МОЛДОВА, КАК ГРАНИЦА ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Часть 2

Бессарабия.

Следующий этап в истории Молдовы – это русско-турецкие войны начала XIX века. В 1812 году М.Кутузовым в Бухаресте подписывается т.н. Бухарестский мир, согласно которому происходит разделение Молдовы на две части по Пруту и Пруто-Днестровское междуречье, то есть, территория современной Молдовы становится частью России. Почему так произошло? Это был период наполеоновских войн. Наполеон вот-вот должен был напасть на Россию. Так что, “спешили очень”. Ведь после заключения этого мира Россия сразу же перекинула значительную часть войск на север, в направлении, откуда должны были двинуться французские войска. Узнав о подписании этого мира, Наполеон рвал и метал, а подданные султана, подписавшие этот мир, были казнены. Но часть Молдовы перестала существовать. Она превратилась в российскую провинцию под названием Бессарабия.

Присоединение к России. 1812-1917

Россия начинает после победы над Наполеоном активно осваивать эту территорию. Надо сказать, что до присоединения к России Молдова занимала только приблизительно половину Пруто-Днестровского междуречья. Другой ее частью были так называемые райя (“паства”). Это были районы (поселения, села), не входившие в состав Молдовы (Бендерская райя, Хотинская райя и т.д.). Они находились в непосредственном подчинении Порты. Россия объединила все эти территории.

640px-Бессарабия

По-разному оценивают историки этот период в развитии Молдовы (Бессарабии). Часть из них называют это оккупацией. Более того, в 2012 году, когда исполнилось 200 лет присоединения Бессарабии к России, примэрия Кишинева постановила в знак траура приспустить флаги в Кишиневе по случаю этого события. Я тогда выступил на сайте ava.md с публикацией “Приспускать флаги в день присоединения Бессарабии к России – это кощунство не по отношению к России, а по отношению к молдавскому народу”, которая вызвала определенный резонанс и даже была перепечатана в одной из центральных газет (см. Приложение). Почему? Да потому что она не только объединила земли междуречья, а еще и потому, что благодаря этому акту была сохранена молдавская нация. Более подробно об этом ниже.

Да, с присоединением Бессарабии к России перестала существовать на карте мира часть Молдовы. Но была сохранена молдавская нация. Почему? Да потому что Россия была не только империей, она была Цивилизацией. А чем отличаются империи и цивилизации? В их недрах сохраняются малые нации. Я приводил в своей статье пример с азербайджанцами, которых очень много в Иране. Но в российской империи азербайджанцы как нация сохранились, а в Иране нет. И сейчас азербайжданцы не только не исчезли с лица Земли, а стали основой государства – члена ООН. И таких примеров немало.

Благодаря присоединению Бессарабии к России, началось мощное развитие этого края. Население его до начала XX века увеличилось почти на порядок. Сюда переселялись не только из России, но и из запрутской Молдовы. Переселение из России было связано с тем, что в Молдавии никогда не было крепостного права. Более того, поскольку эта территория стала для России пограничной, отсюда не брали в рекруты. Так появилась пословица “Папа рус, мама рус, а Иван – молдаван”. С целью развития края было введено льготное налогообложение. В Бессарабию начали переселяться немцы, благодаря им начало более активно (в основном, на юге Бессарабии) развиваться виноградарство и виноделие. Немецкая диаспора в Бессарабии просуществовала до 1940 года. После присоединения к СССР по соглашению между Германией и Советской Россией им было разрешено репатриироваться. Из бессарабских немцев вышли впоследствии известные люди. В частности, Хорст Келер, впоследствии Президент Германии (2004-2010) и директор Международного Валютного Фонда (МВФ) (родившийся уже на территории Германии). Бессарабия входила в черту оседлости, и в ней нашли “приют” евреи. То есть, Бессарабия, благодаря политике царского правительства, которую можно назвать при большом желании и колониальной, стала центром притяжения многих социально активных людей. Конечно, не только политика царского правительства, но и мягкий климат, прекрасные почвы, “толерантность”, как бы сейчас сказали, молдавского народа, привлекали сюда многих, в том числе, и социально активных людей.

Первоначально, до восстания декабристов, царское правительство пыталось проводить и разумную национальную политику, Бессарабия пользовалась определенными привилегиями в области языка, вероисповедания на молдавском языке. Но в николаевские времена национальная политика ужесточилась. Бессарабия все больше превращалась в провинцию России. Более того, в известной мере она была и местом ссылок. Ведь Пушкин был сослан именно сюда, и оставил заметный след в ее истории. Как-то один из моих коллег рассказывал, что его дед, русский рабочий, участник революции 1905 года был сослан именно в Бессарабию за свою революционную деятельность.

Следует подчеркнуть, что одновременно из Бессарабии шел поток социально активных людей в центр России и, прежде всего, это касалось молодежи, которая стремилась получить образование и имела для этого средства. В России получили образование многие впоследствии видные представители молдавского народа, оставившие заметный след и в истории России и Молдавии.

В этот же период запрутская Молдова оставалась под властью Порты. И социально активная молодежь (в основном, из зажиточных семей) тоже стремилась получить образование, и получала она его в Европе, причем, так сложилось, что в большей степени во Франции. Ведь университетов ни в Яссах (тогда столица княжества Молдова), ни в Кишиневе еще не было. Османская же империя клонилась к закату. В придунайских княжествах (Молдове и Валахии) начались процессы, которые обычно классифицируются как национально-освободительное движение. Ничего похожего в царской России, а именно в Бессарабии, в то время не было. Но в России и не было Молдовы, хотя сохранилась молдавская нация. Однако, молдавский язык был вытеснен на периферию, он стал, в основном, языком простонародья. Основным государственным языком был русский. И даже уже в XX веке, мой отец, получая среднее образование в Кишиневском училище виноградарства и виноделия, получал его на русском языке.

Ситуация в Европе сильно изменилась после революции 1848 года. Ее основным лейтмотивом было право наций на самоопределение. Участвовали в революции и молодые люди из Молдовы и Валахии, обучающиеся во Франции, а может быть, и не участвовали, а просто “впитывали” ее дух, как впоследствии мои молодые тогда родители впитывали дух революции русской. И, конечно же, общались между собой. А это были молодые активные и уже достаточно образованные люди, которые говорили на одном языке. Конечно же, не только эти молодые люди, впитавшие в себя дух революции, cтояли у истоков объединения, но в том числе и те представители творческого меньшинства (по А.Тойнби), которые стремились к созданию собственного, независимого от Порты государства. Однако, совершенно очевидно, что это были и социально активные и образованные люди.

Однако, вопрос о создании нового государства решали, как, впрочем, и сейчас, великие державы. И где-то в середине пятидесятых годов XIX века (мои воспоминания не претендуют на ранг исторического исследования) специальная конференция ведущих европейских держав и Османская империя решали каким быть этому государству (государствам). Этими государствами были Франция, Россия, Англия, Австро-Венгрия и Османская империя. Мнения по многим вопросам разделились. В частности, одним из основных вопросов был вопрос о том, что это должно быть два государства (Молдова и Валахия) или одно. Турция и Австро-Венгрия были против объединения придунайских княжеств, Франция и Россия – за. Почему? Дело в том, что Россия проиграла Франции крымскую войну, и в тот период во многих дипломатических вопросах шла в фарватере Франции. В итоге было принято компромиссное решение, зафиксированное в так называемой Парижской конвенции 1858 года, принятой на Парижском конгрессе, посвященном этому вопросу.

Согласно этой Конвенции образовывалось новое государство “Объединенные провинции (княжества) Молдова и Валахия” c двумя господарями в Молдове и Валахии отдельно (а также кабинетами министров в них), но с единой Конституцией. Именно эта Конституция и была принята на Парижском конгрессе.

Княжество Молдова и Валахия

1280px-Theodor_Aman_-_Proclamarea_Unirii

Провозглашение объединения Молдавского княжества и Валахии

Объединенное государство (что-то вроде конфедерации) оставалось под вассальным подчинением Оттоманской империи, но это подчинение контролировалось государствами-гарантами, в том числе и Россией. Выборы господарей осуществлялись отдельно в Молдове и Валахии специально избранными “диванами” – коллегиями выборщиков. Были сделаны оговорки о том, кто может быть избран господарем. Его имущественное положение должно было обеспечивать ему независимость в принятии решений. Любопытно отметить, что первые выборы дивана в Молдове были отменены (под нажимом России и Франции) как подтасованные.

Неожиданно для многих господарем Молдовы (вначале выборы были проведены в Молдове) был избран Александр Ион Куза, молдаванин, но его имущественное положение не вполне соответствовало тому, что было записано в Конституции.

clip_image005

Александр Ион Куза

Но самое интересное произошло после выборов в Валахии, где был избран… тоже молдаванин Александру Ион Куза! Кто это организовал в нарушение Конституции? Некоторые румынские историки видят в этом масонский след (не путать с жидо-масонским). Но так или иначе, во вновь созданном Объединенном княжестве вопреки Конституции оказался один господарь, а не два. И в 1859 году произошло объединение (unire) двух придунайских княжеств в одно государство, находящееся под вассальством Турции. Молдаванин Александру Ион Куза стал основным объединителем. И его основной целью было действительно объединить два княжества в одно государство.

Но это была отнюдь не простая задача. Несмотря на то, что язык был один, графика была в этих двух княжествах разная – кириллица в Молдове и латиница в Валахии. А решить эту задачу не так просто еще и потому, что на этой графике написаны церковные книги. Кстати, возник вопрос с названием языка. Дм. Кантемир еще в своем “Описании Молдовы” писал, что языком Молдовы был молдавский язык, и он так-то отличался от валашского. Каково же должно быть название языка в новом государстве? Я видел государственные грамоты того периода. Они были написаны на смешанной графике, в латинскую графику вставлялась кириллица и наоборот. Кстати, сам Алексадру Ион Куза в тот период на вопрос анкеты: “ Какими языками владеете?” писал : латынь, греческий, молдавский. Ведь румынского языка тогда официально еще не существовало, как не существовало и самой Румынии. Не буду перечислять все трудности, которые приходилось преодолевать при создании нового государства. Это и церковная реформа и земельная, реформа зарождающейся тогда промышленности и многое другое.

Трудности этого периода во вновь образованном государстве привели в итоге к свержению Александру Иона Куза через 7 лет его правления в 1866 году, и он в итоге был вынужден покинуть Объединенное княжество Молдовы и Валахии. Столицей государства к тому времени уже был Бухарест. Молдова и Яссы все в большей степени становились провинцией, как Бессарабия и Кишинев в России. Правда, следует подчеркнуть, что целый ряд действий и решений Александру Иона Куза были направлены на развитие не только Объединенного княжества в целом, но и Молдовы. Так, по его указу был открыт Университет в Яссах. Но превращение Молдовы в провинцию вызвало мощное недовольство в Яссах. Были демонстрации, вплоть до вооруженных столкновений с полицией и армией, которые были жестоко подавлены.

После свержения Александра Иона Куза, причиной которого были и элементы хаоса и мощное недовольство в стране, прежде всего бояр, а также служителей культа, на престол призывается домнитор (так тогда назывался правитель Объединенного княжества) из королевской фамилии Гогенцоллернов (Кароль I ), благодаря которому Объединенное княжество в 1878 году добивается независимости от Порты, в основном, при поддержке Германии, а в 1881 году превращается в Королевство Румынию. Так исчезла с карты Земли Молдова окончательно, превратившись в 1812 году в провинцию России, а в 1881 в провинцию Румынии. Исчез и молдавский язык, превратившись в румынский на Западе, и оставшись по существу лишь в качестве языка простонародья в России.

Румынская провинция

Создание независимого государства Румыния привело к мощному развитию культуры, теперь уже румынской культуры. Одним из ее “столпов” стал Михай Еминеску (естественно, что не единственным, но наиболее значимым, следует назвать также выходцев из Молдовы Василе Александри, Иона Крянгэ и др.). Также как Пушкин стал одним из создателей современного русского языка, Михай Еминеску был одним из основателей современного румынского языка. Еврей по национальности, родом из Буковины, Михай Еминеску стал не только одним из основателей современного румынского языка, он стал одним из символов румынской культуры, получившей мощный импульс с созданием нового государства. Этот факт лишний раз подчеркивает, что отнюдь не этническое происхождение, а принадлежность к культуре (а, следовательно – цивилизации) является определяющей в развитии общества. На это неоднократно обращал внимание и А.Тойнби в своем “Постижении истории”.

Однако, казалось бы, уже похороненная в Истории Молдова, неожиданно возрождается. И произошло это в результате русской революции. Причем, революции февральской. Я уже писал, что если в запрутской Молдове, а также Валахии, социально активные молодые люди получали образование в Европе, то такие же выходцы из Бессарабии получали образование в России. И после февральской революции Председатель Временного правительства А.Керенский направляет в Бессарабию в качестве своего представителя (наместника, если хотите) молдаванина, выходца из Бессарабии Иона Инкульца. Основная идея состояла в организации Молдавской демократической республики, предположительно в рамках новой демократической России. И Ион Инкулец вместе со своими единомышленниками (П.Халиппой, А.Криханом и др.) это осуществляет. В период между февралем и октябрем 1917 года (окончательно, в декабре 1917 года) создается МДР во главе со своим Парламентом (Сфатул Цэрий). Президентом МДР становится Ион Инкулец, а его заместителем Пантелеймон Халиппа. (И именно в этот период мой отец, закончив Кишиневское училище виноделия, направляется в Россию, учиться дальше).

Продолжение следует

Автор Александр Дикусар

Чтобы быть в курсе всех наших новостей, приглашаем Вас

Путешествовать вместе с нами http://travelreal.ru/puteshestvuem-vmeste

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти