Название «Нерезкость» может или должнa бы быть во множественном числе «Нерезкости», потому что этот термин в фотографии может иметь много причин и много форм. И происхождение нерезкости может быть случайным или преднамеренным.
Случайная нерезкость
Она возникает в результате технологических или технических недостатков (см. дальше)
Технологические недостатки
Они могут быть вызваны дефектами сборки, старением или отсутствием технического обслуживания:
Децентрировка линзы или группы линз, которая приводит к размытию на части изображения, чаще всего на одной стороне изображения.
Неправильная установка рампы наводки на резкость ( НнР), которая приводит к невозможности получения резкости ни на бесконечности, ни на минимальном расстоянии фокусировки.
Задний или передний фокус из-за сдвига между точкой на экране видоискателя и точкой на матрице. Этот сдвиг происходит либо назад (задний фокус-back focus), либо вперед (передний фокус-front focus).
Слева = нормальный фок В середине = передний фокус Справа = задний фокус
Эта проблема обычно решается в камере — программа Точная наводка.
Точная настройка. Сдвиг может исходить от объектива и варьироваться от одного объектива к другому, поэтому его необходимо корректировать объектив за объективом. Он также может исходить от камеры, в этом случае его необходимо корректировать для всех объективов. Выбор присутствует в программе Точной настройки автофокуса (АФ). Название программы может варьироваться в разных марках аппарата. Если этих возможностей коррекции не хватает, необходимо обращаться в Отдел техпомощи Фирмы, предоставив соответствующую линзу ( или линзы).
Пыль или плесень в объективе, создающая локальное размытие. Пыль можно удалить, для чего требуется очистка с частичной разборкой объектива и тщательным повторным центрированием при сборке. Плесень гораздо серьезнее; ее удаление может стоить дорого, даже дороже, чем замена линзы, если не исключен рецидив и плесень повреждает поверхность обработки. Оценки в серьезных случаях, как правило, сдерживающие.
Технические недостатки
Они вызваны неправильной практикой съемки.
Нерезкость от движения камеры
Это происходит из-за слишком маленькой выдержки, которую не может компенсировать ОС ( Оптический Стабилизатор) камеры (или объектива). Весь снимок размыт или имеет несколько наложенных друг на друга изображений, которые не являются полностью резкими, если во время съемки присутствует вибрация. Около предельных выдержек (ниже или близких к тем, которые ОС может «восстановить» (см. ниже), физические жесты, поза тела, манера держать камеру могут привести к нерезкости или нет.
Спуск затвора, осуществляемый движением только двух последних фаланг указательного пальца, гарантирует оптимальную стабильность. Если спуск затвора осуществляется жестом, мобилизующим мышцы кисти и предплечья, вероятность того, что снимок будет нерезким, а также кривым, значительно выше, даже если активирована функция ОС. Этот жест, широко называемый «мелкой моторикой», является естественным, но его также можно получить или улучшить путем тренировки.
Другие физические параметры могут вызывать (или уменьшать) нерезкость от движения.
Осанка: ноги врозь для расширения площади опоры, оси стоп под углом для улучшения поперечной и продольной устойчивости. Точка (точки) опоры, где это возможно.
Дыхание: рекомендуется апноэ, что снижает частоту сердцебиения и уменьшает его отдачу в руки (вибрации передаются на камеру) и обездвиживает грудную клетку, а значит и руки.
Манера держать камеру с объективом, наконец, способствует его стабилизации, особенно при использовании «больших» телеобъективов (300 мм и зумов 70-200, 100-300). Итак, 300 мм телевик лучше держать левой рукой под корпусом объектива как можно ближе к бленде, чтобы уменьшить нависание. Это также относится к зажимам, в которых резьба для крепления штатива расположена в центре тяжести узла объектив-камера.
Весь вопрос позы должен быть замечен и проанализирован, чтобы быть оптимальным для каждого фотографа. Спуск затвора — это ключевой момент фотографии, который необходимо учитывать, как и состояние оборудования, поскольку это одно из важнейших звеньев фотографического акта.
Примечание: Во времена пленочных камер без какой-либо стабилизации неписаное правило гласило, что для получения резкой фотографии необходимо выбирать скорость, непосредственно превосходящую фокусное расстояние объектива. Так, с объективом 85 мм вы не должны снимать ниже 1/100-1/125 с, с 135 мм — не ниже 1/250 с, с 300 мм — не ниже 1/500 с. Эти цифры могут быть использованы в качестве основы для расчета с поправкой на стабилизационные взносы.
С SR можно использовать 300 мм при 1/60 с. Даже с учетом х 1,5 (коэффициента умножения перехода на АПС (APS) 450 мм остается ниже 1/500 с, можно снимать со скоростью 1/60 с. Практика показывает, что результат варьируется от одного человека к другому, а у одного и того же человека — в зависимости от того, применяет ли он вышеуказанные правила или нет… и в зависимости от его усталости в момент съёмки.
Нерезкость от движения
Она связана с выбором выдержки, которая не фиксирует движения (~1/30-60, или даже 1/125-500 сек). Это приведет к получению резких снимков с размытыми движущимися объектами. Существует очевидная корреляция между временем экспозиции и скоростью движения движущихся объектов. Этого размытия можно избежать, используя более короткую выдержку. Но его можно использовать и намеренно (см. ниже).
Нерезкость от глубины резкости
Она обычная нерезкость, связанная с выбором диафрагмы и расстоянием наводки на резкость. Нерезкость от глубины резкости может быть дефектом, если точка наводки на резкость была выбрана неудачно по отношению к объекту съемки и замыслу фотографа. Для данного фокусного расстояния, глубины фотографии (расстояние между фотографом и бесконечностью фотографии -500м, 1000м, 3 км…) с диафрагмой, выбранной между ПО и 4, наводка на резкость на расстоянии 50 м будет создавать размытие фона, а наводка на резкость на расстоянии 500 м — размытие переднего плана. Итак, две совершенно разные картины. Необходимо грамотно выбрать не только диафрагму, но и положение МПД в кадре. В действительности, размытость от глубины резкости является лишь периферийным дефектом. В большинстве случаев размытие является намеренным. Смотреть первую фотографию и Вторую статью.
Могут быть другие недостатки, как неправильная выдержка, практически невозможна с современными аппаратами.
Le titre «Le flou» pourrait ou devrait être «Les flous». Car le flou en photo peut avoir plusieurs causes et plusieurs formes. L’origine du flou peut être involontaire ou intentionnelle.
Le flou involontaire
Il résulte de défauts technologiques ou techniques.
Les défauts technologiques
Ils peuvent provenir de carences de montage, de vieillissement ou de manque d’entretien:
— décentrement d’une lentille ou d’un groupe de lentilles qui amène un flou sur une partie de l’image, le plus souvent sur un côté de l’image.
— mauvais réglage de la rampe de MAP qui conduit à l’impossibilité d’obtenir la MAP soit à l’infini, soit à la distance minimale de mise au point.
— back ou front focus dû à un décalage entre le point sur le dépoli du viseur et le point sur le capteur. Ce décalage est vers l’arrière (back focus) ou vers l’avant (front focus). Ce problème se résout généralement dans le boitier dans le programme Ajustement AF précis. Le décalage peut provenir de l’objectif et varier d’un objectif à l’autre, il faut alors le corriger objectif par objectif. Il peut aussi provenir du boitier, il faut alors le corriger de la même façon pour tout les objectifs. Le choix est présent dans l’Ajustement AF précis ou autre intitulé selon les marques. Si ces possibilités de corrections ne suffisent pas, il faut confier la correction au SAV de la marque en fournissant le ou les objectifs concerné(s).
— poussières ou moisissures dans l’objectif qui créent des flous localisés. Les poussières peuvent être enlevées, ce qui nécessite un nettoyage avec démontage partiel de l’objectif et un recentrage soigneux au remontage. Des moisissures sont beaucoup plus graves; s’en débarrasser peut revenir cher, voire plus cher qu’un remplacement de l’objectif quand la récidive n’est pas exclue et que les moisissures endommagent le traitement de surface. Les devis dans les cas sérieux sont généralement dissuasifs.
Les défauts techniques
Ils proviennent de mauvaises pratiques à la prise de vue.
Le flou de bougé
Il est dû à une vitesse trop faible pour être compensé par le SR (shake réduction) du boiter (ou de l’objectif). Toute la photo est floue ou comporte plusieurs images superposées, elles-mêmes pas totalement nettes en cas de vibrations pendant la prise de vue. Aux alentours des vitesses limites (inférieures ou proches de celles que le SR peut «récupérer»(voir plus loin), la gestuelle physique, la posture du corps, la façon de tenir l’ensemble boitier objectif peuvent amener un flou ou non.
Un déclenchement obtenu par un mouvement des seules deux dernières phalanges de l’index garantit une stabilité optimale. Si le déclenchement est obtenu par un geste qui mobilise les muscles de la main et de l’avant bras, la photo est a beaucoup plus de chance d’être floue, et également de travers, même SR activé. Cette gestuelle, globalement appelée «motricité fine» est naturelle, mais elle peut aussi être obtenue ou améliorée par l’entrainement.
D’autres paramètres physiques peuvent causer (ou réduire) le flou de bougé.
— la posture: pieds écartés pour élargir l’assise au sol, axes des pieds créant un angle pour améliorer la stabilité latérale et longitudinale. Point(s) d’appui quand c’est possible.
— la respiration: l’apnée est conseillée, ce qui a pour effet un abaissement du rythme cardiaque et une diminution de ses répercutions dans les mains (les vibrations sont transmises au boitier) et une immobilité de la cage thoracique, donc des bras.
la façon de tenir l’ensemble boitier-objectif, enfin, participe à le stabiliser, particulièrement avec les «gros» téléobjectifs (300mm et zooms 70-200, 100-300). Ainsi il vaut mieux tenir un 300mm en le tenant de la main gauche placée en dessous le plus près possible du pare soleil, de façon réduire le porte à faux. On retrouve ce principe avec les colliers de fixation dont le filetage pour le pied est placé au centre de gravité de l’ensemble objectif-boitier.
Toute cette problématique de posture doit être observée et analysée pour être optimisée par chaque photographe. Le déclenchement est un moment central de la photographie qui doit être pris en compte, comme l’état de son matériel, car il est un des maillons incontournables de l’acte photographique.
Nota. A l’époque des appareils argentiques sans aucune stabilisation, un règle non écrite disait que pour obtenir une photo nette, il fallait choisie une vitesse immédiatement supérieure à la focale de l’objectif. Ainsi avec un objectif de 85mm il ne fallait pas descendre au dessous du 1/125sec, avec un 135mm pas au dessous du 1/250sec, avec un 300mm pas en dessous du 1/500sec. Ces chiffres peuvent être utilisés comme base de calcul corrigée des apports de la stabilisation.
Avec le SR on pourrait utiliser un 300mm à 1/60sec. Même avec le coefficient multiplicateur APS-C 450mm restant inférieur à 1/500sec, on doit pouvoir shooter au 1/60sec. La pratique montre que le résultat est variable d’un individu à l’autre, et pour un même individu, variable selon qu’il applique les règles indiquées ci-dessus ou pas … et selon son état de fatigue.
Le flou de mouvement
Il est dû au choix d’une vitesse qui ne fige pas les mouvements (~1/30-60, voire 1/125-500 sec). Ce qui donnera des photos nettes avec des objets mouvants flous. Il y a évidemment une corrélation entre le temps de pose et la vitesse de déplacement des objets mouvants. Ce flou peut être évité par un temps de pose plus court. Mais il peut aussi être utilisé intentionnellement (Voir plus loin).
Le flou de profondeur de champ
C’est un flou normal, lié au choix du diaphragme et à la distance de MAP. Le flou de PdC peut être un défaut si le point de MAP a été mal choisi par rapport au sujet de la photo et à l’intention du photographe. Pour une focale donnée, la profondeur de la photo (distance entre le photographe et l’infini de la photo -500m, 1000m, 3km…) avec un diaphragme choisi entre la PO et 4, une MAP à 50m va produire un flou d’arrière plan, alors qu’une MAP à 500m va produire un flou d’avant plan. Donc deux photos totalement différentes. Ce n’est pas seulement le diaphragme qui doit être choisi judicieusement, mais aussi la position de la MAP dans la photo. Dans les faits, le flou de PdC n’est un défaut que de façon périphérique. Dans la majorité des cas, le flou est intentionnel.
Навигация
Предыдущая статья: ← НЕДАЛЕКО ОТ ПАРИЖА — ВЕРСАЛЬСКИЙ ЗАМОК Le CHATEAU de VERSAILLES
Следующая статья: НЕРЕЗКОСТЬ — Часть 2 LE FLOU — Partie 2 →