Кишинев. Улица Сергея Лазо. Прошлое и настоящее. Часть 3

Перекресток улиц С.Лазо и Бухарестской

Мы находимся на углу С.Лазо и Бухарестской. Вновь приходится давать пояснения в основном для людей старшего поколения, которые помнят предыдущие названия улиц. Как и многие улицы в Кишинёве, улица Бухарестская несколько раз, а точнее много раз, меняла своё название. До 1913 года улица называлась Подольской. С 1913 по 1918 годы улица была переименована в честь губернатора Фёдорова (при котором отстраивался Кишинёв в XIX веке). С 1918 по 1924 годы она носила нынешнее название — улица Букурешть, в честь столицы Румынии — города Бухарест (также можно перевести название рум. Strada Bucureşti как «Улица Радостная», от рум. Bucuria — «Радость»). С 1924 до освобождения Кишинёва в 1944 году улице присвоили имя Иона Брэтиану (румынского политического деятеля и писателя, который писал сатирические памфлеты на французском языке). С 1944 года улице вернули изначальное название — Подольская улица. В 1970 году улица вновь была переименована — она была названа улицей «Искры» (из-за расположенного в доме № 39 подпольной типографии ленинской революционной газеты). В 1990 году улице вернули первое румынское название — улица Букурешть.

Можно считать, что с исторической справкой мы разобрались, а теперь самое главное.

В этом месте на пересечении улиц С.Лазо и Бухарестской находится самое знаменитое здание этого квартала и, пожалуй, всей улицы С.Лазо – дом Мими.

Дом Мими

Согласно архивным документам, в мае 1870 года купец А. Мими купил на аукционе, проводимом городской думой, участок на пустыре на углу улиц Подольской (Бухарестская) и Немецкой (С.Лазо). Через восемь лет на этом месте вырос двухэтажный особняк, архитектурный стиль которого определяется как неоклассицизм с богатыми элементами декора. Дом украшает куполообразная крыша и множество деталей в стиле барокко.

Так выглядит сегодня дом Мими со стороны стадиона «Динамо» (верхний снимок) и со стороны улицы С.Лазо (нижний снимок).

Это строение семьи Мими оставило след в архитектурной истории Кишинёва.

К сожалению, история умалчивает об авторе проекта. Предположительно, это был архитектор Лонский. Однако, на старинных фотографиях царской России указана фамилия Уската. В то же время исторические исследования дают основания полагать, что дом мог появится и несколько раньше. Известно также, что в нем некоторое время на правах аренды размещалось Акцизное управление Бессарабии. В 1912 году Константин А. Мими и его сестры продали здание Благотворительному обществу детской больницы. С тех пор в нем размещается детское медицинское учреждение.

За свою историю здание не раз подвергалось реконструкции. К счастью, оно уцелело во время Второй мировой войны, но некоторые архитектурные детали фасада были утеряны, например, балюстрада по краю крыши, придававшая зданию импозантный вид.

Давайте сравним снимки, сделанные с одного и того же места в разные годы.

Фотография периода царской России. На краю крыши видна балюстрада и башенки.

Фотография межвоенного периода. Пока все сохранено.

Фотография 2021 года. Внешний вид здания практически не изменился за исключением деталей на крыше. Изначальная цветовая гамма белых и персиковых тонов также восстановлена.

Шпиль на крыше здания Мими. 2021 г.

Ул. С.Лазо, 7

Рядом с этим зданием Мими по адресу С.Лазо №7 находится еще один памятник архитектуры.

Архитектурный памятник национального значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Мэрии. Фото 2000 г.

Здание построено в первом десятилетии ХХ века как поликлиника для детской больницы, расположенной на территории недвижимости А.В. Мими.

Это же здание после ремонта. Фото 2021 года.

Рассказывая о доме Мими, конечно, надо сказать несколько слов о самом Мими. Кто он такой — Константин Мими?

СЕМЬЯ МИМИ

Константин Александрович Мими — последний губернатор Бессарабии, общественный деятель и легендарный винодел, построивший первое и единственное винное шато в Молдове по всем французским канонам. Его биография — особая страница в истории бессарабского виноделия.

Константин Мими, сын выходцев из Греции, родился в Кишиневе в 1868 году, детство провел в имении Урсоя Бендерского уезда.

Константин с отличием окончив первую мужскую гимназию в Кишинёве, продолжил образование на юридическом факультете Одесского университета. Затем, заинтересовавшись виноделием, поступил в Высшую агрономическую школу в Монпелье во Франции, где два года изучал предмет своей будущей страсти — виноградарство и виноделие.

ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В БУЛЬБОКАХ

В 1905 году он построил знаменитое Бульбокское шато, которое считается единственным настоящим шато в Молдове, построенным по всем французским канонам.

Архитектура здания выдержана в стиле старых французских винодельческих предприятий. Все три этажа основного корпуса имеют свободный подъезд на уровне земли, то есть здание врезано в естественный склон.

Кстати, при его постройке впервые в стране использовался цемент. Именно в своих погребах, построенных глубоко под землей, Константин Мими записывал французскими чернилами свои секреты и уникальные рецепты, которые десятилетиями считались потерянными. По легенде, наследники Мими спрятали в погребе сокровища. То ли золото, то ли фамильные драгоценности… Долго никто не решался начать поиски. Позже в шато случайно стали обнаруживать потаенные дверцы. Каждая из них открывала те самые сокровища: старинные рецепты вин и напитков, старательно записанные Мими. Поэтому реставраторы всеми силами пытаются сохранить его изначальный вековой облик, чтобы уже через пару лет в Молдове значилась еще одна уникальная историческая достопримечательность, а винный путь нашел достойное продолжение.

ВИНА, ДОСТОЙНЫЕ ИМПЕРАТОРОВ 

Подвал основного корпуса вмещал в бочковом розливе 30 тысяч декалитров вина. Вина были известные, в 1911 году они завоевали серебряную медаль на международной выставке в Турине (Италия). В начале июня 1914 года Константин Александрович принимал в своем замке самого императора Николая II, посетившего Бессарабию, и угощал его своими изысканными напитками.

«В 1914 году с официальным визитом в город Кишинев приезжал Николай II. После встречи со всеми официальными лицами, Мими приглашает его в наше село. Он хотел показать императору, как идут дела на нашем предприятии. Они вместе дегустировали вина, и Николай II оценил их. Позже, в 1925 году приезжал Карл II, наследный принц Румынии. Он также по достоинству оценил вина шато».

В период Первой мировой войны винный подвал «Бульбоака» обеспечивал русскую армию вином. В те годы на 44 десятинах виноградников К. Мими уже произрастали такие сорта винограда как: Алиготе, Пиногри, Траминер, Сенсо, Каберне, Пино Менье, Гаме черное, Зайбель, Ноа и другие. Причем, именно Константин Мими завез в Молдову сорт Aligote, очень здесь полюбившийся.

Константин Мими реализовывал свою продукцию в основном на местном рынке, частично вино вывозилось за границу, закупалось ресторанами. Позже он стал одним из главных экспортеров Бессарабии. Мими отправлял сухие и полусладкие вина в разные города Европы и Азии: от Ясс до Владивостока.

СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ

Константин Александрович мог просто богатеть, ездить в круизы по миру, швырять сотенные в лучших парижских ресторанах, хвастаться своим выездом, держать рысаков для ипподрома, проигрываться в рулетку в Монте-Карло, просаживать жизнь… Но он свою жизнь положил на алтарь Отечества. Именно благодаря ему в Бендерском уезде появилась телефонная связь. Он лично опекал отдел народного образования. Бывая за границей, привозил в школы, чьи ученики не выезжали дальше родной деревни, модели диковинных машин, оборудования, вагонов. Выучившись шоферскому делу, Константин Александрович приобрел два автомобиля для земской управы. А еще 1911 году Мими снарядил экспедицию в Бухару за покупкой каракулевых овец для земства. Доставка в Бендеры из Бухары целого стада чистокровных каракулей взбудоражила всех овцеводов юга России, и в село Тодорешть, где открылось опытное хозяйство, началось настоящее паломничество… А отдыхал Константин Александрович только в поездах, в которых он отправлялся в Москву или Петербург за разрешением или субсидиями для очередного проекта в области виноградарства, птицеводства и овцеводства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА МИМИ

Когда началась Февральская революция 1917 г., губернатор Бессарабии ушел в отставку и передал свои полномочия Константину Мими, как руководителю губернского земства, назначенному комиссаром Временного правительства в Бессарабии. Константин исполнял обязанности губернатора всего 8 месяцев.

20 июля (2 июля по старому стилю) 1917 г. Мими собирает делегацию от всех политических национальных и административных организаций Бессарабии, целью которой было выражение протеста против попыток украинской Центральной Рады аннексировать Бессарабию.

Крестьянский конгресс, состоявшийся в октябре 1917 г. проголосовал за отставку Константина Мими. Новым комиссаром Временного правительства стал ставленник Керенского Ион Инкулец.

Деятельность Константина Мими на посту главы Бессарабии историки оценивали и оценивают позитивно.

В 1935 году, после смерти К.А. Мими, имение перешло по наследству к его сыну А. Мими.

В 2012 на свет появился молодой и амбициозный винный бренд «Mimí», благодаря которому к 2015 году на территории винного хозяйства прошло восстановление исторического памятника — шато Константина Мими.

Эти вина сотворены для нас с вами с огромной душой и большой любовью. Такими, какие были у Константина Мими…

Именно на таких людях, как Мими, всегда держалась и держится земля Молдавская.

Источники:

https://locals.md/2014/konstantin-mimi/

https://www.kp.md/daily/26049.4/2961205/

Закончив небольшой экскурс в прошлое, вернемся в настоящее. Напротив дома Мими, на противоположной стороне улицы С.Лазо, старые постройки снесены полностью, и квартал застроен элитными высотными домами и современными магазинами.

Магазин-салон GDR — Great Designed Realty и жилой комплекс в угловом здании ул. Бухарестской и С.Лазо.

Молдавские аутлеты. Брендовая одежда по доступным ценам.

Продолжаем движение вниз по четной стороне улицы. Согласно путеводителю здесь должен находиться дом под номером 24.

Ул. С.Лазо, 24

Дом, которого практически нет… Мало кто из кишинёвцев знает об этом доме, ибо с улицы он очень неприметен. И опять обратимся к истории. Сколько интересных семей прошло через этот дом, сколько драм здесь разыгрывалось!

В архивных документах и в исторических справках по адресу С.Лазо 24 значится дом, известный как Дом Замфиры Казимир-Кешко.

Архитектурный памятник государственного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Академии наук.

Первые документальные сведения относятся к лету 1855 года, когда на аукционе Елизаветой Лоран был куплен земельный участок площадью 1800 квадратных метров на пересечении нынешних улиц С.Лазо и 31 Августа. Дом на 11 комнат был построен по проекту, утвержденному Строительно-дорожной комиссией в ноябре 1857 года, строительство было завершено в 1858 году, и эта дата указана на фронтоне дома. Через некоторое время Елизавета Лоран продала дом князю Михаилу А. Кантакузино, потом его владелицей стала Замфира Казимир-Кешко. Позже дом стал собственностью Марии Хаснаш, а в 1899 году она его продает Иде Шпирт.

Источник: «Исторический центр Кишинева в начале ХХI века».

Архивное фото. Дом Замфиры Казимир-Кешко. Дом построен в стиле «турецкого ампира», имея крайне редко встречающееся тогда в Кишиневе расположение — посреди сада, на значительном расстоянии от проезжей части улицы.

А вот как выглядят остатки этого дома сегодня.

Фото 2021 года. Обращает на себя внимание прикрепленная к стене дома табличка. Она указывает, что это здание принадлежит сейчас Кишиневской Академии искусств. 

Корпус №4, в котором размещена Академия музыки, театра и изобразительных искусств (АМТИИ). В 70-е годы в этом доме располагалась прачечная гостиницы «Молдова». Оригинальное место для Академии! Когда нет дождя, студенты Академии музыки, театра и изобразительных искусств занимаются живописью в одной из немногих комнат бывшего особняка, где еще сохранилась крыша.

Архивное фото. Под карнизом дома по всему его периметру был помещен фриз с мотивами различных растений.

Фото 2021 года. На руинах дома Замфиры Казимир-Кешко, или точнее на современном здании Академия музыки, театра и изобразительных искусств, этот фриз хорошо сохранился!

Lazo12

Боковой вход в Академию продолжает оставаться замурованным.

История дома и семьи Кешко

В музее Еврема Груича в Белграде хранится портрет королевы Натальи Обренович, известный под названием «Сербская Мона Лиза». Автор этого шедевра великий сербский художник Стеван Тодорович.

Ната́лья Обре́нович — урождённая Кешко, жена короля Сербии Милана I, принцесса-супруга Сербии с 1875 до 1882, королева-супруга Сербии с 1882 до 1889, королева-мать Сербии с 1889 до 1903.

Ниже я привожу цитату с сайта «bessarabia.ru» :

«Из бессарабского дворянства вышли… Одна королева. Ей стала Наталия, дочь местного помещика и полковника русской службы Петра Кешко, вышедшая замуж в 1875 году за сербского князя Милана, который впоследствии взошел на сербский престол. Она же была матерью другого сербского короля – Александра, пришедшего на смену отцу.»

— Имеет ли благородное семейство к дому Замфиры Казимир-Кешко какое-то отношение?

Самое прямое.

Наталия Кешко, сербская королева, была племянницей владелицы этого здания и останавливалась в этом доме, когда приезжала в Кишинев.

В 1875 году, 6 марта, в городе Флоренция, в семье бессарабского полковника русской армии Петра Кешко (потомка одной из ветвей семьи Василько) и Пульхерии Стурдза (из рода молдавских бояр Стурдза) родилась дочь Наталья. Семья Кешко со своими четырьмя детьми подолгу жила во Флоренции из-за теплого климата, благоприятного для Пульхерии, которая страдала туберкулезом. К сожалению, Наталья осталась с малых лет сиротой. Ее воспитывал дядя, Константин Д. Морузи, владелец поместья близ Унген. Из Унген Наталья часто ездила в Яссы, Кишинев, Одессу и Вену. В Кишиневе Наталья всегда останавливалась в доме своих родственников – Замфиры Казимир-Кешко. Во время одной из своих поездок в Вену Наталья встретила своего будущего мужа – сербского князя Милана Обреновича IV. Их помолвка состоялась в Вене, а в воскресенье, 17 октября 1875 года они обвенчались в кафедральном соборе Белграда.

В браке с Миланом Обреновичем IV у Натальи было двое сыновей: будущий король Сербии Александр I, родившийся в 1876 году, и Сергей, который умер через несколько дней после рождения в 1878 году.

После того, как в 1882 году князь Милан провозгласил Сербию королевством, Наталья стала королевой Сербии. В 1889 году, после отречения от престола короля Милана, королем Сербии становится сын Милана и Наталии – Александр I.

Именно в этот период Наталья, охваченная ностальгией по родине, решила вернуться в Кишинев. В связи с этим она купила большой участок земли на улице Садовой, бывшей тогда границей города, и приказала начать строительство большого дома, по сути дворца, достойного королевы. Строительство близилось к завершению, когда трагедия перечеркнула ее планы вернуться на родину.
Об этом я подробно написал в рассказе «Исчезнувший дворец». В 1903 году в Сербии произошел военный переворот. Король Александр и его жена были зверски убиты. К власти пришла династия Карагеоргиевичей. Убитая горем Наталья осталась жить во Франции, постриглась в монахини и закончила свою жизнь в 1941 году в монастыре Сен-Дени. Её воспоминания хранятся в музеях Ватикана. Королева Наталья была похоронена на кладбище Ларди, в деревне в 37 км к юго-западу от Парижа.

Портрет Натальи Обренович (Кешко) кисти Уроша Предича

Печальная судьба оказалась у королевы Сербии и печально то, что мы наблюдаем сейчас с домом по улице С.Лазо 24. Памятник архитектуры национального значения, внесенный в реестр памятников истории и культуры Кишинева, разрушается на наших глазах. В соответствии с законодательством, академия искусств, которой принадлежит это здание, обязана его восстановить, однако денег на реставрацию у них нет.

Если бы стены могли говорить, они могли бы рассказать нам много историй – и грустных, и счастливых, о которых мы даже не подозреваем. Одну из таких историй мне поведала Дина Пишкова. Ее дом был недалеко от этой усадьбы, и когда она была маленькой, то часто гуляла в этих местах. Здание общежития Высшей партийной школы и впоследствии гостиницы «Молдова» на углу С.Лазо и Киевской, тогда еще не было построено. Дом Замфиры Казимир-Кешко находился в глубине участка, и был окружен со всех сторон большим садом и невысоким каменным забором, за которым росла сирень. По этому саду, вероятно, молодая Наталья Кешко, еще не будучи королевой, гуляла летними вечерами и общалась со своими подружками. Если бы Дина это знала, то не рвала бы она сирень в этом саду.

Нечетная сторона улицы С.Лазо

Как ни странно, но последующие дома по ул. С.Лазо прописаны по адресу ул. 31 Августа 137А.

С левой стороны улицы мы видим вытянутое двухэтажное здание, в котором в послевоенный период размещалось общежитие Медицинского института.

https://cusim.md/files/img/site/uploaded/logo_cusim_orizontal_home_ro.png

После реставрации в этом здании сравнительно недавно появился CUSIM — центр  симуляционного обучения.

Центр симуляционного обучения

Уже более 10 лет при Государственном университете медицины и фармакологии в Кишинёве действует так называемый центр симуляционного обучения, расположившийся в историческом здании на территории университета.

Центр CUSIM — это сверхсовременное оборудование для наработки навыков работы с больными, совершенствования техники эндоскопических исследований, проведения лапароскопических операций, симуляции неотложных состояний и реанимации больных.

Подобные методики уже много лет используются в США и в странах Евросоюза, а теперь и в Молдове.

Мемориальная табличка гласит, что проект восстановления исторического здания финансировался Евросоюзом.

Мы подошли к перекрестку улиц С.Лазо (смотрим снизу вверх) и улицы 31 августа 1989 года, проходящей перпендикулярно улице С.Лазо справа налево. Опять требуются пояснения. Первое название нынешней улицы 31 Августа было  «улица Киевская», и оно было дано не по имени города Киев, как многие думают, а в честь Киевского полка Русской императорской армии, который в своё время разбил бивак на месте нынешней улицы.

В 1918 году, когда Бессарабия была присоединена к Румынии, название улицы стало «Киевулуй». В 1924 году румынская администрация города переименовала улицу в честь правившего в те годы в Румынии короля Фердинанда I — улица Короля Фердинанда I

В 1944 году, после освобождения города от румынских и немецких захватчиков, улице было возвращено изначальное название — Киевская.

В 1990 году, в эпоху роста националистических настроений, улицу снова переименовали. На этот раз её назвали улицей 31 Августа 1989 года, в честь принятого в этот день Закона Молдавии «О языке» и переходе молдавского языка на латиницу.

Возвращаемся к нашей экскурсии.

На недавно восстановленном и покрашенном угловом здании видим табличку, что это здание было реконструировано с финансовой поддержкой Европейского Союза.

Раньше здание выглядело так

Архитектурный памятник местного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Мэрии. Фото 2000 года.

В 1871 году дворянин Иван Васильевич Лазэ (Lază) купил участок земли площадью 900 квадратных метров, расположенный на углу квартала, граничащего с Киевской (31 Августа) и Немецкой (С.Лазо) улицами. В течение года он построил двухэтажный дом, обшитый железным листом. Свидетельство о завершении работ было получено в том же году у архитектора города А.И. Бернардацци. В годы Второй мировой войны дом был поврежден, в послевоенное время отстроен заново, с изменением архитектуры фасадов.

В советское время весь комплекс зданий, прописанный по адресу 31 Августа 137А и выходящий большей своей частью на ул. С.Лазо, принадлежит Медицинскому университету. Здесь в разные годы находились кафедры латыни, молдавского яз., кафедра физкультуры, а также общежитие Мединститута и столовая. Сегодня, помещения здания арендует «Farmacie Universitare «Vasile Procopisin».

Обратим теперь внимание на угловое здание с противоположной стороны, где разместилась в настоящее время  Академия музыки, театра и изобразительных искусств

Мне удалось найти интересную вырезку из газетной статьи от 18 июля 1953 года, которая рассказывает об истории этого здания:

Вот содержание этой статьи:

«В скором времени Кишинев украсит еще одно монументальное красивое здание. На углу улиц Киевской и Сергея Лазо, там, где сейчас находится одноэтажное здание художественного училища, намечено строительство четырехэтажного общежития для слушателей республиканской партийной школы при ЦК КП Молдавии.

Здание имеет форму буквы «Г». Большая сторона его, т.е. главный фасад длиной 60 метров протянется по улице Киевской. Он решён в простых, лаконичных формах. В центральной части здания расположен главный вход, парадно оформленный четырьмя пилонами, доходящими до второго этажа; пилоны облицовываются красным гранитом. В боковых крыльях на высоту трёх этажей устраиваются лоджии, обрамлённые спаренными пилястрами. Полуциркульные окна четвёртого этажа обрамляются цветными керамическими розетками. Завершается этаж богатым карнизом.

В оформлении фасада будут использованы мотивы и приёмы молдавского народного зодчества. Первый этаж со стороны улиц Киевской и Сергея Лазо намечено облицевать касоуцким камнем, остальные этажи выполнятся в чистой котельцовой кладке.

В здании будет 125 комнат. Каждая комната рассчитана только на двух человек; все. комнаты имеют небольшую переднюю, в которой находится умывальник и вешалка.

На четвертом этаже в центральной части здания расположится читальный зал. Здание будет оборудовано центральным отоплением, радиофицировано и телефонизировано. Строительство общежития намечено начать в текущем году. Стоимость строительства составит свыше трех с половиной миллионов рублей.

На состоявшемся в Союзе советских архитекторов общественном просмотре проект архитектора С.З. Васильева и А.Е. Амбарцумяна был одобрен»

В 1960 Высшая партийная школа прекратила свое существование. В эти годы здание перешло под общежитие Кишиневского гос. Университета.

В дальнейшем здание было передано Министерству сельского хозяйства, там располагался Совет Колхозов, потом Молдплодовощпром. В 70-х годах здание превратилось в гостиницу — это стал филиал гостиницы «Молдова». На первом этаже находилась почта, парикмахерская, обувная мастерская, буфет и ряд других сервисных служб, а на остальных этажах была гостиница.

В настоящее время здание принадлежит Министерству Культуры и образования, здесь размещается Академия музыки театра и изобразительных искусств (АМТИИ)

Академия музыки, театра и изобразительных искусств – один из самых старых вузов страны, а также единственное государственное учреждение в области художественного образования в Республике Молдова.

В этом здании находятся III блок Академии и следующие факультеты:

Факультет изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Специальности: Мода – дизайн одежды, Дизайн интерьера, Живопись, Графика, Скульптура, История и теория изобразительного искусства, Декоративно-прикладное искусство (Художественный гобелен, Художественная керамика, Художественный металл), Реставрация и сохранение произведений искусства.

Третий корпус АМТИИ предназначен для обучения изобразительным искусствам, включая в себя различные художественные мастерские для работы с деревом, глиной, залы для графики, дизайна одежды, а также, выставочные залы. Часть мастерских расположены в I и IV корпусах.

В III корпусе также находится киносъемочная студия, 3 компьютерных зала, и студенческая столовая.

Интерьер здания. Фото 2021 года

IV блок Академии, о котором я упомянул выше, примыкает к зданию со стороны двора, и о нем читайте в предыдущем параграфе: ул. С.Лазо 24.

Мы прошли по ул. С.Лазо один квартал от ул. Бухарестской до ул. 31 Августа. Начало экскурсии по ул. С.Лазо см. в Частях 1 и 2. О следующем квартале от ул. 31 Августа до ул. А.Коробчану (Колодезной) читайте и смотрите в Части №4.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Кишинев. Улица Сергея Лазо. Прошлое и настоящее. Часть 3" оставлено 5 коммент.
  1. Евгений:

    Спасибо, очень интересный рассказ. Прекрасный исторический анализ тех знаменитых людей, которые жили на нашей улице С. Лазо. Меня поразило это множество знаменитостей. Ты превратил каждое здание в настоящий исторический роман. Конечно я об этом ничего не знал. Все написано с большой любовью к этой улице и большим журналистским профессионализмом.

  2. Евгений Вайншток:

    Уже три квартала прошли. Столько нового узнали о памятниках архитектуры и истории живших в них людях. Так здорово написано! Но!!!!
    А где же дворы? 3 квартала — и ни одного достопримечательного двора?! В Кишиневе? Не может быть! Большинство простых и не очень простых кишиневцев в 40-60-е годы, да в более поздние время жили во дворах. Очень надеюсь, что в 4 серии этого увлекательного сюжета обязательно будет что-то и о дворах. Ну хотя бы о дворе, в котором жил мой друг — Миша Назаров :-)

  3. Людмила:

    С этим кварталом у меня связаны события не только молодых лет, но и зрелых. В корпусе № 4 Академии театра, музыки и изобразительных искусств в 1970-80-е годы находилось Правление Союза художников, где проходили собрания, теоретические дискуссии и весьма напряженная борьба мнений. Дом был в хорошем состоянии внутри и снаружи, окрашен в светло-бирюзовый цвет. А теперь возникло сомнение: то же ли это здание? Во двор захожу через парадный вход с ул. 31 августа 1989, там построено специальное удобное помещение для защиты дипломов. Это хорошо, но очень грустно видеть исторический памятник в запущенном виде…

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти