Кишинёв. Город детства. Комсомольское озеро. Часть 2.

Спустившись к озеру, я предлагаю сделать несколько кругов вдоль его берега. Когда Комсомольское озеро было вырыто, вокруг него проложили кольцевую аллею протяжённостью 2.5 километра, по которой мы и пойдем. На первом круге мы мысленно перенесемся в 50-60 годы, и вспомним по фотографиям, что было при Советской власти, а последний круг сделаем сегодня, и посмотрим, каким стало Комсомольское озеро.

Итак, спустившись по Гранитной лестнице, идем налево. В парке длительное время (до середины 1970-х годов) курсировал так называемый Микропоезд, состоящий из микроавтобуса РАФ и двух «вагончиков», который ездил от Центрального входа (со стороны Каскадной лестницы) до территории ВДНХ (в настоящее время — «Moldexpo»). Поезда давно уже нет, поэтому мы пойдем пешком.  Перед нами виден «Зеленый театр» на 5000 мест, построенный в 1957 году.

Fig-1

Не знаю, почему он так назван. То ли по цвету скамеек, то ли потому, что он утопает в зелени парка, окружающего его со всех сторон. Его называют еще Летним Театром, поэтому он «зеленый», наверно, только летом :-) 

Буквально с момента открытия Зелёный театр быстро завоевал симпатии горожан и гостей столицы Молдавии. В 1960-е годы в Зелёном театре каждые выходные проводились различные тематические вечера, проходили встречи с известными молдавскими, и не только, артистами, в нём читались лекции на многие значимые научные и культурные темы. В дни праздников в Зелёном театре организовывались концерты и другие зрелищные мероприятия, после концертов нередко устраивались народные гулянья и фейерверки. Лично для меня этот театр запомнился еще и тем, что здесь я впервые выступал на его сцене в составе школьного (или классного, не помню уже точно) танцевального коллектива. Лиха беда-начало! Второй в моей жизни выход на сцену, как танцора (вспоминаю об этом с улыбкой), был через 60 лет уже на международной сцене в Малайзии несколько лет тому назад, но это другая история. А сейчас мы вновь вернемся в Зеленый театр.

В 1970-ые годы Зелёный театр постепенно начал переставать пользоваться интересом горожан. Тем не менее, в 1972 году в нём был аншлаг — выступал Владимир Высоцкий. Интернету известно все, и он ничего не забывает! В 1976 году в театре проходил концерт «Звёзды зарубежной эстрады», в котором принимали участие артисты из таких стран, как Бельгия, Франция, Польша и Югославия. Осенью 1983 года в Зелёном театре выступала с концертом не пользовавшаяся государственной поддержкой группа «Машина времени». В 1986 году в театре проходило выступление Александра Розенбаума. В настоящее время в Зелёном театре очень редко проводятся концертные мероприятия.

Рядом с Зеленым театром находится парашютная вышка, прыгнуть с которой и испытать экстремальные ощущения, мог любой желающий. Здесь же находилась секция парашютного спорта, работали инструкторы и выдавались парашюты. Сейчас тоже может прыгнуть с вышки любой желающий, только парашюты уже давно не выдаются :roll: 

Пройдя вперед несколько десятков метров от Зеленого театра по парковой аллее в сторону родника «Тамара», видим остатки постамента без памятника. Когда-то на этом постаменте был памятник Владимиру Маяковскому. Вот архивный снимок

Fig-2

Памятник, которого нет

В 1990-е годы, когда памятники русским и советским вождям, учёным, деятелям культуры повсеместно снимали с городских улиц и вывозили из парков, памятник Маяковскому был снят со своего постамента и вывезен в неизвестном направлении. Интересно, кому он помешал? Я попытался найти в архивах его следы, но безуспешно. Зато мне попалась любопытная информация о приезде Маяковского в Кишинев.

Как оказалось, ни Маяковский, ни его собратья футуристы о своем пребывании в Кишиневе в январе 1914 года никаких воспоминаний не оставили.

Однако, описание этого вечера оставил некий местный литератор той поры по прозвищу Фегрино.  Вот, что об этом сообщило издание «Первогром» (Кишинев), от 1914, № 1.

«Странная афиша из разнокалиберных букв: «Вечер футуристов»… Идем, запасшись тухлыми яйцами и гнилым картофелем… Видали мы таких!
Благородка. Касса. Барышня-брюнетка. Золотой нос и красные квадраты на лице вызывали недоуменные улыбки у самых заплесневелых кишиневградцев. К футуристам они ползли, как в зверинец. Они нетерпеливы, им хочется скорее видеть и слышать эту разновидность людей, этих странных, скандально-шумных зверьков. И вот поднимается занавес…

За столом, крытым скатертью из пестрых лоскутков, сидят они, кубо-футуристы, речетворцы гениальные: Владимир Маяковский, Василий Каменский, Бурлюк, художественно раскрашены. Маяковскому к лицу его ярко-розовый «спинжак». Непринужденные, ГОРДЫ ОНИ, ЛЮДИ Сегодняшнего дня. Говорит Пильский. Говорит долго, дельно, убедительно. Не футуристов защищал, а кишиневградцев оскорблял… Василий Каменский плюется словами, плюется медленно, тягуче.
Владимир Маяковский – яркий, внушительный. Мастер слова. Аплодисменты гулкие, долгие, яростные проводили его (эти же аплодисменты провожают и врагов футуризма). Бурлюк о живописи от Адама до наших дней. Иллюстрирует свой доклад световыми картинами. Публика хрюкает, мяукает от удовольствия.
Поэзы… Недоумение, улыбки, хохот. Маяковский читает поэзу. Хохот. Уходит.

— «Просим еще». – Бросает в публику. – «Вечер кончился».

За ненадобностью бросаем картофель и яйца под ноги извозчичьей кляче.

-Вива футуристы!»

Другое описание пребывания Маяковского в Кишиневе, и его встреча и знакомство с Котовским, также вызывает интерес, поэтому привожу текст и ссылку полностью.

«21 января 1914 года на юго-западе Империи Российской в центре одного губернского города с более чем стотысячным населением на афишных тумбах появилось объявление следующего содержания:

«Футуристы в Кишиневе:
Василий Каменский
Давид Бурлюк
Владимир Маяковский
Петр Пильский вступительное слово: «Футуризм и футуристы».
Благородное собрание.
Во вторник, 21 января 1914 года, вечер футуристов из Москвы».

Объявление было отпечатано на желтой бумаге, буквы разноцветные и разнокалиберные.

Спешащие к единственному городскому трамваю горожане, останавливались возле необычного объявления и, ознакомившись с содержанием, торопились домой. Надо было успеть переодеться в лучшее, прихватить недорослей и супругу, и поспешить к 19-00 в собрание. Входной билет был не дорог, но и не дешев.

Январь не самый лучший месяц для посещения Кишинева. Слякотно, сыро, быстро темнеет. Купцы и обыватели запираются по своим подворьям. На выходе из Публичного сада подле памятника императору Александру Второму (Освободителю) торчит бдительный городовой. Шутка ли! В город вернулся отчаянный налетчик и экспроприатор Гришка Котовский, сбежавший с Нерчинской каторги. В секретном циркуляре, копии которого розданы городовым и исправникам, сообщается:

«Прекрасно говорит по-русски, по-румынски, и по-еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. Старается заводить знакомства и сношения в соответствующем круге. В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена. Любит хорошо и изыскано питаться».

Городовой кутает бритый затылок в форменный башлык и неодобрительно поглядывает в сторону гостиницы «Швейцарская», от которой рукой подать до «Благородного собрания», где и должна состояться встреча городской интеллигенции с приезжими футуристами.

Футуристы – сомнительная компания. Однако разрешено встречу эту провести и не где-нибудь, а в «Благородном собрании». Оба здания помещаются на центральной -Александровской улице. Когда-то, в начале ХIХ века, это была окраина города. Тут размешались зимние квартиры пехотного Ново-Московского полка. За сто с небольшим лет, прошедших с момента, когда Кишинев императорским указом был определен столицей Бессарабской губернии, население города с тридцати тысяч увеличилось до ста двадцати. Город ушел вверх по холму, на котором архитектор Александр Бернардацци построил великолепную водонапорную башню. К 1914-му году тут действовало трамвайное сообщение, лучшие дома и присутственные здания освещались электричеством. На знаменитом поезде «Кишинев — Одесса», прибывающем на вокзал ровно в «семь сорок» (отсюда название популярной еврейской песни :-) ), приличные люди ездили «смотреть постановки в Одесской опере». Также среди кишиневцев в то время популярны были полеты авиатора Уточкина, гастроли силачей, борцов и циркачей: Заикина, Поддубного и Кащеева и другие многие весьма культурные развлечения.

Смеркалось. В ресторации гостиницы «Швейцарская» гастролеры-футуристы разогревались перед выступлением. Горячая закуска и кувшины с прохладным и густым, словно кровь, молдавским вином вселяли в гастролеров уверенность – публике будет что послушать!

Лидер группы Василий Каменский, осушив очередной стаканчик «красненького», вспомнил, что надо бы отправить телеграмму Северянину, дескать «Отгремели в Одессе», «в Кишиневе слякоть, вино и назойливые графоманы из местных футуристов». Ведь сам «король поэтической формы» Игорь Северянин подкинул идею организовать турне футуристов по России. Внушительный маршрут: Харьков, Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис, Баку! В декабре 1913-го пустились в путь на поезде. В Крыму изрядно пошумели, молва покатилась впереди паровоза. Сборы выросли невероятно!

«С-пособные ребята, – цедит, не выпуская из зубов папироски, жилистый и суровый Маяковский. – Нет, послушайте! – он читает текст местного футуристического манифеста:

«Я – футурист-романтик, молодой, сильновластный, исступленнодерзкий, с горящими глазами человек… Я ненавижу все, что было, что нахально навязывается от прошлого, а потому отворачиваюсь от него. И протестую…». Ха! Он протестует!»

— Г-господа! – неожиданно возникает из ресторанного полумрака плотная фигура в безукоризненной пиджачной паре, живот солидного господина, перечеркнут золотой цепочкой.

В глубине залы, на подиуме страдает скрипка. Услужливый официант подносит новые кувшины вина.

— От всей души! – солидный господин делает широкий жест. – Кишиневские поклонники новаторского искусства с вами!

Все поднимают тост: «За революцию в искусстве! За сброшенные кандалы и оковы!»

Подошедший господин, представившийся херсонским помещиком Полторадневым, загадочно улыбается и, отозвав в сторону Василия Каменского, передает ему солидную пачку денежных знаков.

«На развитие революционного футуризма!» — отказать невозможно, да и стоит ли? Еще раз пьют за освобождение «От оков!». Помещик Полтораднев расплачивается, и вся компания шумно вываливается из ресторации.

«Люблю з-знаете ли поэзию!» — улыбается кишиневский меценат, за спиной которого незаметно становятся двое крепких ребят, правые руки которых спрятаны за пазуху.

Подкатывают две рессорные пролетки, швейцар кланяется. Портье в вестибюле восторженно шепчет коридорному: «Ты видел, это же он с ними, с футуристами, сам Котовский!».

Маяковский с любопытством присматривается к фигуре и облику «помещика». Уже через три года Полтораднев-Котовский будет продавать на революционном аукционе в Одессе свои кандалы, а спустя десять с небольшим лет, в 1926-ом, после загадочной гибели героя гражданской войны комкора Котовского, Маяковский станет призывать советскую молодежь «делать жизнь с Григория Ивановича!» Потом и сам Маяковский ляжет на дуло пистолета.
Но это потом. В январе четырнадцатого года Маяковский молод, дерзок и честолюбив. По воспоминаниям известного художника Юрия Анненкова: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы, то остригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке… Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед…»

Fig-3

Так выглядел В. Маяковский во время приезда в Кишинев в 1914 году

Уже осенью в Кишиневе откроется юго-западный фронт. В 1916-м состоится знаменитый Брусиловский прорыв. В 1917-м империя рухнет в пропасть междоусобицы и гражданской войны.

Кишинев из губернского города империи Российской превратится волею судеб в провинциально-захолустный городок румынского королевства. Потом снова будет война. И разные перемены статуса этого города. И много чего еще. Но футуристов больше уже в Кишиневе не увидят.»

Источник: https://dniester.ru/node/11130

Может нынешние власти припомнили Маяковскому его выступление в Кишиневе в 1914 году и поэтому снесли его памятник?

Незадолго до своей смерти, на девяносто четвертом году жизни, великий писатель-фантаст, философ и мудрец Рэй Бредбери сказал: «В двадцать первом веке человечество значительно поглупело».

Похоже, он был прав..  В Кишиневе это особенно заметно.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Кишинёв. Город детства. Комсомольское озеро. Часть 2." оставлено 5 коммент.
  1. Татьяна:

    Спасибо, Миша, за исторические воспоминания, документалистику. Перлы очевидца Фегрино о сомнительной компании гастролёров-футуристов и об их «поэзах» — разве это не шедевр? Супер колоритно!

  2. Так было, но об этом мало, кто помнит и знает:)

  3. Vladislav:

    С большим интересом прочитал статью о пребывании в Кишинёве Маяковского и его соратников футуристов. Живое свидетельство местного литератора Фегрино, написанное так сказать по горячим следам и его свежие впечатления вызывают неподдельный интерес, подогреваемый тем обстоятельством, что кроме него этот материал не был нигде больше опубликован.Читая эти короткие строчки невольно представляешь ту эпоху, тех людей, стараясь, как бы припомнить что-то по увиденным, когда-то фотографиям, кинодокументами и конечно же стихам. «Глашатая и главаря» Маяковского. Поведение на встречах с публикой в Кишинёве его самого и его приятелей, и как принимала их местная публика, где такое прочтёшь. А Полицейский формуляр Г.Котовского его встреча с Маяковским и его приятелями в ресторане под видом помещика это уникальные вещи, которые нигде не найти и ни от кого не услышать. А про поезд — Кишинёв Одесса, и связанной с ним известной еврейской песенкой «семь сорок» это вообще уникальные сведения о которых сейчас знают лишь единицы. Я, как большой любитель истории и документальных свидетельств прошлого, получил истинное удовольствие, читая эту статью. И считаю, что очень прав Рэй Бредбери, сказав, что общество в 21 веке сильно поглупело. Единственное уточнение к сказанному это то, что по моему мнению, оно поглупело ещё раньше в конце 20 века, а может и ещё значительно раньше. Плоды чего мы сейчас, так сказать и пожинаем . Спасибо Миша за интересный рассказ.

    В.Копцев 12.04.2023.

    • Влад, рад, что понравилось. Выискивай и добавляй «новые» исторические факты, связанные с любыми рассказами, это всегда интересно, познавательно и полезно

Оставить свой комментарий

Поиск
Гид самостоятельного путешественника
Travelata.ru
Главные новости недели
Путешественникам: гороскоп на 2017 год
Фото дня
Бронируем билеты и отели
Наши лица за границей
Лучшие путешествия от наших партнеров
Для взрослых
Магазин сайта «Путешествия с удовольствием»
Hardcover Book MockUp UVA
Рубрики
Рейтинг@Mail.ru

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти