Рекорды посещаемости Эльбруса
По данным Федерации альпинизма России, на вершину Эльбруса ежегодно поднимаются до 10 тысяч альпинистов.
В 1935 году на вершине побывало 2016 человек. В том числе 638 участников альпиниады. В 1960-м году в альпиниаде в честь 40-летия Кабардино-Балкарии участвовало 1395 человек. Привожу исторические кадры
На вершину поднималось до двух тысяч альпинистов за день!
Очередной рекорд посещаемости Эльбруса установлен в 1967 году, когда на его вершины взошло 3 224 человека. Большая их часть — 2 536 альпиниста поднялись в рамках альпиниады в один день.
Олимпийский огонь на Эльбрусе
В 1998 году на Эльбрус привезли олимпийский огонь из Греции. Перед тем, как поднять огонь на вершину, участники ночевали в «Приюте 11».
На Эльбрус на мотоцикле
В 1963 году мастер спорта Алексей Берберашвили поднялся на Восточную вершину Эльбруса на мотоцикле.
Мотоцикл тогда остался на пике, а спустили его лишь почти через 50 лет, в августе 2015 года.
Вертолёт на вершине
Вертолет Ми-4 на этой вершине первыми смогли в 1966 году посадить пилоты Ю.Рахманов и М.Хасаншин.
На собачей упряжке
1989 г., май. Подъем на Восточную вершину группы из Свердловска и Казани с собачьей упряжкой. Руководитель П. Смолин.
Из рассказа Павла Смолина
Штурм вершины начался с Приюта 11. В два часа ночи ушла — на высоту 4600 метров — ставить палатку на скалах Пастухова группа горных туристов из Казани. Следом в четыре часа утра стали подниматься в сопровождении альпинистов участники киногруппы и телевидения. Их было пятеро. Я тоже помогал тащить аппаратуру, а с упряжкой от «Приюта 11» до скал Пастухова должны были подняться два инструктора школы ездового собаководства — Дамир Дуйсекешев 18 лет и мой сын Женя 15 лет. Им полагалось выйти через час-полтора, чтобы было достаточно светло для съёмок.
Поднявшись к скалам Пастухова, я начал беспокоиться за ребят, за упряжку. Холодно, сильный боковой ветер с поземкой… Если они не дойдут, то придётся спускаться за ними. Мысль об этом не давала покоя. Но наконец-то я услышал крики команд и вскоре увидел, как из-за камней выползла упряжка. Слава богу! Но вёл упряжку один Женька, оказывается, Дамир, почувствовал себя плохо, вернулся на «Приют 11».
Собаки сразу свернулись калачиком и легли в снег, а мы, закончив съёмки, забрались в палатку обогреться и попить чая. Сказывается высота. Немного пригрелись, и у всех слипаются глаза, так хочется спать. А ведь всё только начинается!
Саша Муругов — кинооператор, очнувшись от дрёмы, вдруг говорит, что с упряжкой на вершину не подняться… Я успокаиваю его, мол, надо попытаться — добраться хотя бы до седла, а сам мучительно анализирую самочувствие своё и собак. Они поднялись на скалы Пастухова явно уставшие, а ведь до вершины ещё километр…
Всё, надо идти, нельзя расслабляться. Договариваемся о взаимодействии с киногруппой и уходим вверх. Восхождение осложняется тем, что часто приходится подолгу ждать, когда оператор займёт выгодную позицию. Потом опять рывок — и снова ожидание, но чувствую, что собаки втягиваются в работу.
Всё шире панорама Большого Кавказского хребта. Небо из голубого становится тёмно-синим. Облачности почти нет, и это радуется. Снегу по колено. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что идти тяжело, а хорошо — ибо гарантированы от срывов. Ведь покатись вниз камень или кусок льда, упряжка может броситься следом, собаки любят поохотиться за всем, что шевелится. Во время Полярной экспедиции случалось, что упряжка неслась к обрыву, на котором от ветра колыхалась трава…
Конечно, мы подстрахованы — нас сопровождает мастер спорта по альпинизму Володя Рыкшин, и всё же по снегу идти спокойнее.
Вот показались остатки избушки, построенной когда-то на седле Эльбруса. Останавливаемся, скармливаем собакам по свежемороженной рыбине — едят с удовольствием. Я же с трудом проглатываю пару кусочков сахара. Надо дать собакам и себе передохнуть.
Тяжело подходит Вася Бажин. Он единственный из киногруппы, кто поднялся на эту высоту. Василий считает, что задача выполнена — никто ещё с упряжкой собак так высоко не поднимался. Он прав, но ведь всё-таки мы не на вершине…
Говорю вслух:
— Сейчас встанем и пойдём!
И встал. Машинально крикнул собакам:
— Хак! Вперёд!
Не сразу сообразили, из-за чего они вдруг сбились в кучу. Оказывается, кто-то рассыпал по снегу сухари…
Переваливаем через седло и по обратной стороне Восточной вершины Эльбруса поднимаемся по твёрдому снежному насту вдоль скалистой гряды. Напряжение Возрастает. Слева по склону — фумарола. Собаки с любопытством смотрят в сторону поднимающегося пара, но командам подчиняются и проходят мимо. Срывается камень и катится по склону. Рывок, но Володя успевает воткнуть ледоруб в наст и пресечь движение упряжки в сторону. Собаки успокаиваются и идут вверх. Западная вершина, что за спиной, становится всё ниже и ниже. Темп восхождения хороший, но выкрикивать команды собакам уже выше моих сил… До вершины метров пятьдесят. На склоне — крупные камни с проплешинами снега. Володя советует остановить упряжку, а самим подняться на вершину. Скорее думаю, чем отвечаю: «Стоило ли тогда всё это затевать?! Хак! Хак!» Уже потом Володя признался, что никак не ожидал, что собаки и здесь пройдут…
Всё! Вершина! Высота 5621 метр! 1 июня 1989 года, 17:00 по московскому времени. Тщательно фотографирую.
Володя торопит, ведь контрольное время восхождения на Эльбрус — 15 часов, надо успеть засветло вернуться на «Приют 11». Пытаюсь объяснить ему, что с собаками мы в любую погоду, даже ночью, пройдём точно по тому же маршруту, по которому поднялись, но время особенно не тяну, и мы уходим вниз.
С вершины до седла спускались, притормаживая нарты. Собаки бежали рядом. Около избушки остановились, запрягли собак. Не успел я сказать Володе, чтобы держался крепче, как собаки дёрнули, нарты наехали полозом на камень и перевернулись вместе со мной. Метров двадцать они тащили меня по острым камням. И отпустить не могу — тогда упряжка вернётся домой без нас. А дойдём ли мы засветло? И хватит ли у меня сил своим ходом спуститься к «Приюту 11»? Всё это промелькнуло за мгновение… Я инстинктивно, из последних сил, держался за нарты. Собаки остановились. Подбежал Володя. Дальше спускались почти без приключений. Только несколько раз перевернулись на крутых склонах в снегу, и тогда оставили в упряжке три лайки. На них к восьми часам вечера и подъехали к «Приюту 11». Остальные собаки пришли следом.
Выступление с гирями на вершине
2008 г. Впервые состоялось выступление с гирями на Западной вершине.
Анатолий Ежов за 2 минуты поднял 16-килограммовую гирю 90 раз.
На квадроцикле
Артем Куимов и Сергей Баранов поднялиcm в 2016 году на Эльбрус на квадроцикле.
На вершину на автомобиле
13 сентября 1997 года на Восточную вершину Эльбруса добрались восемь человек с автомобилем «Land Rover Defender 90».
Конечно, это был внедорожник, «лендровер». Причем конструкцию его значительно изменили, приспосабливая к задаче. Альпинисты предварительно прошли весь путь, примеряя возможности машины к горе. Подготовка длилась год. Восхождение «железного альпиниста» и команды длилось 44 дня. Первым человеком, который забрался на вершину на авто, стал русский путешественник Александр Абрамов. 13 сентября «лендровер» взял высоту. И остался на ней на месяц. Через месяц члены команды вернулись за автомобилем. Но при спуске он сорвался в пропасть и разбился. А в книге Гиннесса зарегистрировано самое высокогорное ДТП.
На лошадях
12 августа 1998 года на Восточную вершину Эльбруса поднялись лошади карачаевской породы Даур и Хурзук, ведомые Клыч-Гереем Урусовым и Ахматом Тебуевым. Осенью 2020 года уже на главную — Западную вершину Эльбруса на 5642 метра поднялись всадники Таулан и Рустам Ачабаевы на лошадях карачаевской породы и их проводник.
Лошади на Эльбрусе
мы использовали подковы с закручивающимися шипами, но это не такая уж и редкость, такие подковы часто используются владельцами лошадей в зимний период. Единственная непривычная деталь экипировки – солнцезащитные очки для лошадей. Но их использование было вынужденной и необходимой мерой.
Пешком со штангой
В начале сентября 2015 года мурманский спортсмен Андрей Родичев поднялся на Эльбрус с 75-килограммовой штангой.
6 сентября 2015 г., 12:15, Андрей Родичев, руководитель Федерации Пауэрлифтинга Мурманской области
На самой высокой точке Эльбруса, на высоте 5642 метра, теперь лежит штанга весом 75 кг, и является частью монумента, установленного на ней.
Но снаряд пролежал на Эльбрусе около недели. После этого её украли. Стоимость штанги была около $1500.
По другой версии её спустили и оставили в интернете сообщение на ресурсе Risk.ru: «не стоит оставлять после себя следы пребывания там, куда придут ещё многие, только-только притронувшиеся к красоте гор, лесов, рек и всего, что нас окружает, разве вам было бы приятно забравшись на долгожданную вершину обнаружить на ней кучу мусора из старых рванных ветром флагов/тряпок, ржавого железа и деревянных крестов?»
Подборка из различных источников интернета
Подробнее об этих восхождениях, а также о многих интересных данных, связанных с Эльбрусом, о самом юном и самом пожилом покорителе Эльбруса, о первом восхождении на Эльбрус, о знаменитых и известных людях, побывавших на вершинах и о многом другом читайте в книге М. Назарова «Эльбрус»
Связаться с автором можно по адресу: mvn46@mail.ru
Навигация
Предыдущая статья: ← Вокруг одной фотографии – 5. Autour d’une photographie
Следующая статья: Первое восхождение на Эльбрус. Как это было →
Спасибо Михаил за любопытные истории на Эльбрусе.
Все правда. Штангу действительно украли через неделю.
Однако подняться на вершину не так просто как это может показаться. Когда пишут, что на мотоцикле то это надо понимать что поднялись с мотоциклом. Это намного труднее чем без мотоцикла. В плохую погоду Эльбрус из дружелюбной горы превращается в Антарктиду, настоящие врата ада.
Согласен! Машину было еще тяжелее поднимать:)