БАЛАКЛАВА

Запретный плод всегда сладок. Во времена СССР мне очень хотелось побывать в легендарной Балаклаве. К тому же я знал, что там в начале ХХ века проживал один из моих любимых писателей Иван Куприн. Но тогда Балаклава была секретным объектом, так как там была расположена военная база подводных лодок Черноморского флота. Попасть на этот объект без специального пропуска было невозможно, а получить его без соответствующего допуска от Штаба флота было просто нереально. В то время я довольно часто ездил в Севастополь в командировку в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (СВВМИУ), где проводил договорную научную работу на учебном ядерном реакторе, изучая радиационную стойкость полупроводников. Работа в училище позволяла в выходные дни путешествовать по Крыму, но вот попасть в Балаклаву я не мог — при въезде была очень строгая военная пропускная служба.

Мои коллеги по работе были, как и я, заядлыми туристами, и мы на этой почве сдружились.

Я им поведал о своем давнем желании побывать в Балаклаве. Они сказали, что помогут мне это осуществить, но нелегально. Я решил рискнуть и вот как это было. Городским автобусом из Севастополя мы втроем отправились до мыса Фиолент, где у самых ворот воинской части была его конечная остановка. Мои друзья знали, как обойти эту воинскую часть и как горными тропами выйти к Балаклаве и при этом не нарваться на пограничников. Вдали от мыса Фиолент, где уже началась запретная зона, спускаясь по тропе, мы вдруг в кустах совсем рядом с нами услышали резкий шум и шуршание осыпающихся камней. Что это? К счастью, разгадка была простой — в пяти метрах нам дорогу пересекла двухметровая зелено-желтого цвета змея толщиной с руку. Мои местные друзья успокоили меня. Это полоз. Он совсем не ядовитый и можно его не бояться, да он и сам нас боялся. Но все равно, дальше мы шли более осторожно и более внимательно всматривались в свой путь. Но больше приключений такого рода не было и вскоре мы оказались на побережье бухты Балаклавы.

Прежде чем отправиться на экскурсию по улицам и набережным города, привели себя в порядок — почистили от грязи кроссовки, вместо штормовок одели цивильные куртки. Было еще два условия для моего нелегального похода — взять с собой паспорт и все другие имеющиеся документы, в том числе и справку-допуск к секретным работам по второй форме из первого отдела моего института. Но ни в коем случае не брать фотоаппарата. Это всё на случай «отмазки» при возможном задержании дежурным военным нарядом.

Мы вышли в город, прошли по набережной. В гавани стояли военные катера и рядами с десяток черных подводных лодок. По причалу туда-сюда сновали моряки, часто попадались военизированные наряды. Наша задача была ни в коем случае не привлекать внимание нарядов, что мы и старались делать. Пошли искать дом, где останавливался в начале двадцатого века Иван Куприн. Нашли дом по скромной памятной доске. Потом было желание подняться на прибрежную гору, где были остатки полуразвалившейся

Генуэзской крепости. Но решили туда не забираться, а лишь подойти к ней поближе, но не выходя за черту городских улочек. И все это из-за опасности привлечь внимание дежурных нарядов. Экскурсия по городу закончилась посещением местной столовой и продуктового магазина. А вот это уже можно было делать без опаски. Еще немного побродили по улицам и по пирсу вдали от подлодок, где стояли рыболовецкие лодки и катера. Живописная уютная бухта напоминала по словам Куприна виды средиземноморского побережья Италии. С этим можно было бы и согласиться с писателем, но вид бухты все же «портили» черные «тушки» стоящих на рейде подлодок. Вот на этом и закончилась моя та давняя экскурсия по Балаклаве. Смело сели в автобус Балаклава — Севастополь, так как заранее знали, что на выезде не должно быть проблем. У шлагбаума автобус остановился. Всех сидящих в нем пассажиров формально осмотрел дежурный военный наряд и, как ожидалось, без всякой проверки документов, а только был «фейсконтроль».

Прошло 40 лет. Я вновь оказался в Балаклаве, но уже в качестве туриста по путевке крымского турагентства и с фотоаппаратом.

Ранним зимним воскресным утром этого года наша кавалькада из трех автобусов сквозь виноградники мимо знаменитой «Золотой балки» въезжала в город. Странно, но мы без остановки проехали мимо полицейского кордона, хотя вот легковой транспорт выборочно останавливался на обочине для досмотра, но на короткое время, так как длинной очереди не было. Пока в Крыму было все спокойно. Экскурсовод без умолку щебетал об истории города. Да и было о чем — ведь оказывается Балаклаве исполнилось в 2004 году 2500 лет! Доехали по тесным улочкам до самого пирса. Все туристы быстро вышли, а автобусы тут же уехали куда-то подальше в город на стоянку. У нас по плану был тур на катерах по бухте, но без выезда за ее пределы — это требование властей из-за СВО. Балаклавская бухта — одна из самых удобных бухт Черного моря для швартовки судов, так как в ней не бывает штормов. Бухта, зажатая горами, узкая 200-400 метров, но достаточно глубокая — до 17 метров, поэтому неслучайно в пятидесятые годы прошлого века Балаклава была выбрана как военно-морская база подводных лодок Черноморского флота.

Балаклавская бухта

На нашем небольшом катерке капитан был по-совместительству и экскурсоводом — рассказывал о всех достопримечательностях города с моря. Это было здорово, так как ничего не мешало и не загораживало наш осмотр. В акватории бухты швартовался только гражданский флот — ни тебе подлодок, ни военных судов, как это было сорок лет назад. Стояло много рыбачьих и прогулочных лодок и яхт на любой вкус и цвет. Выделялась одна самая большая ультрасовременная черного цвета яхта. Как сказал наш капитан, она стоит миллионы евро, а час ее аренды 1500 евро. Вот они причуды развития свободной экономики.

После круиза по бухте наша туристическая группа отправилась на пешеходную экскурсию по городу по набережной Назукина.

Вид на набережную с катера

Исторически она называлась сначала Английской, потом Новой, Балаклавской, а в 1957 году стала набережной Назукина, названная в честь большевика, который в 1917 году был народным комиссаром города, а при власти в Крыму белых был расстрелян. Сама набережная понравилась. Она типичная, с променадом, как и в любом приморском городе. Вокруг набережной много кафе и ресторанчиков, сувенирных лавок и уличных развалов. Легкий бриз, плеск волн, крики чаек и зазывал туристического бизнеса. Местами с моря попахивало рыбой и несвежими моллюсками. Из подворотней близлежащих домов были видны многочисленные группки кошек. Но главная достопримечательность набережной — это скульптурный памятник Ивану Куприну. Вокруг него многолюдно, все стремились сфотографироваться рядом с памятником. И я тоже не отказал себе в этом удовольствии.

Фёдор Склокин (слева) с Иваном Куприным

Тут же крутились местные профессиональные фотографы, предлагая свои услуги. Сам памятник мне очень понравился. Без пьедестала и лишней помпезности как бы среди толпы туристов, стояла скульптура из черненной бронзы Куприна во весь рост. Отличная находка скульптора. По аналогии мне вспомнился памятник Джону Леннону в Лос-Анжелесе перед входом в концертный зал, где ежегодно происходит церемония вручения премии Оскара. Скульптура Леннона в человеческий рост, одетого в джинсы, стоит просто без всяких надписей прямо на пешеходной дорожки, ведущей в концертный зал. Всё гениальное всегда просто.

Наша экскурсия продолжалась по накатанному плану. Любопытствующие взоры устремлялись на развалины Генуэзской крепости Чембало, на охотничий дом-дворец Юсуповых, на черную дыру в скале на уровне моря, где в своё время, скрытые под горой, стояли подводные лодки и наконец на два новых, сверкающих белизной, отеля украинского олигарха Ахметова.

Вид на Генуэзскую крепость из бухты

Генуэзская крепость вблизи

В местные музеи я не пошел, предпочитая просто побродить по городским улочкам. На центральной площади стояла мраморная скульптурная композиция с памятником. Была изображена женщина в полурост на высоком пьедестале. Сначала издалека я никак не мог определить, кто это. Но подойдя ближе, обнаружил надпись на памятнике, которая развеяла мои сомнения. Это была Леся Украинка! Памятник поставлен в 2004 году, как свидетельство националистического угара, царившего в то время на Украине. Неслучайно, что сейчас во всех украинских городах есть улица Леси Украинки. Да и Крым не исключение. Улицы в ее честь есть в Севастополе, в Симферополе, в Евпатории, в Ялте. Так вот в одно и тоже время в небольшом городке, а именно, в Балаклаве появились два памятника: Лесе Украинке и Куприну. Как-то абсурдно все это. Если Куприн жил и творил в Балаклаве в течение двух лет, то Леся Украинка жила в городе лишь два месяца на излечении. А уж про таланты этих двух людей я и не говорю — они просто несоизмеримы. Кстати, у Куприна есть рассказ «Листригоны» про местных греков-рыбаков, где действия персонажей как раз происходят в Балаклаве. Известно, что Куприн в свое время пытался постоянно поселиться в Балаклаве и уже даже определился, где будет строить себе дом. Но губернатор города за противоправные действия, а именно укрытие в своем доме беглых матросов, вообще запретил проживание Куприну в Балаклаве. Вот они — зигзаги истории, которые переплелись между собой за многие годы существования Балаклавы. Но хочется верить, что Балаклаву ждет светлое будущее и все больше и больше туристов буду приезжать в этот славный черноморский городок.

Автор Фёдор Склокин

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "БАЛАКЛАВА" оставлено 5 коммент.
  1. Владислав:

Познавательный, интересный рассказ и хорошие фото дают общее представление об этой легендарной бухте, бывшей базе черноморского флота с непростой историей, уходящей в прошлые столетия. Во время войны с захватчиками её защитники мужественно оборонялись от врага, прикрывая Севастополь, а в мирное время охраняли рубежи страны. Мне давно хотелось там побывать и посмотреть на её уникальные штольни, служившие ремонтной базой и укрытием подводных лодок. Я как-то смотрел об этом фильм. Тогда они уже не использовались и были заброшены. Рассказ человека впервые побывавшем там тайком, когда она ещё функционировала и потом через много лет посетившего эти места, вызывает неподдельный интерес. Уникальная узкая бухта, удивительный ландшафт, опалённая солнцем, выжженная степь вокруг неё лишённая растительности, полуразрушенная старинная крепость, скажу прямо несколько удивили меня.Я представлял её несколько иначе, видимо под впечатлением Севастопольской бухты. А живой и образный язык автора оставляют приятное впечатление от прочитанного. Выражаю ему благодарность за хороший рассказ. В.Копцев 26.02.2023.

• Федор:

Спасибо за столь высокую оценку моего эгзерсиза. С удовольствием пригласил бы Вас в соавторы. Крупинка моей любви к Севастополю, Балаклаве и Куприну — это на всю жизнь.

2. Татьяна Бойко-Назарова:

Спасибо за увлекательнейший и правдивый рассказ. Сам Куприн его бы одобрил.

• Федор:

Это Вам спасибо за сногсшибательный комментарий. Но чувствую, что на этот раз перебор — уж больно высока планка. Постараюсь в будущем не очень сильно Вас разочаровывать своим творчеством.

3. Федор:

В качестве бесплатного гонорара за свой труд по написанию рассказа я получил проникновенные отзывы. Они согревают лучше весеннего солнца. Повезло, что есть такие внимательные и разборчивые читатели. Хочется еще что-нибудь написать с надеждой, что будут «мои» читатели. Федор С.

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти