ВОСТОЧНАЯ ЛИГУРИЯ. ХРАМЫ ГЕНУИ: Базилика Сантиссима Аннунциата дель Вастато. Часть 4

В предыдущих трёх частях рассказа о поездке в Восточную Лигурию (Часть1, Часть 2, Часть 3) показан город Санта-Маргерита и его ближайшие окрестности: Портофино и Камольи. В этой части начнётся рассказ о некоторых храмах Генуи, в которые удалось заглянуть во время двухдневной прогулки по городу.

Итальянские храмы – это отдельная и неисчерпаемая тема исследований и для специалистов-искусствоведов, и для обычных туристов, приезжающих в страну. Можно даже и не говорить о древности и красоте этих строений – это и так понятно. Меня вот другое удивляет.

За прошедшие годы я не один раз побывал в Италии, проехав 15 из 20-ти регионов страны, посещая и большие города, и совсем маленькие деревни. Так вот, заглядывая в местные церкви, ты по их внешнему виду никогда не сможешь заранее предположить, что там можешь увидеть внутри. И очень часто в непрезентабельном с виду строении могут оказаться такие сокровища, которым позавидуют любые музеи. Было немало ситуаций, когда просто «проходя мимо» заглянешь в какую-то церквушку – а там такая неожиданная красота!

Ещё иногда может удивить несоответствие размеров какой-нибудь сегодняшней итальянской деревушки внушительному храму в центре этой деревни. Но это объяснимо. Надо просто откатиться на три-четыре века назад и представить себе, как в те времена мог выглядеть город, стоявший на этом месте. А выглядеть он мог куда как более грандиозным, чем сегодня, и храм соответствовал тогда и значению, и статусу этого города. Все итальянские храмы, которые мы сейчас созерцаем, имеют многовековую историю и строительство их начиналось совсем в других условиях. Со временем город мог потерять своё значение, население поуменьшилось, а вот храм как был, так и остался. Правильная поговорка — строили на века!

Но вернёмся к храмам Генуи, которые мы видим сегодня в этом городе. Их история связана с величественной Генуэзской республикой, которая семь веков определяла историю развития Средиземноморья и Причерноморья. Являясь владычицей торговых путей и многих колоний, Генуя накопила огромные богатства, что позволяло городским властям и влиятельным семействам тратить их, в том числе, и на строительство дворцов и богато украшенных храмов. Вот значительную часть из них мы и можем сегодня увидеть в этом замечательном городе.

За два дня пешеходного путешествия по Генуе удалось заглянуть в восемь городских церквей. Везде в них можно было фотографировать, поэтому постараюсь показать, что получилось на фото.

Первый храм, в котором мы побывали, называется Базилика Святейшего Благовещения,  а в оригинале —

Basilica della Santissima Annunziata del Vastato

В 1228 году на месте, где сейчас стоит этот храм, был основан  монастырь и построена небольшая церковь.  Три столетия монахи исправно несли здесь свою службу, пока не было принято решение о возведении на этом месте величественного готического храма.  Строительство началось в 1520 году. Шло оно размеренно и неторопливо и так бы и завершилось лет через двести.

Но тут произошло вселенское событие в виде открывшегося в 1545 году Вселенского Тридентского собора — съезда иерархов католической церкви. Назревшие и актуальные вопросы внутреннего и внешнего устройства церкви  и борьбы с идеями протестантов решались на этом съезде ни много ни мало, а целых 18 лет. За такой долгий срок  успели обсудить не только догматы церкви, но и положения об архитектуре церковных строений. Тут и выяснилось, что построенная уже наполовину базилика новым положениям не соответствует. Поэтому проектировщиков и строителей обязали перестроить храм в стиле  барокко. Пришлось начинать перестройку, что было намного разумнее, чем спорить  с инквизицией.

Но возник финансовый вопрос — а за чей счёт начинать перестройку? Вот тут и помогли меценаты. На призыв откликнулось богатое семейство Генуи в лице олигархов Ломеллини. Они деньги дали, но, как и положено олигархам, дали с небольшим условием, что здесь в храме будет расположена их семейная капелла. Условие было не обременительным и реконструкция началась.  Видимо, кредиторы денег не зажимали, что позволило нанимать самых лучших архитекторов и художников.

А художникам и скульпторам было где разгуляться в своих фантазиях — это же барокко, а не какая-нибудь мрачная готика, в которой стены зданий не нагружены излишним убранством.  А вот барокко… это  пышность и скульптура, лепка и позолота, игра цвета и тёплая гамма.

Короче говоря, уже в начале 17-го века основные переделки храма в стиль барокко были выполнены под руководством известного архитектора Таддео Карлоне. И вместо исходной аскетичной готической постройки появился совсем другой храм, оказавшийся одним из наиболее значимых творений барокко с великолепно спланированным и гармоничным интерьером, с прекрасными картинами и фресками.

Что вот ещё удивляет и даже поражает. Разбирая по приезду свои фотографии росписей купола и потолка этого храма, увеличивая их в масштабе, я обратил внимание на то, как тщательно прописаны художником все образы, все цветовые переходы с детализацией полутонов и теней на складках одежды! Ну, казалось бы, кто из посетителей сможет разглядеть на такой высоте без бинокля все эти нюансы? Это же не картина перед зрителем, к которой можно подойти и детально всё рассмотреть.  Конечно, мастер-живописец всё это знал! Но он просто не умел по другому!  Не умел! Не было халтуры. Вот может оттого и любуемся мы до сих пор такими творениями, как этот храм,  созданный настоящими мастерами.

Desktop_001

От входа в храм открывается вот такая прекрасная панорама  зала с позолоченным потолком, опирающимся на мраморные ребристые колонны.

_

Храмы 1_40_039

Купол оборудован большими окнами, впускающими солнечные лучи, которые дополнительно подчёркивают тёплую красоту позолоченного орнамента.

Храмы 1_60_027

Храмы 1_40_042

Если присмотреться, то можно заметить, что на некоторых участках потолка отсутствует роспись, а где-то она повреждена. Это следствие бомбардировок Генуи в 1943 году, при которых храм серьёзно пострадал.  Часть отделки была безвозвратно утеряна. Но стены устояли и храм после войны был быстро восстановлен.

Храмы 1_45_029

Боковые нефы церкви выполнены в одном стиле: центральная часть с красивыми витыми колоннами обрамляет или картину, или скульптурную композицию. В более широких пролётах с каждой стороны установлено по две колонны.

Храмы 1_60_018

Храмы 1_60_031

Здесь в более узких помещениях нефа вокруг картин возведено только по одной колонне с каждой стороны.

—     Храмы 1_50 _001

Храмы 1_60_010

Здесь мы видим комбинацию и картин, и скульптур.

Храмы 1_60_015

А здесь только скульптурные композиции.

Храмы 1_60_032

Храмы 1_60_019

Храмы 1_60_026

На эту красивую мраморную трибуну для проповеди  ( амвон византийского типа )  ведёт винтовая лестница из белого мрамора.

Храмы 1_45_025

Покидая этот великолепный храм ещё раз обратим внимание на то, как много окон большого размера расположено на стенах и под потолком. Внешнее освещение очень хорошо продумано, делая храм торжественным и парадным.

Храмы 1_60_001

А вот так фасад храма Сантиссима Аннунциата дель Вастато с классическими колоннами выглядит сегодня снаружи. Неоклассический фасад церкви был построен в 1830-е годы архитектором Карло Барабино.

Сравнение-000

Напоследок сравним эти два фасада: слева церковь Сантиссима Аннунциата дель Вастато, которую мы только что посетили, а справа (кто не сразу узнал) — Большой театр в Москве. Есть сходство…?  Мне тоже кажется, что есть. А как ему не быть?  Оба фасада —  постройки  первой половины 19-го века. Неоклассицизм зашагал по Европе.

 

Автор Валерий Ветров

Продолжение следует

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти