Путь к Горе

После интереснейшего путешествия и первой попытки почувствовать, а что происходит на высотах выше средних 3000 метров, трекинг по которым давно полюбили мы с Анькой, осталась в душе заноза. Сентябрьское восхождение не удалось, снег и ветер на вершине были такой силы, что даже думать о возможности этого мероприятия было страшно. Но маниакальная идея залезть на эту горку не отпускала. Постоянно ловил себя на том, что вместо работы и повседневных дел, руки сами тянулись к заветным буквам mountain-forecast.

Каждый день тщательно изучал все изменения в прогнозе и утешал себя мыслью, что теперь до следующего лета погоды не будет, и то, что Антохе повезло и он словил окошко — это просто случайность и его невероятное везение. Погоды для штурма не ожидается, сезон закрыт, на горе восходителей почти не осталось, а ратраки начали заниматься привычным для них делом – готовить трассы к лыжному сезону.

В понедельник, уже как обычно, рабочий день начался с проверки погодных условий на вершине. Нет, я не ловил погоду, а просто еще раз хотел себя утешить тем, что наше невезение — это не случайность. В это время года вероятность хорошей погоды на вершине минимальна. Но в этот день произошло чудо.

Открывшаяся картина потрясла до глубины души. Похоже природа решила на время забыть о шквалистых ветрах и снегопадах и в пятницу, субботу и первую половину воскресенья нарисовала солнце и практически полное отсутствие ветра на вершине. Я был настолько потрясен этим, что сразу же показал ее своему другу, который имеет более чем 20-летний опыт альпинистских восхождений и горных походов, несколько раз покоривший Эльбрус и даже один раз встретивший Новый год на вершине. Его вердикт был безапелляционным. Такой прогноз выдается в лучшем случае несколько раз в год, и я буду последним глупцом, если не использую его. Тут же он стал рисовать схемы по акклиматизации и рассчитывать необходимое для этого время и высоты.

scheme_acclimat

Теория трещала по швам. Даже с учетом того, что после сентябрьской поездки прошло меньше двух недель, для полноценного привыкания к недостатку кислорода на высоте катастрофически не хватало одного дня. Его взять было негде, поэтому теорию пришлось корректировать практикой. Огромное желание забросить все дела и рвануть в горы не позволяло расслабиться. Ситуацию осложняла необходимость прочитать студентам лекцию в среду и провести в четверг семинары. Решение было не простым. Лекцию отменить нельзя, а вот с семинарами были варианты. На всякий случай написал Богдану и Саше – нашим инструкторам в сентябрьском вояже. Саша мгновенно откликнулся. Несмотря на свои планы в субботу уехать в Архыз для участия в тренировочных сборах и соревнованиях по альпинизму, он поддержал мою безумную идею и обещал помочь в ее осуществлении. Решено – сразу после лекции в среду еду, а семинары будут прикрывать друзья и коллеги. Билеты куплены, рюкзак уложен. После лекции сразу отправился в аэропорт и оставил машину там на дальней парковке. Перелет уральскими авиалиниями – то еще удовольствие. Рейс опоздал на час, а в полете предложили всего лишь стакан воды. Все остальное за дополнительную плату.

В Терсколе я оказался уже около 23 и, конечно, все едальные места были закрыты. Саша с Катей меня встретили и не дали умереть с голоду. Старт был назначен на 8-40 утра. Сытный завтрак в «Маше и медведях», и мы отправляемся на поляну Азау, чтобы наконец осуществить мечту. Для Саши этот штурм стал юбилейным – сороковым, а у меня это был подарок на очередную круглую дату.

Как я уже писал, одним из главных составляющих успеха при штурме, кроме хорошей физической формы, правильной экипировки и хороших погодных условий является грамотная и полноценная акклиматизация. На высотах более 4000 метров над уровнем моря, в средних широтах, организм совершенно непредсказуемо реагирует на физические нагрузки. Именно отсутствие акклиматизации превратило восхождение Антона неделей раньше в тяжелое испытание. Поэтому на четверг мы с Сашей запланировали подъем к скалам Пастухова на высоту 4700 для того, чтобы организм вспомнил как воспринимать физические нагрузки в условиях недостатка кислорода.

Как часто бывает, погодные условия в этот день не способствовали нашим планам. Все началось с того, что недельные снегопады засыпали креселку и суровые канатчики не обещали ее расчистить до вечера. Пришлось ехать на гондолах и затем по пояс в снегу спускаться к вагончикам, которые тоже изрядно завалило снегом.

Путь на скалы тоже оказался не простым. Ратрачный путь был полностью засыпан снегом, поэтому пришлось тропить дорогу через глубокие сугробы. Саша мужественно пошел первым, а я за ним. Надо сказать, что на половине пути нам пришли на помощь восходители из соседних вагончиков и возглавили наше шествие. Тем не менее, подъем у нас занял 4 часа 20 минут и отнял много сил. К тому же ветер и снег вопреки прогнозу доставляли нам достаточно неприятностей. Просидев на скалах положенные 30 минут и окончательно замерзнув, мы побежали вниз, в наш вагон, где нас уже ждала Катя и горячая еда.

Холодрыга в вагончиках была жуткая, поэтому ночка обещала быть интересной, тем более что в вагончике мы были всего втроем и нашего тепла катастрофически не хватало для его обогрева. Чтобы хоть как-то выжить в таких условиях пришлось на себя надеть все, что было в рюкзаке. Зато утро встретило нас ярким солнцем, голубым небом и искрящимися белоснежными вершинами.

На склоне Эльбруса явно проступила колея, прокатанная ратраками, а выше угадывалась цепочка восходителей, взявшая на себя труд проложить в этот день дорогу к вершине сквозь сугробы и наст. У нас же был день отдыха и ледовое занятие. Погода так и нежила нас теплыми солнечными лучами и полным безветрием.

Теория предписывала полный покой и отдых. Правда, она же говорила о необходимости провести некоторое время чуть ниже, чтобы потом опять подняться и дать организму толчок для нормального функционирования в условиях недостатка кислорода.

Для этого я спустился на станцию Мир (3450 метров). Подъем назад занял около 40 минут, и Саша сказал, что это много, но что есть то есть. Традиционная солянка в исполнении Саши и Кати немного меня взбодрила. Послеобеденный сон на теплом солнце восполнил силы, потраченные на подъем от Мира. Катя уехала собираться на соревнования, а мы с Сашей стали готовиться к завтрашнему штурму. Для меня все-таки было очень важно покорить эту высоту, поэтому я не стал рисковать и решил воспользоваться услугами ратрака для доставки на высоту 5100. Ратрак был всего один, поэтому все, кто планировал штурм в этот день, старались на него попасть.

Подъем в 1-30 и старт в 2-15. За 45 минут надо было успеть подняться на 300 метров к вышке МТС. Основная группа ночевала там. Конечно, чем выше базовый лагерь – тем проще и комфортнее осуществить восхождение. Просто экономишь силы на дополнительные 300 м подъема. Однако ночевка на этом уровне уже сопряжена со всеми прелестями горной болезни. Вопрос о выборе оптимальной высоты для базового лагеря так и остался не решенным.

Ратрак был забит под завязку. 21 человек. Подъем на 5100 достаточно ровный и однообразный. На высоте 5000 встречаешь закопанный по верх кабины сломанный ратрак. По дороге встретили несколько человек, идущих на вершину с высоты базового лагеря. И уже в 3-30 мы выгрузились и были готовы к штурму. Основная масса восходителей собиралась с силами, организовывала колонну, а мы с Сашей не стали никого ждать и рванули наверх. Бездонное звездное небо вокруг и отблески фонариков переносили нас в какой-то особый мир, где нет привычных забот и волнений, а есть оглушающая бездна пространства и нитка тропы, ведущая к вершине. Очень быстро мы оторвались от основной массы и продолжали свой подъем в гордом одиночестве и единении с природой. Ветер, изрядно трепавший нервы на ратраке, стих, и звенящая тишина заполняла мир вокруг нас. Стремительный взлет от 5100 постепенно выполаживался, и как раз тогда, когда силы стали покидать, превратился в ровную тропинку, приведшую нас к седловине, где мы и сделали привал. Рассвет только брезжил, чуть выделяя контуры двух вершин на фоне бездонного черного неба. Впереди был серьезный взлет вдоль провешенных перил. Рюкзак и одну палку я оставил здесь. В одной руке на случай срыва надо было держать ледоруб, а термос с горячим чаем был у Саши. Пожалуй, подъем вдоль провешенных перил был самым тяжелым участком маршрута.

Здесь главное держать ритм, не делать резких движений и равномерно двигаться к цели.

В верхней точке этого участка нас застал рассвет. Просто фантастическое зрелище, когда из-за восточной вершины показывается солнечный диск, окрашивая все пространство вокруг в ярко розовые оттенки. Саша убежал вперед и попытался сфотографировать эти незабываемые краски. Мне, честно говоря, было не до фотографий.

Просто равномерно поднимался и старался получить удовольствие от удивительного калейдоскопа красок вокруг. Перила внезапно кончились, еще немного резкого набора высоты и оказываешься на практически плоской тропе, ведущей к одинокому холму впереди. Впечатление такое, что тропа ведет куда-то не туда. Вершина же в другой стороне, и к ней почему-то никто не протоптал тропинку. Только несколько одиноких следов. Оказывается, что это визуальный обман. Вершина, которая кажется наиболее высокой, на самом деле ложная, а настоящая прячется от восходителей вдалеке. Тропа к ней получила название тропы зомби. Это название не случайно. После резкого подъема путь по ней проделываешь как в тумане. Вроде и особых усилий прикладывать не надо, но сказывается кислородное голодание, усиленное утратой сил на последнем подъеме, и ты идешь как под действием наркотика, не замечая, что происходит вокруг и только видя перед собой манящую вершину.  Саша убегает вперед, чтобы заснять видео моих последних шагов на пути к вершине, а я понимаю, что сил на то, чтобы радостно на камеру забежать наверх уже нет. Поэтому просто поднимаюсь. Радость и счастье переполняют.

Вот она, самая высокая точка. Сегодня мы на ней первые. Все остальные остались далеко позади. А вокруг внизу остальные вершины. Подъем от 5100 до 5642 занял у нас 3 часа 15 минут и это, по-видимому, стало одним из лучших времен для восхождения любителей. Фотографии на память и безмерное ощущение счастья, что смог это сделать. Спасибо, Саша! Также понимаешь, что без поддержки семьи и друзей никогда бы не получилось добраться до вершины. Моральная поддержка, сопереживание и незримое присутствие сильно помогало и мотивировало на всех этапах. В такие минуты особенно чувствуешь важность крепкого тыла и дружеского плеча рядом.

word-image-15_a

Путь назад был очень быстрым. Так как верхние перила сделаны очень неудобно, мы решили спускаться напрямки, не пристегиваясь к ним. Очень быстро скатились к седловине. Короткий отдых с чаем и рывок к хижине. Ждать обратного ратрака не было никакого смысла. Мы его, кстати, встретили, когда уже спустились до точки старта. Он только собирался наверх за остальными восходителями. Уже в 9 утра были в вагончиках. Весь спуск от седловины занял не более полутора часов. Только снежные поля вокруг манили и звали к внетрассовому катанию. Лыж с собой не было, но думаю, что мечта спуститься с вершины на лыжах когда-нибудь осуществится. Есть куда развиваться и к чему стремиться. Сборы были недолгими, и вот мы уже в кресельном подъемнике спускаемся вниз. По пути покупаю билет на самолет в Москву и заказываю трансфер в аэропорт.

Точно знаю, что очень скоро сюда вернусь. Побывав здесь один раз и вобрав в себя всю энергетику и магию гор, невозможно забыть это место. Оно манит и притягивает. Именно здесь понимаешь, что «лучше гор могут быть только горы» и вершины, которые ждут впереди.

«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце…»
В. Высоцкий

Автор и участник восхождения Дмитрий Сидоров

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Путь к Горе" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

Спасибо за живой, динамичный и очень современный рассказ о рискованном восхождении на Эльбрус. Читая реально чувствуешь себя участником событий. Желаю новых покорений вершин.

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти