Очаровательный городок Левоча (Levoča) уютно расположился в долине между Низкими Татрами и Высокими Татрами. Самый высокий пик всех Карпат — Герлаховский Штит (Gerlachov Peak, 2654 м) находится не так уж и далеко от этого славного города.
—
На фоне своего высокого окружения Левоча сияет улыбкой Ренессанса. Вольный королевский город Левоча с достоинством хранит в себе черты прошлых веков от Средневековья до Возрождения.
Герб города Левоча 1550 года и барельеф 1615 года на городской ратуше в наши дни.
Герб горда Левоча сохранился неизменным до нашего времени. Он представляет собой щит, в червлёном поле которого серебряный патриарший крест,лапчатый на концах, поставленный на изумрудную гору о трех вершинах и поддерживаемый двумя серебряными вооруженными коронованными львами. Червленый, изумрудный и серебряный — это, соответственно, красный и зеленый и белый цвета в геральдике. Красное поле символизирует кровь, пролитую за сюзерена, религиозные или политические идеалы; зелёный цвет — надежду, радость, изобилие, свободу, здоровье; белый цвет — непорочность, мудрость, безмятежную радость, благородство, чистоту, откровенность, надежду, правдивость. Двойной (патриарший) крест символизирует христианский крест, который использовался, начиная с IX века в Византии и был принесен в Словакию Кириллом и Мефодием в 863 году. Два вооруженных коронованных льва означают, силу, мужество и великодушие. Три горные вершины символизируют Матру, Татру и Фатру, область, издавна населённую словаками.. По библейской легенде именно на горе бог передал людям свои заповеди. Словаки, «дети Татр», ищут и находят в этих горах жизненную силу своего народа. Этот мотив отражен в гербе Левоча.
Самая старая письменная ссылка на Левоча датируется 1249 годом. Чуть позже, в 1271 году, Левоча получил Магдебургские права [1], которые давали преимущества его купцам и ремесленникам, это обеспечивало поселению экономический рост. А в 1317 году Левоча получил статус королевского вольного города. Этот статус в Средневековье либо присваивал король за выдающиеся военные заслуги, либо его покупали сами горожане, если община было богатой. А Левоча прославился как военными заслугами в войнах за первенство на Спише, так и богатством своих купцов и ремесленников. Надо сказать, что вольные горда города становились независимыми от власти епископов и архиепископов, а также получали права самоуправления, самостоятельного сбора налогов, военной обороны и судебной власти на своей территории. Другими словами, вольные горда могли тратить заработанные деньги на благоустройство и развитие, а не кормить монастыри, епископов и архиепископов. В 1321 году широкие права были даны также приезжим торговцам, ремесленникам и владельцам шахт, чтобы привлечь их к поселению в Левоче. Так что Левоча был процветающим годом. В XV веке Левоча, расположенный на пересечении торговых путей между Польшей и Венгрией, стал богатым торговым центром. Он экспортировал железо, медь, меха, кожу, кукурузу и вино. В то же время Левоча был важным культурным центром. В 1520 в школе в Левоча преподавал английский гуманист Леонард Кокс. В 1624 г. в Левоча уже был печатный станок. А издатель Брюер из Виттенберга превратил свой книжный магазин в крупную типографию, которая работала на протяжении более 150 лет. И наконец, здесь поселился один из самых известных средневековых резчиков по дереву Мастер Павел.
В конце XV начале XVI веков яркого расцвета достигает деревянная алтарная скульптура, в которой реалистические устремления поздней готики сочетаются со светскими и гуманистическими веяниями эпохи Возрождения. Левоча и Кошице становятся главными художественными центрами. Своей вершины скульптура этого периода достигает в творчестве мастера Павел из Левочи, автора Большого алтаря в соборе св. Иакова (1508-1515) с изображением сцен «Рождества» и «Тайной вечери». Его работам (скульптурам и рельефам) свойственна яркая жизненная выразительность, пластическая ясность мягких обобщенных форм, смелое построение планов [2].
Большой алтарь собора св. Иакова в Левоче. Самый высокий позднеготический деревянный алтарь в мире (18,62 м) был изготовлен из дерева липы без использования металлических гвоздей или проволоки в 1507-1517 годах в мастерской резчика Мастера Павела из Левочи.

Центральная часть Большого алтаря
Мастер Павела, как отличный скульптор, живописец и резчик по дереву, заслужил в Словакии имя «второго Микеланджело». Но в отличие от великого флорентийца Микеланджело Буонарроти (1475-1564) «второй Микельанжело» — Павола из Левочи (1480-1546) был еще и талантливым бизнесменом. Павола сумел добиться от отцов города права на постройку городские складов с последующей сдачей их в аренду приезжим торговцам и купцам от имени администрации города. Вырученные средства шли в городскую казну. Так что искусство и коммерция в Левоча шли рука об руку. А центральная площадь, увенчанная ратушей и собором св. Иакова стала называться площадью Мастера Павла.
На площади Мастера Павола перед Старой ратушей Левоча и в наше время работают резчики по дереву.
Левочка сохранил высокий культурно-экономический статус до конца 16-го века, несмотря на два разрушительных пожара: первый в 1550 году уничтожил почти всю готическую архитектуру, а другой случился 1599 году. В этот период процветания были построены несколько церквей, школа, библиотека, аптека. В Левоча были даже свои врачи.
Богатство и независимость от епископов позволили Левоча стать центром Реформации [3] и убежищем для протестантов [4] всей Словакии. В это время в Западной Европе пылали костры Святой Инквизиции [5], людей сжигали за сам факт самостоятельного чтения Библии на родном языке и по другим, часто бездоказательным, обвинениям в ереси. Сжигали даже детей, но в первую очередь, по доносам сжигали тех, у кого было что конфисковать. Во многих городах Европы даже зажиточные протестанты должны были собираться на свои воскресные молитвы тайно, в заброшенных сараях, далеко за за городом. А в это время гордость Левоча – готический собор св. Иакова (XIV-XV века), южный фасад которого сохранился с 1380 г. стал Протестантской церковью. И только в мае 1995 Папа Римский Иоанн Павел II попросил прощения за зло, причинённое католиками в прошлом представителям других конфессий. А в 2015 следующий папа римский Франциск присвоил собору св. Иакова в Левоча титул Малой базилики.
Все течет, все изменяется: в античном обществе труд был не престижен и считался уделом рабов, а в протестантских обществах занятия коммерцией причислялись к добродетелям. Свод нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, в которой основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность его труда и деловой успех. Протестантская этика дала толчок предпринимательству, оправдав сметливость, богатство и процветание, как богоугодные, освятив труд и осудив праздность.
Если в Католицизме призрение нищих, т.е. традиционная раздачи милостыни на паперти церкви, считалось добродетелью, то Протестантизм это осуждал, а вместо милостыни считал нужным дать нуждающемуся возможность учиться ремеслу и работать. Особой добродетелью протестанта считалась бережливость. К числу главных добродетелей протестанта относились также трудолюбие и честность. В книге Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» [6] показано, что в странах, населенных и католиками, и протестантами, наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. При этом Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов. Вебер различал также «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах. .
А для нас, как и для жителей города Левоча XVI века, яркая и доступная модель современного капитализма была представлена на главной площади Мастера Павола на стене городской ратуши. Напомню, что ратуша в переводе с немецкого означает «дом советов» — орган городского или посадского управления, первоначально купеческая управа, позже городская дума. Кроме этого ратуша – это также название здания, где эта дума заседает.
Ратуша города Левоча, за ней готическая часовня Св. Георгия и башня церкви Св. Иакова, возведенная в 19 веке.
Старая ратуша Левоча была построена сначала в готическом стиле, но после пожара 1550 года была реконструирована в стиле Ренессанс. В 1559 г. были достроены арочные галереи первого второго этажей, а пологую крышу фронтоны, горизонтально разделенные несколькими карнизами, выполнены в стиле раннего Ренессанса. Но нас сейчас интересует южная стена ратуши с росписью в Ренессансном стиле.
В то время не было рекламных щитов, плакатов и лозунгов, их заменяли фрески, выполненные настоящими художниками. На южной стене городской ратуше Левоча изображены аллегории пяти добродетелей. Впервые они были выполнены в стиле фрески в 1615 г. Этими добродетелями должны быть обладать все горожане, и в первую очередь те, кто принимает решения, касающиеся всех, т.е. члены городской думы.
Между окнами второго этажа южной стены ратуши расположены фрески пяти аллегорий добродетели. Слева направо: Умеренность, Осторожность, Храбрость, Терпение, Правосудие. Над фресками пояснительные надписи.
- Умеренность — это добродетель, которая смиряет желания.
- Мудрость — это добродетель, которая усердно контролирует правильность поступков.
- Храбрость — это доверие и щедрость, терпение и последовательность.
- Терпение — это сила, которая помогает сносить невзгоды и боль.
- Правосудие — это добродетель дать каждому то, что ему принадлежит.
В искусстве Средних веков и Возрождения часто встречаются изображения персонифицированных добродетелей. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Умеренность — с уздой и дешёвыми продуктами разбавляет вино водой; Благоразумие/Осторожность — с книгой или свитком, зеркалом, змеёй; Справедливость/Правосудие — с мечом и весами; Мужество— в доспехах, со львом и пальмовой ветвью.
Возникает вопрос, почему на ратуше Левоча изображены всего пять добродетелей, а не семь, как в Католицизме?
Уже в Древней Греции различались четыре из семи добродетелей: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, называемые основными. Эти четыре добродетели были названы Платоном кардинальными, необходимыми для идеального гражданина. Христианство, в отличие от греков, усматривало сущность человеческого характера не в интеллекте, а в воле и противопоставило четырём основным три богословские добродетели: веру, надежду и любовь, означаемые как дочери Св. Софии (мудрости). Все вместе они составили семеричность. Отцы Церкви санкционировали их для христиан: они были теми благами, которые даруются человеку из Евхаристии. Фома Аквинский [7] предлагал десять добродетелей, добавляя я к четырём основным и трём богословским ещё три интеллектуальных добродетели — мудрость, науку и познание.
Но на ратуше года Левоча изображено не десять и не семь, а всего пять добродетелей. Почему? Думаю, что количество окон на фасаде между которыми нарисованы добродетели, здесь не причем. Одним из объяснений может быть особое значение числа пять для протестантов. . Большая часть основных доктрин классического Протестантизма представлена в виде принципов Quinque sola (Пять «только») — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации в середине XVI века. «Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформисты считали необходимыми для христианской жизни и практики. Эти пять догм в стали богословским итогом Реформации в противоположность учению Римско-католической церкви того времени .
Но прекрасные женщины, олицетворяющим эти добродетели, заслуживают более пристального внимания.
Первой стоит Умеренность (лат. Temperantia). Главный ее синоним — Бережливость – основная добродетель протестанта. Следующие синонимы: воздержность, скромность, целомудренность, точная расчетливость, экономность.

.
Умеренность/Бережливость изображена женщиной с чашей в правой руке и кувшином в левой. Из кувшина по капле стекает вода ( или вино), а чаша остается в неприкосновенности. Нетрудно понять, почему Temperantia стоит на первом месте среди добродетелей на ратуше Левоча, городе купцов, мастеров и протестантов.
Второй следует Мудрость (лат. Prudentia) Синонимы: предусмотрительность, благоразумие, осторожность, здравый смысл, расчетливость.
Мудрость представлена женской фигурой с четырьмя змеями в одной руке и зеркалом в другой. (Будь мудрым, как змея). Чистое, незапятнанное зеркало способно верно отразить истину, оно означает мудрость, знание, чистоту души, просветленность, а покрытое пылью — неведение. Подобно зеркалу, ум человека должен быть чистым, чтобы не искажать картину мира, отражать без изъянов подлинную реальность. У Платона Мудрость принадлежит к одной из кардинальных добродетелей и относится к одной из семи добродетелей.
В центре добродетелей стоит Мужество (лат. Fortitudo) Синонимы: храбрость, героизм, доблесть, отвага, сила воли.
Мужество символизирует женщина со столбом на плече. Возможно, это столб/колона Самсона. По традиции мужество держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое. В античности мужество рассматривалось как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью) По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни. Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью.
Далее следует Терпение (лат. Patientia ) Синонимы: выносливость, толерантность, воздержанность, стоицизм.
Терпение изображено женщиной, ведущей овечку. В западном христианстве терпение входит в число «Семи добродетелей». В христианской, особенно в католической, символике овечка — символ христианства, эмблема невинности, непорочности, кротости и доброты.
Ряд добродетелей завершает Правосудие (лат. Justitia) Синонимы: справедливость, юстиция, честность, неподкупность , справедливость.
Правосудие изображает женская фигура с мечом и весами.
В древнеримской мифологии богиня правосудия Юстиция (Iustitia; Justitia Augusta), соответствующая богине Фемиде в древнегреческой мифологии, являлась аллегорическим олицетворением моральных сил в юридической системе. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. Меч — символ духовной силы и воздаяния. В руках богини он символ возмездия. Меч держится остриём вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения.
Что касается справедливого наказания, то Святая Инквизиция в Левоче не свирепствовала. Самым страшным наказанием было заключение на полдня в клетку позора. Это шестиугольная чугунная клетка была установлена в XVI веке рядом с ратушей. В эту клетку помещали неверных жен и преступников, так что горожане спешащие на рынок проходили мимо опозорившихся. А сверху со стены ратуши на них взирали аллегории пяти добродетелей. Кстати ближайшей к клетке позора было аллегория Правосудия. А за клеткой начинался городской рынок, где должны продавцы и покупатели должны были помнить о всех пяти добродетелях.
Память еще об одной добродетели, которая не поместилась на ратуше, сохранилась в одном из каменных зданий, окаймлявших площадь Мастера Паола. Здесь был напечатан и продавался «Орбис Пиктус» (Orbis Pictus) [8] – многоязычный иллюстрированный европейский энциклопедический учебник для детей, на котором выросло не одно поколение западно-европейских школьников. Первый чешский перевод этого знаменитого учебника дополнил многоязычное издание и был выпущен в Левоче в издании Брюера 1685 года. Это был первый широко используемый детский учебник с картинками, написанный основателем научной педагогики моравским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским (1592- 1670) [9]. «Орбис Пиктус» считается предшественником современных аудиовизуальных методов и лексического подхода к изучению языков.
Мемориальная доска, посвященная публикации «Орбиса Пиктуса» в Левоче.
Так что, прав был Фома Аквинский, который предлагал десять добродетелей, добавляя к четырём основным и трём богословским ещё три интеллектуальных добродетели — Мудрость, Науку и Познание. Город Левочка и его жители тому подтверждение. 28 июня 2009 года Левоча был добавлен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Мы были в Левоча во время международного фестиваля духовой музыки. Под аркадами ратуши, рядом с фресками пяти добродетелей играли трубачи. Давайте бросим прощальный взгляд на площадь Мастера Павола под эту старинную музыку.
_________________________________________________________________________________________________________
[1] Магдебургские права (немецкий: Магдебургер Рехт, также называемый Магдебургским Законом) были набором городских привилегий, впервые разработанных Отто I, Императором Священной Римской империи (936-973) и основанным на фламандском законе, который регулировал степень внутренней автономии в пределах городов и деревень, предоставленных местным правителем. Названные в честь немецкого города Магдебург, эти городские уставы были, пожалуй, самым важным набором средневековых законов в Центральной Европе до сих пор. Они стали основой для законов немецкого города, разработанных на протяжении многих веков в Священной Римской империи. Что еще более важно, принятые и измененные многочисленными монархами, в том числе правителями Богемии, Венгрии и Польши, законы стали важной вехой в урбанизации всего региона и вызвали развитие тысяч деревень и городов.
[2] «Искусство стран народов мира» . Т.4, Словакия. Из-д «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», Москва 1978 г.
[3] Реформация от латинского Reformatio — исправление. Широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XIV — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Начало Реформации (1517; Мартин Лютер). Протестантизм (1529; «шпайерская протестация»).
[4] Протестантизм, или протестантство (от лат. Protestatio— одно из трёх, наряду с Православием и Католицизмом, главных направлений Христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией.
[5] Святая инквизиция («Святой отдел расследований еретической греховности»)— общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
[6] Макс Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма» Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905). Институт научной информации по общественным наукам АН СССР, 1976 г.
[7] Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274) – один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, итальянский философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.
[8] Orbis Pictus или Orbis Sensualium Pictus (Видимый мир в картинках) — это учебник для детей, написанный чешским педагогом Яном Амосом Коменским и опубликованный в 1658 году. Это был первый широко используемый детский учебник с картинками, выполненных методом глубокой печати . Orbis Pictus состял из 150 глав и охватывал широкий круг предметов: Неживая природа. Ботаника. Зоология, Религия, Человек.
[9] Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komensk, 1596-1670) родился в Моравии, чешский педагог-гуманист, писатель, общественный
_____________________________________________________________
Перевод со словацкого Софьи Березиной-Слабейчиусовой
Фото Михаила Назарова и Юрия Слабейчиусова
Текст Татьяны Бойко-Назаровой
Левоча, Словакия, 17 июля 2018 г.
Навигация
Предыдущая статья: ← Вспоминаем Липтовский Ян
Следующая статья: Старинный русский город Боровск: история и современность →
Очень интересно. Спасибо за наводку, надо побывать
Спасибо, Алекс.
Буду стараться
А побывать там стоит.