На горных лыжах по Румынии

Sierra Exif JPEG Лыжи, быть может, не являются счастьем, но вполне могут заменить его!

Из книги О.Боннэ «Лыжи по-французски»

 

 

Лыжи по-румынски!

От автора: эта страничка была впервые подготовлена по просьбе RASC в 1999 году, и затем вылилась в отдельный сайт, существенно расширенный и постоянно дополняемый. На этом сайте кроме справочной информации о погоде и последних новостях, представлены многочисленные фотографии и отчеты, как самого автора, так и моих друзей, с которыми мне посчастливилось кататься в Румынии в разные годы с 1995 по 2004. Основной текст я решил не менять, а все изменения на сегодняшний день, если они принципиальные, указаны в скобках. Цены соответствовали моменту написания рассказа, потом они естественно росли, и сегодня на них ориентироваться нельзя, а можно только с завистью их вспоминать

Почему я решил написать о Румынии? Во-первых, мне показалось, что горнолыжные курорты Румынии как-то обделены вниманием прессы. Даже на специальных лыжных сайтах можно встретить сколько угодно информации о катании во Франции, Австрии, Германии, Италии, Болгарии, а иногда даже попадаются заметки и предложения покататься в таких экзотических местах, как Япония, Чили или даже Новая Земля, а вот о рядом расположенной и недорогой Румынии мало кто знает. Все горнолыжные курорты Европы можно условно разделить на 2 категории: к высшей категории относятся такие известные всем, как Швейцария, Франция, Австрия, Италия, Германия и может быть даже маленькая Андорра. Ко второй категории я бы отнес скандинавские страны, Болгарию, Польшу, Словакию и Румынию. Сервис здесь поскромнее, но и стоят они значительно дешевле. Те, кто только начинает осваивать зарубежные склоны или пока еще просто не готов выложить большие или очень большие деньги за поездку на высшем уровне, склоняются ко второй категории. И вот здесь мне хочется восполнить пробел и рассказать подробней о Румынии, т.к. о горнолыжных курортах солнечной Румынии известно намного меньше, чем, например, об отдыхе в Болгарии или Словакии, а по ценам Румыния намного доступнее. Кроме того, в последние годы я переехал в Молдавию, где ни гор, ни снега, как известно нет, а Румыния оказалась совсем близко. Вот так я и освоил несколько лет назад Румынские Трансильванские Альпы и Карпаты и, надо сказать, не жалею!

Каждый год мы теперь с нетерпением ждем возвращения в зимнюю сказку, и я приглашаю с нами в это увлекательное путешествие всех желающих!

 

 

clip_image002

НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ ПО РУМЫНИИ

Синая, Предял, Брашов

Этот очерк не претендует на всестороннее и полное описание всех склонов и горнолыжных трасс — их очень много в разных уголках Румынии. Мне хочется поделиться своими впечатлениями о самых известных и, как мне кажется, самых красивых зимних курортах — Синая, Предял, Брашов. Все они расположены в часе езды на электричке друг от друга, и за один сезон можно покататься везде. Но лучше не торопиться- ведь каждый из них по-своему красив и, наверняка, побывав здесь хоть один раз, захочется приехать сюда еще! Добираться до них очень просто — от Бухареста это около 120 км и почти c интервалом в один час ходят обычные и скорые поезда. Вся поездка займет 2 часа до Синаи и 3 до Брашова. Предял находится между ними — это перевал, расположенный на высоте 1000 м и разделяющий Трансильванские Альпы и Карпаты. Из Кишинева раньше ходил прямой поезд до Брашова с остановками в Синае и в Предяле, а сейчас приходится ездить через Бухарест и терять 2 часа, но к открытию подъемников мы у все равно успеваем! В 17 часов ежедневно отходит поезд и в 9 утра мы уже на месте. Если учесть, что поездка в Румынию безвизовая (так было раньшеJ) и не требуется каких-то особых документов кроме загранпаспорта, то получается совсем просто. Правда, надо добавить, что для жителей России и стран СНГ, необходим еще ваучер, который можно оформить в Кишиневе. (Сейчас всем нужна виза). Проблем с билетами, как правило, не бывает, стоимость около 23$. Кроме этого ходят ежедневно автобусы, как до Бухареста, так и до Брашова. (на 2002 год цена на автобусе 10-12$). Если едет группа, можно заказать микроавтобус, который по договорной цене довезет от поезда до места назначения. Расстояние 500 км, время в пути 8-10 часов. Обратный ж/д билет можно купить сразу, но лучше не связывать себя определенной датой, т.к. не исключено, что горное солнце, свежий воздух и отличное катание окажут на вас определенное воздействие и захочется еще на несколько дней продлить удовольствие.

Синая

Итак, первая остановка на нашем пути — Синая . За свое очарование этот курорт по праву получил название «Жемчужины Карпат». Это небольшой, тихий, уютный и очень колоритный курорт со старинной архитектурой, окруженный горами в одной из самых красивых долин Румынии — долине Праховы. Название Синая происходит от библейского названия горы Синай. Курорт отличается великолепным природным окружением: горы, высота которых превышает 2000 м, хвойные леса с чистым, насыщенным озоном воздухом, солнечные альпийские поляны. Синая, как француженка, хороша со всех сторон и в любое время года! Недаром чуть более 100 лет тому назад первый король Румынии Карол I построил здесь великолепный дворец под названием Пелеш, который чем-то напоминает Эрмитаж в миниатюре.

clip_image004

clip_image006

Так выглядит Пелеш зимой

clip_image008

а так летом

Исключительно интересно внутреннее убранство дворца. Здесь все является произведением искусства — и многочисленные картины на стенах, и уникальная резная мебель лучших мастеров страны, резные потолки и двери, и внутренние дворики с очень красивой скульптурой и, конечно же, богатейшая коллекция венецианского стекла и зеркал, и знаменитая коллекция оружия.

clip_image010

clip_image012

Это лирическое отступление от горнолыжной тематики окажется очень кстати, когда ноги перестанут вас держать на склоне или случится ненастный день или просто захочется разнообразия, и вы вспомните об этом дворце и совершите незабываемую экскурсию. Вокруг дворца расположен огромный красивый парк, сквозь который протекают горные речушки с искусственными водопадами и везде многочисленные скульптуры и памятники. Все это очень похоже на пригороды Санкт-Петербурга. В этот же парк выходит и примыкающая к дворцу бывшая резиденция бывшего правителя Румынии Чаушеску. Знали руководители, где отдыхать! Из достопримечательностей Синаи следует еще отметить действующий с 1695 года монастырь, в интерьере главного собора которого великолепная мебель из дуба и клена с резьбой в старо румынском стиле. Напротив действующего монастыря находится уютный отель, также действующий, с необычным и интригующим названием «Интим»! Бары, дискотеки, сауны, бильярд-клубы, казино скучать в Синае не дадут!

Ну а теперь о главном. Прямо из центра Синаи от гостиницы «Монтана» начинается первая очередь канатной дороги до отметки Кота-1400.

clip_image014

Здесь находится высокогорная гостиница «Альпина», но цены в ней скорее рассчитаны на западных туристов, и они растут пропорционально высоте. Кстати, найти место в гостинице даже в разгар сезона не проблема, т.к. гостиниц в Синае очень много на любой вкус и кошелек от 1 звездочки до 4. Кроме того, очень развит частный сектор, где вам предложат часто не худшие условия на отдельной вилле за весьма умеренную плату (порядка 3-5$ в сутки). Также нет проблем и со снаряжением. Внизу и на всех промежуточных станциях канатной дороги находится масса прокатных пунктов, где можно подобрать и супер модные лыжи за повышенную цену и обычные. Стоимость комплекта вместе с ботинками по прошлому сезону составляла около 5$. После первой очереди подъемника, длина которой 2.5 км, можно полюбоваться оставшейся внизу Синаей или посидеть в кафе и согреться горячим вином или местной и почему-то тоже горячей водкой — цуйкой.

clip_image016

Надо сказать, что в этом что-то есть, правда, это лучше делать на обратном пути.

clip_image018

С первой очереди вниз ведет скорее лыжная тропа, нежели трасса, длиной более 3 км, и когда много снега, можно спуститься на лыжах по красивому лесу прямо к подъезду гостиницы. Но, как правило, одного раза бывает достаточно для полноты и остроты впечатлений, а основное катание вверху. Сделав пересадку из одной кабинки в другую, вы поднимаетесь до отметки чуть выше 2000 м. Длина второй очереди подъемника составляет 2 км с общим перепадом высот 1100 метров. Если на первом подъеме больше любуешься красивым лесом и великолепной панорамой, то на второй очереди дух захватывает от крутизны склонов и от трассы, которая проходит под канаткой и хорошо просматривается с подъемника. Если кто не очень уверенно чувствует себя на лыжах, то не надо пугаться и заранее беспокоиться — ведь силой никто не заставляет спускаться по этим участкам. Это, действительно, «черный» участок по общепринятой маркировке протяженностью около 1.5 км, напоминающий чем-то Чегет, а местами и покруче. Основное катание еще выше. После последней очереди, куда вас доставляет вагончик, открывается совершенно изумительный вид по другую сторону хребта. Здесь-то и расположены основные места для катания.

clip_image020

Каждый сможет найти себе трассу по вкусу и способностям. Кроме парнокресельной дороги (длина 800 м, перепад высот 230 м) вокруг разбросано множество бугелей, правда, работают они не всегда. Обычно их включают по воскресеньям, когда бывает много народу. В будние дни справляется кресельный подъемник. Очередей обычно не бывает. Может быть только в конце сезона в апреле, когда внизу все цветет и благоухает и температура +20, здесь еще катаются на лыжах и к лыжникам прибавляются пляжники, тогда приходится немного подождать. Но даже и это не обременяет, так как горный загар никому не противопоказан.

clip_image022

Само место для катания напоминает большую котловину, защищенную со всех сторон горами, поэтому и снег здесь долго лежит. Однако не надо рассчитывать на то, что все дни можно кататься в купальниках. Бывает иногда, что теплый комбинезон или куртка с капюшоном не согреют на подъемнике. Тогда можно согреться изнутри в одном из баров. Кстати, в таких барах можно всегда перекусить, отведав национальные карнацеи, мититеи или мамалыгу с сыром.

clip_image024

Еда в Румынии недорогая, за 4-5$ в день можно позавтракать, пообедать и поужинать и хорошего пива выпить. После легкого перекуса можно снова кататься. Подъемники работают обычно с 9 до 16. Трассы ухожены, каждый день их ровняют ратраками. Раньше проездной на весь день стоил 10$. В последний мой приезд условия изменились — за эту цену можно откатать определенное, хоть и большое, но ограниченное число спусков. Если интенсивно кататься, то к 14 часам обычно откатываешь все и дальше либо докупаешь билеты, либо спускаешься до самого низа на лыжах — это около 6 км, либо расслабляешься и отдыхаешь наверху. Как правило, в эту цену за день укладываешься, и этого вполне хватает. В других местах, в частности, в Предяле и в Брашове условия оплаты свои. В Предяле проездные покупаются на определенное число спусков — чем больше, тем дешевле. Если кататься компанией, имеет смысл купить карточку на максимальное число спусков и ее можно официально передавать друг другу, так получается неплохая экономия. В Брашове можно купить проездной на несколько дней, на неделю и на весь сезон — для румын, которые много раз в году приезжают — это тоже выгодно. Для справки — по понедельникам в Синае подъемник часто не работает — профилактика. В этот день, чтобы не терять катание, удобно запланировать поездку в Азугу или Буштень (ходит автобус и электричка, 10 мин езды) или в Предял около 20 мин электричкой или маршрутным такси. Если сравнивать и выбирать, то, конечно, в Предяле лучше.

Предял

Предял поменьше и поскромнее Синаи.

clip_image026

Гора здесь тоже не такая крутая — поэтому новичкам будет здесь попроще. Есть специальные детские трассы и учебные трассы для начинающих. Все трассы представляют из себя вырубленные в лесу широкие просеки. Конечно, здесь нет такого раздолья и разнообразия, как в Синае, но зато лес надежно защищает от ветра и всегда тепло.

clip_image028

clip_image030

Местность расположена как бы в двойном амфитеатре, основанием которого служит водораздел, поэтому из любой точки открывается прекрасная панорама окружающих гор. Работают два бугельных подъемника и два парнокресельных. Второй запускают только тогда, когда появляется очередь и поэтому она сразу рассасывается. Подъем до отметки 1500 м занимает около 25 минут. Вид сверху на поселок просто изумительный! В этом году вырубили в лесу еще одну просеку и открыли новую достаточно длинную горнолыжную трассу. С одной стороны видны крутые скалистые Трансильванские Альпы, а с другой стороны поросшие лесом пологие Карпаты.

clip_image032

clip_image034

Нижняя часть трассы освещена, что дает возможность кататься и вечером, но если честно, то я ни разу не видел, чтобы включали освещение. Обычно к 16 часам останавливают подъемники, и на этом катание кончается. На следующий год нам все же удалось покататься и ночью!

clip_image036

Внизу есть искусственный каток, где можно брать на прокат коньки и, если ноги держат, то кататься еще. Чаще всего ноги уже не держат и есть другие более предпочтительные варианты. Например, при гостинице «Оризонт» есть великолепный спортивный комплекс, включающий в себя сауну, небольшой бассейн с ледяной водой, очень большой бассейн с теплой водой и тренажерный зал.

clip_image038

За 3 $ можно пользоваться всем этим без ограничения времени, хоть целый день. Двух-трех часов в сауне и в бассейне вполне хватает, чтобы восстановить силы и продолжить катание на следующий день. Сауны с бассейном есть почти при каждой гостинице в каждом городе, и они доступны всем, независимо от того, где вы остановились, но цены везде разные. По удобству, комфорту и цене комплекс в Предяле, с моей точки зрения, самый лучший. Здесь создана особая атмосфера гостеприимства и доброжелательности, и вы будете чувствовать себя как дома, что немаловажно. Рестораны и бары, дискотеки и ночные клубы — всё это есть в Предяле. Обед в ресторанах обычно сопровождается весёлыми спектаклями под румынскую национальную музыку.

Брашов

Что касается Брашова, то это второй после Бухареста по величине и по численности населения город Румынии, столица Трансильвании и современный горный курорт с мировым признанием. Он расположен в одной из предгорных котловин.

clip_image040

За нашими спинами Брашов

У самого подножия горы на узких улицах тесно жмутся друг к другу старинные средневековые здания, башня и зубчатые стены верхней части города. Там среди многочисленных памятников истории и культуры выделяется Черная церковь XIV века с замечательным старинным органом. А ниже на равнине видна новая часть города с прямоугольниками современных зданий и высокими трубами промышленных предприятий. От центра города регулярно отходят автобусы в Пояна Брашов — это горнолыжная мекка, расположенная в 13 км от центра. Здесь только гостиничные комплексы и много разных подъемников. Центр зимнего спорта Румынии, имеет лыжные и санные трассы различной сложности общей протяженностью более 20 км, кабинные и кресельные подъемники.

clip_image042

Кроме обычных кабинок можно подняться до самого верха и в экзотических гондолах, по форме напоминающие лодочки для двоих. Цены на все здесь значительно выше, чем в Синае и в Предяле, особенно в гостиницах. Частного сектора нет совсем, поэтому приходится платить по 20-40 $ и выше за место в 2-х местном номере. Есть, правда, вверху «кабана» Кристиан Маре с ограниченными удобствами, но, как правило, свободных мест там не бывает, во всяком случае, в разгар сезона. Трассы неплохие, в этих местах проводилась даже Всемирная Универсиада. Но, если долго не выпадает снег, то их быстро раскатывают и они становятся очень жесткими и сильно обледенелыми, а такого разнообразия, как в Синае, здесь нет. Часть простых трасс проходит по лесу.

clip_image044

Если вы устали от лыж, вашему вниманию предлагаются экскурсии по живописным окрестностям. Все близко. Рекомендую посетить замок Бран, с которым Брэм Стокер связывает легенду о Дракуле. Это феодальный замок князя Влада Цепеша (XV-XVI столетия) и одновременно крепость на пути из Трансильвании в Валахию. Здесь представлена обстановка того времени — печь, из которой ровно а полночь появлялся вампир; а также королевские покои (в 1920-30 годах Бран был летней резиденцией румынских монархов). Об этом у меня есть отдельный рассказ «Страна Дракулы», который можно прочитать здесь.

Завершить свои впечатления хотелось бы несколько измененной, но традиционной фразой: лучше один раз увидеть, чем 10 раз прочитать. Так что приезжайте в Румынию и не пожалеете об этом. Я могу сравнивать эти места с Терсколом, Домбаем, Цахкадзором, Славском, Ясинями, где мне приходилось кататься, а также с США, Францией и рядом других Европейских курортов. По моему убеждению, отдых и катание в Румынии далеко не худший вариант, а по ценам вряд ли удастся найти что-то подобное. Как показывает опыт последних лет отношение цена/удовольствие выходит на оптимум. Поездка обойдется значительно дешевле, если не обращаться в официальные турагентства, а действовать самостоятельно.

До встречи на горнолыжных склонах Румынии!

Справочная информация:

Обычно снег в горах выпадает в декабре и лежит до апреля. Средняя высота снежного покрова: 50 см. Среднезимняя температура: -5 С

Прочитать некоторые другие мои статьи о Румынии, и получить дополнительную информацию о катании и отдыхе в Румынии можно на сайтах:

Румыния /Из книги «Мировой горнолыжный атлас -2004″/

Страна Дракулы / журнал Горные лыжи №6, с.44-45, 2003/

Рассказы горнолыжников /RASC/

О Румынии /Каталог горнолыжных ресурсов/

На горных лыжах по Румынии

«Зимняя сказка в Румынии» / Украинский клуб горных лыж/

Эксперт по Румынии

http://www.gotoeurope.ru/sight/sight067.html

Румыния, 2002-2003

Автор Михаил Назаров

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти