История парка
История парка сравнительно небольшая, но интересная. По временным рамкам парк очень молод, ему ещё нет и 20 лет. Он создавался и продолжает развиваться буквально на наших глазах. Я хорошо помню те времена, когда на окраине Кишинева в 1980-х годах в самом конце Московского проспекта были построены корпуса Кишиневского политехнического института (так появилась улица Студенческая). Несколько факультетов UTM, с 1993 года он называется Техническим Университетом Молдовы, и сейчас расположены там. Студенты и мы, молодые преподаватели, более 20 лет ходили на занятия по узкой тропинке вдоль частных огородов, которые были на этой территории. По инициативе ректора Иона Бостана в 2004 году было принято решение построить здесь парк, совмещенный с техническим музеем под открытым небом.
Сегодня здесь можно полюбоваться впечатляющей галереей выставленных экспонатов: Стелла, как символ технического образования, скульптура Мыслителя, подчёркивающая творческий процесс человеческого общества, экспонаты, связанные с первыми изобретениями человека, такие как зажигание огня от искры, вплоть до самых современных, включая действующие ветряки и солнечные панели, от энергии которых парк освещается в вечернее и ночное время. Большинство из экспонатов были созданы или реконструированы студентами и преподавателями университета: первый трактор, вышедший из ворот кишинёвского тракторного завода в 1964 году, молдавский пресс для вина, воплощенный в камне, и многое другое. Здесь также можно увидеть вертолеты и трамваи прошлого века и даже Конку, которая ходила в Кишиневе по центральной улице Александровской (сегодня — бульвар Штефана Великого), начиная с 1889 года позапрошлого века. В центре парка на переднем плане находится уникальный фонтан со стальными скульптурами 12-и знаков зодиака. Даже некоторые скамейки, установленные здесь, являются уникальными творениями. Они воплощают два переплетенных универсальных символа — сердца и бесконечности — и прозваны «скамейками влюбленных». В парке расположена также действующая астрономическая обсерватория и планетарий.
По дизайну парк мне чем-то напоминает знаменитый сад Тюильри в Париже: такой же «гран карэ» или квадрат по форме с бассейном в центре, разбегающиеся веером дорожки, как в Каруззеле, и скульптура вдоль дорожек и аллей парка.
Так выглядит парк с воздушного шара.
Прогулка по аллеям парка
Давайте совершим небольшую экскурсию по аллеям парка и познакомимся с экспонатами, положение которых отражены на схеме.
1. «Зажигание огня искрой» — одно из первых изобретений человека. На заднем плане удачно оказалась машина красного цвета
“Aprinderea focului prin scanteie” – prima inventive a Omului (sculptură instalată în 2007)
Первым способом зажигания огня, освоенным людьми, было добывание огня трением одним куском дерева о другой. В разных вариантах этот способ существовал практически везде, где жили люди. При этом применялось три способа: сверление, пиление и проведение борозды. Позднее были изобретены огнива, действующие по принципу удара камня о камень или металла о металл. Искры при ударе давал, в частности, минерал пирит, откуда и происходит его название, а также кремень.
Из искры возгорелось пламя — вот такой необычный закат мы увидели однажды в парке
2 «Человек с палкой» — первобытный человек, который пронзает небо своим пытливым взглядом, прося о помощи.
“Omul cu bata” –omul primitive care strapunge cerul cu privirea iscoditoare, cerandu mana (2007)
3 «Мыслитель». На стульчике, на котором сидит Мыслитель, выбита надпись создателя скульптуры:»Ganditorul. Zder, 2007)
“Ganditorul”-sculptura asemanatoare celei de la Hamangia, care mediteaza asupra existentei.
Скульптура «Мыслитель» очень похожа на медитирующую скульптуру (слева) из Хаманджии (Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита (6 — 4 тыс. до н. э.), распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная. Название происходит от села Бая-Хаманджия, где были обнаружены две фигурки, известные как «Мыслитель» и «Сидящая женщина», и которые считаются шедеврами неолитического искусства. Они хранятся в Констанце, в Музее национальной истории и археологии. Можно предположить, что кишинёвский вариант является копией данной скульптуры.
4. «Человек-Созидатель» — символизирующий известного художника и инженера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Автор скульптуры T.Cataroga, 2007
“Omul Creator” — simbolizat prin celebru artist si inginer al Epocii Renasterii Leonardo da Vinci
5. Металлические скульптуры, которые символизируют эволюцию техники от сборок с заклепками до новых материалов.
(Sculpturi metalice ce simbolizeaza evolutia tehnicii prin dezvoltarea asamblarilor cu nituri si a materialelor noi)
6. “Эволюция колеса»
Фрагмент скульптуры крупным планом, символизирующий Колесо времени
(Evolutia rotii)
7. «Прерванный полет»
«Zbor frant»
Что хотел сказать автор своей скульптурой, приходится догадываться и домысливать. Возможно, он создавал её по мотивам романа «Zbor frant», известного молдавского писателя Владимира Бешлягэ. Наряду с другими произведениями на подобную тему, роман представляет судьбу нации и национальной идентичности народа, обеспокоенного бесчисленными изменениями на идеологическом уровне.
8.Ностальгия. Автор скульптуры Sultan, 2007, такую надпись он оставил на левом плече скульптуры.
(Nostalgie)
8. Плодородие
(Fertilitate)
Ни автора скульптуры, ни идеи, которую он хотел выразить и передать зрителям, обнаружить не удалось.
9. «Перспектива наклонных плоскостей».
(Perspectiva planelor inclinate)
11. «Нежность»
(“Gingasie”)
12. «Пресс»— национальный символ Молдавии
(“Teascul” symbol national al Neamului)
Соковыжималка представляет собой механический пресс, с помощью которого выжимают различные фрукты для получения натуральных соков. Традиционно такой пресс в Молдавии используется для отжима винограда и для получения сусла (виноградного сока).
13. «Конки» — старинный трамвай, который раньше курсировал по Кишиневу.
Это творение выпускников ТУМ специальности «Дизайн интерьера» Александра Койчева, Марчела Ботнару, Дойны Коваль и Сергея Раку. Проект, выполненный в рамках дипломной работы, имеет четкую историческую коннотацию. Два коня высотой два метра, построенные из почти тонны металлолома, тянут трамвай, напоминающий нам о знаменитом трамвае на конной тяге, который ходил по центру Кишинева, по улице Александровской (ныне – бульвар Штефана чел Маре), начиная с 1889 года позапрошлого века.
(“Tramvaiul tras de cai”- tramvai de epoca, care circula candva prin Chisinau)
14. Электрический трамвай 60-х-70-х годов 19 века.
(Tramvai electric al anilor 60-70 ai secolului XIX)
15. Гусеничный трактор «Т-50В»
(Tractor cu senile “T-50В”)
Первый молдавский трактор, найденный и восстановленный студентами ТУМ. Сбоку на постаменте есть табличка, на которой написано: Трактор марки Т-50В, выпущенный Кишинёвским тракторным заводом 16.10.1964 года под номером 0001. Вес 3360 кг, оснащён 4-х цилиндровым двигателем.
16. Трактор «Универсал-2»
(Tractor ‘Universal-2”)
Этот трактор был выпущен заводом «Красный Путиловец» в г. Ленинграде, СССР в период 1934-1940 годов и одним из первых он отработал свой срок на полях Молдавии. Вес трактора 2408 кг, топливо — керосин
17. Трактор «ХТЗ-7»
(Tractor “HTZ-7”)
ХТЗ-7 — универсальный садово-огородный трактор, марка колёсного трактора, выпускавшегося Харьковским тракторным заводом и Харьковским заводом тракторных самоходных шасси с 1950 по 1956 годы. Первый советский малогабаритный трактор. Предназначен для легких сельскохозяйственных работ в овощеводстве и садоводстве с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями, на транспортировке и различных вспомогательных работах, а также для привода стационарных машин. Компоновка трактора безрамная. Все усилия воспринимают картеры агрегатов. Трактор — один из первых в СССР, оборудованный гидравлической навесной системой и пневматическими шинами.
Трактор имел бензиновый карбюраторный двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. Конструкция трактора позволяла ступенчато регулировать дорожный просвет (путём переворота бортовых редукторов) и ширину колеи (путём перестановки колес «наизнанку»).
18. Вертолет МИ-2
(Elicopter MIL-2)
Советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применялся для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц.
19.Вертолет КА-26
(Elicopter KAMOV-26)
Ка-26 (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган») — советский многоцелевой вертолёт с двумя поршневыми двигателями, разработанный в ОКБ Камова. Серийное производство велось на авиационном заводе в Кумертау. Всего было построено 816 вертолётов, в том числе 257 поставлено в 14 государств и стран мира. Летательный аппарат в основном применялся в гражданских целях, однако, также использовался ВВС Болгарии и Венгрии, полиции ГДР и ФРГ
20. Наземная станция с параболической антенной для слежения за спутниками
(Statia Terestra cu antenna parabolica)
21. Астрономическая обсерватория с телескопом Celestron.
В Техническом университете открыли планетарий и обсерваторию, там же открылась выставка изобретений молодых новаторов. Благодаря современному оборудованию студенты и преподаватели вуза могут наблюдать за звёздным небом, парадом планет, Солнцем, Луной и узнать много интересного о космосе. В обсерватории есть 14-дюймовый телескоп «Селестрон». Также есть солнечный телескоп, позволяющий наблюдать за явлениями на Солнце.
С директором обсерватории Виталием Кистол у телескопа «Селестрон»
(C14Observatorul Astronomic cu telescope Celestron C14)
22. Ветровые установки
(Instalatii eoliene)
Ветроэлектрический агрегат малой мощности (10 кВт). Таких ветряков в парке установлено три, и они полностью справляются с освещением парка в вечернее и ночное время. Ветровые генераторы – разработаны и изготовлены Техническим университетом Молдовы. Ветроэлектрический агрегат предназначен для конверсии ветровой энергии в электрическую. Высокая эффективность конверсии достигается оптимальным ориентированием ротора на ветер и асиметричным аэродинамическим профилем лопастей. Вкладывать деньги в ветровую энергию выгодно. Установки окупают себя примерно за 10 лет.
23. Солнечные установки
(Instalatii solare)
В парке Технического Университета Молдовы появились солнечные панели, которые были переданы ВУЗу партнерами из Германии. 46 солнечных фотопанелей общей мощностью 9 кВт, оборудование для преобразования и хранения энергии предоставила немецкая компания Durion Gmbh, специализирующаяся на технологиях для разработки, проектирования, изготовления и функционирования крупных гибридных систем производства и хранения энергии, получаемой из возобновляемых источников. Теперь парк будет освещаться и орошаться благодаря накопленной солнечной и ветровой энергии. В ТУМе совместили энергию солнца и ветра на 16 кВт, она может снабжать электричеством приборы и оборудование, потребляющие в общей сложности 38 кВт/ч.
24.Хавуз (в переводе с турецкого-бассейн), украшенный двенадцатью подвижными скульптурами знаков зодиака.
Строительство фонтана в 2011 году
(Havuz, infrumusetat cu douasprezece sculpture cinetice- semen zodiacale).
фонтан со стальными скульптурами 12 знаков зодиака, концепция которого была разработана в рамках дипломной работы выпускницей специальности «Промышленный дизайн» Клавдией Пынтя.
Фигуры из нержавеющей стали изготовлены в лабораториях Технического университета. Работа заняла полтора года.
«Они будут двигаться под напором воды. В скульптурах есть специальные механизмы, которые пока отключены. В Молдове такого больше нет нигде», — заявил глава департамента ТУМ Валерий Подборский.
25.»Скамейки влюбленных» — символ вечной любви.
(“Bancile indragostitilor”-simbol al dragostei eterne)
Скамейки влюбленных, представляющие собой два переплетенных универсальных символа — сердце и бесконечность, изначально предназначались для того, чтобы стать современной жемчужиной замка Шато-де-ла-Уардиер, датируемого 1850 годом. Их изготовил Михай Стамати, преподаватель кафедры «Промышленный дизайн и дизайн продукции» в рамках проекта Le gardien des souvenirs, объявленного в 2009 году во Франции. Скамейки решено было установить в общественных местах в Париже, а затем они были изготовлены ограниченным тиражом и для парка-музея ТУМ.
Аллея Космонавтов
Американский астронавт-исследователь НАСА, совершивший 3 космических полёта общей продолжительностью 143 суток 14 часов 53 минуты 21 секунду. Вышел в отставку в августе 2002 года в звании капитана ВМС США. 5 июня 2010 года Фрэнк был включен в Зал славы астронавтов
Дежуров Владимир Николаевич — командир космического корабля «Союз ТМ-21» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир», летчик-космонавт Российской Федерации, подполковник.
14 марта 1995 с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-21», пилотируемый международным российско-американским экипажем в составе В. Дежурова (командир), Г. Стрекалова и американского астронавта Н.Тагарда. В рамках российско-американской программы «Мир—Шаттл» В. Дежуров 79 суток работал на российской орбитальной станции «Мир», за что и был удостоен в 1995 году звания Героя Российской Федерации.
Румынский космонавт. Герой Румынии. Герой Советского Союза. Первый и на сегодняшний день единственный румынский космонавт, генерал-майор ВВС. 14 мая 1981 года Д. Прунариу совершил полёт в космос на КК Союз-40. С февраля 2004 по июль 2005 года был послом Румынии в России.
Странная табличка с фамилией премьер-министра Молдавии В. Филата была установлена на Аллее космонавтов, которую мне удалось сфотографировать в 2015 году. Какое он имеет отношение к космонавтике? Правильный ответ — НИКАКОГО! Кто-то сверху написал белой краской. «Nu te cred» — Я тебе не верю! После кражи миллиарда при непосредственном участии В.Филата, ему уже не верит никто. Бывший депутат Парламента Республики Молдова, вице-председатель парламентской Комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку и бывший Премьер-министр Молдавии. 27 июня 2016 года признан судом Кишинёва виновным в соучастии в краже денег из банковской системы Молдовы и приговорён к 9 годам заключения. Посаженное им дерево сохранено, а табличка с его именем удалена навсегда.
В заключение следует отметить, что Парк Технического университета Молдовы давно стал излюбленным местом для прогулок для многих горожан, и вполне может стать в ближайшее время туристической достопримечательностью города.
Продолжение экскурсии по парку читайте в следующих выпусках
Автор текста и фото Михаил Назаров
Навигация
Предыдущая статья: ← О чём молчат статуи — 2
Следующая статья: Парк Технического университета Молдовы. Времена года →
Красивый ухоженный парк с продуманной планировкой и большим разнообразием зелёных насаждений. Особым украшением его являются растущие в нём великолепные ели, туи, различные деревья и множеством другой интересной растительности, а также многочисленные выставочные экспонаты, установленные вдоль его аллей. Которые привлекает внимание и вызывает немалый интерес. Здесь есть даже трамвай и.что особенно удивительно старинная конка с запряжённая необычными лошадьми, которые собраны и сварены из металлолома. И, как это ни странно вблизи они выглядят просто устрашающе. А издалека, благодаря таланту и мастерству скульпторов, становятся очень похожими на настоящих скачущих лошадей. Интересен также фонтан в центре парка, украшенный стилизованными фигурами знаков зодиака. Авиационная техника советских времён и даже былая гордость республики трактор для обработки виноградных плантаций. Есть здесь и аллея космонавтов и много разных скульптур. Правда некоторые из них напоминают бесформенные глыбы отдалённо похожие на человеческие фигуры из камня, выполненные в не совсем понятном, далеко не классическом стиле. Когда смотришь на них создаётся впечатление, будто их изваял первобытный человек не имеющий подходящего инструмента и понятия о пропорциях человеческого тела и каких либо элементарных навыков в скульптурном творчестве. Об их привлекательности и достоинствах говорить не будем, это разумеется дело вкуса. Кому-то может они и понравятся из числа людей старающихся, как можно глубже вникнуть творческий в замысел автора, игнорирующего простое копирование людских фигур.
Много здесь интересных вещей, но удручает одно обстоятельство. Когда смотришь на всё это, вдруг начинаешь понимать, что здесь не хватает чего-то главного. И называется оно простым, знакомым каждому словом. Прогресс. Здесь не представлено ничего нового, современного. Не показаны достижения сегодняшнего дня. Застой, упадок и отсутствие развития. Где новые трактора, комбайны, новая техника и достижения науки. Тракторный завод давно остановлен, причём навсегда. Давно остановлены и разрушены заводы производившие телевизоры холодильники, стиральные машины, промышленные и бытовые приборы и другую различную технику. Технический университет. Кого он выпускает. Инженеров, конструкторов, специалистов для производства, будущих учёных. Куда они пойдут работать. Где производство, наука, новые заводы и научно-исследовательские институты. Какими современными достижениями может похвастаться наука. Лично мне не понятно всё это. Может я чего-то не понимаю. И в современном глобальном мире ничего это не нужно. Всё можно купить в других странах. Зачем зря напрягаться. Только плати и получишь всё и трактор и телевизор и компьютер на любой вкус. Кстати, недостроенный компьютерный завод, который должен был вывести Молдову в число высокоразвитых в техническом отношении республик, конкурирующих с известными в мире фирмами, давно разрушен и растаскан. а уникальное оборудование превращено в металлолом. Зато магазины забиты компьютерами из других стран не остановивших и не ликвидировавших своё производство и заводы, а совсем наоборот модернизирующие и развивающие их. Странно как-то всё это. Может, кто-то может объяснить эту новую современную стратегию. Приобретения товара в других странах и остановку производства в своей стране. Рынок сейчас действительно просто забит товарами. Есть всё, что душе угодно, но,где же взять деньги, что бы их купить если ничего своего не производить. В долг брать и жить за счёт кредита что ли. А, как потом расплачиваться? Как-то не очень понятно всё это, может, кто-то объяснит в чём тут кроется секрет.
Что сказать, парк действительно выглядит замечательно, благодаря конечно старанию, настойчивости и трудолюбию его создателей, и многих энтузиастов явно им дорожащим и ухаживающим за ним, поэтому он так привлекателен и красив. И всё же, кто бы, что ни говорил это парк былых технических достижений из прошлого. Вот, что можно сказать о технике представленной в нём. Увы и к сожалению.