Этот парк является одним из самых новых парков Москвы. Дата основания: 24 января 1992 года. Конечно, посмотреть его очень хотелось и, прежде всего, из-за необычности. Хочется также сравнить его с другими не менее известными парками искусств, где выставлена наряду с классикой, современная скульптура, например, с парком Тюильри в Париже, которому мы с коллегой посвятили 2 книги на французском и русском языках:
Или с парком Технического университета Молдовы, где также выставлена современная парковая скульптура.
Итак, мы в парке «Музеон». Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков распорядился создать парк скульптур под названием «Музеон» (в переводе с древнегреческого «храм искусств»). Так и появилось это необычное место в Москве – парк, наделённый яркой индивидуальностью.
Скульптуры были выполнены многими известными мастерами советского времени. Такими как Е.В. Вучетич, В.И. Мухина, С.Д. Меркуров. Есть в парке «Музеон» скульптуры и современных скульпторов, которые воспринимаются весьма неоднозначно.
О том, как создатели парка и экскурсоводы к нему относятся, на экскурсиях обычно не говорят, и считается, что МУЗЕОН вне политики. На самом деле все эти скульптуры — не просто экспонаты, это символы эпохи, которые представлены в коллекции парка. Их надо рассматривать и воспринимать, как часть нашей истории, и ее следует уважать, какой бы она ни была.
Краткая информация
Парк искусств «Музеон» — музей скульптуры под открытым небом в Москве, крупнейший в России. В парке установлено 656 работ. (По последним данным их больше 1000). В коллекции представлены монументы вождей 1930–50-х годов, памятники эпохи соцреализма и бюсты Героев Социалистического Труда, а также работы скульпторов-авангардистов. В октябре 2015 года парк искусств стал составной частью Парка Горького. (Из Википедии)
Ознакомившись с краткой информацией, предлагаю совершить вместе с вами небольшую экскурсию по парку. Первоначально он представлял собой «склад» памятников, демонтированных по всей стране после распада СССР в 1991 году. Пройдем мимо нового здания Третьяковки и начнём с современной скульптуры под открытым небом.
При входе располагается большое здание Новой Третьяковки, открытое в 1986 году и выполненное в стиле советского модернизма. В филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу представлено несколько тысяч произведений художественных стилей и направлений, популярных в XX и XXI веках.
За зданием Новой Третьяковки, расположен Сад белокаменных скульптур, куда мы сейчас пройдем.
За последние годы тут появились работы различных современных скульпторов, в т.ч. в стиле авангард и паблик-арт. Эти произведения искусства расположены так, чтобы любой желающий мог поближе изучить их.
Мне кажется, что эта фотография должна вызвать больше всего споров, так как мнения о представленных здесь скульптурах самые противоречивые. Справа — самая большая из скульптур сада, работа Александра Бурганова «Пегас», не считая, конечно, памятник Петру I слева, видимый из всех уголков парка. В середине парка между ними представлено современное авангардистское искусство.
Нет возможности описывать и обсуждать все скульптуры, их больше 1000, но на некоторых стоит остановиться.
Скульптура «Золотой Пегас» — это единственная из скульптур Музеона, выполненная из пластмассы. По замыслу автора Пегас с поднятыми золотыми крыльями олицетворял гуманистическую красоту искусства как добрый символ и страж нашей сокровищницы искусства в новом здании Третьяковской галереи. Однако, она была похищена, и долгое время большая белая рука стояла без него. К своему 85-летнему юбилею Александр Бурганов решил воссоздать скульптуру заново, чтобы Пегас вновь украшал собой «Музеон» и вход в Третьяковскую галерею. 25 марта 2020 года состоялось торжественное возвращение «Золотого Пегаса» на своё место. «Золотой Пегас» вновь взлетел на огромные пальцы Благословляющей руки. Пусть этот добрый символ служит Искусству и городу Москве. С этим мнением можно согласиться, а вот дальше я готов поспорить.
Лично мне подобное собрание современной скульптуры напоминает кладбище с надгробиями.
Скульптура на переднем плане называется «Москва-река». Или эта девушка утонула в Москва реке и ей поставили такое надгробие, или я не дорос до понимания современного искусства. Подобными комментариями можно снабдить все представленные здесь скульптуры. Что-то подобное можно увидеть в Кишиневе в парке Технического университета:
http://travelreal.ru/europe/moldova/kishinyov-park-texnicheskogo-universiteta-moldovy-3
В Париже, к счастью, такого нет!
Следующий памятник, о котором хочется замолвить слово – это главное творение Зураба Церетели — Памятники Петру I.
Он виден отовсюду в парке, даже сквозь деревья, но лучше выйти на набережную.
Памятник был воздвигнут в 1997 году на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника 98 метров, это самый высокий памятник в России (к примеру, «Родина-мать зовёт» в Волгограде всего 85 метров, «Статуя свободы» в Америке — 93 метра).
По мнению критиков памятник вошёл в список самых уродливых строений мира (2008), заняв в нём десятое место. (Первое место заняло здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе — башня Монпарнас в Париже). Так же он породил выражение «эффект Церетели» — как с помощью одного сооружения можно изменить настроение в многомиллионном городе. Я позволю себе не согласиться с критиками, и если моё настроение изменилось, то в лучшую сторону.
Подводя итог короткой дискуссии, можно утверждать, что памятник Петру I вышел спорным и неоднозначным, большинству москвичей он не понравился, но мне он нравится!
Демонтированное искусство: монументы советского прошлого в парке «Музеон»
А теперь пройдем в ту часть парка, где собраны известные скульптуры и памятники советской эпохи. Москвичи называют этот участок парка «кладбищем свергнутых памятников». После событий 1991 года по всей стране демонтировали памятники советским деятелям, которые впоследствии свезли в парк и хаотично уложили, а точнее, бросили на землю.
Администрация «Музеона» считает, что дефекты и сколы на памятниках того времени тоже являются памятником эпохи. Среди подобных экспонатов памятник Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Феликсу Дзержинскому и работы скульпторов Евгения Вучетича, Сергея Меркурова, Веры Мухиной, Юрия Орехова, Зиновия Виленского. Малую часть их них я приведу в своем фоторепортаже.
Памятник Сталину в Парке Искусств
Прижизненный памятник Иосифу Сталину скульптора Сергея Меркурова выполнен из розового гранита в 1939 году. «Сталин изображён стремительно шагающим вперед твердой, уверенной поступью», — описывал памятник автор. Сейчас у скульптуры отбит нос и отколоты ступни. Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Это уменьшенная копия памятника, который был установлен на канале имени Москвы в районе Дубны. Копию представляли в экспозиции СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. После окончания форума скульптуру вернули в Москву и установили в Парке им. Сталина (сейчас известен как Измайловский парк).
В 1998 году за памятником Сталину скульптор Евгений Чубаров создал композицию «Жертвы тоталитарного режима»: 283 высеченных из камня головы, которые уложены в огромную стену-решётку. Они символизируют репрессированных односельчан Чубарова.
Памятник Свердлову
Памятник Якову Свердлову скульптора Р.Е. Амбарцумяна из бронзы был установлен в 1978 году на площади Революции, рядом с Театральной площадью, с 1919 по 1991 год носившей его имя (пл. Свердлова). Снесён сразу же после августовского путча 1991 г. вместе с памятниками Ф. Э. Дзержинскому, М. И. Калинину, С. М. Кирову и др.
Памятник Дзержинскому
Памятник Феликсу Дзержинскому изначально был установлен в 1958 году в Москве на площади, названной именем Дзержинского после его смерти (1926), напротив главного здания КГБ (ныне ФСБ). Скульптор — Евгений Вучетич. Вес скульптуры (без постамента) — 11 тонн. 22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти президента СССР Горбачёва, памятник был демонтирован и перенесён в Парк искусств.
Памятник Ленину
Один из многочисленных памятников В.И. Ленину. За ним ещё один памятник «СССР — оплот мира», выполненный Степаном Щекотихиным в 70-е годы прошлого столетия, а ныне поросший травой. Когда-то он стоял на Ленинском проспекте.
Дальше пойдут бюсты известных политических деятелей. Их много:
Продолжение серии парков Москвы следует
Автор Михаил Назаров
Навигация
Предыдущая статья: ← Московские каникулы. Часть 2а. Парки Москвы
Следующая статья: Окрошка от Михаила Назарова →
Необычно, что вначале территория было просто местом свалки демонтированных памятников Москвы, и народ тянулся туда посмотреть задолго до того, как это место стало «Музеоном». Такой спонтанный музей, возникший естественным путем. И мы там были лет 20 тому назад и позднее. Кстати, вокруг проложена отличная трасса для роликов, так что можно ускорить темп передвижения и больше успеть увидеть.
Миша, а еще я очень уважаю Вашу смелость иметь свое мнение и высказывать его, даже если оно противоречит моде, мнению большинства и т.п. Вот теперь и я могу сказать, что всегда считала несколько ханжескими критические заявления в адрес памятника Петру I. Может, это и не великое творение, но для жанра городской скульптуры очень даже пойдет
Аня, я рад, что наши мнения совпали!