Путешествие выходного дня в монастырь Курки

 Вместо предисловия

Идея посетить православный монастырь, находящийся в селе Курки (Curchi) Оргеевского района Молдавии, пришла нашим друзьям Володе и Ане Солоп. Когда они нам позвонили и предложили съездить в выходной день на утреннюю службу, мы согласились, так как об этом монастыре мы много слышали хорошего, а увидеть его своими глазами всегда интересно. Предыстория у этой поездки носит почти что детективный характер. Примерно месяц назад мы вместе отдыхали в Рассейке. Однажды случайно мы услышали молдавскую речь, когда батюшка освящал перед открытием курортного сезона один из пансионатов. Володя разговорился с ним, и оказалось, что отец Сергей является его дальним родственником, так как их родители жили в одном селе, и они быстро установили свои родственные связи. В миру Сергей оказался очень приятным молодым человеком. Естественно, что мы сразу подружились и обменялись адресами. По выходным дням отец Сергей ведет службу в монастыре Курки, так что в этот день мы были его гостями.

История монастыря

Перед поездкой я прочитал в интернете историю монастыря. Оказывается, что монастырь Курки входит в число самых значимых молдавских архитектурных памятников. Расположен монастырь 12 км от города Орхей и примерно в 55 км от Кишинева, вблизи речки Ватич, на склонах живописного холма, покрытого преимущественно дубовым лесом. Раскинулся монастырь на 2-х террасах – на верхней подворье монастыря, а на нижней каменный пруд.

Архитектурный ансамбль был создан в XVIII-XIX веках. В него входят две церкви, девять построек с кельями, сад и каменный бассейн. Скит был основан в 1773 году Иоардакием Курки, ставшим впоследствии его настоятелем под именем Иоанна. Теперь понятно, почему село и сам монастырь получили такое название.

В 1868 году скит был преобразован в монастырь, и этот год считается официальной датой основания монастыря. Храм «Святого Дмитрия», построенный из дерева Иоардакием Курки в 1775 году, является очень удачным образцом неовизантийского стиля, тогда как церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1808-1810) построена в лучших традициях классицизма с элементами барокко. Каменная церковь «Рождества Пресвятой Богородицы» с красивой колокольней, расположенной рядом, была первой каменной церковью на территории обители, названная летней.

Зимняя каменная церковь «Святого Дмитрия» была построена много позже (1844) рядом с настоятельскими покоями. На территории монастыря находятся девять построек с кельями, две трапезные с кухнями, погреб, стойло и амбар. Третья церковь, задуманная в византийском стиле, осталась недостроенной. В монастыре были богатая библиотека, переносная электростанция, водопровод, школа, гостиница и мастерская. В 19 веке монастырь Курки считался на территории Бессарабии самым богатым и красивым.

В 1958 году монастырь был закрыт, и в 1961 году здесь была открыта психиатрическая и наркологическая больница, просуществовавшая до 2002 года, хотя решение о возрождении монастыря было принято правительством еще в 1992 году. За время функционирования больницы все здания монастыря обветшали. И хоть монастырь числился среди объектов, охраняемых государством, но ни разу за эти годы не ремонтировался, и на это не выделялось средств. Лишь в начале 2000-х годов было начато восстановление монастыря, чему немало способствовало то, что монастырь был взят под покровительство ООН и работы финансировались из фондов этой организации. В настоящее время территория монастыря и большинства храмов приведена в надлежащий вид, но работы продолжаются.

В начале 2000-х монастырю была отдана территория бывшего пионерского лагеря, где в настоящее время располагается все монастырское хозяйство.

Экскурсия по монастырю

На самом деле у нас было 3 экскурсии. Первая самостоятельная и ознакомительная, вторая с монахом Августином и третья с нашим знакомым отцом Сергеем, по приглашению которого мы и приехали.

Постараюсь в хронологическом порядке представить фотографии и рассказать о том, что нам удалось увидеть и узнать.

FIG033

Вход на территорию монастыря. Слева видна церковь «Рождества Пресвятой Богородицы»

FIG007

 Поднявшись по ступеням, мы выходим на центральную аллею монастыря, которая разделяет территорию на 2 части. 

 FIG008

С правой стороны от фонтана видна Зимняя каменная церковь «Святого Дмитрия»

FIG021

Так выглядит внутренняя часть церкви, где обычно проходят службы в зимний период.

FIG027

Монашеские покои. В настоящее время в них постоянно проживает около 30 монахов, включая послушников — людей, которые в течение трех лет подвергают свой дух испытанию, проверяя, насколько истинно их стремление посвятить жизнь служению Богу. Часть комнат зарезервирована для тех, кто проводит службу по праздничным и воскресным дням.

Ниже я привожу несколько фото  церкви «Рождества Пресвятой Богородицы» 

FIG023

Это была первая каменная церковь на территории обители, названная летней. Это и самая высокая церковь в стране — высота ее купола составляет 57 метров. Кроме основного центрального купола, по бокам есть еще 4 купола меньших размеров. Когда-то в них были колокольни, сейчас звонят только малые колокола правого купола. Эта церковь по архитектуре отличается от других церквей Молдавии. Я вспомнил, что очень похожая на нее церковь есть в Киеве на Андреевском спуске.

FIG025

Андреевская церковь в Киеве — это православный храм в честь апостола Андрея Первозванного,  построенная в стиле барокко по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1754 году на Андреевской горе, т.е. на столетие раньше нашей. Скорее всего от Киевской церкви был заимствован этот не характерный для Молдовы стиль, и мы можем гордиться, что у нас есть копия архитектуры знаменитого Растрелли.

FIG026

На фасаде изображено мозаичное панно Святой богородицы

FIG028

FIG024

Прогуливаясь по дорожке, сейчас мы подойдем к главному входу и зайдем внутрь церкви. Снимать внутри запрещено, но если нельзя, но очень хочется, то можно потихоньку скрытой камерой.

Привожу несколько снимков без комментариев.

FIG009

FIG010

FIG011

FIG012

 FIG013

 FIG014

 FIG015

  FIG016

FIG017

FIG018

 К сожалению, в храме монастыря не сохранились оригинальные росписи интерьеров, но все равно красиво!

 FIG020

Недалеко от центрального входа в церковь установлен старинный колокол. Этот колокол я обошел по кругу, и вот, что на нем написано:

“ВЫЛИТЪ ВЪ ЗАВОДЕ ПОЧЕТНОЙ ГРАЖДАНКИ НАСТАСЬИ ТИМОФЬЕВНЫ РЫЖОВОЙ ВЪ ХАРЬКОВЕ”

Колокол отлит в 19 веке.

 Напротив входа в собор расположена небольшая зимняя Дмитриевская церковь. Интересная история связана с ней. Во-первых, — это самое старое каменное сооружение монастыря построено в 1844 году. Первоначальная внутренняя планировка здания не сохранилась. Когда монастырь закрыли, церковь стала использоваться, как клуб. В клубе роспись не нужна, и чтобы ее скрыть, внутренние и наружные стены выкрасили известью.

В 1993 году во вновь открытом соборе была совершена первая служба, которую возглавил митрополит Владимир. Священники обходили храм и кропили его водой. В этот момент со стены зимней церкви отвалился кусок извести, и всем открылся лик святого Дмитрия.

FIG035

До этого о том, что на стене есть сохранившиеся фрески, никто не догадывался. На глазах всех присутствующих, а это были не только служители культа, но и большое количество прихожан, совершилось маленькое чудо. Когда изображение святого очистили от краски, оказалось, что оно на удивление хорошо сохранилось.

Эту историю мне рассказал отец Августин, который любезно согласился ответить на мои многочисленные вопросы.

FIG031

FIG002-1

В частности, я его спрашивал, почему на некоторых крестах даже в пределах одного их монастыря Курки есть полумесяц, а на других нет. Посмотрите на эту фотографию и сравните крест на Дмитриевской церкви с крестом на церкви «Рождества Пресвятой Богородицы», которая изображена на первом снимке. Связано ли это как-то с православием и исламом, так как известно, что полумесяц является символом ислама.

 Так как до этого я долгое время работал в мусульманской стране, то первые мысли были об объединении православия и ислама. Сложно поверить, но мусульмане и христиане когда-то были единоверцами.

Другая гипотеза утверждает о победе православия над исламом. Именно так считает отец Августин, а потом точно также мне ответил отец Сергей.  Но на самом деле это не так. У меня этот вопрос возник в свое время, когда я увидел аналогичный крест в Москве в музее-заповеднике КОЛОМЕНСКОЕ.  Как оказалось из рассмотрения многочисленных источников, полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть и ничего более.

Есть и еще одна гипотеза, что полумесяц всего лишь символически изображает собой ладью, кораблик. Крест, таким образом, оказывается как бы парусом. А этот кораблик символизирует Церковь, плывущую к спасению. Эта гипотеза похожа скорее на красивую сказку.

Как видите, одни гипотезы и ни одного достоверного ответа.

Этому вопросу посвящено много исследований, как современных, так и уходящих своими корнями в далекие времена. Оказывается, вопрос этот волновал еще Максима Грека, который посвятил ему специальное рассуждение «Сказание о том, что под крестом на церкви окружен аки месяц млад».

Но все-таки, как же трактовать эту композицию? Крест имеет для нас, прежде всего, христианские ассоциации. Между тем, полумесяц, очевидно, изображает луну, т. е. представляет собой символ, несомненно, языческого происхождения.

Интересную гипотезу выдвигает Успенский Б.А. в своем исследовании «Солярно-лунная символика в облике русского храма». Он пишет, что не только полумесяц, но и крест соотносится с астральной — или, точнее, с солярно-лунарной символикой. Общеизвестно, что символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца. Итак, сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну.

Но вместе с тем оба символа имеют и другой, христианский смысл: крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Таким образом, лунарная символика непосредственно связана с Богородицей, вот почему мне кажется логичным, что именно крест с полумесяцем установлен на куполе церкви «Рождества Пресвятой Богородицы». 

Следующую часть экскурсии с нами провел отец Сергей.

 FIG003-1

Нам захотелось увидеть не только парадную часть монастырской территории, но и посмотреть также, что вокруг. Это не всем показывают, но Сергей согласился рассказать нам об оборотной стороне медали, т.е. то, что было разрушено и еще не восстановлено.

FIG022

Это бывшая трапезная. В 1961 году здесь была открыта психиатрическая и наркологическая больница, просуществовавшая до 2002 года. Видно, до какого состояния довели ее психи и наркоманы.

FIG034

Рядом с бывшей трапезной идут восстановительные работы еще одного разрушенного войной и бесхозяйственностью здания, где планируется открыть в ближайшем будущем духовную семинарию.

Заглянули мы и в огромное подсобное хозяйство монастыря, где монахи выращивают овощи и фрукты, держат скот, в озерах разводят рыбу, выращивают виноград, из которого готовят церковное вино.

Современным языком монастырское ведение хозяйства можно было бы назвать передовым. Посмотрите, какие большие и ухоженные теплицы

FIG036

 FIG037

FIG038

 FIG032

 В отсутствие холодильников выловленную рыбу монахи умели сохранять свежей целый год. Зимой рыли очень глубокие ямы, куда слоями укладывали рыбу, сено и лед. Из собственного винограда делали первосортное вино, пасли большие стада домашних животных, возделывали сады и умели делать великолепные сухофрукты. Сохранились архивные документы, подтверждающие, что некоторые плоды труда монахов из Курки доходили до Санкт-Петербурга и подавались к столу императора.

  По слухам, император Николай II любил распивать чай с куркинскими монахами. Мы спросили, правда ли это?

— Царь Николай II посетил обитель дважды. Не так давно в селе Исаково скончался человек по имени Василий, который в качестве всадника сопровождал помазанника до монастыря в первый приезд. Тогда государь пожертвовал обители крупную сумму. А во второй раз он задержался здесь на целых два дня. Конечно же, пил чай и беседовал с братией. Значит, его душе тут было хорошо.

Когда нас пригласили в трапезную и угостили очень вкусным обедом, нашим душам тоже было очень хорошоУлыбка

FIG004

FIG005-1

FIG039

FIG006-1

FIG040

FIG041

Прощаемся с монастырем, благодарим отца Сергея за гостеприимство и прекрасную экскурсию, и до новых встреч на сайте “Путешествия с удовольствием”

 

Автор Михаил Назаров

Молдавия, Монастырь Курки, 16 июля 2017 г.

 

 

 

 

 

Навигация

Следующая статья:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Путешествие выходного дня в монастырь Курки" оставлено 2 коммент.
  1. София:

    Сказочное место — церкви очень красивы! Их убранство шикарное, не аляповатое, как в некоторых восстановленных церквях7 Михаил, а купол с христосом выполнен золотой мозаикой? Спасибо за репортаж!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти