Спустившись к озеру, я предлагаю сделать несколько кругов вдоль его берега. Когда Комсомольское озеро было вырыто, вокруг него проложили кольцевую аллею протяжённостью 2.5 километра, по которой мы и пойдем. На первом круге мы мысленно перенесемся в 50-60 годы, и вспомним по фотографиям, что было при Советской власти, а последний круг сделаем сегодня, и посмотрим, каким стало Комсомольское озеро.
Итак, спустившись по Гранитной лестнице, идем налево. В парке длительное время (до середины 1970-х годов) курсировал так называемый Микропоезд, состоящий из микроавтобуса РАФ и двух «вагончиков», который ездил от Центрального входа (со стороны Каскадной лестницы) до территории ВДНХ (в настоящее время — «Moldexpo»). Поезда давно уже нет, поэтому мы пойдем пешком. Перед нами виден «Зеленый театр» на 5000 мест, построенный в 1957 году.
Не знаю, почему он так назван. То ли по цвету скамеек, то ли потому, что он утопает в зелени парка, окружающего его со всех сторон. Его называют еще Летним Театром, поэтому он «зеленый», наверно, только летом
Буквально с момента открытия Зелёный театр быстро завоевал симпатии горожан и гостей столицы Молдавии. В 1960-е годы в Зелёном театре каждые выходные проводились различные тематические вечера, проходили встречи с известными молдавскими, и не только, артистами, в нём читались лекции на многие значимые научные и культурные темы. В дни праздников в Зелёном театре организовывались концерты и другие зрелищные мероприятия, после концертов нередко устраивались народные гулянья и фейерверки. Лично для меня этот театр запомнился еще и тем, что здесь я впервые выступал на его сцене в составе школьного (или классного, не помню уже точно) танцевального коллектива. Лиха беда-начало! Второй в моей жизни выход на сцену, как танцора (вспоминаю об этом с улыбкой), был через 60 лет уже на международной сцене в Малайзии несколько лет тому назад, но это другая история. А сейчас мы вновь вернемся в Зеленый театр.
В 1970-ые годы Зелёный театр постепенно начал переставать пользоваться интересом горожан. Тем не менее, в 1972 году в нём был аншлаг - выступал Владимир Высоцкий. Интернету известно все, и он ничего не забывает! В 1976 году в театре проходил концерт «Звёзды зарубежной эстрады», в котором принимали участие артисты из таких стран, как Бельгия, Франция, Польша и Югославия. Осенью 1983 года в Зелёном театре выступала с концертом не пользовавшаяся государственной поддержкой группа «Машина времени». В 1986 году в театре проходило выступление Александра Розенбаума. В настоящее время в Зелёном театре очень редко проводятся концертные мероприятия.
Рядом с Зеленым театром находится парашютная вышка, прыгнуть с которой и испытать экстремальные ощущения, мог любой желающий. Здесь же находилась секция парашютного спорта, работали инструкторы и выдавались парашюты. Сейчас тоже может прыгнуть с вышки любой желающий, только парашюты уже давно не выдаются
Пройдя вперед несколько десятков метров от Зеленого театра по парковой аллее в сторону родника «Тамара», видим остатки постамента без памятника. Когда-то на этом постаменте был памятник Владимиру Маяковскому. Вот архивный снимок
Памятник, которого нет
В 1990-е годы, когда памятники русским и советским вождям, учёным, деятелям культуры повсеместно снимали с городских улиц и вывозили из парков, памятник Маяковскому был снят со своего постамента и вывезен в неизвестном направлении. Интересно, кому он помешал? Я попытался найти в архивах его следы, но безуспешно. Зато мне попалась любопытная информация о приезде Маяковского в Кишинев.
Как оказалось, ни Маяковский, ни его собратья футуристы о своем пребывании в Кишиневе в январе 1914 года никаких воспоминаний не оставили.
Однако, описание этого вечера оставил некий местный литератор той поры по прозвищу Фегрино. Вот, что об этом сообщило издание «Первогром» (Кишинев), от 1914, № 1.
«Странная афиша из разнокалиберных букв: «Вечер футуристов»… Идем, запасшись тухлыми яйцами и гнилым картофелем… Видали мы таких!
Благородка. Касса. Барышня-брюнетка. Золотой нос и красные квадраты на лице вызывали недоуменные улыбки у самых заплесневелых кишиневградцев. К футуристам они ползли, как в зверинец. Они нетерпеливы, им хочется скорее видеть и слышать эту разновидность людей, этих странных, скандально-шумных зверьков. И вот поднимается занавес…
За столом, крытым скатертью из пестрых лоскутков, сидят они, кубо-футуристы, речетворцы гениальные: Владимир Маяковский, Василий Каменский, Бурлюк, художественно раскрашены. Маяковскому к лицу его ярко-розовый «спинжак». Непринужденные, ГОРДЫ ОНИ, ЛЮДИ Сегодняшнего дня. Говорит Пильский. Говорит долго, дельно, убедительно. Не футуристов защищал, а кишиневградцев оскорблял… Василий Каменский плюется словами, плюется медленно, тягуче.
Владимир Маяковский – яркий, внушительный. Мастер слова. Аплодисменты гулкие, долгие, яростные проводили его (эти же аплодисменты провожают и врагов футуризма). Бурлюк о живописи от Адама до наших дней. Иллюстрирует свой доклад световыми картинами. Публика хрюкает, мяукает от удовольствия.
Поэзы… Недоумение, улыбки, хохот. Маяковский читает поэзу. Хохот. Уходит.
- «Просим еще». – Бросает в публику. – «Вечер кончился».
За ненадобностью бросаем картофель и яйца под ноги извозчичьей кляче.
-Вива футуристы!»
Другое описание пребывания Маяковского в Кишиневе, и его встреча и знакомство с Котовским, также вызывает интерес, поэтому привожу текст и ссылку полностью.
«21 января 1914 года на юго-западе Империи Российской в центре одного губернского города с более чем стотысячным населением на афишных тумбах появилось объявление следующего содержания:
«Футуристы в Кишиневе:
Василий Каменский
Давид Бурлюк
Владимир Маяковский
Петр Пильский вступительное слово: «Футуризм и футуристы».
Благородное собрание.
Во вторник, 21 января 1914 года, вечер футуристов из Москвы».
Объявление было отпечатано на желтой бумаге, буквы разноцветные и разнокалиберные.
Спешащие к единственному городскому трамваю горожане, останавливались возле необычного объявления и, ознакомившись с содержанием, торопились домой. Надо было успеть переодеться в лучшее, прихватить недорослей и супругу, и поспешить к 19-00 в собрание. Входной билет был не дорог, но и не дешев.
Январь не самый лучший месяц для посещения Кишинева. Слякотно, сыро, быстро темнеет. Купцы и обыватели запираются по своим подворьям. На выходе из Публичного сада подле памятника императору Александру Второму (Освободителю) торчит бдительный городовой. Шутка ли! В город вернулся отчаянный налетчик и экспроприатор Гришка Котовский, сбежавший с Нерчинской каторги. В секретном циркуляре, копии которого розданы городовым и исправникам, сообщается:
«Прекрасно говорит по-русски, по-румынски, и по-еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. Старается заводить знакомства и сношения в соответствующем круге. В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена. Любит хорошо и изыскано питаться».
Городовой кутает бритый затылок в форменный башлык и неодобрительно поглядывает в сторону гостиницы «Швейцарская», от которой рукой подать до «Благородного собрания», где и должна состояться встреча городской интеллигенции с приезжими футуристами.
Футуристы – сомнительная компания. Однако разрешено встречу эту провести и не где-нибудь, а в «Благородном собрании». Оба здания помещаются на центральной -Александровской улице. Когда-то, в начале ХIХ века, это была окраина города. Тут размешались зимние квартиры пехотного Ново-Московского полка. За сто с небольшим лет, прошедших с момента, когда Кишинев императорским указом был определен столицей Бессарабской губернии, население города с тридцати тысяч увеличилось до ста двадцати. Город ушел вверх по холму, на котором архитектор Александр Бернардацци построил великолепную водонапорную башню. К 1914-му году тут действовало трамвайное сообщение, лучшие дома и присутственные здания освещались электричеством. На знаменитом поезде «Кишинев - Одесса», прибывающем на вокзал ровно в «семь сорок» (отсюда название популярной еврейской песни ), приличные люди ездили «смотреть постановки в Одесской опере». Также среди кишиневцев в то время популярны были полеты авиатора Уточкина, гастроли силачей, борцов и циркачей: Заикина, Поддубного и Кащеева и другие многие весьма культурные развлечения.
Смеркалось. В ресторации гостиницы «Швейцарская» гастролеры-футуристы разогревались перед выступлением. Горячая закуска и кувшины с прохладным и густым, словно кровь, молдавским вином вселяли в гастролеров уверенность – публике будет что послушать!
Лидер группы Василий Каменский, осушив очередной стаканчик «красненького», вспомнил, что надо бы отправить телеграмму Северянину, дескать «Отгремели в Одессе», «в Кишиневе слякоть, вино и назойливые графоманы из местных футуристов». Ведь сам «король поэтической формы» Игорь Северянин подкинул идею организовать турне футуристов по России. Внушительный маршрут: Харьков, Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис, Баку! В декабре 1913-го пустились в путь на поезде. В Крыму изрядно пошумели, молва покатилась впереди паровоза. Сборы выросли невероятно!
«С-пособные ребята, – цедит, не выпуская из зубов папироски, жилистый и суровый Маяковский. – Нет, послушайте! – он читает текст местного футуристического манифеста:
«Я – футурист-романтик, молодой, сильновластный, исступленнодерзкий, с горящими глазами человек… Я ненавижу все, что было, что нахально навязывается от прошлого, а потому отворачиваюсь от него. И протестую…». Ха! Он протестует!»
- Г-господа! – неожиданно возникает из ресторанного полумрака плотная фигура в безукоризненной пиджачной паре, живот солидного господина, перечеркнут золотой цепочкой.
В глубине залы, на подиуме страдает скрипка. Услужливый официант подносит новые кувшины вина.
- От всей души! – солидный господин делает широкий жест. – Кишиневские поклонники новаторского искусства с вами!
Все поднимают тост: «За революцию в искусстве! За сброшенные кандалы и оковы!»
Подошедший господин, представившийся херсонским помещиком Полторадневым, загадочно улыбается и, отозвав в сторону Василия Каменского, передает ему солидную пачку денежных знаков.
«На развитие революционного футуризма!» - отказать невозможно, да и стоит ли? Еще раз пьют за освобождение «От оков!». Помещик Полтораднев расплачивается, и вся компания шумно вываливается из ресторации.
«Люблю з-знаете ли поэзию!» - улыбается кишиневский меценат, за спиной которого незаметно становятся двое крепких ребят, правые руки которых спрятаны за пазуху.
Подкатывают две рессорные пролетки, швейцар кланяется. Портье в вестибюле восторженно шепчет коридорному: «Ты видел, это же он с ними, с футуристами, сам Котовский!».
Маяковский с любопытством присматривается к фигуре и облику «помещика». Уже через три года Полтораднев-Котовский будет продавать на революционном аукционе в Одессе свои кандалы, а спустя десять с небольшим лет, в 1926-ом, после загадочной гибели героя гражданской войны комкора Котовского, Маяковский станет призывать советскую молодежь «делать жизнь с Григория Ивановича!» Потом и сам Маяковский ляжет на дуло пистолета.
Но это потом. В январе четырнадцатого года Маяковский молод, дерзок и честолюбив. По воспоминаниям известного художника Юрия Анненкова: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы, то остригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке… Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед…»
Так выглядел В. Маяковский во время приезда в Кишинев в 1914 году
Уже осенью в Кишиневе откроется юго-западный фронт. В 1916-м состоится знаменитый Брусиловский прорыв. В 1917-м империя рухнет в пропасть междоусобицы и гражданской войны.
Кишинев из губернского города империи Российской превратится волею судеб в провинциально-захолустный городок румынского королевства. Потом снова будет война. И разные перемены статуса этого города. И много чего еще. Но футуристов больше уже в Кишиневе не увидят.»
Источник:
Может нынешние власти припомнили Маяковскому его выступление в Кишиневе в 1914 году и поэтому снесли его памятник?
Незадолго до своей смерти, на девяносто четвертом году жизни, великий писатель-фантаст, философ и мудрец Рэй Бредбери сказал: «В двадцать первом веке человечество значительно поглупело».
Похоже, он был прав.. В Кишиневе это особенно заметно.
Продолжение следует
Автор Михаил Назаров
Навигация
Предыдущая статья: ← Кишинёв. Город детства. Комсомольское озеро. Часть 1.
Следующая статья: Ренессанс Северной Италии. Фотоочерк →
- 18♥ (10)
- Азия (286)
- Бутан (1)
- Вьетнам (32)
- Гонконг (15)
- Грузия (1)
- Израиль (6)
- Индия (4)
- Иордания (6)
- Йемен (1)
- Камбоджа (4)
- Киргизия (1)
- Китай (35)
- Малайзия (57)
- Непал (2)
- Объединенные Арабские Эмираты (3)
- Саудовская Аравия (3)
- Северная Корея (12)
- Сингапур (17)
- Таиланд (14)
- Тайвань (1)
- Турция (8)
- Филиппины (5)
- Южная Корея (57)
- Япония (16)
- Активный отдых (94)
- велосипед (3)
- Горные лыжи (29)
- Горный туризм (8)
- Дайвинг (33)
- Кайтинг-быстрее ветра (2)
- Рыбалка (18)
- Америка (78)
- Антарктида (4)
- Арктика (2)
- Африка (117)
- Алжир (22)
- Египет (86)
- Канарские острова (7)
- Мадагаскар (1)
- Без рубрики (13)
- Аренда авто (1)
- Вести с полей (14)
- Все свое беру с собой (1)
- Горящий тур (2)
- Европа (507)
- Абхазия (1)
- Австрия (8)
- Англия (1)
- Андорра (7)
- Бельгия (5)
- Болгария (9)
- Ватикан (2)
- Германия (13)
- Греция (3)
- Исландия (4)
- Испания (23)
- Италия (74)
- Мальта (5)
- Молдова (110)
- Монако (2)
- Нидерланды (13)
- Норвегия (4)
- Португалия (1)
- Россия (47)
- Румыния (3)
- Сан-Марино (2)
- Сербия (1)
- Скандинавия (1)
- Словакия (30)
- Украина (67)
- Франция (34)
- Хорватия (2)
- Черногория (1)
- Чехия (27)
- Швейцария (2)
- Швеция (1)
- История науки и техники (5)
- Кулинарная страница (26)
- Ешь, что дают (2)
- Кухни мира (10)
- Приготовь сам (12)
- Литературная страница (124)
- МГУ им. Ломоносова (4)
- Путешествия с юмором (3)
- Творчество наших авторов (120)
- Музыкальная страница (22)
- Музыкальный праздник (12)
- С гитарой по жизни (4)
- Новая Зеландия (1)
- Океания (10)
- Банка Шарлотт (1)
- Гавайские о-ва (1)
- Галапагосские о-ва (1)
- Гуам (1)
- Западное Самоа (1)
- Науру (1)
- Новая Гвинея (1)
- Новая Каледония (1)
- Острова Эллис и Гильберта (1)
- Питкэрн (1)
- Раротонга (1)
- Святая Елена (1)
- Тристан-да-Кунья (1)
- Фунафути (1)
- Путешествие в историю (1)
- Советы по безопасному отдыху (3)
- Фотоклуб (147)
- подводная фотография (14)
- Уроки мастерства (8)
- Фото недели (1)
- фото-миниатюра (8)
- фото-рассказ (85)
- Фотогалерея (18)
- Фототехника (15)
Спасибо, Миша, за исторические воспоминания, документалистику. Перлы очевидца Фегрино о сомнительной компании гастролёров-футуристов и об их «поэзах» — разве это не шедевр? Супер колоритно!
Так было, но об этом мало, кто помнит и знает:)
Мы-то теперь знаем!:)