Ленд лиз – давайте вспомним

От редакции

Мы путешествуем с удовольствием не только по разным городам и странам. Часто не менее интересным бывает путешествие в историю. Сегодня мы предоставляем слово нашему корреспонденту и автору сайта Николаю Дмитревскому, который пытается разобраться в правде о Великой Отечественной войне и затрагивает вопросы, на которые нет пока однозначного ответа 

О « lеnd – lease»

02

             Два коротких и не очень понятных для простого российского гражданина английских слова « lеnd – lease» на самом деле означают целую эпоху во взаимоотношении стран-союзников по антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Есть масса серьёзных трудов на эту тему, и моя статья не содержит ничего нового по сравнению с тем, что вдумчивый читатель мог бы при желании из них извлечь. Но, к сожалению, в последнее время появилось много «исследователей» новой формации, горящих желанием на общем фоне наших последних «анти – против всех» настроений изгадить всё хорошее, что действительно было в трудные для всех времена между великими народами. Есть среди них малограмотные любители интернета, лепящие в своих блогах откровенную чушь, в надежде получить лишний «лайк», а за ним и лишний рубль, чтобы купить себе очередной американский «бургер» и бутылочку «Кока-колы» к нему. Эти – наименее опасны, их глупость видна практически сразу. Но есть и другая категория знающих и умеющих писать людей, но жестко работающих на конъюнктуру рынка. Эти готовы, и зачастую талантливо, сделать всё, что в данный момент найдет спрос и может быть с выгодой продано. Не будем всуе называть фамилии, у любого из нас две-три из них всегда на языке. С этими труднее. И особенно потому, что если вдруг завтра (абсолютно невероятная гипотеза) образуется новое государство ССРСША (Союз Советской России и Соединенных штатов Америки), они напишут и не менее талантливо новые труды с творческой переоценкой своих прежних взглядов. Ни для первых, ни для вторых моя статья не предназначена. Им в ней ловить нечего.

            Моя статья для тех, кто что-то слышал об этих двух английских словах, но кому они до сих пор были не интересны, кто до сих пор не нашел в себе желания и времени серьёзно вопрос изучить, но кто не утерял еще способности к познанию нового, к выработке собственного мнения. Я старался писать просто и не длинно, не утомляя читателя длинными рядами цифр. Я не хочу кого-то в чем-то убедить, или тем паче переубедить (практика показывает, что это просто невозможно).  Я очень хочу приучить людей анализировать события и просто думать, ведь именно этим мы и должны отличаться от всего другого живого на земле.

Предисловие.  

                        Вы живете в большом доме и с вами в одном подъезде поселился придурковатый сосед. Орет, хулиганит, грозит всем, дерется, но лично вас пока не трогает, вероятно, побаивается. Чего с ним ругаться?  Подружились, зашли как-то выпить, иногда помогаете деньгами, он иногда заходит к вам, можно сказать дружите семьями, в принципе всё нормально. Другим, правда это не очень нравится, да что нам другие, пусть сами разбираются. И вот однажды выходите вы, мужик в принципе не слабый, из подъезда, и вдруг внезапно этот придурок выскакивает из-за угла и вас палкой по голове «Хрясть». Вы растеряны, очень больно, не понимаете в чем дело, а он знай дубасит, да так, что и насмерть прибить может. Вы, конечно в крик «Помогите !!!». Выбегают жильцы из соседнего дома. Они вам, в принципе, и не друзья, но о придурке наслышаны много, да и натерпелись от него. По всему, надо помочь. Ввязываются в драку, у придурка палку стараются отнять, Вам какую-железяку нашли. Да и вы потихоньку в себя пришли, плечи порасправили. Короче, скоро-нескоро, но наваляли вы этому придурку по полной, пора с жильцами присесть и победу отметить. Выпили по чуть-чуть, и тут вы им и говорите: «Знаете, друзья, палку вы отнимали плохо, железяку мне приволокли кривую, и, вообще, я и без вас бы справился, идите-ка отсюда не примазывайтесь». «Да ты же сам кричал «Помогите, помогите». «Ну, это я так, в начале, не разобравшись»

Основная часть.

            Итак, поехали…  Август 1939 года. Вторая мировая война начинает свой жестокий поход по Европе. Германия захватила половину Польши. Великобритания и Франция тут же объявляют ей войну, но пока, в основном, на словах. Германия тем временем оккупирует Данию, Норвегию, страны Бенилюкса, Люксембург, Нидерланды, Бельгию. Английские и французские войска, блокированные немцами в Дюнкерке, с трудом переправляются через Ла-Манш на территорию Англии. За полтора месяца капитулировала Франция. 27 сентября 1940 года в Берлине подписан Трехсторонний Пакт (военный союз Германии, Италии и Японии). Итальянцы нападают на находящийся под контролем Британии Египет. 28 октября 1940 года Италия вторгается в Грецию. К германской коалиции присоединяются Словакия (23 ноября), Венгрия (20 ноября) и Румыния (22 ноября). Германия, Италия, Венгрия и Болгария вторгаются в Югославию и разделяют ее. 17 апреля Югославия капитулирует. Германия и Болгария нападают на Грецию, помогая итальянцам. Греция прекращает сопротивление в начале июня 1941 года.

               Советский Союз, подписав 23 августа 1939 года «Договор о ненападении между СССР и Германией» (пакт Молотова – Риббентропа), также не теряет время даром. Присоединив к себе, в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, не захваченную немцами половину Польши, он 28 сентября подписывает с Германией  «Договор о дружбе и границе». Вскоре СССР предлагает  Финляндии подписать  «Пакт о взаимопомощи». Финляндия благоразумно (или неблагоразумно, это как посмотреть) отказывается от этого предложения и 7 декабря получает «северную войну», которая после обильного пролития крови с финской и особенно с нашей стороны заканчивается 12 марта 1940 года подписанием мирного договора с СССР. 28 июня 1940 года  СССР приступает к аннексии Бессарабии и Северной Буковины. С 3 по 6 августа 1940 года  в состав  СССР окончательно включаются Эстония, Латвия и Литва соответственно.

            Дабы ни у кого не возникало сомнений относительно того, кто с кем дружит, Сталин в  ответе на поздравительную телеграмму Риббентропа в связи со своим 60-летием отмечает: «Благодарю Вас, господин министр, за поздравление. Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной». К этому моменту (декабрь 1939 года) «длительная и прочная» дружба между СССР и фашистской Германией скрепилась только польской кровью, до нашей крови было ещё полтора года.

Война катилась по Европе, перемалывая всё на своём пути. А вскоре и перемалывать стало уже нечего, Европа практически вся оказалась под  Германией. Немцы уже всерьёз подумывают, что война скоро закончится. Только упёртые англичане, отгороженные от Европы Ла-Маншем, отказываются заключать с  Гитлером перемирие. Разбомбить Англию (операция «Орлиный налет») у Гитлера не получается, англичане весьма успешно огрызаются, сбив за первый же месяц воздушных налётов на свою территорию более 1700 немецких самолетов.  Чтобы вторгнуться через пролив на территорию Англии (операция «Морской лев») у Германии не было ни сил, ни технических возможностей. Морская блокада тоже не давала желаемых результатов. «Битву за Атлантику» немцы проигрывают. Американская экономическая и военная помощь, сначала за деньги, а когда они у англичан стали заканчиваться, то практически бесплатно по «ленд-лизу», поступает на территорию Великобритании  через океан непрерывным потоком. Принцип у американцев простой. Сколько бы грузов немцы ни потопили, мы привезем больше. Конца войне с Англией  не  видно.

  19 июля 1940 года  Гитлер, уже не очень понимая, как воевать дальше, делает Англии косвенное предложение заключить мир. Англичане в жёсткой форме его отклоняют. В ноябре того же года немцы, ощущая с востока неприятное дыхание СССР, предложили Советской России стать четвертым членом Антикоминтерновского пакта. При этом партнеры так поделят мир: немцам – Европа, Италии – Средиземноморье, Японии – Дальний Восток, а Советской России – Иран, Индия.  Сталин почти соглашается и даже посылает В. Молотова на переговоры в Берлин, но не сошлись в цене. Сталину  Ирана и Индии к тому времени было уже мало, ему нужна была Европа.

            Осознавая невозможность закончить в ближайшее время войну с Англией, за спиной которой стояла могущественная экономика неуязвимых для Германии Соединенных штатов, и одновременно обуреваемый желанием включить в состав Рейха необозримые «восточные земли» в декабре 1940 года Гитлер утверждает план «Барбаросса» — нападение на СССР. Самоубийственное для Германии решение, приведшее её через четыре с половиной года к катастрофическому поражению, а весь мир к неслыханным материальным и людским жертвам.

Советский Союз, отказавшись вступить в  пакт с Германией-Японией-Италией,  тем не менее, оперативно подписывает 23 апреля 1941 двухсторонний    договор о нейтралитете с Японией сроком на пять лет и продолжает активно снабжать воюющую с Англией  Германию продовольствием и стратегическим сырьём. До нападения на СССР, германская военная машина получила от Советского Союза 865 тыс. т нефти, 140 тыс. т марганцевой руды, 14 тыс. т меди, 3 тыс. т никеля, 101 тыс. т хлопка-сырца, более 1 млн. т лесоматериалов, 11 тыс. т льна, 26 тыс. т хромовой руды, 15 тыс. т асбеста, 184 тыс. т фосфата, 2736 кг платины и 1 млн. 463 тыс. т зерна. Заранее прошу прощения у придирчивых читателей за цифры, которые приведены выше и которые, будут иногда приводиться в дальнейшем. Возможно, не все они точны. За время, прошедшее с войны, наши «исследователи» в угоду своему благополучию, от страха, от тупости и по каким–то другим неведомым мне причинам так издевались над фактическим материалом, что установить истину иногда просто невозможно. Я старался, и если где-то и ошибся, то, поверьте, не в угоду чьим-либо интересам.

Все  поставки осуществлялись в рамках заключенного 11 февраля 1940 года Хозяйственного соглашения между СССР и Германией, которое, по мнению Наркомвнешторга СССР, расценивалось,  как «не имеющее по своему объему и значению прецедента в истории мировой торговли». Тут и без цифр всё понятно.

 Следует отметить, что это была не братская помощь, а торговля на бартерной основе (от Германии мы получали в основном высокотехнологичное оборудование). Но, в любом случае,  Англии, которая уже  полтора года одна во всей Европе бодалась с Германией, это совсем не нравилось. Ей, практически лишенной собственных природных ресурсов, всё это сырье ой как пригодилось бы. Но, увы, мы дружим не с ними. А, если бы Гитлер в скором времени не напал на СССР, то сколько лет мы ещё были бы лучшими друзьями фашистской Германии ?  Год, два, навсегда…. Ответа нет.

  10 мая 1941 года Германия делает последнюю попытку замириться с англичанами. Рудольф Гесс – второй после Геринга преемник фюрера —  лично, не согласовав это с фюрером (правда есть версия, что всё-таки согласовав), на истребителе МЕ 110 летит в Англию в надежде уговорить английское правительство заключить мир с Германией. Ничего не получается, англичане уже поняли, что их так просто не укусить и снова отказываются. Германия на этот момент их основной и единственный враг.

            22 июня 1941 года, где-то в глубине понимая губительность войны на два фронта, Германия вторгается на территорию СССР.    Начинается германо-советская (Великая Отечественная) война. К так называемому «крестовому походу против большевизма» присоединяются: Италия, Финляндия, Румыния, Венгрия, Словакия, Хорватия, Дания, Швеция, Голландия, Испания, бельгийские фламандцы и валлонцы, французские добровольцы. Весёлая компания, а мы, как и всегда, самые правые, но в гордом одиночестве.

            С первого дня войны становится ясно, что придется нам не сладко, особенно в отсутствии союзников. А откуда их взять – союзников? Кто готов бескорыстно протянуть нам руку помощи? Наш самый лучший предвоенный друг Германия нас же и долбит. Про Европу я молчу, она практически вся под Гитлером, как-то к этому приспособилась и, если о чём-то и думает, то уж никак не о том, чтобы помогать нам.  Америка …  ну, во-первых, она далеко, а, во-вторых, ещё в июле 1940 года съезд демократической партии в Америке принимает решение: «Американский народ не желает участвовать в войнах, которые происходят в Европе, Азии или Африке». И их можно понять.  Кроме того Америка, будучи официально в состоянии нейтралитета с Германией, тем не менее активно помогает Англии (и не только ей) в её борьбе с той же Германией продовольствием, сырьём и другими военными грузами. Какое им, по большому счёту, дело до нас? Теперь Англия… тут ситуация ещё хуже. Уже почти два года англичане практически в одиночку (пусть и в несопоставимых с нами масштабах) воюют с Германией  и к нам испытывают далеко не самые лучшие чувства, которые, впрочем, вполне объяснимы. В течение этих двух лет у нас даже и мысли не возникло как-то помочь Англии в её борьбе с Германией. Например, подбросить ей, а не Германии (по примеру американцев), немного стратегического сырья северными конвоями через Мурманск или помочь с очень нужными ей самолетами. Всё было совсем наоборот.  В начале октября 1939 года на нашей территории в 35 км северо-западнее Мурманска была создана немецкая военно-морская база для заправки и ремонта германских военных судов и подводных лодок, которую немцы использовали  во время кампании в Норвегии. При этом, как известно, у Советского Союза с Норвегией долгие годы были нормальные дипломатические отношения. Командующий военно-морским флотом Германии адмирал Редер письменно выразил благодарность Советскому правительству после того как «База Норд» была оставлена немцами в связи с прекращением военных операций в Норвегии.   Германские корабли пользовались укрытием в гавани Мурманска, там же заправлялись продовольствием и горючим немецкие вспомогательные крейсеры, ведущие военные операции против Англии. СССР снабжал немцев метеорологическими сводками, которые затем использовались «Люфтваффе» при бомбежке Англии. Уж, какая тут любовь?

            И всё же демоническая фигура Гитлера была настолько  неприятна, а, может быть, и страшна Англии и США, а боязнь потерять единственную сдерживающую его силу на востоке столь велика, что стратегические решения в июне 1941 года были приняты этими странами практически мгновенно.

             Вечером 22 июня премьер-министр Великобритании, Уинстон Черчилль выступил по радио.  «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем, … но  Англия окажет помощь СССР, ибо вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова».

 Официальная точка зрения правительства США о советско-германской войне была сформулирована и. о. государственного секретаря С. Уэллесом на пресс-конференции 23 июня 1941 г. «Для Соединенных Штатов принципы и доктрины коммунистической диктатуры столь же нетерпимы и чужды, как принципы и доктрины нацистской диктатуры, ….. однако, по мнению правительства США, любая борьба против гитлеризма, любое сплочение сил, выступающих против гитлеризма, независимо от их происхождения, ускорит конец нынешних гитлеровских руководителей и, тем самым, будет способствовать нашей собственной обороне и безопасности. Гитлеровские армии сегодня — главная опасность для американского континента». 

             Мы внезапно получили союзников, о которых ранее не могли даже и мечтать, и не потому, что они вдруг воспылали к нам и к нашим идеям великой любовью, а потому, что волею судьбы из друга Германии мы превратились в её  врага.

            1 июля 1941 года Рузвельт отдает первое указание о продаже (это ещё далеко не «ленд-лиз») вооружения и военных материалов Советскому Союзу. До конца октября  было продано вооружения и военных материалов на 41 млн. долларов. 16 августа правительство Англии предоставило кредит СССР в размере 10 млн. фунтов стерлингов на закупку у неё вооружения и стратегических материалов. Хотя это и  было ничтожной каплей по сравнению с потребностями, вызванными войной с Германией, но, тем не менее … Размеры и форму помощи, по-прежнему ограничивала затянувшаяся дискуссия, опирающаяся на реальный ход событий на советско-германском фронте, о сроках сопротивления Советского Союза. Американские и английские штабы все еще предсказывали победу Германии над Советским Союзом в три месяца. Правительство США  не без оснований полагало, что поставленная в короткие сроки и в массовом количестве в СССР военная техника просто попадет в руки победителей. Ужасающий размер наших потерь техники в первые месяцы войны их только в этом убедил. Кроме того авторитет Иосифа Виссарионовича на Западе был в то время не очень велик. Например, газета «Чикаго трибьюн» 17 октября 1941 года писала: «Было бы смешно ожидать, чтобы здравомыслящий человек хотя бы в малейшей степени продолжал верить Сталину, предавшему интересы демократии, верить в то, что он не предаст снова и не заключит новую сделку с Гитлером».

И, тем не менее, 7 ноября 1941 года после долгих и мучительных переговоров с Конгрессом, не горевшим желанием немедленно оказывать помощь России, Рузвельт сделал заявление о том, что оборона Советского Союза является жизненно важной с точки зрения интересов США. Юридическое оформление договора о «ленд-лизе» стало принципиально возможным. После четырех месяцев политических и финансовых маневров положения Акта о ленд-лизе были распространены и на Советский Союз.

Многие не очень искушенные в вопросах войны  читатели  до сих пор считают, что в годы «ленд-лиза» Америка была некоей волшебной шкатулкой, до краев наполненной не нужными ей самолетами, танками, продовольствием, порохом, взрывчаткой и т.д. и т.п. Весь  вопрос, по их мнению, заключался только в том, как бы это с ними поскладнее договориться, чтобы они всё это нам подарили, а потом ещё и привезли. Сами-то мы забрать  это не могли, не на чем было везти.

 На практике всё было не совсем так. В природе просто не существовало огромных воздушных флотов, батальонов танков или складов с оружием и сырьем, которыми можно было бы оказать немедленную и значительную помощь испытывавшей колоссальные трудности Красной армии. То, что было поставлено в рамках первой «предлендлизовской» программы закупок, составленной советской стороной, поступило из имевшихся на тот момент небольших запасов или со складов, предназначенных для возрождения разбитой английской и реформирования только создающейся американской армии. Нежелание Соединенных Штатов отправить то, что было предназначено для развития американской армии, и недовольство англичан в связи с уменьшением их доли поставок свидетельствовали о том, что даже минимальная помощь России являлась существенным ударом для стран демократии. И все же решения о поставках были приняты без всякого сожаления. Никто не был склонен недооценивать значение советско-германского фронта с военной точки зрения.   В США был создан Комитет по ленд-лизу, составивший прогноз развития страны до 30 сентября 1943 года, названный «Программа Победы». Предусматривалось резкое сокращение выпуска потребительских товаров длительного пользования. Достаточное количество рабочей силы предлагалось обеспечить за счет привлечения к производству старшего и молодого поколений, женщин, а также подготовки дополнительного количества квалифицированных рабочих. Представители военного и гражданского флотов США отказывались поначалу работать над такой программой, считая, что она может быть реализована только в условиях военного времени. И тут «помогла» Япония. Как известно, США на тот момент ни с кем официально не воевали. Экономически они активно помогали Англии, фактически позволяя ей выжить в борьбе с Германией, и одновременно экономически и политически «давили» верного союзника Германии – Японию. Америка увеличила помощь воевавшему с Японией Китаю, заморозила японские активы в своих банках и резко сократила объем торговли с этой страной (в частности, перестала поставлять в Японию нефть). Вооруженный конфликт между США и Японией назревал. Правда никому из военных советников даже в голову не приходило, что у японцев хватит сил, ума и оригинальности мышления покуситься непосредственно на американскую территорию – военно-морскую базу Перл-Харбор. На свою голову они попробовали.  Конгресс США немедленно отреагировал объявлением войны Японии, а спустя три дня войну Америке объявили союзники Японии — Германия и Италия. Так началась Вторая мировая война для американцев. Впервые после появления Гитлера с его безумными планами в Соединенных Штатах систематически проанализировали цели и требования для окончательного разгрома нацизма. Мощнейшая экономика США вступила на военные рельсы.

Я не буду подробно разжёвывать и объяснять термин «ленд-лиз» и условия платежей по нему, полагая, что тот, кого заинтересовало название этой статьи, такие вещи уже знает, или, по крайней мере, при желании может узнать из многочисленной литературы. Отмечу только, что это помощь, практически безвозмездная, оружием, материалами, оборудованием, снаряжением, одеждой, продовольствием и т.д., которую США оказывали 42 участвующим во Второй мировой войне странам, начиная с весны 1941 года, когда США в войне ещё не участвовали, и до августа 1945 года, когда США, уже участник антигитлеровской коалиции, со всеми вместе праздновали окончательную победу над Японией.

Для тех продвинутых читателей, насмотревшихся фильмов про «золото ленд-лиза» и крейсер «Эдинбург», у которых термин «практически безвозмездно» вызывает внутреннее отторжение, приведу простой пример.

Загорелся вдруг у вас дом на садовом участке. Загорелось ночью, все выскочили голые на улицу, народу много, а тушить нечем, всё в доме горящем. Однако вы стараетесь, как можете. А тут сосед подгоняет  пожарный насос, подключает воду, электричество, подвозит пару машин с песком, дает тачки, чтобы песок возить, лопаты, чтобы его разбрасывать, жратвы подбрасывает, какая ни есть. В конце даже и сам немного поучаствовал, чего-то водой заливал. Когда все потушено,  сосед и говорит: «Слушай друг. Давай сделаем так. Если что из того, что я вам  давал, в пожаре сгинуло, то и бог с ним, считай, забыли. Если что-нибудь целое (насос, тачки, ведра) у тебя остались, верни мне их обратно. Ну, а, если хочешь  что из уцелевшего себе оставить, на будущее так сказать, то бери, но заплати мне за это как-нибудь потом лет через 20 — 30, когда дела твои поправятся. О цене договоримся, лишнего не возьму».  Вот и все финансовые расчёты. Что сделал бы я в этом случае?  Во-первых, сказал бы  соседу спасибо. Пусть никогда он моим самым лучшим другом не был, и, может быть, делал всё  оттого, что боялся, как бы огонь на его дом не перекинулся, но все равно помог здорово. А лопаты с тачкой очень пригодились, когда я начал новый дом строить.

Поначалу  СССР так и поступал. В ноябре 1941 года, когда соглашение о ленд-лизе ещё находилось в стадии подписания, И. В. Сталин в своём письме к президенту США Рузвельту писал: «Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000  в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом». А это было всего лишь финансирование первого Московского протокола, по которому США обязались  до 30 июня 1942 г.  отправить в Советский Союз 1 млн. 500 тыс. тонн грузов. Всего же за время войны мы получили около 18 млн. тонн грузов примерно на $ 11 000 000 000. После завершения войны Советский Союз поблагодарил союзников за помощь, отдал назад оставшуюся целой военную технику, оставил себе то, что могло пригодиться в дальнейшей мирной жизни и вроде как дело с концами. Проблемы начались, когда американцы в 1947 году напомнили, что за то, что мы себе оставили, придется все-таки заплатить. СССР платить отказался, при этом Иосиф Виссарионович произнес вошедшую во все учебники великую фразу «Советский Союз за «ленд-лиз» уже заплатил кровью». Звучит, на первый взгляд красиво, но, если вдуматься, то насколько глубоко цинична эта фраза. Советский Союз действительно сполна заплатил кровью за позорный союз с Германией в 1939-41 годах, за чудовищные просчеты своего командования летом и осенью 1941 года, когда мы потеряли около 5 млн. человек убитыми и попавшими в плен, за  Ржевский, Киевский и Харьковские котлы, за штурмы Киева к празднику 7 ноября и Берлина к празднику 1 мая. И нет здесь вины «ленд-лиза», не будь его, крови было бы больше. Единственно о чем можно было жалеть, так это о том,  что помощи по «ленд-лизу» поступало мало, и вот тут уже  наш стиль мышления проявляется во всей красе. Начиная с той войны и до нашего времени у нас активно вдалбливается в головы народа мысль, что все наши несчастья происходят не оттого, что мы сами козлы, а по той причине, что все нас недостаточно любят и мало нам помогают. В войну не хватало американских бомбардировщиков, автомобилей, зенитных орудий и тушенки, в 90-х годах — «ножек Буша»  и другой гуманитарной помощи, а сейчас из-за санкций не можем в Крыму немецкие турбины на электростанции установить. Отличная идеология для страны, претендующей на мировое величие. Давайте вспомним все-таки, что мы — это только часть Второй мировой войны, в которой с обеих сторон участвовало 62 страны. При этом Америка активно помогала 42 (да, именно, сорока двум) странам антигитлеровской коалиции, а кроме того с конца 1941 года и сама воевала, поставив при этом в  Великобританию  примерно в три раза больше «ленд-лиза», чем нам.

Короче, дебаты о том, сколько мы должны заплатить за то, что мы решили  из нужного нам  и поставленного  по «ленд-лизу» оставить после войны у себя, продолжались долго. За то, что в войну сгинуло (сгорело, утонуло, было потеряно, проедено, изношено и т.д.), денег с нас, как вы помните, не взяли ни цента. За оставшееся у нас оборудование, пригодное для восстановления страны и дальнейшего гражданского использования, американцы выкатили вначале сумму в 10 % от поставленного, потом несколько раз её снижали. Мы, то соглашались заплатить, то отказывались, а тут ещё и СССР развалился некстати. Но, худо-бедно, к 2006 году последними из всех стран участников «ленд-лиза» мы свои долги вроде бы  погасили. С учетом изменения курса доллара получились порядка 1 % от стоимости поставленного нам, и заплатили мы не за 30 лет, как планировалось, а за 60, но и то,  слава богу.

А всё-таки много, или мало мы получили. Я не буду приводить известный список из поставленных нам десятков и сотен тысяч единиц военной техники и миллионов тонн материалов и продовольствия, жестокая война поглощала всё это с такой скоростью, что абсолютные цифры не всегда могут быть оценены адекватно. Остановимся только на некоторых фактах. Первую официальную историческую оценку роли «ленд-лиза» дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 % ».  Как он это  считал, осталось неизвестным, и ни кем больше не комментировалось. Рубль в то время не конвертировался, сравнивать их танки и самолёты с нашими поштучно было трудно, а «Доджи», «Студебеккеры», гидролокаторы, радиолокационные станции и вообще сравнивать было не с чем, ну, не было у нас такой техники. Эта промышленная продукция на социалистических предприятиях вообще не производилась.   Однако цифра в 4% расползлась по мемуарной литературе, и теперь её не цитируют только самые ленивые, а в руках наших «патриотических» историков она, как сладкий пряник. Сам товарищ Вознесенский от комментариев тоже воздерживался, а в 1948 году его арестовали, в 1950  году осудили, как врага народа, и через час после оглашения приговора расстреляли. Можно ли верить цифре, озвученной им, до сих пор  не ясно. Может быть, если бы он указал цифру в 2 %, жил бы и дальше.

 Попробуйте для интереса посмотреть в интернете кинохронику Парада Победы в Москве в 1945 году. Вот движется по Красной площади военная техника страны-победителя: танки – наши, пушки – наши, самоходки – наши. И вот один из славных символов Победы знаменитые «Катюши», тоже наши, но все до одной на американских ленд-лизовских «Студебеккерах» с гвардейскими значками на дверях кабин. Не было у нас в войну других машин для этого славного оружия, даже для парада Победы.  И разве тут так уж важны проценты.

Давайте вспомним первую пятерку наших прославленных летчиков – трижды и дважды героев Советского союза: Иван Кожедуб (64 сбитых самолета), Александр Покрышкин (59), Григорий Речкалов (56), Николай Гулаев (57), Кирилл Евстигнеев (53 самолета). Трое из этой пятерки летали и закончили войну на ленд-лизовских самолетах Р-39 «Аэрокобра», а уж у этих летчиков выбор вероятно был. Ещё раз прошу прощения за приведенные цифры, в разных источниках они  отличаются, иногда сильно, но то, что воевавший с 1942 года и до конца войны на «Аэрокобрах» 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в котором сражался единственный трижды Герой Советского Союза, получивший это звание во время войны, А.И. Покрышкин, был грозой немецких ассов и воспитал 18 Героев и Дважды Героев Советского Союза – это факт. К апрелю 1942  г.  истребительные  части Северного флота  и  Карельского фронта более чем на 60% были  укомплектованы английскими истребителями «Харрикейн». И пусть не был наш север главной ареной битв в той войне, но факт остается фактом: на начало Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну на  Севере,  из  289 истребителей ВВС  Северного  флота  254 были английского  или  американского производства (включая 168 прославленных «аэрокобр»), а из 72 торпедоносцев — 66 были американскими бомбардировщиками «Бостон».

Ещё один вопрос, который вот уже 70 лет неустанно муссируют наши трактователи истории. А если бы не было «ленд-лиза», победили бы мы или нет?  От самой постановки вопроса меня несколько коробит. Она напоминает мне обсасывание известных проблем:   « а, если бы летом 1917 года Керенский арестовал бы Ленина в Разливе, или парой годов раньше Сталина застрелили бы при ограблении очередного банка, то что было бы?». Честно сказать, не знаю, но было бы как-то по-другому. Поэтому давайте сразу цитату. В начале сентября 1941 года в телеграмме к У. Черчиллю И. В. Сталин просил как можно скорее предоставить помощь Советскому Союзу: «Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30—40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом». Заметьте, это Сталин говорит: «Советский Союз либо потерпит поражение…. либо потеряет способность оказывать помощь своим союзникам…».  Сказано достаточно определенно, но тут, конечно, Иосиф Виссарионович перестраховался. И второй фронт союзники в 1941 году не открыли и танков с самолетами, и алюминия нам столько за это время не поставили (ну просто физически не  успели), но до поражения дело всё-таки не дошло.  Ярые борцы за чистоту нашей победы могут успокоиться, конечно мы одержали бы эту победу и без всякой помощи, но …. . Давайте ещё одну цитату А.И. Микояна, который с 1942  года  руководил приёмом союзных поставок по «ленд-лизу» и кое-что понимал в этом вопросе: « Без «ленд-лиза»  мы бы наверняка ещё год-полтора  лишних провоевали». А каждый день войны стоил нам около 6 000 только убитых солдат. Помножьте эти 6 000  на  лишние 500 дней войны, ещё раз внимательно посмотрите на получившуюся цену в три миллиона человеческих жизней, которые мы могли бы ещё потерять (жизней  наших с вами советских людей и может быть ваших родственников) и подумайте, подумайте…..

               Очень интересно читать статьи наших ура-патриотов о том, что ленд-лизовская техника по своим техническим качествам была не на высоте. Дескать у самолетов «Харрикейн» и скороподъемность малая и вооружение только пулеметное, у танков «Валентайн» пушка слабая, а танки «Шерман» слишком высокие и т.д и т.п. Самое смешное, что большинство из того, что они пишут – это правда, точнее одна её сторона. Откуда у американцев было, например, к началу войны взяться очень хорошим танкам, если за 20 предвоенных лет они их выпустили всего 300 штук, просто воевать было не с кем. А другая сторона правды заключается в том, что по «ленд-лизу» нам ничего не впихивали насильно. Мы в весьма категоричной форме просили нам помочь, после чего составляли списки всего, что нам нужно. Союзники представляли нам списки того, что и когда они в состоянии поставить, причем со всеми техническими характеристиками, а мы сами выбирали то, что считали необходимым. Чего же, спрашивается, брали и заказывали то, что нам не нравилось? Да потому и брали, что почти всё своё и плохое и хорошее за первые полгода профукали, а дырки затыкать было надо, причем немедленно. Вот и участвовали эти самые  «Харрикейны» (кстати, совсем не плохие самолеты) в противовоздушной обороне Москвы, в обороне «дороги жизни» на Ладожском озера, в обороне Мурманска и стратегической мурманской железной дороги, в битвах на Кавказе и на Кубани. А первый в войне дважды Герой Советского Союза и единственный в СССР кавалер высшей авиационной награды Англии — ордена «Ди-Эф-Си»  (Большой серебряный крест за лётные боевые заслуги) Борис Сафонов, летал над Баренцевым морем на защиту полярных конвоев на английском краснозвёздном «Харрикейне» с бортовым номером 10. А погиб он при защите конвоя» PQ-16  на американском ленд-лизовском  истребителе Р-40  «Киттихаук» с той же цифрой 10 на фюзеляже.   Кстати сказать, танки «Шерман», впервые полученные Советским Союзом в ноябре 1942 года,  были лучше немецких танков того периода и с честью и наравне с нашей «тридцатьчетверкой» прошли боевой путь от Сталинграда через всю Европу до Берлина, а в августе 1945 года в составе 6-й танковой армии участвовали в окончательном разгроме Японии на Дальнем востоке. И пятнадцать миллионов пар поставленных нам по «ленд-лизу» кожаных солдатских ботинок, в которых наша армия дотопала до Берлина, тоже, вроде бы, ни у кого не вызывали нареканий. Про 4 000 000 (четыре миллиона) тонн поставленной нам еды я также промолчу, а ведь это почти четверть от общего объёма «лендлизовских» поставок.

Парадоксально, но в начальный период войны, хотя Америка и не была волшебной шкатулкой,  но основные трудности, связанные с поставками по «ленд-лизу», были обусловлены не только нехваткой у союзников  техники и материалов, а, в большей степени,  физической невозможностью своевременно доставить всё это в Советский Союз.  Россия не имела сухопутных границ ни  с одной из союзных держав. Оставалось море, а точнее океан. А это означало то, с чем столкнулась, начиная с 1939 года, Англия, почти полностью зависевшая от поставок сырья из Америки. Конвои торговых судов под мощной охраной и в условиях жесткого противодействия противника, огромные потери тоннажа торгового флота, гигантское количество военных кораблей, задействованных для их охраны.  Ни опыта, ни тем более корабельных средств, для проведения подобных операций Советский Союз не имел. Единственная проведенная у нас к тому времени морская конвойная операции (эвакуация военных и гражданских судов Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28 — 29 августа 1941 года) закончилась трагедией, перед которой известный всем и высокохудожественно описанный В. Пикулем разгром полярного конвоя PQ17 просто бледнеет. На суточном переходе в непосредственной близости от своих берегов при полном отсутствии надводного и подводного противодействия только от авиации и мин мы потеряли более 100 судов различных классов, в том числе 19 боевых. Количество погибших моряков и гражданских лиц как всегда у нас оценивается приблизительно и колеблется, в зависимости от поставленных перед различными  «исследователями» задач, в пределах от 5 до 18 тысяч человек. Точнее мы считать не умеем.  При этом все оставшиеся целыми после первой ночи и прохода через минные поля   военные корабли из отряда главного прикрытия (крейсер «Киров», лидер «Ленинград» и эскадренные миноносцы) утром 29 августа бросили конвой и на максимальной скорости  рванули в Кронштадт, куда и прибыли благополучно без дальнейших потерь. И это при условии, что ни германский надводный, ни германский подводный флот им не угрожали, просто ввиду их отсутствия в том районе.

Итак, кто и как повезет к нам «ленд-лизовские» грузы? Как выяснилось, самым быстрым способом доставки помощи в СССР были так называемые «Полярные конвои», хорошо охраняемые группы судов, следовавшие из портов Исландии в наши порты Мурманск или Архангельск. Исходя из реальных технических возможностей и опыта морских перевозок, единственным организатором поставок по «ленд-лизу» северным путем могла быть только Англия. На неё возлагались практически все задачи по загрузке и формированию конвоев в портах отправки и их охране на всем пути следования. В советской оперативной зоне (восточнее меридиана острова Медвежий) к охране присоединялись (к сожалению, не всегда и в недостаточном количестве) авиация и силы нашего северного флота. Основными поставщиками грузов были США, Великобритания и Канада. Более 50 %  транспортных судов в конвоях были американской постройки. В основном, это знаменитые «Либерти» — «Свобода», суда длиной 135 м и водоизмещением почти 15 000 тонн вооруженные двумя пушками и несколькими зенитными автоматами. Суда строились в рамках  президентской программа ускоренного судостроения и были специально сконструированы для обеспечения массовых морских перевозок по «ленд-лизу» по всему миру.  Всего в  США в период с апреля 1941 г. по октябрь 1945 г. было построено 2 710 таких судов. Головное судно назвали в честь Патрика Генри, героя Войны за независимость Америки (вот ведь ирония судьбы – от британского владычества!), сказавшего однажды: «Дайте мне свободу или дайте мне смерть!». За время войны 200 судов «Либерти» нашли свою смерть в морских конвоях во всех районах Мирового океана. Самую же большую известность получил транспорт типа «Либерти», заложенный 2 января 1942 г. на верфи Г. Кайзера в городе Ричмонд и вступивший в строй 11 мая под наименованием «Стефен Гопкинс». Это судно под командованием капитана Пола Бака 27 сентября 1942 г. приняло неравный бой с германским рейдером «Штир» и сопровождавшим его вспомогательным кораблём «Танненфельс». Несмотря на подавляющий перевес немцев в огневой мощи (по весу бортового залпа немцы имели более чем 14 кратное превосходство!), американские артиллеристы, включая приписанных к орудиям и пулеметам членов экипажа, держались до конца. После приказа оставить судно капитан и раненый старпом  отказались покинуть «Стефена Гопкинса» и погибли вместе с ним.  Из всего экипажа спастись удалось лишь 15 морякам. Но и немецкому рейдеру пережить этот бой не довелось – его повреждения оказались слишком серьезны, а с бушевавшими пожарами никак не удавалось справиться. Экипаж счел за лучшее перебраться на «Танненфельс», а «Штир» затопили при помощи подрывных зарядов.

Суда «Либерти» строились на 15 верфях США.  В течение 1941—1942 срок постройки каждого из этих судов (от закладки на стапеле до спуска на воду) был доведен до 42 суток. В ноябре 1942 на верфи в городе Ричмонде был поставлен абсолютный и не побитый до настоящего времени рекорд — заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября. Любой, имеющий отношение к судостроению, может оценить эти фантастические цифры.  Судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Для всего мира суда типа «Либерти» служат таким же символом победы в войне, как скажем для нашей страны – танк «Т 34» или «Катюша». Воздавая должное судостроителям и морякам за огромный вклад в общую победу, в США ежегодно 27 сентября отмечают День «Либерти». Одно судно типа «Либерти» с полным вооружением США сохранили до наших дней и превратили его в морской музей у одного из причалов Сан-Франциско. В 2008 году последнее судно типа «Либерти» SS Arthur M. Huddell было передано греческому правительству. Судно было переоборудовано в музейное судно, получив новое имя SS Hellas Liberty, и стоит сегодня под греческим флагом в гавани Пирей, Греция.

СССР получил по ленд-лизу 40 судов типа «Либерти», которые в том числе обеспечивали  перевозки грузов и по дальневосточному маршруту «ленд-лиза»: из портов Америки во Владивосток. Так как у СССР с Японией действовал до августа 1945 года Договор о ненападении, эти полученные в США суда, соответственно с «ленд-лизовскими» грузами, и с советским флагом могли идти в наши дальневосточные порты без охраны, практически не опасаясь боевых потерь. Кроме того  американские суда также «перевешивали» в портах загрузки свои флаги на советские и только после этого следовали в наши порты.  Как следствие, именно по этому пути было перевезено 47 % всех «ленд-лизовских» грузов. После войны переданные нам  суда типа «Либерти» еще долгое время бороздили просторы Мирового океана под гордыми именами «Александр Невский», «Александр Суворов», «Валерий Чкалов», «Генерал Ватутин», «Генерал Панфилов», «Сергей Киров»,  «Родина», «Севастополь», «Сталинград», «Новороссийск», «Одесса» и др. По злой иронии судьбы «ленд-лизовский» пароход «Советская Гавань» участвовал во время Карибского кризиса в перевозке наших ракет на территорию Кубы. К сожалению, мне не удалось узнать, где, когда и под каким именем это судно было спущено на воду в США. Кто бы в то время мог подумать, что его ожидает такая судьба.

 Суда, полученные Советским Союзом по «ленд-лизу», работали до начала семидесятых годов прошлого века. Сохранилось ли хоть одно легендарное судно из тех далёких лет в России, я не знаю. 

Но вернёмся к «Полярным конвоям». Это одна из героических и трагических страниц Второй мировой войны. Суровые условия Арктики, активное противодействие противника и, как следствие, тяжелые потери. Но всё перевешивали сроки. Всего 10 – 12 дней в пути. Уже через два месяца после начала нашей войны 21 августа из Хваль-фиорда, Исландия вышел первый конвой «Дервиш» и 31 августа без потерь прибыл в Архангельск. В 1941 году основные объемы «ленд-лизовских» грузов доставлялись северными конвоями. Немцы, уверенные в быстрой победе, поначалу не очень обращали внимание на перевозки в этом районе. Первое транспортное судно погибло на этой трассе в составе конвоя PQ-7  только 7 января 1942 года. Через 10 дней от немецкой торпеды погиб и первый военный корабль – британский эсминец «Матабеле». Из 200 человек его экипажа в живых осталось только двое.  Но уже к лету 1942 года, поняв, что быстрой победы не будет, и поток «ленд-лизовских» грузов этому в немалой степени способствует, немцы кардинально пересмотрели свою позицию. 4 июля 1942 года Гитлер отдал приказ под кодовым названием «Ход конем» с целью полного уничтожения конвоя PQ-17. Чтобы понять масштабы происходящего приведу несколько цифр. Со стороны немцев к уничтожению конвоя было привлечено 264 самолета, 11 подводных лодок, 1 линкор, 3 тяжелых крейсера, 10 эсминцев. На защиту конвоя англичанами выделялось в составе трех отдельных групп 11 подводных лодок, 1 авианосец, 2 линкора, 6 крейсеров, 23 эсминца, 4 корвета, 2 корабля противовоздушной обороны, 7 тральщиков. Увлеченные тактическими соображениями англичане из опасений потерять силы непосредственного охранения конвоя в  столкновении с более мощной немецкой эскадрой, отозвали основную часть их на соединение с главными силами. Вместе они собирались перехватить и уничтожить  немецкую эскадру во главе с ненавистным им линкором «Тирпиц». Немцы же, выйдя 5 июля из Норвегии с намерениями найти и полностью уничтожать конвой, были обнаружены нашей и английской подводными лодками, после чего, в свою очередь, опасаясь основных английских сил, предпочли вернуться в норвежские фьорды. Слишком много было поставлено на карту и всем было не до конвоя. Транспортным судам и оставшимся с ними немногочисленным судам непосредственного охранения было приказано рассредоточиться и самостоятельно добираться, кто куда сможет. Наш Северный флот помочь конвою также не смог. Тут в дело вступили немецкие подводные лодки и авиация. С 6 по 9 июля во льдах и различных бухтах Новой земли укрылись оставшиеся целыми 11 транспортов и 12 кораблей охранения конвоя. Силами судов Северного флота началась спасательная операция по вызволению оставшихся судов и переводу их в Архангельск. К сожалению, это было все, что мы смогли сделать для конвоя PQ-17. Последний американский транспорт «Уинстон Сайлем» в сопровождении наших тральщиков прибыл в Архангельск 28 июля. Всего из 36 транспортов конвоя 2 судна вернулись в Исландию, до Архангельска дошли 11, было потоплено 23 торговых судна. Погибли 153 человека из состава их команд.

               Английское Адмиралтейство неоднократно выступало с предложениями прекратить проводку конвоев, хотя бы на время полярного дня, в связи с большими потерями, но каждый раз встречало жёсткое противодействие Сталина. 22 июля Сталин писал Черчиллю: «Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери… во всяком случае, я никак не мог предположить, что Правительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, … в момент серьезного напряжения на советско-германском фронте». Имелась в воду предстоящая Сталинградская битва.  После этого решительного протеста со стороны СССР следующий конвой  PQ-18 в сентябре все же отправился в путь. На тот момент это был самый большой конвой из 40 судов. Его сопровождал значительно более сильный, чем раньше, эскорт, в составе которого впервые находился конвойный авианосец. Но всё же 13 транспортов были потоплены. Можно было только пожалеть, что Великобритания в 1940–1941 годах не взяла под свой контроль Шпицберген и остров Медвежий, подобно тому, как она поступила с Исландией, обеспечив таким образом надежное прикрытие для своих атлантических конвоев. Всего в 1941-1945 гг. в советские арктические порты прибыл 41 конвой. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, 61 судно противник потопил на переходе. 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. Проводки конвоев сохранили множество примеров взаимопомощи и взаимовыручки английских и советских моряков и летчиков и стали одним из ярких примеров боевого взаимодействия союзных флотов во Второй мировой войне. Так, героический подвиг совершил экипаж советского лесовоза «Старый большевик», шедший в составе конвоя РQ-16. Судно, груженное военной техникой, боеприпасами и бензином, было атаковано и подожжено фашисткой авиацией. Советские моряки отклонили предложение английского командования перейти на другие транспорты. Конвой ушел, оставив горящий лесовоз. Восемь часов экипаж потерявшего ход судна отбивал атаки самолетов противника, боролся с водой, огнем и вышел победителем. Устранив повреждения, советские моряки доставили необходимый фронту груз в Мурманск.  Небольшой канадский военизированный траулер «Айршир» под командованием лейтенанта Л. Градвелла из конвоя PQ-17  после приказа о рассредоточении взял под свою охрану 3 транспорта и увел их во льды. Закамуфлировав суда под айсберги, расчехлив и приведя в боевую готовность орудия перевозимых танков, группа без потерь прибыла на Новую Землю, а оттуда в Архангельск. Вот небольшая цитата из воспоминаний Б.И. Иванова матроса и по совместительству члена расчета зенитного пулемета на  судне «Моссовет», принимавшем участие с 1941 по 1945 годы в арктических конвоях: «О боевых буднях и подвигах моряков, плававших в составе северных  конвоев,  в  нашей стране  быстро  забыли  по политическим мотивам начавшейся эпохи «холодной войны». По  той же причине в нашей стране оказанная  союзными державами  помощь  расценивалась как незначительная, что являлось фальсификацией истины и исторической правды, недостойной порядочных людей. Спасибо нашим союзникам за оказанную помощь! Слава боевым друзьям по северным  конвоям  и вечная  память английским, американским, канадским,  польским, норвежским и советским морякам, отдавшим свои жизни за нашу победу и нашедшим свои могилы в студеных  морях Северного Ледовитого океана!»

Существовала и ещё одна легендарная трасса, по которой к нам поступала американская авиационная техника – трасса «АлСиб», что расшифровывалось как Аляска – Сибирь. Начиналась она от города Фербенкс в центре Аляски, куда самолеты из города  Грейт-Фолс в штате Монтана перегоняли американские летчики. Далее за штурвалы садились советские пилоты.  Легендарный советский  участок трассы для перегонки своим ходом боевых самолетов от американского города Фербенкс на Аляске до нашего Красноярска протяженностью 6500 км был обустроен практически с нуля за 10 месяцев. Шесть промежуточных и около десяти запасных аэродромов, склады с горючим и запасными частями, пункты отдыха и смены экипажей, метеостанции, радиосвязь.  Все это было построено практически за короткое полярное лето 1942 года. В этой работе приняли участие советские и американские специалисты, воинские части, местное население и заключенные печально известного Дальстроя. Многие тысячи невинно репрессированных людей с полной отдачей трудились здесь, внося свой вклад в победу. Все участники этого небывалого дела – от американских авиастроителей до советских летчиков – работали круглосуточно. Представители двух народов за тысячи километров от фронта вели бой против фашизма. Трасса была настолько секретна, что простые американцы узнали о ней только в 1943 году, а мы – так и вообще только после войны.

Эксплуатация трассы осуществлялась в условиях абсолютно необжитой местности при зимних температурах до -65 град., когда замерзало горючее, трескался металл,  каменела резина, выходила из строя гидравлика и электрика, когда любая поломка в воздухе и вынужденная посадка означали одно – смерть.  По словам Героя Советского Союза Ильи Мазарука, американцы о советском участке говорили так: «По этой трассе могут летать  либо сумасшедшие или самоубийцы, либо русские». И они летали. 113 советских пилотов погибли на этой трассе, 130 американских летчиков сложили свои жизни на перегонах самолетов до Фербенкса. Всего по трассе «АлСиб» на фронт поступило около 8000 американских самолетов различных типов. Долгое время в нашей стране эта полная героизма страница общей борьбы была упрятана в архивы. Но человеческую память убить нельзя.  На авиабазе в Фербенксе, Аляска установлен памятник американским и советским летчикам-перегонщикам «АлСиба».  Автор памятника американский скульптор Ричард Валлен. На памятнике выбиты знаменательные слова: «Структура глобального мира не может быть создана усилием одного человека, одной партии или одной нации, Обязательно мир должен стоять на основе взаимодействия всего мирового сообщества. Франклин Делано Рузвельт, 1 мая 1945». Великие слова. На одной из площадей Якутска сооружен мемориал в честь советских летчиков погибших на трассе «АлСиб». Венчает мемориал американский истребитель Р 39 «Аэрокобра», установленный на высоком пьедестале. Усилиями общественных организаций мемориалы в честь погибших летчиков сооружены в Магадане, Красноярске, Сеймчане, Киренске, Анадыре, Марково, Танюрере, Уэлькале, Кадыкчане и многих других городах Сибири, через которые проходила легендарная трасса. И это не копание в цифрах, не постыдная возня вокруг 4 %, это народная память о подвигах наших отцов и дедов.

Ещё один путь доставки «лендлизовских» грузов в СССР, о котором хотелось бы сказать несколько слов — это так называемый «Персидский коридор». Сама география подсказывала, что через Иран и Каспий можно было организовать безопасный маршрут для поставок в Россию. Этот вариант обсуждался буквально с первого дня Великой Отечественной войны. По сравнению с арктическим маршрутом здесь всю войну было относительно спокойно. Но большим минусом было то, что суда с восточного побережья США вокруг Африки до портов Персидского залива шли около 75 дней. Плюс требовалось время для транспортировки грузов по территории Ирана, обладавшего крайне слабой транспортной инфраструктурой. Был и ещё один маленький минус. Иран был все-таки независимой страной и, чтобы везти через него военные грузы, его надо было либо уговорить, либо оккупировать. Но кого и когда останавливали такие пустяки. И, если первое не удалось  – Иран на уговоры не поддался – то  выбрали второе.  

 СССР и Великобритании в рамках совместной операции «Согласие» ввели свои  войска на территорию Ирана. Англичане оккупировали южные регионы (с территории соседнего Ирака), а мы выделили из Закавказского фронта (а это, обратите внимание август 1941 года, и немцы рвутся к Москве) 4 армии (44,45,46 и 47-ю) и рванули со стороны Кавказа. Сопротивлялся Иран недолго, всего 4 дня, потеряли мы там 40 человек убитыми, англичане и того меньше. 8 сентября 1941 года было подписано соглашение, определявшее расположение союзнических войск на территории Ирана. Территория Ирана была разделена на две оккупационные зоны — британскую (южную) и советскую (на севере). Правительство Тегерана потеряло всякий политический и экономический контроль над страной.

Теперь, оккупировав Иран, можно было начинать и ленд-лизовские поставки по этому маршруту. Правда, для этого надо было «модернизировать» (а если точнее — просто построить заново) транспортную сеть Ирана, потому что персидские дороги были таковыми только по названию. Перевозить что-либо в больших объемах по ним было невозможно. И сделанное здесь потрясает воображение. Пропускная способность Трансиранской железной дороги, соединявшей каспийский порт Торкеман с городом Шахпур (совр. Бендер-Хомейни) на берегу Персидского залива, была увеличена с  10 тыс. тонн грузов в месяц в августе 1941 года до 200 тыс. тонн к конце 1943 года. Все порты в Персидском заливе и на Каспии были приспособлены для приема глубокосидящих судов и капитально реконструированы для переработки больших грузопотоков. Были возведены склады, заправочные станции и мастерские, жилье для военного и гражданского персонала, связаны воедино все элементы транспортной инфраструктуры Ирана и соседнего Ирака и налажено ее четкое, бесперебойное функционирование. Было построено Трансиранское шоссе. Решение этих сложнейших задач осуществлялось совместными усилиями Великобритании, СССР и США. Работа в портах, на железных и шоссейных дорогах требовала максимальной отдачи, слаженности и взаимопонимания от русских, американцев, англичан и иранцев. Трудиться приходилось в очень тяжелых условиях. Рабочая смена зачастую длилась с 3–4 часов до 11 часов утра. Позднее металл раскалялся настолько, что можно было получить ожоги. С Британских островов и из Индии в Иран были направлены паровозы, подвижной состав, различное железнодорожное оборудование в необходимых объемах. К строительству автомобильных дорог были привлечены американцы «с их энергией и организационными способностями». В Басре (Ирак) был устроен крупный «базисный склад» и хорошо оборудованный порт для приема грузов из США. Значительные улучшения произошли после того, как в  октябре 1942 года всю ответственность за функционирование «персидского коридора» взяли на себя Соединённые Штаты, обладавшие гораздо большими ресурсами и возможностями, чем англичане и, тем более, СССР. Руководила всей деятельностью специально созданная Команда обслуживания Персидского залива (PersianGulfServiceCommand) со штаб-квартирой в Басре. Численность американских военных и специалистов в Иране в конце войны достигла 30 тыс. человек. Аналогичные вопросы советская сторона решала в находившейся под ее контролем северной части Ирана. Там тоже пришлось переделывать, расширять, а то и просто создавать на пустом месте буквально все. Большой эффект в плане облегчения и ускорения поставок транспортных средств в СССР, принесло то, что американцы построили в Иране несколько автосборочных предприятий, собиравших автомобили из поставлявшихся туда из США комплектов. Собранные на этих заводах автомашины (в основном это были грузовики «студебеккеры») своим ходом шли к советской границе и далее на Баку, Орджоникидзе (совр. Владикавказ) и Ашхабад. Перегонка автомобилей (как правило, с полным кузовом грузов) осуществлялась по узким, извилистым горным дорогам, через знойные пустыни с пыльными бурями, в жару и непогоду. Американцы возвели также авиасборочные предприятия, например, в Абадане. Туда морем привозили самолеты в разукомплектованном виде. Собранные самолёты с опытными советскими экипажами из специальных перегоночных полков перелетали в Тегеран и на советскую территорию в Кировобад (совр. Гянджа). В Азербайджанской ССР были оборудованы аэродромы и налажена подготовка советских летчиков и инженерно-технического состава к эксплуатации поступавшей по «ленд-лизу» авиационной техники. Был налажен маршрут перегона авиационной техники из США через Южную Атлантику. Американцы вслед за англичанами стали летать из США с промежуточной посадкой на британских базах в Вест-Индии или на аэродромах северо-востока Бразилии (Белем, Натал). Затем путь шёл через Атлантику до английских владений в Западной Африке, оттуда в Хартум и далее в Каир и по всему Ближнему Востоку. Истребители везли в разобранном виде на судах и собирали на заводе в Такоради (Золотой берег, совр. Гана), откуда они шли над Африкой своим ходом. Этот путь через Южную Атлантику и Черный континент и получил название «трансафриканского». Он был продлен до Ирана (оттуда его продолжение шло в СССР), а также в Индию и на Дальний Восток. На маршруте американцы развернули всю необходимую инфраструктуру: наладили навигацию, радиосвязь и метеослужбу, построили взлетно-посадочные полосы с твёрдым покрытием, ангары, ремонтные и сборочные заводы и др.  В июле 1942 года была открыта авиабаза на принадлежавшем Великобритании острове Вознесения, расположенном примерно посередине между Бразилией и Западной Африкой.

И это был ещё не  «лендлиз». Всё, что описано выше — это была только подготовка транспортной инфраструктуры для того, чтобы обеспечить возможность доставки к нам, как выяснилось позже, всего 23 % от общего объёма полученных за всю войну грузов. И, если кто-то скажет, что поставки были нам не очень-то и нужны, то пусть ещё раз перечитает предыдущий абзац.

Программа «ленд-лиза» распространялась на Советский Союз вплоть до победы над Японией. 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
После окончания войны союзные силы должны были покинуть территорию Ирана. Одно время Сталин лелеял мысль присоединить часть занятых иранских территорий (так называемый Южный Азербайджан) к СССР. Но, натолкнувшись на жесткое англо-американское дипломатическое сопротивление, оставил эту идею.  

Подводя итоги, можно сказать, что  «ленд-лиз», ставший проверкой на прочность достигнутых союзных договорённостей при всех имевшихся между союзниками противоречиях, стал одним из залогов победы стран Антигитлеровской коалиции над странами «оси».  Это победа союзной дипломатии над мировым злом, героизм и мужество советского народа, помноженный на самоотверженность англичан и американцев, успешная операция,  проведённая руководителями трех великих держав Советского Союза, США и Великобритании. Планам нацистов разделаться со своими противниками поодиночке не суждено было сбыться.

Заключение

            Я никогда не был в американском Фербенксе и не видел своими глазами памятник советским и американским летчикам c трассы «АлСиб». Я был проездом в Якутске и не сумел, о чем теперь очень жалею, прийти на площадь Гагарина чтобы поклониться мемориалу в честь погибших на этой же трассе советских летчиков, и увидеть на высоком постаменте макет американского истребителя  «Аэрокобра». Да, восстановленный макет, потому что ни одного годного к использованию истребителя в Якутске не осталось, все прошедшие по трассе 2616 машин были отправлены на фронт.

 Читая литературу, Вы можете встретить много названий самолетов: С-47 Skytrain, С-53, R4D, «Dacota»,  Shova L2D, ПС-84, Ли-2. На самом деле это один и тот же легендарный транспортный американский самолет Douglas DC-3, совершивший свой первый полет 17 декабря 1935 года и также ставший одним из символов Второй мировой войны. 707 таких машин были переданы СССР по «лендлизу» в годы войны, некоторые из них летают в Сибири до сих пор. Лет 55 назад я сам летал на таком самолете пассажирским рейсом из Сухуми в Батуми.

В 2015 году в честь 70-летия Победы над фашистской Германией группой энтузиастов был организован перелет по легендарной трассе «АлСиб».  5 российских и 4 американских пилота перегнали 2 самолета Douglas DC-3, построенных в Америке в 1942 году и хранившиеся там в одном из частных музеев, вдоль всей легендарной трассы из города Грейт-Фолс штата Монтана до Красноярска, а затем и до Москвы. Оба самолета участвовали в высадке десанта союзных войск в Нормандии в 1944 году. «Нынешняя акция показывает всему миру, что народы наших стран умеют хранить и поддерживать дружбу, которая родилась семь десятилетий назад. Она демонстрирует, что мы способны вместе работать над единой задачей», — сказал на проводах   мэр Грейт-Фолс Майкл Уинтерс.

 Мне не посчастливилось быть на  берегу Хваль-фьорда в Исландии, где состоялось торжественное открытие памятника «Надежда на мир», посвященного всем арктическим конвоям, которые в годы Второй мировой войны формировались и отправлялись в северные порты СССР и откуда в августе 1941 года ушел первый конвой «Дервиш». На гранитном цоколе этого мемориала увековечены имена всех кораблей СССР, США, Великобритании, Нидерландов и других стран, погибших при доставке грузов по ленд-лизу в 1941-1945 годах. Только по фотографиям я знаком с мемориалом в шотландской бухте Лох-Ю, откуда шли в нашу страну конвои грузовых судов, и с памятником на  берегу бухты Скапа-Флоу в Шотландии. В годы Второй мировой войны здесь располагалась одна из важнейших баз британского военно-морского флота, и именно отсюда уходили в море военные корабли, осуществлявшие прикрытие грузовых судов, входивших в состав Северных конвоев, причем многие из этих кораблей так никогда и не вернулись обратно.

            Но я часто бываю в Мурманске и Архангельске и видел два памятника, на одном из которых советский, американский и английский моряки, стоящие рядом на мостике корабля, напоминают нам о трудных и героических днях прошедшей войны, а на другом – судно «Либерти» прорывает огненное кольцо блокады с грузами для нашей страны. Я видел во Владивостоке около центрального вокзала паровоз, построенный по нашим чертежам в Америке и переданный нам по «ленд-лизу». Я не знаю, сколько раз этот паровоз пересек территорию нашей страны, и сколько жизней спасли перевезенные им грузы, но то, что этот паровоз стоит в центре города, а на мемориальной доске, прикрепленной к нему, написано, что он олицетворяет дружбу и сотрудничество между народами СССР и США в годы войны, внушает мне уважение к жителям Владивостока.

  Недавно я узнал, что музей «ленд-лиза» есть и в Москве. Но это не один из залов мемориального комплекса на Поклонной горе, как мог бы подумать наивный читатель. Это созданный энтузиастами поистине уникальный музей, расположенный в  одном  из залов простой московской школы №1262. И именно там стоит лендлизовский «Виллис» маршала Рокоссовского, переданный музею внуком легендарного военноначальника. Там же стоит солдат в экипировке 101-й десантно-штурмовой дивизии США времен Второй Мировой. Прототипом для этого манекена стал штаб-сержант Джозеф Байерли – единственный солдат Второй Мировой, который успел повоевать и в американской, и в советской армиях. Он высадился с американцами в Нормандии, но попал в плен, с третьей попытки бежал и попал в расположение советских войск, где успел повоевать в составе советского танкового батальона. Кстати,  сын Джосефа Байерли с 2008 по 2011 гг. был послом США в России.

            У моего любимого поэта Владимира Высоцкого есть «Песня о погибшем друге», один куплет из которой я осмелюсь привести здесь:

Я кругом и навечно виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.

И хотя мы живыми до конца долетали,

Жжёт нас память и мучает совесть – у кого? У кого они есть.

            Так вот вся моя  статья не о том, что « мы круче всех….. мы бы и без вас…. не надо примазываться….  и т.п.» . Она просто про «память и совесть, у кого они есть». 

Автор Николай Дмитревский

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Ленд лиз – давайте вспомним" оставлено 3 коммент.
  1. Коля, с интересом прочитал твой рассказ, а точнее размышления о ленд-лизе. История ленд-лиза мифологизирована, как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Скорее всего, истина где-то посередине и помнить об этом надо! В книге Маршала Жукова «Воспоминания и размышления» имеются такие слова о ленд-лизе:
    «К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков». Скорее всего эти 4% Жуков также взял из сообщения Н. Вознесенского, но его это устраивало.
    Ты прав, что дело не в %, а в памяти, и незачем переписывать историю, а надо ее изучать такой, какой она была.

  2. Татьяна Бойко-Назарова:

    Николай, огромное спасибо за статью. Много новых объективных данных. Мой отец начал войну в Персии, но материалы по этой теме до сих пор очень скудные. Еще раз спасибо за глубокую статью, и вообще, за память о наших отцах и их соратниках

  3. Юрий:

    Прочитал на одном дыхании. Увы, есть история и есть идеология под видом истории. Идеологию пишут в учебниках и снимают в кинофидьмах, а историю выкапывают в архивах и воспоминаниях очевидцев. Идеология нужна для функционирования и защиты действующей власти, а история нужна для понимания нынешних событий, причин и следствия,чтоб уберечь общество от возможных ошибок. Получается что идеология для широких масс, занятых обыденностью, а история удел единиц, тем более она часто не выгодна или даже опасна тем, кто в нужном для себя направлении воспитывает общество. Я имею в виду не конкретную страну, а все человечество с его политическими системами. Спасибо Вам за огромный проделанный труд и интереснейший исторический очерк.

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти