Лунные этюды

Опять Луна покоя не даёт :-) . Она как француженка — хороша со всех сторон и в любое время года! Её можно снимать на восходе и на закате, ночью, утром и даже днём. Вот и сегодня, 27 января 2024 года, Луна появилась в окне, когда утренние лучи Солнца уже подсвечивали плывущие в голубом небе облака.


IMG_9929-1


IMG_9932-2

Картина менялась с каждой минутой. Облака, гонимые ветром, то опускались, то поднимались, подчёркивая красоту лунного диска.


IMG_9930-3

А Луна как будто играла со мной в прятки – то спрячется за облаками, то снова выйдет. Я сделал много снимков в этот день, так как Луна завораживала, и каждый раз в окружении облаков она смотрелась по-разному.


IMG_9994-4

Снимал я Луну с разным увеличением, иногда даже вороны вместо Луны попадали в кадр. Красиво летит, поэтому вырезать этот кадр не стал.


IMG_9990-5

На этом снимке, пролетавшие мимо вороны, удачно дополнили лунный пейзаж.

Самое удивительное, что лунные моря и океаны, а также отдельные кратеры можно хорошо рассмотреть с помощью телевика с фокусным расстоянием 300 мм даже без штатива при съемке с руки и с короткой выдержкой!


IMG_9942-6

На одном из снимков моё внимание привлёк большой ударный кратер в области восточного побережья Моря Изобилия, который хорошо виден не только в области терминатора – это линия светораздела, отделяющая освещённую часть небесного тела от неосвещённой части, но его видно даже в полнолуние. Ниже я привожу снимок этого кратера, сделанный примерно год назад в лунную ночь.


Combi-7

Это известный кратер Лангрен. Его можно найти на карте Луны и сопоставить с этой и предыдущей фотографией.


map-8

Море Изобилия (Sea of Fertility) и кратер Лангрен (Langrenus) на карте Луны. Размеры Моря Изобилия 820 х 660 км, диаметр кратера Лангрен 132 км.


Moon 2014 Langrenus N85 -9

Кратер Лангрен крупным планом в центре фотографии, предоставленной NASA.

fig011

А так выглядит кратер Лангрен, снятый американскими астронавтами

Для многих этот кратер не представляет ничего особенного и мало чем отличается от сотен или тысяч подобных кратеров на Луне. А у меня с ним связаны особые чувства и воспоминания!

Об этом кратере известно много, но к сожалению, не в русскоязычном интернете, попробую восполнить этот пробел.

Лангрен — один из самых молодых кратеров на Луне (возникших за последние 3,2 миллиарда лет). Он находится на восточном побережье Моря Изобилия, имеет диаметр около 132 км и глубину 2,7 км с центральной горкой высотой 900 м.  Кратер был назван в честь голландского астронома и картографа Микаэля Флорента ван Лангрена, который в 1645 году составил одну из первых карт Луны. Михаэль ван Лангрен также был первым астрономом, который начал давать имена различным объектам на поверхности Луны, но лишь немногие из этих названий были приняты астрономическим сообществом. Кратер Лангрен имеет полигональную форму и высокий вал с террасами. В центре кратера есть несколько горных пиков, состоящих из глубинных пород, которые поднялись вверх после удара. Эти пики содержат редкий минерал троктолит, который образуется при смешении магмы и лунной коры. Кратер Лангрен также имеет систему лучей, которые распространяются на сотни километров в разных направлениях. Лучи состоят из материала, выброшенного при ударе, и отражают больше света, чем окружающая поверхность.

А моё внимание этот кратер привлёк по другой причине.

Именно в этой части Моря Изобилия вблизи кратера Лангрен 20 сентября 1970 года произошла успешная посадка советской автоматической станции «Луна-16». Она доставила 101 грамм лунного грунта на Землю. Я вспоминаю это время, когда учился на физфаке МГУ, и нам, аспирантам кафедры электроники, было доверено исследовать часть этого лунного грунта в электронных микроскопах. Тогда эти работы были под грифом «совершенно секретно», и только много лет спустя об этом стало возможным говорить. 

1995 год. Мне довелось, а лучше сказать, посчастливилось участвовать в США в международной конференции, посвященной 25-летию полета Аполлона на Луну.


Снимок-11

На этой конференции я встретился с американскими астронавтами, побывавшими на Луне. Можете представить себе, сколько интересного они рассказали и показали. Тогда я впервые увидел отснятый американцами чрезвычайно интересный материал о полете Аполлонов, о прилунении, о прогулках астронавтов по поверхности Луны и танцах на Луне. Даже на автомобиле по Луне они катались! Это было потрясающе, и произвело на меня неизгладимое впечатление. После этого я по-настоящему «заболел» Луной.

И теперь, когда я смотрю на Луну, я всегда вспоминаю мужественных людей, которые оставили там, на лунных дорожках, свои следы. Раньше было нельзя, а сейчас стало возможным показать некоторые документальные материалы, которые я уверен, будут актуальны и сегодня, много лет спустя.

Конференция,  посвященная 25-летию полета Аполлона на Луну, проходила в штате Колорадо в маленьком высокогорном курортном городке под названием Брикенридж..

Брикенридж напоминает скорее не город, а маленький поселок, расположенный высоко в горах. Даже в августе там лежит снег. Зимой – это горнолыжный курорт, а в межсезонье его отели используют под различные мероприятия, в том числе и конференции.

Как всегда, конференция проходила в штатном режиме. Сначала фуршет, на котором знакомились за бокалом вина, общие разговоры на произвольные темы, как правило, не научные, ну и, конечно, шутки и розыгрыши. Кажется, самым удачным розыгрышем было мое представление. У меня был приглашенный доклад, и американский профессор, который собственно меня пригласил, знакомил меня и представлял своим коллегам. После этого задавался стандартный вопрос: где находится страна Молдова, из которой приехал наш докладчик? Правильный ответ знал только он, поэтому после каждого ответа раздавался его громкий смех. А предположения были самыми разными от Африки и Латинской Америки до Австралии. Разве что Антарктиду никто не назвал. Короче говоря, не угадал никто, хотя это были люди не с улицы, а американская профессура и специалисты из НАСА. Однако, отсутствие знаний относительно Молдовы не помешало им слетать на Луну!

На следующий день на пленарном заседании выступали американские астронавты. Зал аплодировал им стоя! Когда они показывали на широком экране свои фильмы, снятые из космоса, начиная от взлета на Земле и до посадки на Луне, все сидели буквально с открытым ртом. Никто никогда еще такого не видел. Сначала огромная Земля, хорошо видны все материки, потом Земля становится все меньше и меньше, и первоначально маленькая Луна увеличивается в своих размерах до огромного шара. Поиск места для посадки, приходится в ручном режиме облетать кратеры, выбор горизонтальной площадки между валунами, спуск и касание с поверхностью Луны. Все задокументировано поминутно. А потом такой же видеоотчет по работе на Луне: сбор грунта, консультации с Землей, что брать, что не брать, установка аппаратуры. Даже если что-то сразу у них и не получалось, то запрос посылался на Землю, и на Земле отрабатывались внештатные ситуации и пересылались соответствующие рекомендации. Было несколько падений на Луне, они это не скрывали, поднимались иногда с трудом в непривычных условиях, и продолжали работать. Мне больше всего запомнился и понравился доклад астронавта Джонни Янга. Сначала я вам его представлю.

fig010

Джонни Янг

Послужной список Джонни Янга впечатляет. Я взял из него и привожу только самые главные строчки:

Джон Уоттс Янг ( 24 сентября1930) — астронавт США. Капитан 1 ранга ВМФ США в отставке.

Джон Янг — девятый астронавт, ступивший на поверхность Луны. Это случилось 20 апреля 1972 года. Кроме того, он один из трёх людей, водивших по её поверхности лунный автомобиль.

original_85051fc8270ee481876eb85e9446805e

Командир экипажа Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк провели на Луне почти трое суток — 71 час. Они совершили три поездки на «Лунном Ровере», общей протяжённостью 26,9 километра. Три выхода на поверхность Луны продолжались в общей сложности 20 часов 14 минут. Было собрано и доставлено на Землю 95,7 килограмма образцов лунной породы. В ходе этой экспедиции был установлен рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.

Янг — первый человек, совершивший пятый (1981) и шестой (1983) космический полет. Джон Янг стал первым астронавтом, который шесть раз летал в космос. Вдобавок он командовал первым в мире экипажем из 6 человек

В декабре 2004 года, после 42-летней службы в НАСА, Джон Янг вышел на пенсию.

А сейчас давайте вместе с вами посмотрим маленький фрагмент из документального фильма, как он катался по Луне

 

Один из вопросов был задан троим астронавтам: что они расскажут своим внукам, как самое запомнившееся из путешествия на Луну? Дьюк ответил, что его поразили две вещи: ослепительная красота Декарта (это кратер около которого они прилунились), места посадки, и абсолютная чернота космоса, если смотришь не на Землю и не на Луну. Маттингли сказал, что всего за несколько дней так много событий и так много увидено, что весь полёт — это самая фантастическая вещь, которая с ним когда-либо приключалась. Янг его поддержал, добавив, что за десять дней они увидели столько, сколько другие не увидят и за 10 жизней.

После доклада в перерыве конференции я набрался смелости и подошел к Джонни, чтобы познакомиться поближе, и задал ему еще несколько вопросов. Он оказался на редкость простым в общении парнем, без всякой звездной пыли, заносчивости и зазнайства. Отвечал с улыбкой, шутил, и на память оставил свой автограф. Я его храню, как память о нашей встрече, которая запомнилась мне на всю жизнь.

fig005

Автограф Джонни Янга на программке конференции.

Теперь вы понимаете, почему я стал «лунатиком», фотографирую Луну, почему пишу Лунные этюды и с какими чувствами и воспоминаниями я смотрю на Луну и представляю, как по ней ходили эти мужественные и замечательные люди.

Автор Михаил Назаров

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Лунные этюды" оставлено 8 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Интересно и красиво!

  2. Galina Didcusar:

    Михаил Владимирович! при встрече очень хочется пожать твою руку . 1)Завораживающие снимки Луны. 2)Эта рука держала программу конференции с автографом Джона Янга.

  3. Анна Сидорова:

    Ничего себе, какие выявляются события в научной биографии Назаровых!
    Миша, узнаю Ваш стиль: известный только узкому кругу городок — горнолыжный курорт, и тут же засекреченная конференция NASA на самую интригующую тему о лунной Одиссее.
    Когда-то смотрела фильм о полете на Луну, помню ощущение леденящего ужаса при виде удаляющейся Земли — нашего единственного и вроде бы огромного дома, который превращается в небольшой шарик. Нестерпимо захотелось скорее вернуться на Землю. Страшно представить, что чувствовали эти люди, реально пережившие такое! Миша, Вы реабилитируете веру в способности человеческого духа и интеллекта. Надо же, провести там столько времени, погонять на луномобиле, вернуться обратно и не зазнаться :)
    Нечего и говорить, после Вашего рассказа Луна действительно стала ближе, теперь и у меня с ней появилось нечто общее, с нетерпением жду ее появления сегодня вечером, чтобы посмотреть на нее в новом свете.

  4. Валерий Протасов:

    Миша,
    огромное спасибо за рассказ! Он укрепил мою веру в то, что астронавты на самом деле были на Луне. Я очень внимательно смотрел катание авто по Луне, на все детали. Пыль из-под колес сразу же падала как и положено в вакууме. На Земле это невозможно было бы сымитировать, пыль оседала ба не сразу — у нас пыльное облако за авто.
    Можно позавидовать по-белому твоей насыщенной путешествиями жизни, хотя я тоже немало путешествовал. Ты молодец, что держишь нас, выпускников физфака 1970 г, в контакте. И вообще молодец! Уважуха!!

    • Валера, рад, что рассказ понравился, а главное — ты перестал сомневаться, и теперь тебе будет спокойнее жить:). Вера, основанная на знании — это великая вещь!

  5. Миша! Я с большим интересом прочёл твой материал. Очень впечатляет.Но у меня появился вопрос — почему при скорости 18 км/час автомобиль не подскакивал на кочках, не отрывался от лунной поверхности? Ведь лунное притяжение где-то в 6 раз меньше земного.

    • Валера, я понимаю твой вопрос и он вполне закономерен. Во-первых, 18 км/час это далеко не средняя скорость, а максимальная на небольшом участке при спуске. Во-вторых, и тряска была и «Ровер» подпрыгивал, но больше всего таких проблем было с Аполлоном-15. Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин отвечали на подобные вопросы. Через несколько минут после начала поездки Скотт начал жаловаться на качку: «притяжение Луны было слишком слабо, чтобы удерживать разогнавшийся луноход, и машина подпрыгивала, отрываясь от грунта всеми колёсами сразу». Это его слова. Аполлоном-16 был уже модернизирован и загружен существенно больше, поэтому Джон Янг и пилот лунного модуля Чарльз Дьюк на такие проблемы особо не жаловались, хотя тряску ощущали. Об этом их тоже спрашивали.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти