Бойнице – сказочный замок в Словакии

Fig001

В Словакии около 180 крепостей и замков разных исторических эпох. Среди них один из самых известных и популярных замков – это Бойницкий замок. Слово «самый» к нему подходит больше всего. Бойнице – самый красивый и самый посещаемый замок Словакии. В интернете пишут, что он и самый романтичный :-)  Недаром он известен, как замок с приведениями. Кроме того, Бойнице – самый древний и самый значительный исторический памятник в Словакии. Впервые замок упоминается в 1113 году в деловых бумагах аббатства Зобор. Так получилось, что он оказался и самым первым в нашей поездке.

История замка

Fig006

Первое упоминание о Бойницком замке относят к началу 12 века. В то время замок был деревянным сооружением, возведённым на месте старого крепостного вала.

Уже в Средние века в замке существовал водопровод и канализация, что было весьма необычно и нетипично. К 13 веку замок отстраивается из камня, и его внешние стены становятся более приспособленными к гористой местности.

Король Венгрии Вацлав III в 1302 году передал замок первому владельцу – Матушу Чаку, фактическому правителю западной и центральной Словакии. В 15-м веке замком владел венгерский король Матьяш Хуньяди по прозвищу Корвин (Ворон), который в 1489 году передал замок Яношу Корвину, своему внебрачному сыну. Матьяш любил посещать Бойнице, издавать королевские указы, сидя под деревом известным ныне как «Липа короля Матьяша».

Когда король Матьяш I умер, замком завладел магнатский род Запольяи. В 1528 году Бойницкий замок приобрело богатое семейство Турзо. Предприняв многочисленные реконструкционные перестройки, они превратили первоначальную крепость в ренессансный замок.

Далее преобразованием замка занимались представители рода Пальфий, выкупив его в 1646 году. Через два столетия капитальной перестройкой Бойницкого замка, продлившейся с 1888 года по 1909 год, занялся лично Ян Пальфий в качестве архитектора и дизайнера. Так возник современный замок, очень похожий на французские замки Луары.

На такую реконструкцию Яна Пальфия, крупного коллекционера античных гобеленов, скульптур и картин вдохновила личная жизнь. Влюбленный во француженку Пальфий сделал ей предложение выйти за него замуж. Дочь аристократа ответила согласием, но переезжать не стала, так как замок был ей чужим. Сооружение в течение 21 года перестраивали во французском стиле. За такой отрезок времени девушка успела выйти замуж, а Ян Пальфий так и остался холостым. Умер он в 1908 году. Его похоронили в этом замке, который он завещал превратить в музей. Однако поскольку преемников после него не осталось, очень скоро между его родственниками разразились нешуточные споры касательно наследства. Так, в 1923 году между родственниками графа Пальфия и Чехословацкой властью было подписано соглашение о переходе замка и его содержимого под охрану государства.

В 1924 и 1926 годах, вопреки завещанию, были проведены аукционы, на которых многочисленные экспонаты последнего владельца Бойнице, известного коллекционера древнегреческих гобеленов, картин и скульптур, были распроданы. Существует легенда, что в 70-х годах прошлого века из щелей саркофага, в котором покоится Пальфий, начала капать некая странная жидкость, которую ни одна экспертиза не смогла идентифицировать. Однако после того как в замок вернули коллекцию икон, которая некогда принадлежала Яну, жидкость прекратила течь, однако её следы всё ещё можно разглядеть.

В 1939 году наследники Пальфия продали участок земли вместе со зданием и водолечебницей Яну Антонину Бате, главе обувного концерна «Батя». Чехословацкое государство уже после 1945 года конфисковало имущество Бати. В замке обосновались всевозможные государственные институты.

Пожар, возникший в 1950 году, нанес большой ущерб. Правительство выделило средства на реставрационные работы. По их завершению в Бойницком замке был устроен музей. Множество экспонатов бывшей коллекции Яна Пальфия вернулись в замок, и сейчас они представлены в современной экспозиции музея.

Фотогалерея

 Fig002

Fig003

Fig004

Fig005

Fig007

Fig008

Fig009

Fig010

Fig011

Fig012

Fig013

Fig014

Fig015

Fig016

Fig017

Fig018

Fig019

Fig020

Fig021

Fig022

Fig023

Fig024

Fig025

Fig026

Fig027

Fig028

Fig029

Fig030

Fig031

Fig032

Fig033

Fig034

Fig035

Fig036

Fig037

Fig038

Fig039

Fig040

Fig041

Fig042

Fig043

Fig044

Fig045

Fig046

Fig047

Fig048

Fig049

Fig050

Fig051

Приведения замка

Сразу оговорюсь, что лично я ни в чертей, ни в ведьм, ни в приведения не верю, поэтому я предоставлю слово специалисту в этой области словацкому журналисту и писателю, исследователю аномальных явлений и исторических загадок д-ру Милошу Есенскому, который проводил научные исследования в этом замке, и вот, что он пишет:

«В ночь на 2 июня 1908 г. в Вене в возрасте 79 лет скончался граф Ян Пальфий. Нельзя сказать, что кто-то сильно скорбел по поводу его смерти. Граф, издавна слывший убежденным холостяком и женоненавистником, не был женат, детей у него не было, а родственников, ставших его наследниками, интересовало в основном имущество. И прежде всего — замок со всем его убранством, находящийся среди покрытых лесами живописных гор близ словацкого города Бойницы в верхнем течении реки Нитры.

Вскрытие тела покойного, которое в день его смерти произвели австрийские патологоанатомы, дало неожиданный и шокирующий результат: оно показало, что престарелый холостяк отнюдь не чурался женского общества, потому как, согласно заключению врачей, причиной его смерти стала последняя стадия сифилиса.

Готовя тело покойного к перевозке в Словакию, его уложили в цинковый гроб и заполнили консервирующим раствором. Через 4 дня траурный кортеж, состоящий из запряженного лошадьми катафалка и сопровождающих его конных факельщиков, прибыл в родовой замок графа, где уже давно по его приказу в одном из многочисленных подвальных помещений была приготовлена усыпальница в виде склепа. Через какое-то время в склепе установили привезенный из Инсбрука огромный саркофаг розового мрамора, в который и поместили цинковый гроб с телом графа.

Тем временем наследники, с нетерпением ожидавшие оглашения завещания, услышав его содержание, были до крайности раздосадованы и возмущены. Дело в том, что граф Пальфий был знатоком и ценителем произведений искусства — он в течении долгих лет выискивал и закупал полотна старых мастеров, скульптуры и декоративные изделия во многих европейских странах и в результате потратил на эти приобретения почти все свое состояние.

Но это полбеды — в своем завещании граф распорядился: все собранные им художественные ценности должны остаться в замке, чтобы их могли изучать в научных целях искусствоведы и музейные работники, а также чтобы они были доступны для обозрения всем желающим. Проще говоря, граф завещал превратить замок в богатый экспонатами общедоступный музей.

Наследников, уже подсчитывавших в уме барыши от продажи находившихся в замке произведений искусств, такое решение никак не устраивало. Они смогли получить медицинское заключение о том, что к моменту составления завещания у графа уже развился прогрессивный паралич, то есть сифилитическое поражение головного мозга, характеризующееся прогрессирующим распадом психики вплоть до слабоумия. Им также удалось «организовать» нескольких свидетелей, согласившихся выступить в суде и привести примеры многочисленных странностей в поведении графа в последнее время его жизни.

На этом основании наследники смогли оспорить ряд ключевых пунктов завещания. В итоге многие художественные ценности перешли в их собственность и после бурной дележки были распроданы. И хотя замок открыли для осмотра туристам и прочим посетителям, солидным музеем и подлинным храмом искусства, как надеялся покойный граф, он не стал.

Со временем страсти, разгоревшиеся в связи со смертью графа Пальфия от «модной болезни» и последовавшей за ней борьбой наследников против правомочности его завещания, улеглись. Казалось, должна была обрести покой и душа графа. Но все сложилось по-другому.

Почти через полвека в старинном Бойницком замке стали происходить загадочные события. В 1957 г. одна из служительниц сообщила, что из мраморного саркофага начала сочиться какая-то густая смолистая жидкость темно-красного цвета. Со временем ее набралось около двух литров. У работников и обитателей замка появились опасения, что в этой странной жидкости может таиться угроза для посетителей и для них самих. Анализы — химический и бактериологический — показали, что жидкость имеет сложный состав, содержит несколько видов бактерий, однако опасности для здоровья человека не представляет.

Предположили, что жидкость образовалась в результате реакции между введенным в тело графа консервирующим раствором и цинком, из которого был изготовлен гроб, а вытекать наружу она стала после того, как коррозия проела металл насквозь. Правда, ученых мужей несколько смущало то, что для этого понадобилось целых 50 лет.

Любопытный факт: выделение жидкости из саркофага прекратилось в сентябре 1995 г., в тот самый день, когда — в соответствии с соглашением между правительствами Чехии и Словакии о разделе культурного наследия бывшей Чехословакии — в Бойницкий замок был возвращен и установлен на прежнее место в замковой часовне алтарь работы флорентийского мастера XIV столетия.

Вероятно, что два события совпали случайно, но многие из нынешних работников и обитателей замка сочли это обстоятельство знаменьем свыше. Было известно, что при жизни Ян Пальфий все время приходил в часовню и нередко проводил перед алтарем долгие часы. По мнению людей, близко знавших графа, алтарь связывал его с иными мирами и предоставлял ему возможность черпать из окружающего пространства дополнительную энергию, которая и давала ему силы долгие годы бороться со своей ужасной болезнью.

Что касается художественных достоинств алтаря, то, как видно, граф не зря считал его своим самым ценным приобретением: с 1933 г. алтарь находился в Штернбергском дворце Праги и на протяжении 60-ти лет был украшением его экспозиции.

А между тем таинственные события в Бойницком замке продолжаются и по сей день. Свидетелями этих событий регулярно становятся сотрудники сыскного и охранного агентства, круглосуточно обеспечивающие безопасность замка и находящихся в нем художественных произведений.

Вот что рассказывает начальник одной из смен охраны: «Представьте себе гладкую и ровную поверхность стола, на которой стоит чашка кофе. Никто до нее не дотрагивается. И эта чашка вдруг начинает подпрыгивать. Или вот еще: сам собой поворачивается ключ в замке огромного старинного сундука. Я ни за что не поверил бы этому, если бы не видел и то и другое собственными глазами! Охранники мне говорят, что нередко слышат приглушенные голоса или неразборчивое бормотание в пустых, запертых снаружи комнатах. Однажды служебная собака яростно залаяла и начала кидаться на дверь одной из таких комнат. Дверь открыли, в комнате — никого…»

Некоторые работницы замка утверждают, что часто видят в коридорах и переходах полупрозрачные силуэты призраков, появляющиеся там в предрассветной мгле. «A одна из них как-то раз увидала в зеркале отражение фигуры в черном тюрбане, конец полотнища которого спускался вниз, на грудь. В ужасе оглянувшись назад, она обнаружила, что комната позади пуста…

В связи с этими странными происшествиями для обследования замка пригласили парапсихологов и экстрасенсов. Они подтвердили, что ощущают присутствие неких потусторонних сил, но-заверили, что, по их убеждению, никакой опасности для окружающих эти силы не представляют. А один из приглашенных, известный «охотник за привидениями» д-р Йонаш, посоветовал: «Призраков не надо беспокоить».

По поводу состояния и места пребывания духа самого графа Яна Пальфия мнения специалистов по аномальным явлениям разделились. Одни считают, что он еще окончательно не покинул пространства саркофага и остается привязанным к этому пространству. Другие же полагают, что в стенах замка по сей день сохраняется часть биополя графа, но его распад протекает нормально, и при этом никакой опасности для окружающих не возникает.

Поскольку информация о нынешних таинственных происшествиях в Бойницком замке является документально подтвержденным фактом, имеются все основания считать достоверными и сведения о подобных событиях, происходивших здесь в далеком прошлом.

Есть старинная легенда о бойницких «каменных дукатах». В ней говорится, что в те времена, когда владельцем замка был местный магнат по имени Ян Корвин, некий хромой бондарь — мастер по изготовлению бочек — наложил проклятие на управляющего замком Петра Пака за то, что тот не позволил ему обмыть больную ногу водой из находившегося около замка целебного источника. После этого ключ с целебной водой забил прямо у дома бондаря, а источник рядом с замком иссяк. Мало того: все деньги высокомерного и жадного управляющего превратились в мелкие округлые камешки. А бондарь выздоровел…

Немало тайн хранят в себе и подземелья Бойницкого замка. Каменные фундаменты замковых строений были заложены в XIII столетии на поверхности плато, образованного известковым туфом. В этой легкой и пористой горной породе нередко встречаются обширные пустоты естественного происхождения, которые нетрудно расширять, углублять и соединять между собой, прорубая тоннели в податливом природном материале.

Вход в один из таких тоннелей открывается из подвальных помещений Бойницкого замка. По этому наклонному тоннелю, уходящему на глубину 27 м., возможно попасть в просторную почти круглую пещеру диаметром около 22 м. с двумя небольшими озерцами. Купол и стены пещеры покрыты удивительно красивыми натеками разных цветов — от золотисто-желтого до малиново-красного.

Существуют достоверные сведения, что граф Пальфий любил уединяться в этой пещере и вглядываться в освещенную светом факела водную гладь. Говорят, что отнюдь не страсть к романтике влекла графа в пещеру, что он совершал там какие-то тайные ритуалы, позволявшие ему проникать в иные измерения реального мира, а идеально ровная поверхность одного из подземных водоемов играла при этом роль магического зеркала. Вероятно, эта пещера и драгоценный алтарь в часовне были теми «воротами» в иные измерения, которые было дано посещать Яну Пальфию и в которых он черпал для себя дополнительную жизненную энергию.

По устройству магическая пещера является как бы проходным помещением — из нее ведут несколько тоннелей дальше в глубь горного массива. Это довольно узкие и низкие проходы. Частично они засыпаны обрушившейся породой. Какова их протяженность и куда они ведут, точно не известно. Согласно легенде, один из таких тоннелей имеет длину более 400 м. и выходит на поверхность вблизи костела, находящегося за городскими стенами Бойниц.

В наши дни Бойницкий замок притягивает к себе разного рода искателей приключений и любителей всего таинственного и загадочного. Дело в том, что каждый год в замке проводится своеобразный фестиваль, на который собираются участники из многих стран Европы. Все они наряжаются в красочные одеяния, позволяющие им изображать духов, вампиров, чертей, ведьм и прочую нечисть. Апофеозом фестиваля считается Большой Бал Ужасов, во время которого в такт музыки раскачиваются и кружатся в диких танцах десятки страшилищ и сказочных персонажей.

Основными мероприятиями фестиваля являются гадание на картах и предсказание будущего по хрустальным шарам, сообщения и консультации парапсихологов, концерты медитативной музыки и выступления ансамблей в исторических рыцарских костюмах. Перед глазами участников и зрителей оживает история Бойницкого замка, переплетенная красочными легендами, яркой хореографией и зрелищами, основными составляющими которых являются «свет и звук».

Источник: shtorm777.ru

Автор Михаил Назаров

Фото Михаила и Татьяны Назаровых

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2018    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти