Глубина резкости — это зона резкости, которая получается на фотографии. Эта зона представляет собой поперечный слой на фотографии. Слои следуют друг за другом от переднего плана к горизонту, который является фоном фотографии. Эта зона резкости может быть более или менее глубокой.
Эта область резкости зависит от трех факторов.
— Фокусное расстояние объектива. Глубина резкости обратно пропорциональна фокусному расстоянию. Чем короче фокусное расстояние, тем больше глубина резкости. Это очень важно в диапазоне от 14 до 50 мм. Затем она уменьшается с увеличением фокусного расстояния, но все медленнее и медленнее.
— Расстояние между камерой и объектом съемки. С увеличением этого расстояния увеличивается глубина резкости.
— Апертура диафрагмы. Чем шире диафрагма, тем ниже глубина резкости.
В плёночную эпоху, линзы оснащались гравировкой, позволяющей узнать эту глубину резкости. По обе стороны от фокусировочной метки, обычно красного цвета, были выгравированы две шкалы диафрагмы, полная апертура (ПА) которых располагалась со стороны метки.
22 16 11 8 5,6 4 2,8 2 1,4 I 1,4 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22
В зависимости от места, отведенного для гравировки, некоторые отверстия заменялись вертикальной полоской или вообще отсутствовали.
Заметьте разные зоны резкости на объективах. При апертуре f:8 : зона резкости > на 18мм = ∞ — ~0,9 на 35мм = ∞ — ~1,6м на 85мм = ∞ — ~11м
При выполнении наводки на резкость, взгляд на эту двойную шкалу позволял определить, насколько близко и насколько далеко фотография будет в фокусе. Это даже позволяло установить бесконечность напротив выбранной диафрагмы, чтобы получить минимальное расстояние резкости. Это был гиперфокус (Мы здесь будем так называть гиперфокальное расстояние). Что позволяло иметь максимальную глубину резкости. В течение многих лет, особенно при съемке пейзажей, я систематически работал в «гиперфокальном режиме».
Этот гиперфокус позволяет понять важность диафрагмы/апертуры в фотографии, ее определяющую роль в построении конечного кадра.
|
Есть и другая причина: большинство объективов дают лучшие снимки при f: 5, 6 и 8, т.е. когда используется центральная зона объектива. При полной апертуре объектив в целом не так хорош. А на очень маленьких апертурах 16 и 22 он дифрагирует, и снимки также становятся хуже.
Все это было известно в плёночную эпоху. Практика гиперфокуса терялась под влиянием двух изменений.
— Во-первых, широкое распространение зум-объективов, подкрепленное их растущим качеством. А обобщение зумов с двумя кольцами делало невозможным оснащение их гравировкой шкал глубины резкости.
— Затем обобщение Автофокуса.
Очень важно
— Помнить, что зона резкости находится на 1/3 впереди точки MAP и на 2/3 позади.
— И поиграть с диафрагмой перед съемкой, сделать наводки на резкость с учетом этого и проверить глазом в видоискателе перед тем, как завершить нажатия на спуск… или сделать тесты. С цифровой технологией все просто.
С цифровой технологией, фотографическая эволюция 90ых гг. не только продолжалась, но и ускорялась. Гиперфокус стал для фотографии тем же, чем Неандерталец является для человеческой истории.
La profondeur de champ (PdC) est la zone de netteté que l’on obtient dans une photographie. Cette zone est une couche transversale dans la photo. Les couches se succèdent du premier plan à l’horizon qui est le fond la photo. Cette zone, nette donc, peut être plus ou moins épaisse. Cette épaisseur dépend de trois facteurs.
— La focale de l’objectif. La PdC est inversement proportionnelle à celle focale. Plus la focale est courte, plus la PdC grande. Elle est très important de 14 à 50mm. Ensuite elle décroit avec l’allongement de la focale, mais de moins en moins rapidement.
— La distance appareil-sujet. La PdC augment en même temps que cette distance.
— L’ouverture du diaphragme. Plus le diaphragme est ouvert, plus la PdC est réduite.
A l’époque argentique les objectifs étaient munis de gravures permettant de connaître cette PdC. De part et et d’autre du repère de mise au point (MAP), le plus souvent rouge, étaient gravées deux échelles des ouverture, la pleine ouverture (PO) proche du repère.
22 16 11 8 5,6 4 2,8 2 1,4 I 1,4 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22
Selon la place disponible pour la gravure, certaine ouverture étaient remplacées par une barre verticale ou même omises.
Lorsque l’on faisait la MAP, un simple coup d’œil sur cette échelle permettait de voir entre quelle distance proche et quelle distance lointaine la photo serait nette. Cela permettait même de positionner l’infini en face de l’ouverture choisie pour connaitre la distance minimale de netteté. C’était l’hyperfocale. Qui permettait d’avoir la PdC maximale. Pendant de longues années, en paysage en. particulier, j’ai systématiquement travaillé en hyperfocale.
Cette hyperfocale permet de bien comprendre l’importance de l’ouverture dans la photographie, sa place déterminante dans la construction du cliché final.
Il existe une autre raison: la plupart des objectifs donnent de meilleures photos à f: 5,6 et 8, c’est à dire quand c’est la zone centrale de l’objectif qui est utilisée. A la PO l’objectif est généralement moins bon. Et aux toutes petites ouvertures 16 et 22 il diffracte et les photos sont également moins bonnes.
Tout cela était connu à l’époque argentique. La pratique de l’hyperfocale a été remise en cause par deux évolutions.
d’abord la banalisation des zooms, soutenue par leur qualité grandissante. Et la généralisation des zooms à deux bagues rendant impossible de les munir de gravures de PdC.
ensuite la généralisation de l’AutoFocus.
Il est important d’avoir présent à l’esprit que la PdC se répartit 1/3 devant le point de MAP et 2/3 derrière. Et de jouer avec l’ouverture avant la prise de vue, de faire la MAP en en tenant compte et de vérifier à l’œil dans le viseur avant de finir de déclencher … ou de faire des essais. Avec le numérique c’est facile.
Avec la numérique les avancées technologiques entamées dans les années 90 se sont poursuivies et accélérées. l’hyperfocale est pratiquement oubliée et assez difficilement praticable au jugé. Elle est pratiquement devenue à la photo ce que Néanderthal est à l’histoire de l’humanité. Il ne faut pas laisser la PdC le rejoindre…
Навигация
Предыдущая статья: ← НЕРЕЗКОСТЬ — Часть 2 LE FLOU — Partie 2
Следующая статья: НЕДАЛЕКО ОТ ПАРИЖА — ЗАМОК ФОНТЕНБЛО — Le CHATEAU de FONTAINEBLEAU →
Спасибо за интересную и полезную статью. Написано просто о сложном и нужном. Отдельная благодарность за отличные фото, выбранные для иллюстраций.
Покорнейше благодарю за столь добрый комментирий.