Кишинев. Улица Сергея Лазо. Прошлое и настоящее. Часть 2

Мы продолжаем нашу экскурсию по улице С.Лазо. Спускаясь от Комсомольского озера и перейдя ул. Щусева, мы попадаем на стадион «Динамо».

Центральный вход на «Динамо» со стороны ул. Щусева

История и интересные факты за 100 лет

Стадион «Динамо» был открыт в 1945 году на месте бывшей Немецкой площади города. В XIX веке на нынешней улице С.Лазо компактно проживали кишиневские немцы, и площадь, где сейчас располагается стадион, действительно называлась Немецкой. До того, как в 1945 году был открыт нынешний стадион, там же располагался стадион «Regele Ferdinand I» (имени Короля Фердинанда), открытый в межвоенное время. Так как других стадионов в Кишиневе в то время не было, то «Динамо» оставался главной футбольной ареной города до 1951 года.

Немецкая площадь (1825-1918)

В 60-ых годах 19 века Немецкую площадь называли Немецким полем, потому что рядом проходила Немецкая улица. А улица так называлась из-за того, что небольшая немецкая община обосновалась в Кишиневе в 1825 году. Здесь, в 19 веке на Немецком поле проходили парады, торжественные встречи царственных особ, а чуть позже на этом поле стали проводить различные баталии. Уже тогда были популярны футбол, волейбол, бег, борьба. Однако, по настоящему знаменитой Немецкая площадь стала в начале 20 века, когда при огромном стечении народа с Немецкого поля взлетел на своем «Фармане» русский летчик Сергей Уточкин. Об этом достоверном факте можно прочитать несколько строчек в книге «Кишинев, улицы рассказывают…» (Изд.Тимпул, 1983 г.)

Это событие произошло 3 октября 1910 года. Воздухоплавание только начинало зарождаться, и для большинства зрителей это было в диковинку. Уточкин разрешил перед полетом всем желающим под восторженные возгласы потрогать свой летательный аппарат, а потом он поднял его на невиданную тогда высоту 1200 метров и совершил несколько кругов над полем. Под крики «ура» Уточкин посадил свой самолет на Немецкую площадь.

Сергей Уточкин на «Фармане» в 1910 году.

Примерно в это же время в Кишиневе становится популярным футбол. По одним источникам в Кишинёве в футбол стали играть в начале XX века – кое-где упоминается 1909 год, в других местах говорится о 1910 году. На сайте Футбол Российской империи собрана замечательная подборка из кишинёвских газет того времени, позволяющая проследить становление футбола в главном городе Бессарабии:

«Друг», июнь 1911 года:

27 мая на Немецкой площади состоялся матч команды гимназистов и сборной любителей футбола. Любители выиграли – 2:0. Игру смотрело довольно много публики.

«Друг», июнь 1911 года:

С каждым днем игра в футбол привлекает все большее внимание публики. В настоящее время в Кишиневе существует три команды: гимназистов, первая свободная, вторая свободная. На днях начинает тренироваться четвертая команда. Лучшая команда – гимназисты, играет уже второй год.

В следующих выпусках газеты сообщается, что:
10 июня первая сборная выиграла у второй со счетом – 4:0.
13 июня первая сборная обыграла объединенную команду гимназистов и вторую сборную – 4:1. Собралось довольно много публики.

«Друг», июнь 1911 года:

Анонс матча между первой сборной и гимназистами. Приводится состав сборной: форварды – В.Зыбин, Д.Уреки, П.Погорельский, В.Зилоти, Н. Юхименко, хавбеки – Щука, Залевский, В.Дембский, беки – Галацан, В.Яблоков, голкипер – Голубков. Запасные – Сальманович, Вильт.

1915 год. «Всероссийский Футбольный Союз» в специальной брошюре опубликовал список всех городов и спортивных организаций, входящих в союз. В нем под номером 14 значится «Кишиневский кружок любителей футбола».

Из этих газетных заметок мы узнаём, где в Кишинёве проводились первые футбольные матчи – на Немецкой и на Сенных площадях. Поэтому ничуть не странно, что именно эти площади Кишинёва впоследствии оформились в спортивные арены. Сначала это произошло с Немецкой площадью – в межвоенный период там был обустроен стадион им. Короля Фердинанда I (в советское время переименован в стадион “Динамо”, это название сохраняется и до наших дней). А на Сенной площади в 1951 году был построен Республиканский стадион, которого Кишинёв лишился в 2007 году.

Стадион Короля Фердинанда (1918-1940)

Стадион оборудовали после 1918 года, и до 1951 года он оставался главной футбольной ареной города. На нём проводились футбольные матчи и прочие спортивные мероприятия.

Объявление в газете о спортивных состязаниях на стадионе Короля Фердинанда

Перед входом на стадион. 1920 г.

Как видно из снимка, стадион был обнесён простым дощатым забором. Чуть позже, в 1930-е годы, забор заменили на каменный. Помпезный деревянный вход был также переделан в более монументальные каменные ворота-арку.

Вот так выглядел вход на стадион им. короля Фердинанда I в 1930-х гг:

Стадион им. короля Фердинанда I, 1930-е гг.

Первоначальный вход на стадион был на пересечении нынешних улиц Бухарестская и Лазо. В глубине видны трибуны. Фото двадцатых годов.

Трибуны стадиона Фердинанда I. 1920-е гг.

На стадионе бурлила спортивная жизнь — провинциальная, но яркая.

Одной из достопримечательностей был памятный знак с надписью «Câmpul sportiv Regele Ferdinand I» (Спортивное поле «Король Фердинанд I»). Причем, стоял этот знак среди трибун.

Зимой стадион превращался в каток.

Каток на стадионе «Король Фердинанд I», Кишинев, 30-е годы.

В заключение я приведу небольшую подборку фотографий с футбольных матчей с участием бессарабских команд по материалам (OldChisinau.com).

.

Кишинёвский “Спортинг” (позднее переименованная в “Нистру”) на стадионе им. короля Фердинанда I, 1925 год.

Кишинёвский “Михай Витязул” и “Михай Витязул” из Тигины, 1926 год.

Кроме футбола были популярны автопробеги. В 1928-1929 гг из Кишинёва со стадиона Фердинанда стартовали несколько таких автопробегов.

Автопробег, стартовавший из Кишинёва 8 сентября 1928 года. Снято на стадионе короля Фердинанда I

А вот еще одно интересное фото с довоенного стадиона.

На фото 1940 года на стадионе Фердинанда I. были замечены именитые гости: первый секретарь ЦК ВКПб Украины Никита Хрущев (слева) и маршал Тимошенко.

Стадион «Динамо» (1945 –настоящее время)

Стадион «Динамо» стал первым послевоенным спортивным объектом, который был построен в освобождённом от фашистских войск Кишинёве. Стадион был открыт в 1945 году и после этого неоднократно подвергался реконструкции (в 1953, 1969, 1981 и 2008 годах). Площадь стадиона составляет 2.54 гектара. Изначально трибуны вмещали 3000 зрителей, в настоящее время после последней реконструкции вмещают 2692 человека.

Административное здание у Центрального входа на стадион со стороны улицы Щусева. 2021г.

Эмблема стадиона на фронтоне здания

Во времена расцвета СССР стадион вмещал уже шесть беговых дорожек, два сектора для прыжков и метания, гандбольную, баскетбольную и три волейбольные площадки, зал для бокса, легкоатлетический манеж. 

Боковые ворота на стадион со стороны ул.Лазо. Фото 50-х годов.

Касса у центрального входа. Фото 2021 г. Похоже, касса давно не открывалась, и выглядит в наши дни серым, весьма несовременным и провинциальным сооружением.

Боковой вход с улицы Лазо сохранился. Когда мы жили на ул. С. Лазо (1958-1978), мы часто им пользовались.

Вид на стадион «Динамо» от ворот входа с ул. С.Лазо.

Ниже я приведу несколько фото из моего архива 1977 года.

Фото 1977 года

А вот так выглядит стадион «Динамо» через 50 лет сегодня в октябре 2021 года.

Беговая дорожка, футбольное поле и вид на высотное жилое здание на углу Лазо и Бухарестской.

Центральные трибуны, правительственная ложа вверху и вход в раздевалки внизу.

Современные беговые дорожки с тартановым покрытием.

Закончим экскурсию по стадиону «Динамо» пешей прогулкой вдоль стены стадиона, выходящей на ул. Лазо. Обратите внимание на рисунок длиной 120 метров, который появился на стене забора между улицами Щусева и Бухарестской в 2016 году.

Создала этот рисунок увлеченная граффити группа молодых людей. Менеджер проекта Траян Киврига.

Создание такого граффити обошлось почти в 100 тыс. леев. Рисунок на стене стадиона «Динамо» оплатило частное предприятие. Художники уже вынашивают идеи следующих масштабных творений.

На граффити изображен гигантский Гулливер, которого пленили другие мультипликационные герои. Площадь настенного рисунка превышает 300 квадратных метров. Он – один из самых больших в столице. Его авторы обещают создать еще 25 настенных творений, чтобы украсить город и привлечь туристов.

А теперь перейдем на четную сторону улицы С.Лазо и познакомимся с несколькими историческими (и не только) зданиями напротив стадиона «Динамо».

Ул. С.Лазо №10

На углу Щусева и Лазо раньше был архитектурный памятник национального значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева. Первые документальные сведения относятся к 1857 году, когда квадратный участок размером 15х20 квадратных метров был куплен на публичных торгах архитектором Константином Ивановичем Крамаренко. В 1859 г. был построен дом на 10 комнат. После смерти архитектора С. И. Крамаренко здание перешло во владение родственников, которые в 1896 году продали его дворянину Степану Михайловичу Сырбу. Здание со временем превратилось в жилой комплекс городского типа, состоящий из жилого дома и примыкающей к нему дополнительной пристройки. Комплекс сильно пострадал во время Второй мировой войны, перестроен с упрощением архитектуры. Сохранились только столбы у монументальных въездных ворот.

Недавно, летом 2005 года, над зданием надстроили еще один этаж, который испортил общий вид и не вписался в архитектуру исторического здания. В этом доме сейчас находится частная стоматологическая клиника «Doctor White», которая представляет интерес только для тех, у кого болят зубы.

Ул. С.Лазо №10. Стоматологическая клиника «Doctor White».

Следующие здания в историческом плане значительно интересней.

Ул. С.Лазо №12

Архитектурный памятник местного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Академии наук. Фото 2021 года. Скорее всего через несколько лет этого здания уже не будет, как не стало предыдущего здания, поэтому я поторопился сохранить его хотя бы на фотографии.

Первые документальные сведения о доме относятся к 1888 году. Из этих документов известно, что Безюков Григорий Емельянов из Одессы, 30 лет назад построил на этом месте дом с черепичной крышей. В 1896 году это владение купил Коврига Андрей Николаевич. Он снес старый одноэтажный дом и построил на его месте двухэтажный дом.

Так выглядел этот дом 20 лет тому назад. Архитектура эклектична, основана на неоклассицизме.

Вход в квартиры из внутреннего двора. Во внутренний двор можно пройти через арку в центре или через боковой вход с правой стороны здания.

Главный фасад здания симметричный. Между центральной аркой и боковым входом во двор на первом этаже справа видны 2 окна. В этой квартире с 1956 по 1964 годы жила моя одноклассница Люба Нестеренко. Через дом по адресу С.Лазо 16 жила моя коллега по кафедре физики Кишиневского политехнического института Дина Пишкова. Они хорошо помнят послевоенные времена и рассказали мне много интересного о жильцах дома №12.

Если пройти через калитку во внутрь двора, то мы увидим еще несколько зданий, которые принадлежали Министерству Культуры.

После войны в этих домах жили художники, в частности, Борис Широкорад, Ада Зевина (преподаватель в художественном училище) и другие. О них пишет Википедия:

Борис Широкорад — график. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.

Родился. в г. Белгороде Курской обл. Россия. Окончил раб.фак. при институте «Пролетарского изобразительного искусства» в 1934г. и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина в 1940г. В Молдове с 1945г. Работал в области сатирической, станковой графики и политического плаката. Заслуженный деятель искусств МССР. Награжден орденом «Знак почета».

Участник многочисленных республиканских, всесоюзных и международных («Сатира в борьбе за мир», г. Москва – 1969, 1973, 1977гг.) выставок.

Ада Зевина — молдавская советская художница и искусствовед.

Ада Зевина родилась в Кишинёве в семье директора казённой еврейской гимназии Меера Давидовича Зевина и Хаи Бенционовны Зубинской. В 1925—1937 годах прошла курс обучения в кишинёвской французской гимназии Жанны Д’Арк (Liceul Jenne D’Arc) и румынской гимназии Дадиани. В 1938 году поступила на факультет живописи Бухарестской академии изящных искусств, в класс профессора Франчиска Ширато, где училась вместе с художниками Михаилом Греку и Фирой Брик, с которыми дружила в последующие годы.

По возвращении в Кишинёв в 1945 году закончила обучение в Республиканской школе пластических искусств, в 1947—1949 годах училась в московском Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, а в 1949—1953 годах — на факультете истории и теории искусств Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1953 по 1975 год преподавала в кишинёвской Республиканской школе пластических искусств (впоследствии Республиканское художественное училище имени И. Е. Репина). Работала в Государственный художественный музей Молдавской ССР и инспектором министерства культуры Молдавской ССР. Член Союза художников Молдавии с 1956 года, награждена Орденом Республики Молдова (1998). Ада Зевина — автор монографий по истории искусства Молдавии (первоначально под именем Ада Мансурова), в том числе «Изобразительное искусство Молдавии» и «Национальные костюмы Молдавии».

Следующий дом по ул. С.Лазо №14, наверно, самый интересный с точки зрения необычной для Кишинева архитектуры.

Ул. С.Лазо №14

Архитектурный памятник государственного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Академии наук.

В Кишиневе есть интересные строения, достойные не только охраны, но и восторженных взглядов приезжих. Готика – это то, чего в Кишиневе, который был отстроен 100-200 лет назад и переходил от православной Российской империи к православной Румынии, могло бы и не быть. Но она есть. Готика в молдавской столице — явление уникальное, особенно когда она скрывает исторические загадки.

В Кишиневе есть два здания-близнеца в разных районах города, удивительно похожие – одно на улице С.Лазо 14, а другое на улице 31 Августа 10.

Первое здание, о котором пойдет речь, находится, как раз, на улице С.Лазо. Это памятник национального значения, как сообщают архивы. В сентябре 1891 года вдова военного Дарья Куроедова подарила своей родственнице Магдалине Степановской земельный участок, на котором в самом начале ХХ века была построена вилла в готическом стиле. В 1919 году владельцем значилась семья Богдасаровых.

Дом состоял из 5 комнат, но в отличие от внешнего вида здания его интерьеры, конечно же, не повторяли готических строений с высокими сводами, витражами. Скорее всего, жизнь, протекающая за окнами этого дома с обрамленными стрельчатыми арками, была обычной, как во многих семьях Кишинева. Однако, дом этот создает особый «высокий» эмоциональный настрой, говоря о духовности и неординарном вкусе хозяев.

Строго говоря, готическими эти здания называть неправильно. Готическое искусство было религиозным по содержанию, устремлено к высшим божественным силам, к вечности, говорило об отречении от земных радостей, о чем свидетельствовали тянущиеся к небу линии соборов, удлиненные формы окон, башенок и т.д. Оба наши здания-близнецы в Кишиневе – дань архитектурной моде, ведь в середине XIX в нее ворвалась эклектика, то есть смешение разных классических стилей в одном сооружении, и немало архитекторов обращались, в том числе, и к образцам готики. К зданиям, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в более поздний период, в истории архитектуры применяется термин «неоготика». Неоготика широко распространилась по всей континентальной Европе и в Америке. В России она переживала расцвет в 1830-1850 годах. Как видим, дошла эта мода и до губернского города Кишинева.

Элементы декора верхней части здания в Кишиневе на ул. С.Лазо 14

Почему архитектор построил виллу в готическом стиле? Ответа пока нет, и это остается загадкой. Этот дом просто-таки потрясает остатками былого великолепия.

Здание симметрично. Окна выделены высоким фронтоном. Наверху башенки в турецком стиле. Над дверью и над окнами мы видим Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Стиль появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Рокайль был моден при дворе короля Людовика XV, и из Франции распространился по всей Европе. Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину,

Из раковины справа и слева выходят веточки растений, олицетворяющие содружество моря и природы. В архитектуре этого здания они очень хорошо обыграны. Над окнами и дверью расположены розетки в форме цветка.

Архитектурный стиль – турецкий ампир.

В послевоенные годы дом принадлежал Министерству культуры. Сначала здесь было общежитие художественного училища. Моих знакомых, которые приходили к ним в гости, поразил огромный центральный зал без окон. Освещение в этом зале было через стеклянный купол крыши. После художников в этом доме жили музыканты. Здесь уже были семейные квартиры с кухней в цокольном этаже. В свое время дом №14 хотел выкупить у Минкультуры Эмиль Лотяну для творческой молодежи, но у него не хватило средств. В результате торгов дом выкупили у города богатые арабы из Катара. Здесь они устроили свое представительство. У входа поставили караульную будку, которую даже я помню, и постоянно тут дежурила охрана. Сейчас ничего этого уже нет, и о новых хозяевах мало что известно. Несмотря на многочисленные просьбы сохранить здание, как памятник архитектуры, от него осталась фактически только парадная часть. Внутри здание было полностью перестроено, также, как и крыша.

Фрагмент современной крыши

На фасаде здания слабо просматривается надпись на мемориальной плите, что это жилой дом 19 века, и он охраняется государством. Если бы охранялся, то вряд ли бы его разрешили в такой степени перестроить.

Ул. С.Лазо №16

Фото 2021 года.

Фото 50-х годов. Архитектурный памятник местного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева по инициативе Мэрии.

Это здание состоит из цокольного этажа, построенного в прямоугольном плане, с узким фасадом, выровненным по красной линии улицы. Облицовка — открытая кладка с резными каменными деталями. В доме четыре композиционные оси. На одной оси мы видим два парных окна. Цоколи между окнами украшены пилястрами, которые продолжаются в парапете над зданием. Окна имеют прямолинейные карнизы, поддерживаемые удлиненными прямыми кронштейнами. Парапет зубчатый, пилястры в верхней части украшены дисками, от которых начинаются три полосы, что является визитной карточкой современного стиля.

В этом доме мы часто бывали. Здесь жила с 1950 по 2003 год моя коллега по работе на кафедре физики Кишиневского политехнического института и выпускница 34 школы 1956 года Дина Пишкова.

В доме №16 по ул. С.Лазо в гостях у Дины Пишковой. 8.01, 2000 год. Фото Т.Назаровой.

Стоят: Д.Пишква, М.Назаров, В.Скуртул, А.Кон, В.Деевич, Т.Старуш, Э.Арушанов, Н.Бурбуля,

Сидят: Е.Перепелица, С.Симашко, Г.Кучук, Л.Коваль, Е. Бурбуля.

Сейчас Дина Пишкова живет в Бостоне, но мы продолжаем общаться по скайпу. Интересную историю об этом доме я узнал от нее.

В доме со двора есть два входа, фактически он разделен на две половины. В одной половине проживала семья Базылевых (девичья фамилия Пишковой), а в другой семья Гульдинских. Когда Дина была еще ребенком, Мария Константиновна Гульдинская, уже будучи в пожилом возрасте, рассказала ей, как ее муж был управляющим хозяйством соседнего богатого дома №14. Хозяин этого дома, известного как дом Богдасаровых, построил дом №16, как некую пристройку для своей дочери и зятя, а одну часть в этом доме выделил для своего управляющего хозяйством. Впоследствии дом перешел к городу, и квартиры стало возможным приватизировать.

Ул. С.Лазо №18

Перед перекрёстком ул. Лазо с ул. Бухарестской находится невыразительное сооружение под номером 18, где размещается Главное управление общественного транспорта и путей сообщения республики Молдова.

Чтобы подчеркнуть значимость этого учреждения на международном уровне, примэрия приняла решение оповестить об этом двумя табличками на румынском и английском языках

Источники:

Кишинев, улицы рассказывают…Изд.Тимпул, 1983 г.

Сайт «Старый Кишинев»: oldchisinau.com

Мы прошли по ул. С.Лазо один квартал от ул. Щусева до ул. Бухарестской. Начало здесь. О следующем квартале от Бухарестской до 31 Августа читайте и смотрите в Части №3.

Продолжение следует

Автор Михаил Назаров

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.
К записи "Кишинев. Улица Сергея Лазо. Прошлое и настоящее. Часть 2" оставлено 4 коммент.
  1. Любовь:

    С удовольствием «побывала» с тобой на улице. Классные фотографии. Так много интересного в описании. Для меня открытие полёт Сергея Уточкина с нашего стадиона в сентябре 1910 года! А автопробег «по бездорожью и разгильдяйству» в сентябре 1928 года тоже мало кому известно. История и архитектура зданий вызывает интерес и огромное уважение к проделанной тобой работе. Спасибо. Пойду дальше по улице.

  2. Людмила:

    Михаил, как интересно про историю стадиона и многое другое! СПАСИБО!!! Нахлынули личные воспоминания… Когда-то, в начале 1950-х, по дороге в школу я гоняла льдинку или камешек вдоль его стен. А ранее, летом 1949, во дворе углового одноэтажного здания напротив стадиона работала детская оздоровительная площадка (там я заразилась скарлатиной). В детской больнице, устроенной в особняке Мими, не раз лечилась. Приятные воспоминания связаны с домом № 16, где жила Дина Базылева (ныне Пишкова) где одноклассники собирались в разные годы. Нашим встречам у Дины посвящены стихи…С конца 1950-х часто заходила во двор дома №12, в гости к Аде Мироновне Зевиной, искусствоведу и художнику, повлиявшему на мое профессиональное развитие.

  3. Allexa:

    Надо же… Открылось воспоминание: Дина, не помню отчество, преподавала у нас лабораторные по физике оченью 85го или зимой 86нр года. В здании Политеха на Ленина. У неё был помощник, мне кажется, он был старше неё. Помню, что он обычно раздавал нам пособия перед лабораторными и всех девочек называл Динами. Скорее всего, был не равнодушен к Дине Пишковой. Это ыло так мимолётно, семестр, наверное, а мдет даже меньше. Потом я перевелась на Технологический и эти лабораторные по физиен забылись. И много позже я тоже жила в Бостоне.

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти