О квадратах в живописи и фотографии

Настоящий рассказ является продолжением серии о квадратах. В прошлом рассказе у меня было только 2 квадрата: Черный квадрат Малевича и Серый квадрат под названием «Туман». Сейчас добавился тёмно-красный квадрат, который называется «Каберне».

До этого было много критики от моих друзей из-за непонимания. Попытаюсь объяснить свою позицию. Как вы думаете, что важнее – форма или содержание? Я считаю, что содержание.

Моя жена на этот вопрос ответила оригинально: в молодости важнее форма, а в пожилом возрасте — содержание! Возможно, она права, но вернемся к квадратам. Форма в трех случаях одинаковая – это квадрат, а вот содержание разное. У Малевича в Черном квадрате содержания нет, или оно нам неизвестно, т.к. автор ничего об этом не говорит. Это образец абстрактной живописи. Мои фотографии основаны на действительной реальности, и эта реальность отражена в названиях. Еще раз приведу в качестве доказательства подлинности фотографию тумана и фотографию каберне.

Реальная фотография тумана в Кишиневе, фрагмент которой послужил прообразом серого квадрата.

А так выглядит фотография молдавского каберне, налитого в квадратное белое блюдце.

Теперь понятно, с чем ассоциируется красный квадрат, во всяком случае конкретно на моей фотографии, и почему я её так назвал. Эта фотография в жанре реализма, а не абстракции. Фото-квадраты имеют право на существование!

Известно, что искусство требует жертв, и они уже незамедлительно последовали. Из-за Красного квадрата жена ввела санкции на посещение винного магазина :-) . Не сомневаюсь также, что последует продолжение критики от фотографов.

Автор Михаил Назаров

Навигация

Предыдущая статья: ←

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "О квадратах в живописи и фотографии" оставлено 5 коммент.
  1. Валя Уврие:

    Подход к произведению с понятиями « форма » и « содержания » мне напоминает мои университетские годы ( шестидесятые). Тогда на западе литературоведы обнаружили, благодаря лингвисту-семиологу Цветану Тодорову, работы русских формалистов « школы Тарту « (Tartu). Их работы появились в начале ХХ го века. Они сначала сосредоточили на поэтический материал. Например занимались тогда острым литературным вопросом: Кто настоящий автор « Гаврилиады » ? Пушкин или нет ? До этого времени былы жесткие споры между тех, кто считал, что Пушкин не может быть автором такого скерного богохульного и порнографиского характера текста, и тех, кто считал наоборот.
    Сторонники школы Тарту принялись за текстом с другим подходом. Они стали анализировать тексты Пушкина как одно целое, больше не различая форму и содержание, как отдельные объекты. Они придумали новое понятие: инструментовку. Инструментовка — это, внутри текста, морфологические, синтаксические, словарные элементы которые придают тексту свой характер. Они анализировали частоту тех или иных слов в текстах, интересующих их. Они определили какие слова, какие словосочетания, какие турнюры характеризовали данного автора. Всё это есть инструментовка, он является составной частью текста. Они уже не говорят о форме и содержании, как об отдельных вещах. *
    Разумеется, в 30, при усатом семинаристе, работы школы Тарту запретили. Тем не менее, в 60 и 70 публиковались книги Виктора Шкловского (изд. Худ Лит- Москва 1966), Юрия Лотмана (изд.просвещение — Ленинград 1972), или Бахтина …
    Во Франции мне удалось читать « Тексты и письмо » Франс Вернье …
    С тех пор, как я читал эти книги, я больше не принимаю понятия « формы » и « содержания » и могу сказать, что благодаря этому подходу к текстам, анализ любого текста стал намного легче, даже текстов Рембо…
    Что верно для литературы так же верно для живописи…
    Поэтому я настаиваю на том, что творческий процесс у Малевича (живописца) и у тебя (фотографа) совсем разные, их, на мой взгляд, невозможно сопоставить и сравнивать. Это забавно, но не больше.

    * Этот подход к текстам позволяет извлечь из текста своего рода отпечаток пальцев, « текстовая подпись автора. Заключение о Гаврилиаде было, что она — работа Пушкина.

    • Валя, спасибо за твой комментарий. Как я понимаю, ты за единство формы и содержания. Я принимаю твою точку зрения, но не разделяю её. У каждого может быть своё мнение. Продолжаю считать, что содержание, которое вкладывается в ту или иную форму — первично! Своим Чёрным квадратом Малевич подал идею, что каждый может вкладывать своё содержание и своё понимание в картину или в фотографию. Я, как реалист, никого не обманываю, и называю вещи своими именами, какое содержание конкретно я вижу в конкретных квадратах, поэтому чётко отделяю содержание от формы и ввожу это в название, как в сером так и в красном квадрате. При этом форма может быть любой, просто идея и рамка Малевича оказались в данном случае весьма подходящими:)

  2. Vladislav:

    Я не являюсь поклонником живописи Малевича, тем более его знаменитого чёрного квадрата.
    Мне почему-то кажется, что он просто посмеялся над публикой и иронично наблюдал за краснобаями от искусства, которые могут наплести такого, что разумному человеку и в голову не придёт, лишь бы показать, что они являются, как бы посвящёнными, особыми натурами и обладают сверх естественными способностями, которые позволяют им глубоко вникнуть в эту чёрную пустоту и увидеть в ней тайный смысл заложенный художником . О, котором он впрочем и сам не догадывался. А они смогли понять и раскрыть эту тайну. Но, когда дельцы от искусства и беспринципные критики, жаждущие погреться в лучах чужой славы, каким-то немыслимым образом смогли увидеть в его картине шедевр. О нём заговорили, и она получила известность. Он не стал ничего отрицать, соглашаясь, что он случайно оказывается написал шедевр сам того не ведая. Это мне очень напоминает известную детскую сказку о голом короле. Не лишне отметить, что Малевич начинал довольно посредственным художником. Известность ему принесло изобретённое им направление, которое он назвал Супрематизм. Полное отрицание копирования природы, что открывало возможность рисовать без каких либо правил и законов присущих изобразительному искусству, выраженное в геометрических фигурах в трёхмерном отображении. Полная свобода творчества не связанная с реальностью, что и принесло ему известность. Потом пошло ещё несколько чёрных квадратов и чёрный крест и круг и даже красный квадрат, но в конце концов он со временем всё же бросил эту затею и вернулся к натурализму, который вначале отрицал. Каждый художник жаждет славы, популярности и успеха и хочет внести в искусство, что-то от себя. Но мало кому это удаётся. И многое здесь зависит от времени и той эпохи где творил художник. Революционные настроения тех лет Кубизм. Сюрреализм. Импрессионизм. Абстракционизм и наконец Супрематизм Малевича были порождением той эпохи. и его чёрный квадрат стал одним из символов тех революционных настроений в общественном сознании и искусстве. И всё же с течением времени классическое направление осталось основным и неизменным, потому, что оно притягивает словно магнит, захватывает, оно красиво, понятно и радует душу. А многие другие направления во многом годятся разве, что для оригинальных обоев или посуды, или же интерьера, и оригинальной картинки на стене, что в общем-то доказано временем. Но чтобы на меня не обиделись поклонники подобного вида творчества я ни в коей мере не собираюсь отрицать его право на существование. Мало того я считаю, что оно даёт своего рода импульс развития и несёт новизну в искусство. И его надо пристально и глубокого изучать его почитателям, погружаясь в этот необычный, нетрадиционный вид искусства для поиска, чего-то нового и революционного. Просто одно не должно отрицать другого. И, главное не надо путать традиционное классическое направление с другими течениями в изобразительном искусстве. Как к примеру в искусстве пения. Можно, конечно и здесь не петь, а искать, что новое суперсовременное кричать, хрипеть. мычать или вовсе не петь. а бить в барабан но это уже будет совсем не пение, а нечто иное. Так, впрочем и во многом, и в музыке, и в скульптуре, и изобразительном искусстве. Хорошая реалистичная картина это громадный труд, на создание, который может не хватить и года. Когда смотришь на неё она заставляет задумываться над сюжетом и восхищаться мастерством художника, а не пялиться на нечто непонятное, пытаясь понять, а что же там изображено. Хотя здесь нельзя отрицать и несомненный талант таких великих художников, как Эдуард Мане и Клод Моне и многих других, писавших свои полотна в своей присущей им оригинальной манере ярко, броско и выразительно. Правда их художественная манера письма была очень далека от Супрематизма Малевича. Наверно нет смысла дальше развивать эту тему о ней написано достаточно много. Всякого и разного. Я здесь высказал всего лишь своё субъективное мнение и отношение в этому далеко не простому вопросу. Кто-то может его разделять, кто-то нет. Это дело вкуса и пристрастий.
    К тому же я в своих рассуждениях сильно отклонился от основной темы — красного квадрата цвета каберне, который мне очень даже понравился. Потому, что в нём есть и содержание, и смысл. Это живое, непосредственное воплощение натуры в искусстве и в тоже время в нём имеется и тайный смысл, понятный только знатокам вин и чудесный дар природы. Его истинный шедевр. В нём присутствует и красивый цвет и вкус и истина, которая, как известно находится в вине. Смотришь на него и реально ощущаешь этот немного тёрпкий, густой, насыщенный, восхитительный вкус и его удивительное послевкусие. Это моё любимое вино. Так, что Миша твой квадрат для меня, да и могу с уверенностью утверждать для многих ценителей классических вини не только их. Достаточно просто сравнить цвет. Твой выглядит куда более привлекательно, чем этот признанный, непонятно за, что и кем шедевр. Уж очень он невыразительно и устрашающе выглядит, словно зеркало покрытое чёрным крепом.
    И, что бы,кто ни говорил тут об искусстве художника и фотографа это выглядит всего лишь, как подражание и зависимость от общественного мнения. Покажи ка этот чёрный квадрат любому, кто, не знал о нём, даже хорошему художнику и он не обратит на него никакого внимания. В лучшем случае, а в хучшем он будет, извини плеваться или сочтёт вас за сумасшедшего. Всё это дань моды и очень большие деньги. Которые и создают шедевры, что бы можно было на этом неплохо погреть руки и заработать миллионы.
    А король то голый воскликнул малыш и все увидели.что он сказал правду… .

    В.Копцев 13.04.2023.

    • Владислав, очень благодарен тебе за столь подробный анализ и, главное, за понимание красного квадрата. Если я так его назвал «Каберне» и подтвердил ещё в дополнение фотографией с натуры, значит так оно и есть, и при таком названии надо конкретно вспоминать и думать о Каберне, что ты и сделал. Ты всё правильно понял!

  3. Дорогие друзья! Я очень рад, что цель достигнута — высказываются разные мнения, идет дискуссия. Я очень надеюсь, что к нам присоединятся другие читатели нашего сайта и выскажут в комментариях свою точку зрения. По поводу содержания и формы Валя Уврие выступает за их единство, я отдаю предпочтение содержанию, а недавно одна из читательниц мне написала, что больше всего ей понравилось на моей фотографии квадратное блюдце, в которое я налил каберне! Вот здесь просматривается явная доминанта формы! Сколько людей, столько и мнений!

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти