Московские каникулы. Скульптура Пушкинского музея

Введение

Пушкинский музей, также, как и Третьяковка, входит в мой список обязательного посещения.

Пушкинский музей я посещал много раз и никогда не переставал восхищаться великолепными картинами и удивительными в своём исполнении скульптурами древних мастеров.

В этот раз мне повезло меньше, так как многие залы живописи, включая итальянскую живопись, оказались закрытыми на ремонт, а импрессионисты, которыми так славился Пушкинский музей, переехали в другое здание, поэтому сегодняшняя моя экскурсия по залам музея будет не полной и посвящена скульптуре. В музее на сегодняшний день около 670 000 экспонатов, и большая часть — это скульптуры.

Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, считается самым академичным музеем Москвы, ведь он располагает уникальной коллекцией скульптурных слепков, копий и подлинников, по которым можно изучать всю историю мировой культуры. Великолепно исполненные музейные экспонаты-копии, от портика Парфенона и статуи Венеры Милосской до портала готического собора и конных монументов, выполнены в натуральную величину, что дает возможность детально ознакомиться с работами великих ваятелей.

Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III.

В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина.

С 1889 года музей возглавил Цветаев, и его фонды начали существенно пополняться новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе.

Экскурсия по музею

Начнем нашу экскурсию с первого этажа Главного здания, а точнее, с Итальянского дворика, который является одной из «визитных карточек» музея.

Итальянский дворик

Итальянский дворик музея отчасти повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.

«Давид».

Статуя создана молодым скульптором из Флоренции, Микеланджело Буонаротти в 29 лет. Высота статуи – 5.17 метра.

Подлинник находится в Академии художеств во Флоренции. Оригинал из каррарского мрамора. Скульптура также открыта на площади Синьории во Флоренции 8 июня 1504 года.

Давид изображён не после победы с Голиафом, а перед сражением.
Лицо сосредоточено, брови сдвинуты. Тело напряжено в предвкушении схватки.

Профессор Цветаев задумал расположить Давида так, чтобы удивить пришедшего в музей сразу. И это ему удалось! Размеры и красота скульптуры ошеломляют и запоминаются навсегда. Скульптура размещена в зале со стеклянным потолком для максимальной освещенности дневным светом сверху. Проходят годы и десятилетия, а Давид продолжает покорять сердца, оставаясь одной из «визитных карточек» музея».

Портал «Златые врата» Фрайбергского собора

Это копия портала, выполненного около 1230 года для в Кафедрального собора Девы Марии (Либфрауенкирхе) в немецком городе Фрайберге (Саксония). Богоматерь восседает на троне в центре тимпана над входом, увенчанная короной как Царица Небесная.

Скульптурная группа западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. 490-480 г.г. до н.э.

Фронтоны храма Зевса в Олимпии.

Следующий Зал №29 посвящен скульптурному творчеству Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Микеланджело. Копия Гробницы Лоренцо Медичи.

Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи, 1520-1534. Подлинник находится в капелле Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

В центре находится фигура герцога Джулиано Медичи, а по бокам две аллегорические фигуры: женская — ночь и мужская — день.
Взгляните на фигуру «ночи» — она изображена в позе мучительного сна и не может найти в нём успокоение, как бы вечное бодрствование «ночи».

Мраморная скульптура «Моисей».

Микеланджело. Моисей, 1513-1516. Оригинал в Церкови Сан Пьетро ин Винколи, Рим

Представленная в музее скульптура – это реплика знаменитой скульптурной группы, созданной около 1513 года великим Микеланджело для надгробия папы Юлиана II в храме Сан-Пьетро-Винколи, Рим.

Статуя посвящена библейскому пророку Моисею, который вывел свой народ из египетского плена и дал ему законы.
Примечательно то, что Моисей изображён с рогами, хотя у него их не должно быть. Считается, что так произошло из-за неправильного перевода Библии, где говорилось о наличии у пророка «карнайим» (переводится оно как лучи, так и рога). Но лицо пророка светилось лучами. Маленькие рожки, обозначающие лучи, исходящие от головы пророка сияния.

Глядя на статую, ощущаем духовную силу пророка. Посмотрите, как вздулись вены на руках. Вроде и спокойная поза, но чувствуется внутреннее напряжение, сила и решительность. Голова резко повёрнута, а лицо мудрого старца видит дальше и больше других.

Итальянский скульптор XV века Антонио Росселино.
«Надгробие кардинала португальского», выполненное из мрамора.

Подлинник в церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции.
В надгробии увековечивается человеческое достоинство личности, которой за христианские добродетели даровано право на бессмертие при заступничестве Мадонны, которая расположена в центре сверху.

Фальконе, Этьен Морис. Амур.

«Артемида» (богиня охоты). IV век до н. э., выполнена из мрамора.

Подлинник (римская копия) хранится в Лувре. Воплощает тип охотницы. Статуя как бы выходит из глубины пространства прямо на тебя, но как бы и мимо, так как развёрнута и не в фас и не в профиль.

Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В этом зале экспонируются слепки самых, пожалуй, известных в мире скульптур: Венера Милосская, Отдыхающий Гермес, Отдыхающий Сатир и др.

Афродита Милосская

Венера Милосская — древнегреческая скульптура, созданная в период эллинизма между 130 и 100 годами до н. э. Статуя изображает древнегреческую богиню Афродиту (у римлян: Венера). Это одно из самых известных произведений античного искусства.

Венеру открыли 8 апреля 1820 года на острове Милос в Эгейском море. Согласно наиболее распространённой версии греческий крестьянин, возделывая поле, обнаружил на своей земле статую, разбитую на две части: торс без рук и задрапированную нижнюю часть. Узнав о находке, генеральный консул немедленно написал послу Франции при Османской империи (во владении которой в то время находилась Греция) с предложением выкупить статую «для Королевского музея» в Париже. После прибытия 23 декабря 1820 года в Тулон, предметы были перевезены по реке Сене в Париж, куда они прибыли в середине февраля следующего года. Mаркиз де Ривьер предложил статую королю Людовику XVIII во время аудиенции, данной ему 1 марта 1821 года во дворце Тюильри. Король принял подарок и предложил его для пополнения коллекций Лувра. С тех пор Оригинал, а не позднейшая копия, как считалось ранее, находится в Музее Лувра в Париже (крыло «Денон», «Зал Венеры Милосской»).

«Наказание Дирки» («Фарнезский бык»). Греческие скульпторы Апполоний и Тавриск из Тралл.

Знаменитая мраморная скульптурная группа, изображающая казнь Дирки, жены фиванского царя Лика, братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой.

Братья привязали Дирку к рогам разъярённого быка, который разорвал её на куски. Произведение эпохи эллинизма. Создано в конце II века до нашей эры греческими скульпторами родосской школы Аполлонием из Тралл и его братом Тавриском.

Скульптуру, разбитую на куски, обнаружили в эпоху Возрождения, в 1546 году в ходе раскопок терм Каракаллы в Риме, предпринятых папой Павлом III (Алессандро Фарнезе). Произведение установили во внутреннем дворе Палаццо Фарнезе в Риме, отчего она и получила своё название. Её реставрировали под наблюдением Микеланджело, который предлагал использовать скульптуру для украшения фонтана. В результате реставрации XVI в. (как её понимали в то время) в 1848 году были добавлены недостающие детали: голова быка, фигура Антиопы с копьём (в наше время считают, что её вообще не было в оригинале), верхняя часть фигуры Дирки и части фигур, представляющих сыновей Антиопы, изображения зверей (кроме собаки) и пастуха — олицетворение горы Киферон на подножии. Оригинал экспонируется в Национальном археологическом музее в Неаполе.

На переднем плане копия Капитолийской волчицы — бронзовой скульптуры, изображающей (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рима.

Датировка скульптуры, хранящейся в Капитолийских музеях, спорна. Изображение волчицы длительное время считалось произведением древних этрусков и датировалось по стилистическим признакам V веком до н. э. Новейшие датировки, сделанные в XXI веке, — по технологии литья, по радиоуглеродному анализу включений и другие — указывают на время Высокого Средневековья (XI—XIII века н. э.).

Ника Самофракийская (II в. до н. э.)

Еще одна из копий знаменитых скульптур — Ника Самофракийская. Высота оригинала данного экспоната — 200 см. Скульптура была изготовлена около 190 г до н.э. Крылатая Ника («Победа») — одна из прекраснейших статуй эллинистической эпохи. Мраморная статуя крылатой греческой богини была найдена французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо в 1863 году на греческом острове Самофракия в Эгейском море. В том же году её перевезли в Париж. С 1884 года статуя украшает лестницу Дарю в Лувре.

Многие части скульптуры утеряны, но попытаться восстановить ее облик можно. Фигура, стоящая на носу корабля, как на постаменте, вероятно, воплощала победу в морском сражении родосцев над Антиохом III Сирийским.

Рельефы так называемого алтаря Домиция Агенобарба 115-100 гг. до н. э.

Одна часть Скульптурных панелей выставлена в Лувре, а другая — в Глиптотеке в Мюнхене. Копию этого второго произведения мы видим в Пушкинском музее.

Богоматерь с младенцем.

Оригинал на портале собора Нотр-Дам д’Амьен. Неизвестные мастера. XIII век. 

Древняя Греция. Конец IV – начало III веков до н.э. Из собрания В.С.Голенищева, который приобрел её в Ахмиме (Египет). Работа — александрийская, судя по многочисленным аналогиям таких специфических черт, как форма головы, ее поворот и наклон.

Голова «Афродиты Голенищева»

Очевидно, мраморная голова была частью статуи богини и венчала мраморный же (или высеченный из другого камня) торс. Она была выкуплена в 1909 году у петербургского востоковеда В. С. Голенищева, располагавшего богатой коллекцией подлинников египетских древностей.

Статуи в Греческом дворике

Первый справа — Зевс. Римская копия с бронзового оригинала третьей четверти V в. до н.э. Далее — ещё одна Афина Лемния. Слепок с копии, хранящейся в музее изобразительных искусств в Дрездене.

Заключение

В заключение хочется сделать несколько критических замечаний и самому ответить на вопрос, почему в этот раз музей не произвёл на меня такого сильного впечатления, как раньше.

Музей выделяется среди других российских музеев своей богатой и своеобразной коллекцией. Раньше всё было собрано в одном главном здании, были тематические залы с живописью и скульптурой, сейчас коллекция разрозненна, многих знаменитых произведений искусства, оригиналы которых я помню и хотелось увидеть ещё раз, найти вообще не удалось. Или они остались скрытыми в тех залах, которые на ремонте, или попали в запасники, или переехали неизвестно куда. Возможно, просто одного дня мне не хватило, чтобы подробней познакомиться со скульптурой музея.

В главном здании много слепков вообще без табличек. Авторы слепков рядом с ними не указаны, поскольку это не копии произведений искусства в точном смысле этого слова. Они, безусловно, нужны, чтобы расширить наш кругозор, но гипсовый слепок изготавливается с оригинала совсем иначе, чем создается оригинальное произведение. Для изготовления слепка оригинал покрывается защитным веществом, а жидкий гипс заливается в опалубку для получения вогнутой «негативной» формы. Из нее с помощью заливки получают «позитивные» дубликаты, полностью совпадающие с оригиналом. Для получения серийных изделий такую формочку делают разъемной. Старинные мастера использовали гипсовые формы, а сейчас их делают из гибкого силикона, чтобы использовать неоднократно. Технология производства слепка не связана с творчеством – это чисто ремесленная работа. Слепки изготавливались из гипса, а не из мрамора или бронзы как подлинники, после чего им придавалось внешнее сходство с оригиналами. В этих случаях, наверно, правильно было бы указать, где находятся оригиналы, с которых сделаны слепки. При проведении сегодняшней виртуальной экскурсии я испытывал при этом определённые неудобства, и мне приходилось самому вспоминать, где я видел оригиналы, и дополнять свои фотографии соответствующим текстом.

И ещё одно замечание по поводу названия. Название у музея совершенно не соответствует его направленности: Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, а в обиходе – Пушкинский музей. Но при чем здесь Александр Сергеевич Пушкин, если это музей, выставляющий, прежде всего, скульптуры и картины, а также различные древние находки с раскопок? Ничего общего с поэзией или литературой он не имеет. Может следовало его назвать по имени основателя Ивана Цветаева, как это сделали с Третьяковкой, или нейтрально, например, просто Музей изобразительных искусств, как Русский музей в Питере или Эрмитаж? Это открытые вопросы для дискуссии.

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Московские каникулы. Скульптура Пушкинского музея" оставлено 2 коммент.
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Спасибо за емкую фотоэкскурсию. Глядя на копии, вспоминаешь оригиналы и наслаждаешься еще раз.

  2. Валерий Протасов:

    Классные фото! Молодец Миша!!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2025    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти