В предыдущих трёх частях рассказа о поездке в Восточную Лигурию (Часть1, Часть 2, Часть 3) показан город Санта-Маргерита и его ближайшие окрестности: Портофино и Камольи. В этой части начнётся рассказ о некоторых храмах Генуи, в которые удалось заглянуть во время двухдневной прогулки по городу.
Итальянские храмы – это отдельная и неисчерпаемая тема исследований и для специалистов-искусствоведов, и для обычных туристов, приезжающих в страну. Можно даже и не говорить о древности и красоте этих строений – это и так понятно. Меня вот другое удивляет.
За прошедшие годы я не один раз побывал в Италии, проехав 15 из 20-ти регионов страны, посещая и большие города, и совсем маленькие деревни. Так вот, заглядывая в местные церкви, ты по их внешнему виду никогда не сможешь заранее предположить, что там можешь увидеть внутри. И очень часто в непрезентабельном с виду строении могут оказаться такие сокровища, которым позавидуют любые музеи. Было немало ситуаций, когда просто «проходя мимо» заглянешь в какую-то церквушку – а там такая неожиданная красота!
Ещё иногда может удивить несоответствие размеров какой-нибудь сегодняшней итальянской деревушки внушительному храму в центре этой деревни. Но это объяснимо. Надо просто откатиться на три-четыре века назад и представить себе, как в те времена мог выглядеть город, стоявший на этом месте. А выглядеть он мог куда как более грандиозным, чем сегодня, и храм соответствовал тогда и значению, и статусу этого города. Все итальянские храмы, которые мы сейчас созерцаем, имеют многовековую историю и строительство их начиналось совсем в других условиях. Со временем город мог потерять своё значение, население поуменьшилось, а вот храм как был, так и остался. Правильная поговорка — строили на века!
Но вернёмся к храмам Генуи, которые мы видим сегодня в этом городе. Их история связана с величественной Генуэзской республикой, которая семь веков определяла историю развития Средиземноморья и Причерноморья. Являясь владычицей торговых путей и многих колоний, Генуя накопила огромные богатства, что позволяло городским властям и влиятельным семействам тратить их, в том числе, и на строительство дворцов и богато украшенных храмов. Вот значительную часть из них мы и можем сегодня увидеть в этом замечательном городе.
За два дня пешеходного путешествия по Генуе удалось заглянуть в восемь городских церквей. Везде в них можно было фотографировать, поэтому постараюсь показать, что получилось на фото.
Первый храм, в котором мы побывали, называется Базилика Святейшего Благовещения, а в оригинале —
Basilica della Santissima Annunziata del Vastato
В 1228 году на месте, где сейчас стоит этот храм, был основан монастырь и построена небольшая церковь. Три столетия монахи исправно несли здесь свою службу, пока не было принято решение о возведении на этом месте величественного готического храма. Строительство началось в 1520 году. Шло оно размеренно и неторопливо и так бы и завершилось лет через двести.
Но тут произошло вселенское событие в виде открывшегося в 1545 году Вселенского Тридентского собора — съезда иерархов католической церкви. Назревшие и актуальные вопросы внутреннего и внешнего устройства церкви и борьбы с идеями протестантов решались на этом съезде ни много ни мало, а целых 18 лет. За такой долгий срок успели обсудить не только догматы церкви, но и положения об архитектуре церковных строений. Тут и выяснилось, что построенная уже наполовину базилика новым положениям не соответствует. Поэтому проектировщиков и строителей обязали перестроить храм в стиле барокко. Пришлось начинать перестройку, что было намного разумнее, чем спорить с инквизицией.
Но возник финансовый вопрос — а за чей счёт начинать перестройку? Вот тут и помогли меценаты. На призыв откликнулось богатое семейство Генуи в лице олигархов Ломеллини. Они деньги дали, но, как и положено олигархам, дали с небольшим условием, что здесь в храме будет расположена их семейная капелла. Условие было не обременительным и реконструкция началась. Видимо, кредиторы денег не зажимали, что позволило нанимать самых лучших архитекторов и художников.
А художникам и скульпторам было где разгуляться в своих фантазиях — это же барокко, а не какая-нибудь мрачная готика, в которой стены зданий не нагружены излишним убранством. А вот барокко… это пышность и скульптура, лепка и позолота, игра цвета и тёплая гамма.
Короче говоря, уже в начале 17-го века основные переделки храма в стиль барокко были выполнены под руководством известного архитектора Таддео Карлоне. И вместо исходной аскетичной готической постройки появился совсем другой храм, оказавшийся одним из наиболее значимых творений барокко с великолепно спланированным и гармоничным интерьером, с прекрасными картинами и фресками.
Что вот ещё удивляет и даже поражает. Разбирая по приезду свои фотографии росписей купола и потолка этого храма, увеличивая их в масштабе, я обратил внимание на то, как тщательно прописаны художником все образы, все цветовые переходы с детализацией полутонов и теней на складках одежды! Ну, казалось бы, кто из посетителей сможет разглядеть на такой высоте без бинокля все эти нюансы? Это же не картина перед зрителем, к которой можно подойти и детально всё рассмотреть. Конечно, мастер-живописец всё это знал! Но он просто не умел по другому! Не умел! Не было халтуры. Вот может оттого и любуемся мы до сих пор такими творениями, как этот храм, созданный настоящими мастерами.
От входа в храм открывается вот такая прекрасная панорама зала с позолоченным потолком, опирающимся на мраморные ребристые колонны.
_
Купол оборудован большими окнами, впускающими солнечные лучи, которые дополнительно подчёркивают тёплую красоту позолоченного орнамента.
—
Если присмотреться, то можно заметить, что на некоторых участках потолка отсутствует роспись, а где-то она повреждена. Это следствие бомбардировок Генуи в 1943 году, при которых храм серьёзно пострадал. Часть отделки была безвозвратно утеряна. Но стены устояли и храм после войны был быстро восстановлен.
—
Боковые нефы церкви выполнены в одном стиле: центральная часть с красивыми витыми колоннами обрамляет или картину, или скульптурную композицию. В более широких пролётах с каждой стороны установлено по две колонны.
—
Здесь в более узких помещениях нефа вокруг картин возведено только по одной колонне с каждой стороны.
—
Здесь мы видим комбинацию и картин, и скульптур.
—
А здесь только скульптурные композиции.
На эту красивую мраморную трибуну для проповеди ( амвон византийского типа ) ведёт винтовая лестница из белого мрамора.
—
Покидая этот великолепный храм ещё раз обратим внимание на то, как много окон большого размера расположено на стенах и под потолком. Внешнее освещение очень хорошо продумано, делая храм торжественным и парадным.
—
А вот так фасад храма Сантиссима Аннунциата дель Вастато с классическими колоннами выглядит сегодня снаружи. Неоклассический фасад церкви был построен в 1830-е годы архитектором Карло Барабино.
—
Напоследок сравним эти два фасада: слева церковь Сантиссима Аннунциата дель Вастато, которую мы только что посетили, а справа (кто не сразу узнал) — Большой театр в Москве. Есть сходство…? Мне тоже кажется, что есть. А как ему не быть? Оба фасада — постройки первой половины 19-го века. Неоклассицизм зашагал по Европе.
Автор Валерий Ветров
Продолжение следует
Навигация
Предыдущая статья: ← Молдавия в фотографиях. Утро в Требуженах
Следующая статья: Молдавия в фотографиях. Пейзажи Молдовы →