного Вторника» — последнего  дня Карнавала  пред  началом католического Великого Поста на площади  Сен-Марк, гравюра 1610 года.

С той поры стало традицией приводить   на площадь Святого Марка   точно такое  же количества животных для  всеобщего банкета с последующими развлечениями. Ведь в переводе с итальянского   саrnеvаlе =  саrnе «мясо» +  vale «прощай».   А после жареного мяса   начинался цирк под открытым небом,  акробаты выходили  на площадь и даже в лагуну. Может, отсюда пошли показательные выступления на  чемпионатах  по фигурному катанию?  А венецианские акробаты в масках уже давно  объединили   трансвестизм  и  цирковые трюки. Например,  они скользили по льду замерзшей лагуны, в длинноносых деревянных башмаках,  как показано на следующей акварели.

 

acrobat-02

Giovanni Grevembroch: «Uomo agile»  watercolor — (18th century) Джованни Гревемброх «Человек акробат » —  акварель – (XVIII век)

Конечно, как это было принято на площади ,   фокусники,  колдуны  и торговцы  всех мастей     тоже присоединились  в забавам в честь славной  победы .  Одни ради бизнеса другие,  ради удовольствия.   Предположительно,  с того времени карнавал и стал ежегодным . Можно считать,  что   Венецианский Карнавал родился на площади Сан-Марко  в день празднования победы над Ульрико в 1162 году!  И характер у новорожденного был очень жизнерадостным.

 Дух Карнавала

Spirit -06

   Anonimo: «Allegoria di Carnevale» – engraving – Неизвестный художник «Аллегория Карнавала» — гравюра.

На средневековой гравюре   восстановлены несколько символических элементов карнавала : музыка, вино и мясо ;  резвый  конь (сексуальность?); посев  семян  (или закапывание в землю денег,  обильно падающих  из  кошелька веселого парня?); месяц на шапке  (приключения в  ночное время);  цветы (самое подходящее время года,  чтобы  ухаживать за женщинами); лицо, закрытое белой маской   «volto».

 Маска «volto»,  маска «лицо приведения»,   была самой распостраненной маской Венеции на протяжении веков. А  человек,  появляющийся в этой маске, производил     жуткое впечатление. Только представьте  себе ;ночь… луна… узкая улица…  навстречу идет призрак….Эти маски часто надевали картежники, между карнавалом и азартными играми  особой разницы не было.

 MASK -01

Giovanni Grevembroch: «Nobile in Maschera» watercolor — (18th century) Джованни Гревемброх «Дворянин в маске»  акварель – (XVIII век).

Надо сказать,  что в  Венеции XVIII века  маски носили не только  на Карнавале,  но  и повседневно.

 The Ridotto in Venice -02

Pietro Longhi — The Ridotto in VeniceThe Ridotto in Venice,. 1750s Пьетро Лонги  — Дом свиданий в  Венеции.    1750-е годы.

Самой популярной  из масок была т.н. bauta —  баута —  широкая белая полумаска,  которая скрывала  черты лица,  но не мешала есть и пить. Баута всегда  была белой, и использовалась   не только  на карнавале, но и   в течение всего  года, скрывая личность. Белая полумаска дополнялась кружевной накидкой, закрывающей шею и нижнюю часть лица, и большой черной шляпой–треуголкой. Баута считалась демократичной, т .к.   уравнивала все слои населения и  скрывала  не только  личность,  но и возраст. Может,  поэтому  поэты   воспевали   женское  ручки и ножки? В театре баута был обязательна для всех замужних женщин и запрещена для девушек,  собирающихся выйти замуж. Красота и молодость в масках не нуждаются..

Ringo -02

  Pietro Longhi. Exhibition of a Rhinoceros at Venice, probably 1751 — Пьетро Лонги. ,  Представление  носорога в Венеции, около  1751 г.

 

Ваута была легкой и “удобной»,  благодаря узкому носу маска изменяла  тембр голоса,  что упрощало романтические  встречи. Но на картине видна  также черная женская маска. Это моретта,   в переводе «темная» , самая интригующая  маска Венеции. Моретта создавала таинственность –  причину  женского успеха. Маска была исключительно женской, абсолютно черной  и держалась на голове  за счет пуговицы, зажатой между передними зубами . Это кажется довольно  неудобным. Но когда  женская  мода была удобной? К тому же,   вынужденное молчание, которому специально подвергали себя женщины, привлекало   мужских собеседников…. Возможно, венецианки были слишком болтливы.

 Moretta-02


Giovanni Grevembroch: «Mascara» — (18th century)Джованни Гревемброх «Маска» —   акварель – (XVIII век)

 XVIII век, славный «сетченто», как называют его итальянцы, стал эпохой наивысшего расцвета  Венецианского Карнавала. Пьянящий дух флирта и измены, атмосфера вседозволенности и ожидание волнующих приключений притягивали на этот роскошный праздник аристократию  всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже августейшие особы не считали зазорным инкогнито принять участие в разгульном веселье. Возможно,  оттуда пошло выражение «дети карнавала». В дни карнавала весь город попадал под безраздельную власть маски: в масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания.  В более эмансипированном  XIX веке маски стали прозрачнее .

scene del carnevale1 -06

Salvator Rosa: Scene del Carnovale di Venezia colored lithography – 1856  Сальватор Роса.  Сцена из Венецианского Карнавала.  Цветная литография 1856 г .

Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось попросту зазорным. Говорят, даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по воспоминаниям современников, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Не будем забывать, что Венеция издавна попустительствовала измене и флирту, на протяжении многих веков оставаясь единственным городом Европы, где была узаконена проституция [3].

Adrien-Moreau-The-Carnival-Procession--02

 Аdrien Moreau.  The Carnival Procession, 1887 – А. Моро.Карнавальная процессия

 «День во время карнавала был порой веселья, роскоши и расточительства: прекрасные дамы и галантные кавалеры танцевали на площадях и проигрывали состояния в сотнях игорных домов. Ночь же становилась порой безрассудств, любовных похождений и кровавых дуэлей. Даже смерть на карнавале была желанной и почетной, и прохожие в черных плащах и устрашающих белых масках кричали «браво» поверженному и умирающему на земле человеку» [3].

 Венеция была самым богатым и наиболее декадентским  городом Европы и любила  праздники, веселье, праздность. Возможно,  поэтому   неотъемлемой частью  Венецианского  Карнавала стал  народный итальянский театр XVI  века — «Комедия масок» —   Commedia dell’Arte.

commedia-dell-arte-during-carnevale-02

«Комедия масок» во время карнавала — Arlecchino, Pantalone and the Commedia dell’Arte

Пока скупой и глупый купец Панталоне смотрит,  как другие мужчины тратят  деньги,  его  слуга Арлекино танцует с Дамой.

 Шли годы, менялись  маски.  Культ плодородия сменился культом денег   и захватов. А     маски, некогда копировавшие языческие «личины»  плодородия, начали служить политике. Например, темой  карнавалов XX века стала  победа, одержанная Венецианской   Республикой в сражении с турками в 1571 году и к  карнавальной толпе на Сан-Марко мелькали   пышные  тюрбаны  и  широкие шаровары.Эхо той моды докатилось и до наших дней.

book-of-the-marquise-illustration-8-1918

 

Константин Сомов.  Иллюстрация  из «Книги Маркизы»  Book of the Marquise 1918.

На Маркизе   турецкие шаровары и тюрбан. Ее кавалер  ловкий   слуга  Бригелла – третий персонажа венецианского квартета масок Commedia dell’Arte.

 

А вот и холодные    венецианские  Дамы 2015 года. Теперь их  шарфы  копируют  мусульманские.

 1608d1016dac358aa172d62f2fae5649

Но Венецианский  Карнавал это не только коммерция и заставшие маски — это театр. А  самый  блестящий герой комедии масок, не покидающий сцены нашего века, ловкий  слуга   Бригелла. Ворвавшийся на сцену из народной      комедии, отправленный Бомарше  из политических  соображений в Испанию, но возвращенный Россини в   Италию,  это, конечно,   Фигаро.  Послушайте, он покажет вам  все персонажи Комедии Масок и все характеры  роскошной   Венеции, родины знаменитого Карнавала.

 

 

 

 

А  я прощаюсь с вам,  чтобы встретиться  на Карнавале  в северной Европе.

 

Татьяна Бойко-Назарова

Март 2015 г

 

 

 

Литература

[3] Журнал Вокруг света  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/36/

[4] Сarnival History http://www.delpiano.com/carnival/html/history.html

[5]  F.Braudel — La Mediterrane ,163 ISBN 960-221-018-4

 

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Весенние праздники. Часть 2. Венецианский Карнавал" оставлено 2 коммент.
  1. Маргарита Рупперт:

    Прекрасный исторический и художественный обзор весенних карнавальных праздников. В разных странах и религиозных конфессиях они проводятся по-разному, но главная цель у них одна — украсить людям это не самое яркое время года и напомнить им об истинных человеческих ценностях.
    Таня, Вы с большим вкусом подобрали иллюстрации. Они замечательно передают жизнеутверждающее праздничное настроение весенних карнавалов, атмосферу народного веселья и доброго юмора.
    Огромное Вам спасибо за доставленное удовольствие.

    • Татьяна Бойко-Назарова:

      Спасибо, Маргарита. Признаюсь, вначале был Ваш очерк ПРОЩАЙ, МЯСО! http://travelreal.ru/europe/germaniya/proshhaj-myaso
      Там у вас есть оригинальные снимки коней и повозок, они вызвали какие-то смутные ассоциации. Потом я узнала, что carnevale может происходить от латинского carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий. О потешных колесницах надеюсь написать в следующем очерке. А почему на карнавалах присутствуют кони, проясняет старинная гравюра Дух Карнавала. Короче, начатая вами детективная история карнавала продолжается. Спасибо Вам за сотрудничество!
      Желаю здоровья и хорошей погоды
      Таня

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти