НЕРЕЗКОСТЬ — Часть 2 LE FLOU — Partie 2

ПРЕДНАМЕРЕННАЯ НЕРЕЗКОСТЬ
Как видно из названия, это результат добровольного выбора. Онo может быть разных видов.

Нерезкость  глубины резкости … и результирующее боке
Теоретическое напоминание: чем больше открыта диафрагма, тем более выраженным будет боке и тем более важной будет соответствующая область. Качество боке зависит от каждого объектива, от качества лепестков его диафрагмы, их формы и количества, в настоящее время для получения идеального круга используется 9 лепестков, в 50-60 годы выпускались объективы с 20 лепестками. Два объектива с одинаковым фокусным расстоянием могут давать разные зоны глубины резкости и разное боке. Это боке, конечно, может позволить вам скомпоновать фотографию, играя с размытой областью или областями.

Пиво в бокале - расстояние ≈ 40см - Пентакс К 5 IIs + 50mm /f:2 > всё смазано кроме пенистого пива...

Пиво в бокале — расстояние ≈ 40см — Пентакс К 5 IIs + 50mm /f:2 > всё смазано кроме  пива…

Контр-свет с наводкой на первый план - Пентакс К-5 IIs (АПС-С) с 300мм f/4

Контр-свет с наводкой на первый план — Пентакс К-5 IIs (АПС-С) с 300мм f/4

Маки - наводка на резкость на близкий первый план, следующий план далек, так, что, несмотря на диафрагму f/8, только первый план резок, весь фое смутен, на что я расчитал.

Маки — объектив: Pentax F 50/1,4- наводка на резкость на близкий первый план, следующий план далек, так, что, несмотря на диафрагму f/8, только первый план резок, весь фон смутен, на что я рассчитывал.

Компзиция с маками - наводка на резкость на близкий план с диафрагмой на 2,8 даёт узкую зону резкости ( не больше 10 см) - задний план совершенно смутен

Композиция с маками — наводка на резкость на близкий план с диафрагмой на 2,8 даёт узкую зону резкости ( не больше десяти сантиметров ) — задний план, даже близкий —  совершенно смутен

Компзиция с маками 2 - работа подобного типа. Разница в том, что больше переднего плана и что задний план освешен. Подход близок к предыдущему но результаты отличаются.

Композиция с маками 2 — работа подобного типа. Разница в том, что больше переднего плана и что задний план освещен. Подход близок к предыдущему но результаты отличаются.

Наводка на резкость на первый план - узкая глубина резкости на нем, подчеркнутая туманом

Наводка на резкость на первый план — узкая глубина резкости на нем, подчеркнутая туманом

Пожарный пункт в Бобуре - Измерение света и навдка на резкость на 1 ом плане - В условиях контр-света фон одновременно размыт и передержан. и

Пожарный пункт в Бобуре — Измерение света и наводка на резкость на 1 ом плане — В условиях контр-света фон одновременно нерезок и передержан.

На реке Сен - снимок снят зумомТамрон 28-75/2,8 на фокусе 35мм f:4 - резкость на первом плане, дальний план (~ ∞) чуть мягче и светлее

На реке Сена — снимок снят зумом Тамрон 28-75/2,8 на фокусе 35 мм f:4 — резкость на первом плане, дальний план (~ ∞) чуть мягче и светлее — Кэт Аут.

Лионский Вокзал - объектив зум Тамрон 28-75мм/2,8 на 75мм, f:6,3 - резкость на двух клиентов (≈ 5 м) - зона резкости от 3,5м до 7м.

Лионский Вокзал — объектив зум Тамрон 28-75 мм/2,8 на 75 мм, f:6,3 — резкость на двух клиентов (≈ 5 м) — зона резкости от 3,5 м до 7 м.

В кафе - объектив зум Тамрон 28-75мм/2,8 на 70мм f:5,6 - план резкости на человека - 1 ый план размыт - стаканы слева (чуть дальше) тоже размыты - фон совсем размыт.

В кафе — объектив зум Тамрон 28-75мм/2,8 на 70 мм f:5,6 — план резкости на человека — 1 ый план размыт — стаканы слева (чуть дальше) тоже нерезки — фон совсем размыт.

Общая нерезкость
Его можно получить, проецируя туман (выдыханием) или микрокапли воды (фоггер) на переднюю линзу (или фильтр). Компания Кокен (Cokin) выпускает туманный фильтр, который позволяет получить тот же результат без риска для объектива. Полученный эффект похож на эффект общего тумана, который в свое время использовал Гамильтон. Эффект, который несколько утратил свою привлекательность. Естественный туман более естественен. Нерезкость можно получить с помощью естественного фильтра на переднем плане, грязного, запотевшего или мокрого окна; на втором снимке внизу — с помощью темной шторы. Фокус сделан на фахверковом доме, через занавес.

Снимок через оконную тюлевую занавеску

Снимок через оконную тюлевую занавеску

Нерезкость  от  движения объекта
Частичная нерезкость, получаемая при использовании выдержки, достаточной для фиксации неподвижного или очень медленного объекта, но не фиксирующей или только частично фиксирующей движущихся людей или объекты. Они становятся размытыми изображениями или изображениями-призраками. Некоторые всемирно известные фотографы широко использовали этот процесс.

Смена караула у Тройцкой Башни. Кадр снят 20-35мм/4 на 35мм при f:5,6 1/60- поднятые сапоги размыты из-за движения, даьный план чуть нерезок, он вне зоны резкости

Смена караула у Троицкой Башни. Кадр снят 20-35мм/4 на 35 мм при f:5,6 1/60 Поднятые сапоги размыты из-за движения, даьний план чуть нерезок, он вне зоны резкости

Спиннинг
Он заключается в следовании за движущимся персонажем (или объектом), чтобы зафиксировать его. Эта техника выполняется путем выбора достаточно длинной выдержки, чтобы фон был размыт полосами цвета, идущими горизонтально в направлении, противоположном движению камеры. Пример: на снимке бегуна, сделанном с экспозицией 1/15 -1/8 секунды, тело может быть резким, а руки и ноги ниже колена будут размытыми.
Такое размытие рисует кривые, которые прослеживают чередующиеся движения рук, ног и икр. Этот процесс используется в спортивной фотографии, но не очень часто, поскольку требует большого мастерства и включает в себя изрядную долю случайности, то есть счастливый результат не гарантирован… Но у него есть преимущество — стирание ненужных и непривлекательных фонов — стендов, рекламы и т.д.

Нерезкость движущейся камерой
Для движения камеры требуется более низкая скорость, что позволяет камере двигаться в течение времени экспозиции. Движение может осуществляться различными способами, ходьбой или ездой, панорамированием, вращением вокруг оси объектива… Полученные изображения будут различаться в зависимости от скорости движения камеры.

Но коммент ...

Без комментариев …

Париж - Ла Дэфенс. Размытость от вращения камеры вокруг оптической оси объектива, незадолго после спуска - Пентакс К-5 IIs, выдержка 0,4 ск f/13 Iso200

Париж — Ла Дефанс. Размытость от вращения камеры вокруг оптической оси объектива, незадолго после спуска — Пентакс К-5 IIs, выдержка 0,4 ск f/13 Iso200

Нерезкость на длинной выдержке
Оно делается с помощью совершенно неподвижной, устойчивой камеры, желательно установленной на штативе.
Вариант 1
длинная выдержка зафиксирует пейзаж — статичный — и создаст след всего, что движется. Яркие света будут хорошо зафиксированы на снимке, слабые — нет, или в виде призрачных изображений, например, проезжающие мимо автомобили будут оставлять белые или красные длинные внушительные шлейфы от фар, если положение осей движения было выбрано удачно. Люди в общественном месте будут давать призрачные образы и не будут узнаваемы, но будут присутствовать в совершенно чётком месте. Последний тип фотографий лучше всего делать на длинных выдержках от одной до нескольких секунд, а то и минут.

Тогда Набережные были имением автомобилей!

Париж, Набережная Селестинов ночью — классические шлейфы задних фар машин

 

Ночная периферийная автодорога - Пентвкс LX прикреплен на штативе за передним стеклом манины, диафрагма f/16, пленка Velvia Iso50, что дает долгую выдержку = результат редкий! Снимок без всякой постобработки.

Париж — Ночная периферийная автодорога — Пентакс LX прикреплен на штативе за передним стеклом машины, диафрагма f/16, пленка Velvia Iso50, что дает долгую выдержку = результат редкий!    Снимок без всякой постобработки.

Вариант 2
Это коктейль из двух последних процессов, также с довольно длинной выдержкой, камера сначала фиксируется (ненадолго), затем перемещается. Такой способ съемки позволяет запечатлеть мимолетный образ персонажей, размытый нерезкостью, которая зависит от движения. Мимолетный образ делает персонажа (или персонажей) присутствующим, не позволяя их идентифицировать, но он делает их присутствующими. Это полностью меняет характер фотографии. Фотографирование в положении стоя следует практиковать с отсоединенной оптической стабилизацией (ОС) камеры.

Кадр снят метро при f:16 для болшой глубины резкости ... и долгй выдержкы: 1,3 сек. Изображение полностью размыта, но с призраками, близкий светильник - с шлейфом.

Кадр снят в метро при f:16 для болшой глубины резкости … и долгой выдержкы: 1,3 сек. Изображение полностью размыта, но с призраками, близкий светильник — с шлейфом.

В последние годы нерезкость как-то вышла из моды, и появление цифровой фотографии, безусловно, является одним из факторов такого явления. С технической точки зрения до недавнего времени при длительной выдержке получались снимки, которые были настолько шумными, что их можно было только выбросить.
Ситуация изменилась, неприязнь к нерезкости осталась. Жаль, ведь она приносит глубину в построение фотографий, структурирование последовательных планов, зон малой интенсивности, которые не может заменить ни один другой процесс.
Повсеместно распространенная теория о том, что в Photoshop можно сделать все в постобработке, к сожалению, неточна. Вы не можете делать все, по крайней мере, не естественным путем.
Случайность отсутствует в постобработке, а случайность — великий, незаменимый актер творения, несмотря на то, что верят в постобработку поклонники фотошопа. Нерезкость — это способ визуализации движения, который также ничем не заменен. Короткие выдержки, в 4-8 раз превышающие те, что были доступны двадцать лет назад, позволяют фиксировать быстрые движения в различных видах спорта.
Полученные фотографии позволяют очень хорошо анализировать спортивные жесты, но уже не дают ощущения движения. Они дают превосходное научное видение, ценное, но которое постепенно вытесняет эстетические и поэтические изображения, в которых нерезкость была полноценным составляющим элементом.
В общем, размытость позволяет вызывать эмоции, оставляя зрителю свободу для мечтаний, не связывая его с представлением без всякой возможной интерпретации. Очень резкие, высокой четкости изображения почти исключительно описательные, информативные, ближе к технологическим достижениям, чем к поэзии. Нет уверенности, что художественное выражение и выражение в целом что-то выиграет от этого. Любое обеднение художественных средств — это обеднение фотоискусства.
Да здравствует разнообразие творческих средств. Размытость мертва. Да здравствует размытость!

Le flou intentionnel
Comme son nom l’indique il résulte d’un choix volontaire. Il peut être de plusieurs natures.

Le flou de profondeur de champ   … et le bokeh qui en résulte
Petit rappel théorique: plus le diaphragme est ouvert, plus le bokeh sera marqué et la zone concernée importante. La qualité du bokeh est propre à chaque objectif, à la qualité des lames de son diaphragme, leur forme et leur nombre, actuellement 9 pour obtenir un cercle parfait, on en a produit dans les années 50-60 avec 20 lames. Deux objectifs de même focale peuvent donner des zones de PdC différentes et des bokehs également différents. Ce bokeh peut bien sûr permettre de composer sa photo en jouant de la zone ou des zones floues.

Le flou général
Il peut être obtenu par projection de buée (haleine) ou de micro-gouttelettes d’eau (brumisateur) sur la lentille frontale (ou un filtre). Cokin produit un filtre brouillard qui permet d’obtenir le même résultat en ne risquant pas l’objectif. L’effet obtenu est celui d’un brouillard général, utilisé par Hamilton en son temps. Effet qui a quelque peu fait son temps. Le brouillard naturel reste plus naturel. Le flou peut être obtenu par un filtre naturel au premier plan, une vitre sale, embuée ou mouillée; dans la seconde photo ci-dessous par un rideau sombre. La MAP (mise au point) est faite sur la maison à colombages, à travers le rideau.

Le flou de mouvement
Le flou partiel obtenu par une vitesse suffisante pour figer ce qui est immobile ou très lent, mais ne fige pas ou partiellement les personnages ou objets en mouvement. Ceux-ci deviennent des images estompées ou des images fantômes. Certains photographes mondialement connus ont beaucoup utilisé ce procédé.
Le filé
Il consiste à suivre un personnage (ou objet) en mouvement pour le fixer. Cette technique se fait en choisissant une vitesse assez basse pour que le fond soit flou en donnant des bandes de couleur filant à l’horizontale dans le sens inverse du déplacement du boitier. Exemple: Sur un coureur à pied pris en filé -avec un temps de pose de 1/15 -1/8sec., le corps peut être net, les bras et les jambes au dessous du genou seront flous.
Ce flou dessinant des courbes qui retracent les mouvements alternatifs des bras et des pieds et des mollets. Ce procédé est utilisé en photographie sportive, mais pas très souvent, car il nécessite un grand savoir faire et comporte une dose non négligeable d’aléatoire, c’est à dire que les résultats heureux ne sont pas garantis… Mais elle présente l’avantage de gommer les arrière-plans inutiles et peu esthétiques- tribunes, pubs, etc.

Le flou de bougé
Par mouvement du boitier. Nécessite une vitesse plus lente, qui permet de déplacer le boitier pendant le temps de pose. Ce déplacement peut se faire de façons variées, déplacement en marchant, ou en roulant, rotation panoramique, rotation dans l’axe de l’objectif… Les images obtenues seront variables selon la vitesse de déplacement du boitier.
Le flou par pose longue
Se pratique avec un boitier parfaitement immobile, stable, de préférence monté sur pied.
version 1
la pose longue va fixer le paysage -statique- et créer un filé de tout ce qui bouge. Les hautes lumières seront bien fixées par la photo, les basses lumières ne le seront pas, ou sous la forme d’images fantômes ou transparentes, par exemple des voitures circulant laisseront des trainées de phares, blanches ou rouges, saisissantes si l’on a bien choisi la position des axes de circulation. Des personnages dans un lieu public donneront des images fantômes et ne seront pas reconnaissables, mais bien présents dans un lieu parfaitement net. Ce dernier type de photo se fait de préférence à des vitesses longues de une à plusieurs secondes.
version 2
C’est un cocktail des 2 derniers procédés, avec une pose assez longue également, l’appareil est d‘abord fixe (brièvement), puis bouge. Cette façon de procéder permet de saisir une image fugace des personnages, brouillée par un flou qui dépend du mouvement. L’image fugace rend le(s) personnage(s) présent sans permettre de le(s) identifier, mais le(s) rend présent(s). Ce qui change complètement le caractère de la photo. Les photos sur pied doivent être pratiquées SR débrayé.
Le flou n’a plus la cote depuis quelques années, l’arrivée du numérique y est certainement pour quelque chose. Techniquement, jusqu’à des temps récents, les poses longues généraient des clichés bruités à tel point qu’ils ne méritaient que la corbeille.
La situation a changé, le désamour pour le flou est resté. C’est dommage, car le flou apporte à la construction des photos de la profondeur, de la structuration de plans successifs, des zones de faible intensité, qu’aucun autre procédé ne remplace.
La théorie galvaudée un peu partout, selon laquelle on peut tout faire en Post-Traitement (PT) sous Photoshop, est malheureusement inexacte. On ne peut pas tout faire, en tout cas, pas naturellement.
Le hasard est absent du travail de PT, or le hasard est un grand acteur de création. Irremplaçable, malgré ce que croient les adorateurs de Photoshop. Le flou est une manière de rendre le mouvement qui elle non plus n’a été remplacée par rien. Les vitesses élevées, 4 à 8 plus élevées que celles disponibles il y a vingt ans permettent de figer les mouvements rapides des différentes pratiques sportives.
Les photos qui en résultent permettent de très bonnes analyses de gestes sportifs, mais ne donnent plus à sentir le mouvement. Elles donnent une superbe vision de type scientifique, précieuse, mais qui a progressivement évincé les images esthétiques et poétiques, dans lesquelles le flou était un élément constitutif à part entière.
De façon plus générale, le flou permet d’évoquer, laissant le spectateur libre de rêver, sans l’enfermer dans une représentation sans aucune interprétation possible. Les images très piquées, de très haute définition, sont presque exclusivement descriptives, informatives, plus proches de l’exploit technologique que de la poésie. Il n’est pas sûr que l’expression artistique, et l’expression tout court aient à y gagner. Tout appauvrissement des moyens artistiques est un appauvrissement de l’art photographique.
Vive la variété des moyens de création. Le flou « est mort ». Vive le flou !

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "НЕРЕЗКОСТЬ — Часть 2 LE FLOU — Partie 2" оставлено 2 коммент.
  1. Спасибо, Валя! Замечательная и поучительная серия для фотолюбителей получилась из двух статей! Мне кажется, что очень не хватает к ней эпиграфа знаменитого фотографа Алена Адамса: «Нет ничего хуже чёткой фотографии с нечёткой идеей!» Когда глаза бегают по всей фотографии вверх и вниз, справа налево и непонятно, на что обращать основное внимание — фотография при этом много теряет. Искусственная размытость или нерезкость заднего плана или отдельных частей фото, как на авторском снимке Лионского вокзала, или красивое боке на фотографиях с маками, помогает выделить главное на фотографии! В этом основное достоинство размытия второстепенных частей фотографии. Я бы даже вместо термина «Преднамеренная нерезкость» использовал «Искусственная нерезкость», он лучше передаёт смысл сказанного, так как именно в этом я вижу ИСКУССТВО красивой фотографии. Ну, а если не всё получилось сделать таким реальным способом, то нам на помощь приходит Фотошоп. Постобработка как раз нужна для того, чтобы подкорректировать огрехи фотографии, доделать то, что ты хотел, но не получилось при съемке. Поэтому я считаю, что постобработка в Фотошопе и Искусственная нерезкость при съемке не исключают, а дополняют друг друга! Да здравствует разнообразие творческих подходов!

  2. Валя Уврие:

    Спасибо за комментарий. Я глобально согласен с тобой. Насчёт Фотошопа, мой подход исходит из сороколетней практики пленочной фотографии… Я привык обдумывать кадр во всех его параметрах до нажатия на спуск… От технических до компоновки.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти