КАК СОЗДАТЬ ХОРОШУЮ ФОТОГРАФИЮ

clip_image120_thumb.jpgЭта статья из серии «Мастерство фотографии». Вопрос, который волнует всех, кто берет в руки фотоаппарат. Может быть, ее следует прочитать в первую очередь, чтобы определиться, для чего мы фотографируем, а потом уже выбирать соответствующий аппарат. Попробуйте задать такой вопрос самому себе — с какой целью вы делаете тот или иной снимок, и по каким критериям будете оценивать фотографию? Для кого-то фотография — это работа, с помощью которой он зарабатывает деньги, и здесь критерии должны быть самые жесткие. Для большинства — это снимки в семейный альбом, как память о родных и близких, или о тех местах, где удалось побывать, и хочется сохранить их в памяти и показать друзьям. В этом случае и критерии должны быть иными, не столь требовательными и более щадящими. А есть еще одна большая категория фотолюбителей, которые считают фотографию искусством. Это, пожалуй, самый интересный аспект фотографии, и мне хотелось бы поговорить сегодня об этом и попытаться затронуть, а может быть, и ответить на некоторые из вопросов.

   Прежде всего, что объединяет и роднит фотографию с живописью, в частности, и с изобразительным искусством вообще? Какие здесь критерии отбора, и, если фотография — одна из составляющих изобразительного искусства, то применимы ли к ней аналогичные оценки?

   Для кого-то искусство должно быть, прежде всего, прекрасным, для других — реалистичным, третьим важнее, передает ли оно настроение или чувство. Сколько в мире самых разнообразных картин: одни отличается почти фотографической точностью, другие намного схематичнее, зато очень точно передают настроение. Также и в фотографии. Где-то мы хотим выделить главный план, и отделить второстепенный, на каких-то фото пытаемся внести элементы импрессионизма, как в живописи, чтобы передать настроение!

   Одни люди полагают, что искусство должно выражать определенные идеи, другие предпочитают наслаждаться искусством ради искусства. Как раз по этому поводу импрессионисты и вели горячие споры — кто-то из них считал, что нужно воспроизводить сцены из современной жизни, других более интересовало изучение влияния света на предметы.

   Сегодня больше чем когда-либо от искусства требуют новизны и оригинальности. Художники, как и фотографы, постоянно стремятся раздвинуть границы того, что мы привыкли называть искусством. Сегодня среди предметов, которые выставляют художники, можно найти велосипедное колесо, поставленное на табуретку; груду кирпича; или чистое белое полотно, которое сменило «Черный квадрат» Малевича. Не отстают от них и фотографы, стремящиеся быть оригинальными, и выставляющие на всеобщее обозрение грязные подворотни, брошенные окурки или что-нибудь в этом роде. По-вашему, это похоже на искусство? Вероятнее всего, вы вообще не ожидаете встретить подобные вещи в художественной галерее! Разве то, что они находятся здесь, делает их искусством? Однако, они способны вызвать бурную реакцию и заставить взглянуть на вещи по-новому — а ведь именно к этому нередко стремятся и произведения традиционной живописи и современной фотографии. Как ни странно, но очень часто мнение художественного жюри, как например, на известном сайте «Фото.ру», не совпадает с мнением фотолюбителей!

   Если мы обратимся к истории искусств, то сможем увидеть, как менялись художественные стили и приемы с течением времени. Но лишь одно оставалось неизменным — настоящее произведение всегда должно волновать душу, не оставлять равнодушным никого, будь то картина или фотография.

   Многие люди интересуются, существуют ли какие-нибудь правила относительно просмотра картин? Я думаю, что для того, чтобы наслаждаться созерцанием живописного полотна, необязательно много знать о живописи, но знания, возможно, помогут вам получить больше удовольствия от картин. Также обстоит дело и с фотографией. Если вы знакомы с композицией, с золотым сечением, знаете, чем отличается выдержка от диафрагмы и т.д., вам легче оценить работы других и создать свою собственную фотографию. Я имею ввиду не просто нажать на кнопку затвора, а именно создать осмысленную и достойную фотоработу.

     В зависимости от того, что изображено, произведения живописи делятся на несколько групп, или жанров. Основные жанры: портрет, пейзаж и натюрморт. Все это есть и в фотографии. Еще в фотографии существует более мелкая градация по жанрам: репортаж, спорт, бытовые «зарисовки» или жанровые снимки, рекламная фотография, свадебная, подводная, в стиле «ню» и т.д. На самом деле таких жанров довольно много, но при этом каждый жанр имеет свою уникальную задачу, и здесь уже просматриваются приоритеты: портрет должен в первую очередь передать сущность человека,  пейзаж —  красоту ландшафта, репортаж  — ценность события, натюрморт  — форму и фактуру предметов, реклама — показ конкретной продукции…., а о задачах остальных жанров легко догадаться.

   В произведениях живописи всё пространство, как правило, организовано: его композиция такова, что заставляет нас воспринимать картину определенным образом. Наиболее важные персонажи или предметы, которые должны привлечь внимание зрителя, могут выделяться размерами, яркостью красок; художник может поместить их в центре полотна. Чтобы помочь зрителю понять смысл картины, художники зачастую помещают на ней скрытые подсказки — символы. Иногда они связаны с общими понятиями. Например, книга символизируют учение, меч или другое оружие — битвы, а цветущая ветвь дерева или цветок— красоту и наслаждение. Кроме того, символы помогают понять, кто изображен на картине. Известные персонажи, например святые, часто изображаются с символическими предметами, ассоциирующимися с историей их жизни, так что знатоки могут понять, кого художник представил на своей картине. На любых картинах можно найти множество подсказок — вот только нужно знать, что искать. В фотографии в большинстве случаев мы лишены таких возможностей. Я не имею ввиду студийные или надуманные фото, когда можно и умную книгу всучить тому, кого вы снимаете, или корону одеть на его голову. Как правило, фотограф решает эти проблемы с помощью грамотной композиции снимка, подбором нужного света, и выделением главного и второстепенного плана.

       Для восприятия картины или фотографии также очень важно знать, с какой целью она создавалась: хотел ли художник украсить ею дворец или писал ее для церкви? А фотограф снимал что-то для семейного альбома на память или готовил ее для всеобщего обозрения на выставке или на популярном сайте. Может быть, выставочные экземпляры должны восхищать посетителей своей красотой или заставлять их задуматься о выраженных в картине или фотографии идеях? Есть ли вообще в произведении какой-нибудь политический, социальный или моральный подтекст или главное в нем — выразить эмоции? Художник Ренуар, например, писал, что ему вздумается, а люди покупали его картины просто потому, что они им нравились.

   Вот мы и подошли к главному вопросу. Надо задать себе такой вопрос: нравится ли вам фотография или нет — и почему? Искусство вызывает у людей глубоко личные чувства, так что можно сказать, что это дело вкуса, а вкусы меняются. В области вкуса нет правил. Поэтому у людей могут быть весьма разные представления о том, что такое хорошая фотография или живопись.

   Давайте зададим тот же вопрос по-другому: почему одни фотографии нам нравятся, а другие нет. Большинство, наверно, скажет, чтобы фотография нравилась, она должна быть красивой! Кто же против этого будет возражать? Но проблема в том, что в понятие «красивая» каждый опять-таки вкладывает свои представления о красоте и свой идеал. Кому-то нравятся блондинки, а кому-то брюнетки! Один любит арбуз, а другой — свиной хрящик! Пойдем дальше. Кто-то добавит, что фотография должна быть идейной, художественной и информативной — тоже правильно! Никто не будет возражать и против того, что она должна быть качественной, т.е. снята с хорошим контрастом, точным цветовым балансом, правильно откадрирована, короче говоря, технически безупречна, т.е. «цвет-свет-композиция»! Некачественную фотографию вы отвергните сразу. Как видите, ответов на поставленный вопрос может быть очень много, и, как правило, опять они будут субъективны. Чему отдать приоритет? Тем не менее, мне хочется, и давайте вместе попытаемся найти объективные или признанные критерии отбора, если таковые вообще существуют в фотографии. А они должны быть, ведь регулярно проводятся фотоконкурсы, устраиваются фотовыставки, существуют худсоветы и жюри, которые руководствуются определенными критериями. Мне ни разу не приходилось быть в составе такого жюри, но как рецензент научных статей, я прекрасно знаком с правилами отбора статей для журналов. Глубоко убежден, что какой-то объективный аналог или набор правил должен быть и для отбора фотографий.

   В результате интернетовского поиска удалось установить, что критерии оценки, которыми руководствуются члены жюри, таковы: во всех номинациях оцениваются композиционные качества фото, художественные качества фото, профессионализм фотографа.

   Что касается оценки фотографии — она начинается с технического качества. Оно должно быть. Следом идет композиция. Она тоже должна быть. Не обязательно классическая, но обязательно обоснованная. Набор предметов, не выстроенный ни в какую систему, произведением являться не может. Ну а дальше начинается самое сложное. Если критерии оценки технического качества безусловны, оценки композиции, в общем, тоже достаточно объективны, то оценка собственно художественных достоинств сугубо субъективна. Насколько фотография выражает авторское отношение, что автор говорит своей работой, и насколько ему удалось донести свою мысль до зрителя и т.д. Причём тут оценка зависит и от соответствия фотографии назначению: например, прекрасные иллюстрации к репортажному тексту могут вообще не иметь самостоятельной ценности.

   В подтверждении этих мыслей мне хочется привести из Интернета 11 параметров, рекомендуемых Отделением фотографии Университета Огайо для оценки фото с точки зрения техники съемки, композиционного решения, и сюжетного решения.

Университет штата Огайо. Отделение фотографии.

Оцените ваш снимок с точки зрения:

а) техники съемки

1) Наличие резкости

2) Хороший контраст

3) Точный цветовой баланс

б) композиционного решения

1) Определяющий сюжетный план, поддерживающий и дополняющий фон

2) Введение случайного (неупорядоченного) в жесткую упорядоченную сцену

3) Введение цвета в монохромную сцену

4) Правило третей

5) Кадрирование

6) Избирательный фокус (творческое использование глубины резкости )

7) Отражение

8) Проводка

9) Ракурсная съемка

10) Ключевой момент развития ситуации

11) Линейная перспектива

12) Силуэт

в) сюжетного решения

1) Фотография активная или пассивная?

2) Этот снимок чего-то, чего никто не видел раньше или снимок чего-то привычного, но с принципиально новой точки зрения?

3) Ваш снимок описывает ситуацию быстрее, глубже, точнее, откровенней, полнее, чем это можно сделать одним напечатанным предложением?

4) Зафиксировано ли фотографией нечто более сложное и глубокое, чем простая констатация факта события?

5) Достаточно ли снимок эмоционален, чтобы возбудить те или иные сильные чувства у зрителя?

6) Достаточно ли снимок является цельным, хорошо закомпонованным и интересным, чтобы иметь право на существование без подписи и вне серии?

7) Если снимок имеет название (подпись), то насколько точно соответствуют идея снимка и название?

8) Если снимок имеет название (подпись), то насколько полно вы ответили этой работой на вопросы: кто? что? когда? где? и почему?

9) Если снимок имеет название (подпись), то насколько работа (снимок-подпись) объективна и однозначна?

10) Не является ли снимок безэмоциональной констатацией факта?

11) Насколько эффективен ваш снимок? Фотография должна завести, возбудить, восхитить, развлечь, или рассказать о чем-то вашему зрителю!.

Последняя фраза, которую я выделил жирным шрифтом, по-моему, является самой главной и определяющей!

В общем, у нас получилось следующее:

Снимок, в основе — индивидуальность, фактически — качественно и правильно снят, дополнительно — правильно и удобно представлен! Это надо помнить всегда! К этому необходимо стремиться для того, чтобы достигнуть результата, а именно, шедевра!

   И в заключение, не забывайте о трех «нет»:

   1) не снимай все, что видишь

   2) не печатай все, что снял

   3) не показывай все, что напечатал!

   Успехов вам и отличных фотографий!

07.12.2010

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "КАК СОЗДАТЬ ХОРОШУЮ ФОТОГРАФИЮ" есть 1 комментарий
  1. Елена:

    мне нравиться, но многие вещи абстрактны

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти