Кинотеатр Тушински и его создатель

Если попробовать лаконично описать впечатление от амстердамского кинотеатра “Тушински”, то на ум приходят слова: “великолепие”, “люкс”, “блеск”… Казалось бы: ну и что? Роскошные залы и золочёные потолки можно увидеть в бесчисленных дворцах, замках и театрах России и Европы. Но роскошь этого здания уникальна. К тому же этот кинотеатр имеет особую историю, а его создатель был необыкновенно талантливым человеком с неординарной и трагической судьбой.

Pathe_klein

При строительстве и благоустройстве своих театров Абрагам Тушински стремился с первых секунд очаровать зрителя и дать ему почувствовать себя уютно и комфортно. Именно такое ощущение охватывает посетителей главного амстердамского дома кино. Возможно, этот эффект достигается благодаря искусству архитекторов, использовавших разные стили: амстердамская школа, югендстиль, арт-деко и арт-нуво.  Эту смесь отличают  многомерность, плавность, утончённость и глубокий символизм. Даже самые громоздкие предметы обстановки видятся воздушными и хрупкими. В просторном фойе сразу привлекает внимание гигантская люстра, меняющая свой цвет каждые несколько секунд, яркий многоцветный ковёр ручной работы, прекрасная настенная роспись, деревянная резьба, светильники причудливой формы. На стене за стойкой буфета можно увидеть портреты трёх первых директоров кинотеатра: Абрагама Тушински, его шурина Германа Эрлиха и свояка Германа Герштановича.

Foyer_kl

directeurs_kl

Будущий киномагнат родился 14 мая 1886 года в еврейской семье, в польском местечке Бжезины. В 1892 году умер его отец, а в 1904-м его мать и сёстры эмигрировали в Америку, спасаясь от антисемитизма и бедности. Принято считать, что восемнадцатилетний Абрагам покинул Польшу вместе с семьёй, но остановившись по пути в Роттердаме, сразу полюбил город и решил там остаться. Однако есть свидетельства, что юноша тщательно готовился к отъезду именно в Нидерланды. Кроме того он прибыл туда не один, а с двумя друзьями-коллегами. Все трое были портными и вскоре получили вид на жительство. Абрагам начал зарабатывать на жизнь пошивом одежды, потом открыл пансион для польских эмигрантов. Но при этом его неудержимо притягивало кино, которому он предсказывал большое будущее.

В итоге Тушински оставил свой прежний бизнес и стал кинопредпринимателем. Он отнюдь не было пионером в этой области, в Роттердаме уже имелось несколько кинотеатров, но располагались они в сомнительных районах рядом с дешёвыми питейными заведениями и борделями. Богатые солидные люди ходили на фильмы тайком, не желая быть узнанными. Почему кино имело такую неблаговидную репутацию, сейчас трудно понять. Так или иначе Абрагаму удалось это изменить: благодаря ему кинематограф получил наконец достойный имидж. Его первый роттердамский кинотеатр, находившийся в центре города, со дня своего открытия 20 августа 1911 года ежедневно собирал сотни зрителей. Но полтора года спустя его пришлось закрыть из-за отказа владельца помещения продлить аренду. Тушинский тяжело переживал этот удар, однако не позволил себе сломаться. Спустя несколько месяцев он открыл в Роттердаме новый кинотеатр, за ним в течение нескольких лет последовали ещё три.

В 1916 году Абрагам задумал основать дом кино в Амстердаме и сам занялся закупкой земли и строительством. Сотрудники упорно отговаривали его: в столице  фильмы показывают на каждом углу, а публика требовательна и избалована. Но именно риск и борьба манили молодого киномагната.

«В Амстердаме много театров, — говорил он, — вот я и должен всех их превзойти. И не только те, которые существуют сейчас, но и те, что появятся в будущем. Поэтому мой театр станет лучшим из лучших».

“Лучший из лучших“ распахнул свои двери 28 октября 1921 года. Открытию предшествовал набор персонала: заявки подали более тысячи человек, из которых было принято сто двадцать сотрудников самых разных профилей: от гардеробщиков и официантов до членов оркестра и артистов кабаре.  Как предсказывал Тушински, восхищение зрителей не знало границ: новое здание было не просто площадкой для просмотра фильмов, а представляло собой сказочный дворец. У входа гостей приветствовал швейцар, а то и сам директор. За кассой сидела симпатичная девушка, которой надлежало излучать радость, приветливость и элегантность. Перед началом сеанса зрители могли отдохнуть на диванах просторных коридоров, предоставлявших им возможность как пообщаться, так и уединиться, а также полюбоваться керамическими скульптурами и оригинальной стенной росписью, изображавшей павлинов, бабочек, танцовщиц с крыльями…

Gang_kl

Для влюблённых имелась специальная комната с картинами из “Тысячи и одной ночи”.

aparte kamer_kl

Всё это можно увидеть и сегодня в амстердамском Pathé Tuschinski на улице Reguliersbreestraat 26-34. Здесь по-прежнему показывают фильмы, проводят экскурсии, приёмы, конференции и даже исполняют оперы и балеты.  Строение насчитывает шесть зрительных залов.

А вот и главный зал, оформленный, как большинство помещений здания, в красно-золотых тонах. Великолепные светильники, роспись на потолке, балкон особой конструкции без поддерживающих его колон, нависающий над амфитеатром на семь метров… “Никаких столбов в моём зале!” – требовал Тушински. В левом углу сцены установлен орган, сохранившийся с 1923 года. Он мог (и может до сих пор) воспроизводить все звуки: от шелеста листьев до человеческого голоса.  Первоначально зал насчитывал 1700 мест, сейчас же их 787. “Люди стали выше, — объясняет аудиогид, — и их требования к комфорту возросли”. Впрочем, и Тушински в 20х годах прошлого века уделял немалое внимание комфорту зрителя. Безупречно работали электроснабжение и вентиляция. В зависимости от сезона включалось отопление или кондиционирование.

Grote zaal

Билет, в зависимости от места, стоил от 15 до 35 центов, что было доступно и для людей с небольшим заработком. Каждый гость получал бесплатно чашку кофе или стакан лимонада. На табличках всех туалетов стояло “Дамы” и “Господа” в отличие от других театров и кинотеатров города, где туалеты для гостей с дешёвыми билетами имели указатели “Мужчины” и “Женщины”. Абрагам, сам вышедший из низов, отнюдь не выделял состоятельных гостей, относясь с одинаковым уважением к министру и рабочему. Поэтому я удивилась, когда аудиогид направил меня в VIP-комнату. Однако вскоре всё выяснилось. Это помещение было предоставлено почётным гостям лишь с 1977 года.

VIP kamer_kl

Первоначально Тушински давал одно дневное и одно вечернее представление. Но вскоре фильмы стали показывать с утра до вечера, чтобы их могли посмотреть люди с разным рабочим графиком. Демонстрации фильма предшествовало варьете: на сцену выходили танцоры, акробаты, жонглёры и неизменный пудель. Эта традиция сохранялась до 1969 года. Тушински всегда тщательно подбирал киноленты: сначала немые, затем звуковые. Сам закупал их за рубежом, своего кинопроизводства в Голландии почти не было.  До сих пор остаётся загадкой, как Абрагаму удавалось финансировать свои гигантские проекты. Очевидно, первое время он тратил свои сбережения и брал кредиты. Потом бизнес начал приносить приличный доход. Правда, трудно поверить, что этот доход смог покрыть пять миллионов гульденов на строительство столичного кинодворца. Наверняка у магната были ещё и спонсоры: он умел найти нужных людей, умел заставить их поверить в свои цели и идеи.

Abraham_kl

 Абрагам Тушински в 1938 году

 

Как и большинство неординарных личностей, Тушински обладал сложным непредсказуемым характером и в то же время неотразимым шармом. Он был страшен в гневе, но при этом быстро остывал. Никогда не увольнял подчинённых за единичные ошибки и не наказывал их материально. Всегда внимательно и заботливо относился к своему персоналу. Отдавая всю жизнь любимому делу, Тушински был ещё и человеком семейным. Жена Маня всегда была рядом, поддерживала мужа и помогала ему. Совсем молодыми они пережили смерть двух детей: мальчиков-близнецов. Много лет спустя супруги потеряли и старшего сына Вилли, успешного режиссёра, скоропостижно умершего от рака в 33 года.

10 мая 1940 года немецкие войска вошли в Нидерланды, 15 мая нидерландские вооруженные силы капитулировали, и в стране был учреждён оккупационный режим. А за день до этого, 14 мая, вражеская бомбардировка уничтожила центр Роттердама, в том числе четыре кинотеатра Тушински. Это произошло в день рождения киномагната, ему исполнилось 54 года. Сам он и его коллеги не пострадали, но потеряли всё. Абрагам с женой лишились ещё и жилья и нашли приют у родственников. Как директора амстердамского кинотеатра его уволили. Заведение стало демонстрировать немецкие фильмы, получив и сохранив до мая 1945-го название ‘Kino Tivoli’.

Летом 1942 года началась массовая депортация евреев. В сентябре прошла волна облав и арестов, супругов Тушински арестовали среди первых. Тем самым нацисты, очевидно, хотели показать, что даже мировая известность не спасёт еврея от предназначенной ему участи. 12 сентября 1942 года Абрагама и Маню доставили в пересыльный лагерь Вестерборк, а 14 сентября они, вместе с 900 другими заключёнными, отбыли в товарном составе на свою родину Польшу. В день прибытия в Освенцим, 17 сентября 1942 года, они закончили свою жизнь в газовой камере. Партнёры киномагната Эрлих и Герштанович тоже стали жертвами Холокоста.

Последнее свидетельство о Тушински оставила кинокритик Эллен Вапллер, повстречавшая его в Вестерборке. Она вспоминала, что Абрагам был настроен оптимистично, надеясь, что катастрофа продлится недолго. Он сказал ей:

“Когда всё останется позади, ты снова будешь смотреть лучшие мировые фильмы в самой почётной ложе моего прекрасного театра”.

Это предсказание сбылось. После освобождения страны амстердамскому кинотеатру “Тушински” вернули его прежнее имя, а возглавил его племянник Абрагама, Макс Герштанович. Благодаря ряду реставраций здание прекрасно сохранилось до наших дней и ежедневно — в своём в прежнем блеске и величии — приветствует любителей кино, искусства, архитектуры и истории. В 2021 году известный британский журнал Time Out назвал Pathé Tuschinski самым прекрасным кинотеатром в мире.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Кинотеатр Тушински и его создатель" есть 1 комментарий
  1. Татьяна Бойко-Назарова:

    Огромное спасибо за очень интересный и красивый рассказ.

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2025    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти