Добродетели жителей города Левоча

Очаровательный городок Левоча (Levoča)  уютно расположился в долине  между Низкими Татрами и  Высокими Татрами. Самый высокий пик    всех Карпат —  Герлаховский Штит (Gerlachov Peak,  2654 м) находится не так уж и далеко от этого славного города.

Slovakia_topo-Levoca-3

На фоне своего высокого окружения  Левоча сияет  улыбкой    Ренессанса.  Вольный королевский город   Левоча  с достоинством  хранит в себе   черты прошлых веков от   Средневековья до Возрождения. 

IMG_0903-3

Герб города   Левоча 1550 года  и  барельеф 1615 года  на городской ратуше в наши дни.

Герб горда Левоча сохранился неизменным до нашего времени. Он представляет собой   щит, в червлёном  поле которого серебряный патриарший крест,лапчатый на концах, поставленный на изумрудную гору о трех вершинах и поддерживаемый  двумя серебряными вооруженными  коронованными  львами.   Червленый,  изумрудный  и серебряный  — это,  соответственно, красный и зеленый и белый цвета в геральдике. Красное поле символизирует  кровь, пролитую за сюзерена, религиозные или политические идеалы; зелёный цвет —  надежду, радость, изобилие, свободу, здоровье;  белый цвет — непорочность, мудрость, безмятежную радость, благородство, чистоту, откровенность, надежду, правдивость.  Двойной (патриарший) крест символизирует христианский крест, который использовался, начиная с IX века в  Византии и был принесен в Словакию Кириллом и  Мефодием  в 863 году. Два   вооруженных коронованных льва означают, силу,  мужество и великодушие. Три горные  вершины символизируют Матру, Татру и Фатру, область, издавна населённую словаками.. По библейской легенде именно на горе бог передал людям свои заповеди. Словаки, «дети Татр», ищут и находят в этих горах жизненную силу своего народа. Этот мотив отражен в гербе Левоча.

Самая старая письменная ссылка на Левоча датируется 1249 годом. Чуть позже, в  1271 году,   Левоча получил  Магдебургские права [1], которые   давали  преимущества   его купцам  и  ремесленникам,  это   обеспечивало поселению  экономический рост. А в  1317 году Левоча получил статус королевского вольного города. Этот статус в Средневековье либо присваивал король  за выдающиеся военные заслуги, либо его  покупали  сами горожане, если община было богатой.  А Левоча прославился как  военными заслугами  в войнах за первенство на Спише, так и    богатством  своих купцов и ремесленников. Надо сказать,  что   вольные горда   города становились  независимыми  от власти епископов и архиепископов,  а также получали права самоуправления, самостоятельного сбора налогов, военной обороны и судебной власти на своей территории. Другими словами,  вольные горда  могли тратить   заработанные деньги на   благоустройство и развитие,    а не кормить монастыри, епископов и архиепископов. В 1321 году широкие права были даны также  приезжим  торговцам, ремесленникам и владельцам шахт, чтобы привлечь их к поселению в Левоче.    Так что Левоча был процветающим  годом. В XV  веке Левоча,   расположенный на пересечении торговых путей между Польшей и Венгрией, стал богатым торговым  центром. Он экспортировал железо, медь, меха, кожу, кукурузу и вино. В то же время Левоча  был  важным культурным центром. В 1520 в школе в Левоча преподавал английский гуманист Леонард Кокс. В  1624 г.  в  Левоча уже  был печатный станок. А издатель Брюер из Виттенберга превратил свой книжный магазин в крупную типографию, которая  работала на протяжении более   150 лет. И наконец, здесь поселился один из самых известных средневековых резчиков по дереву Мастер Павел.  

В конце XV  начале XVI  веков яркого расцвета достигает деревянная алтарная скульптура, в которой реалистические устремления поздней готики сочетаются со светскими  и гуманистическими веяниями эпохи Возрождения.  Левоча и Кошице становятся  главными художественными центрами.  Своей вершины скульптура этого периода достигает   в творчестве мастера Павел из Левочи, автора Большого алтаря в соборе св. Иакова  (1508-1515) с изображением  сцен «Рождества» и «Тайной вечери». Его работам (скульптурам и рельефам) свойственна яркая жизненная выразительность, пластическая ясность мягких обобщенных форм, смелое построение планов [2].

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Большой алтарь собора св.  Иакова в Левоче.  Самый высокий позднеготический  деревянный алтарь в мире  (18,62 м) был изготовлен  из дерева липы  без использования металлических гвоздей или проволоки в 1507-1517 годах  в мастерской резчика Мастера Павела из Левочи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Центральная часть Большого алтаря

 Мастер Павела,  как отличный скульптор, живописец и резчик по дереву, заслужил в Словакии имя «второго Микеланджело». Но в отличие от великого флорентийца Микеланджело Буонарроти (1475-1564) «второй Микельанжело» — Павола из Левочи (1480-1546) был еще и талантливым  бизнесменом. Павола сумел добиться от отцов города права  на постройку  городские складов  с последующей сдачей  их в аренду приезжим торговцам и купцам от имени администрации города.  Вырученные средства шли в городскую казну. Так что искусство и коммерция в Левоча шли рука об руку. А центральная  площадь,  увенчанная ратушей и собором св. Иакова  стала называться  площадью Мастера Павла.

IMG_0866-3

На площади Мастера Павола  перед Старой ратушей Левоча и в наше время работают резчики по дереву.

Левочка  сохранил  высокий    культурно-экономический статус до конца 16-го века, несмотря на два разрушительных пожара: первый в 1550 году уничтожил почти всю готическую архитектуру, а другой случился  1599 году. В этот период процветания были построены несколько церквей,  школа, библиотека,  аптека. В Левоча были даже  свои врачи.

Богатство и  независимость от епископов  позволили  Левоча   стать центром Реформации [3]  и убежищем  для протестантов [4] всей  Словакии.  В это время в Западной    Европе пылали костры Святой Инквизиции [5],  людей сжигали  за сам факт самостоятельного  чтения Библии на родном языке и по другим, часто бездоказательным,  обвинениям в ереси. Сжигали даже детей, но в первую очередь,  по доносам сжигали  тех, у кого было что конфисковать.   Во многих  городах Европы    даже зажиточные    протестанты должны были собираться  на свои воскресные молитвы тайно,  в заброшенных   сараях,   далеко за  за городом. А в это  время гордость Левоча –  готический собор св.  Иакова (XIV-XV века),   южный фасад которого  сохранился с 1380 г.   стал     Протестантской церковью.   И только в мае 1995 Папа  Римский Иоанн Павел II  попросил  прощения за зло, причинённое католиками в прошлом представителям других  конфессий.  А в 2015 следующий папа римский    Франциск  присвоил собору св. Иакова в Левоча     титул Малой базилики. 

Все течет,  все изменяется:   в  античном обществе труд был не  престижен и считался уделом рабов, а  в  протестантских обществах занятия коммерцией причислялись к добродетелям. Свод  нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, в которой основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность его  труда и деловой успех. Протестантская этика дала толчок  предпринимательству, оправдав сметливость, богатство и процветание,  как богоугодные, освятив труд и  осудив праздность.

 Если в Католицизме  призрение нищих, т.е. традиционная  раздачи милостыни на паперти церкви,  считалось добродетелью, то Протестантизм это осуждал, а  вместо милостыни считал нужным   дать нуждающемуся возможность учиться ремеслу и работать. Особой добродетелью протестанта считалась бережливость. К числу  главных добродетелей  протестанта относились также трудолюбие   и  честность. В книге Макса Вебера  «Протестантская этика и дух капитализма»  [6] показано, что в странах, населенных  и  католиками,  и протестантами,  наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. При этом Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов.  Вебер различал также «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах. .

 А для нас,  как и для жителей города Левоча  XVI века,  яркая и доступная  модель современного капитализма была представлена на главной площади  Мастера Павола на стене городской ратуши. Напомню,  что ратуша в переводе   с немецкого означает «дом советов» — орган  городского или посадского управления, первоначально купеческая  управа, позже городская дума. Кроме этого ратуша – это также  название здания, где эта дума заседает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ратуша города Левоча, за ней готическая часовня Св. Георгия и  башня церкви Св. Иакова, возведенная в 19 веке.

Старая  ратуша Левоча была построена сначала  в готическом стиле, но после пожара  1550 года  была реконструирована  в стиле  Ренессанс. В 1559 г. были достроены арочные галереи первого второго этажей, а пологую крышу  фронтоны,  горизонтально   разделенные несколькими карнизами,  выполнены в стиле    раннего Ренессанса.   Но нас сейчас интересует южная стена ратуши с росписью в Ренессансном стиле.

DSCN5430-03

В то время не было рекламных щитов,  плакатов и лозунгов,  их заменяли   фрески, выполненные настоящими  художниками.  На  южной стене городской  ратуше Левоча  изображены аллегории пяти добродетелей. Впервые они были выполнены  в стиле фрески в 1615 г.  Этими  добродетелями  должны быть обладать  все  горожане,  и  в первую очередь   те,  кто принимает решения, касающиеся всех,  т.е. члены  городской думы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Между окнами второго этажа  южной стены ратуши   расположены фрески пяти  аллегорий добродетели. Слева направо: Умеренность, Осторожность, Храбрость, Терпение,  Правосудие. Над фресками пояснительные   надписи.

  1. Умеренность — это добродетель, которая смиряет желания.
  2. Мудрость — это добродетель, которая усердно контролирует правильность поступков.
  3. Храбрость — это доверие и щедрость, терпение и последовательность.
  4. Терпение — это сила, которая помогает сносить невзгоды и боль.
  5. Правосудие — это добродетель дать каждому то, что ему принадлежит.

В искусстве Средних веков и Возрождения часто встречаются изображения персонифицированных добродетелей. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Умеренность — с уздой и дешёвыми продуктами  разбавляет вино водой;  Благоразумие/Осторожность — с книгой или свитком, зеркалом, змеёй; Справедливость/Правосудие  — с мечом и весами;  Мужество— в доспехах, со львом и пальмовой ветвью.

Возникает вопрос, почему на ратуше Левоча изображены   всего пять добродетелей, а не семь, как в Католицизме?  

Уже в Древней Греции различались четыре из семи добродетелей: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, называемые основными. Эти четыре добродетели   были названы   Платоном кардинальными,    необходимыми  для идеального гражданина. Христианство, в отличие от греков, усматривало сущность человеческого характера не в интеллекте, а в воле и противопоставило четырём основным три богословские добродетели: веру, надежду и любовь, означаемые как дочери Св. Софии (мудрости). Все вместе они составили семеричность. Отцы Церкви санкционировали их для христиан: они были теми благами, которые даруются человеку из Евхаристии. Фома Аквинский [7]  предлагал  десять   добродетелей, добавляя я к четырём основным и трём богословским ещё три интеллектуальных добродетели — мудрость, науку и познание. 

Но на ратуше года Левоча изображено не десять  и не семь, а   всего  пять добродетелей. Почему? Думаю, что   количество окон на фасаде между которыми нарисованы   добродетели,  здесь не причем. Одним  из объяснений может быть особое значение числа  пять  для протестантов. .  Большая часть основных доктрин классического Протестантизма представлена в виде принципов Quinque sola (Пять «только») — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации  в середине XVI века. «Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформисты считали необходимыми для христианской жизни и практики.  Эти пять догм в стали богословским итогом Реформации в  противоположность учению Римско-католической церкви того времени .

Но прекрасные   женщины,   олицетворяющим  эти добродетели, заслуживают более пристального внимания.  

Первой стоит  Умеренность (лат. Temperantia). Главный ее синоним — Бережливость – основная добродетель   протестанта.  Следующие синонимы: воздержность, скромность,   целомудренность,  точная  расчетливость, экономность. 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

.

 Умеренность/Бережливость   изображена женщиной с чашей в правой руке и кувшином  в левой. Из кувшина по капле стекает вода ( или вино), а  чаша остается  в неприкосновенности.    Нетрудно понять,  почему Temperantia стоит на первом  месте  среди добродетелей на ратуше Левоча,  городе купцов, мастеров и   протестантов.

Второй  следует   Мудрость  (лат. Prudentia) Синонимы:   предусмотрительность, благоразумие,  осторожность, здравый смысл, расчетливость.

IMG_0893-02-2

Мудрость    представлена женской фигурой с четырьмя змеями в одной руке и зеркалом в другой.  (Будь мудрым,  как змея). Чистое, незапятнанное зеркало способно верно отразить истину, оно означает мудрость, знание, чистоту души, просветленность, а покрытое пылью — неведение. Подобно зеркалу, ум человека должен быть чистым, чтобы не искажать картину мира, отражать без изъянов подлинную реальность.  У Платона Мудрость   принадлежит к одной из кардинальных добродетелей и  относится к одной из семи добродетелей. 

В центре  добродетелей стоит Мужество   (лат. Fortitudo)   Синонимы: храбрость,  героизм, доблесть, отвага, сила воли. 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мужество символизирует женщина со столбом  на плече. Возможно, это столб/колона  Самсона.  По традиции мужество держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое.  В античности мужество рассматривалось как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью)  По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни. Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью.

Далее следует   Терпение (лат. Patientia ) Синонимы: выносливость, толерантность, воздержанность, стоицизм.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Терпение изображено женщиной, ведущей овечку. В западном христианстве терпение входит в число «Семи добродетелей». В христианской, особенно в католической, символике овечка — символ христианства, эмблема невинности, непорочности, кротости и доброты.

Ряд  добродетелей завершает    Правосудие  (лат. Justitia)   Синонимы: справедливость,  юстиция, честность, неподкупность , справедливость.  

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Правосудие изображает женская фигура с мечом и весами.

В древнеримской мифологии  богиня правосудия Юстиция (Iustitia; Justitia Augusta), соответствующая богине  Фемиде в древнегреческой мифологии, являлась аллегорическим  олицетворением  моральных сил в юридической  системе. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. Меч — символ духовной силы и воздаяния. В руках богини он символ возмездия. Меч держится остриём вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения.

Что касается справедливого   наказания,   то Святая  Инквизиция  в Левоче  не свирепствовала.  Самым страшным наказанием  было  заключение  на полдня  в  клетку позора. Это шестиугольная  чугунная клетка была установлена в XVI веке рядом с ратушей.    В эту клетку помещали неверных жен и преступников, так что горожане  спешащие на рынок проходили мимо   опозорившихся. А сверху со стены  ратуши на них взирали аллегории пяти добродетелей. Кстати ближайшей  к клетке позора  было аллегория Правосудия. А за клеткой начинался городской рынок,  где должны продавцы и покупатели должны были помнить о  всех пяти добродетелях.

IMG_0897-3

Память еще об одной добродетели, которая не поместилась на ратуше,    сохранилась в одном из каменных  зданий,  окаймлявших площадь   Мастера  Паола. Здесь был  напечатан и продавался «Орбис  Пиктус» (Orbis Pictus)  [8] – многоязычный иллюстрированный  европейский энциклопедический учебник для детей,  на котором  выросло не одно  поколение западно-европейских школьников.   Первый чешский перевод этого знаменитого учебника дополнил многоязычное издание и  был выпущен  в Левоче в издании Брюера 1685 года. Это был первый широко используемый детский учебник с картинками,  написанный основателем научной  педагогики  моравским  педагогом-гуманистом  Яном  Амосом Коменским (1592- 1670) [9]. «Орбис  Пиктус» считается предшественником современных  аудиовизуальных методов и лексического подхода к изучению языков.

DSCN5435-4

Мемориальная доска, посвященная публикации «Орбиса Пиктуса»  в Левоче.

Так что,  прав был  Фома Аквинский, который предлагал  десять   добродетелей, добавляя  к четырём основным и трём богословским ещё три интеллектуальных добродетели — Мудрость, Науку и Познание. Город Левочка и его жители тому подтверждение. 28 июня 2009 года Левоча был добавлен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. 

Мы были в Левоча во время  международного  фестиваля  духовой музыки.  Под аркадами ратуши,  рядом  с фресками пяти добродетелей играли  трубачи. Давайте  бросим прощальный взгляд на  площадь Мастера  Павола под эту старинную  музыку.

https://youtu.be/Kgby59yt9Co

_________________________________________________________________________________________________________

[1] Магдебургские права (немецкий: Магдебургер Рехт, также называемый Магдебургским Законом) были набором городских привилегий, впервые разработанных Отто I, Императором Священной Римской империи (936-973) и основанным на фламандском законе, который регулировал степень внутренней автономии в пределах городов и деревень, предоставленных местным правителем. Названные в честь немецкого города Магдебург, эти городские уставы были, пожалуй, самым важным набором средневековых законов в Центральной Европе до сих пор.  Они стали основой для законов немецкого города, разработанных на протяжении многих веков в Священной Римской империи. Что еще более важно, принятые и измененные многочисленными монархами, в том числе правителями Богемии, Венгрии и Польши, законы стали важной вехой в урбанизации всего региона и вызвали развитие тысяч деревень и городов.

[2] «Искусство стран  народов мира» . Т.4,  Словакия. Из-д «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», Москва 1978 г.

[3] Реформация  от латинского  Reformatio — исправление.  Широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и  Центральной Европе XIV — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Начало Реформации (1517; Мартин Лютер). Протестантизм (1529; «шпайерская протестация»).

[4] Протестантизм, или протестантство (от лат. Protestatio— одно из трёх, наряду с Православием и Католицизмом,  главных направлений Христианства,  представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с  Реформацией.

[5] Святая инквизиция («Святой отдел расследований еретической греховности»)— общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

[6] Макс Вебер,   «Протестантская этика и дух капитализма» Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905). Институт научной информации по общественным наукам АН СССР, 1976 г. 

[7] Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274)  – один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, итальянский философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.

[8] Orbis Pictus или Orbis Sensualium Pictus (Видимый мир в картинках)   — это учебник для детей, написанный чешским педагогом Яном Амосом Коменским и опубликованный в 1658 году. Это был первый широко используемый детский учебник с картинками, выполненных методом глубокой печати  . Orbis Pictus состял из  150 глав и охватывал  широкий круг предметов: Неживая природа. Ботаника. Зоология, Религия,  Человек.

[9] Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komensk, 1596-1670) родился в  Моравии,  чешский педагог-гуманист,  писатель, общественный

_____________________________________________________________

Перевод  со словацкого   Софьи    Березиной-Слабейчиусовой

Фото Михаила Назарова и Юрия   Слабейчиусова 

Текст Татьяны Бойко-Назаровой  

Левоча,  Словакия,  17 июля 2018 г. 

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Добродетели жителей города Левоча" оставлено 3 коммент.
  1. Alex:

    Очень интересно. Спасибо за наводку, надо побывать

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти