Казимир Малевич. «Чёрный квадрат» | Михаил Назаров «Туман» |
Слева всемирно известный «Чёрный квадрат» Казимира Малевича
Картина создана в 1915 году. Это его наиболее значительное произведение и одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве. Изображённое на картине полностью соответствует её названию. На ней нарисован, собственно, только сам квадрат. Википедия
В своей книге «Чёрный квадрат» Казимир Малевич объяснял свой подход к искусству так: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Всего существует четыре «Чёрных квадрата». Первый из них был написан к выставке футуристов «0,10», открывшейся в 1915 году. На ней было сорок работ Малевича, а квадрат занял центральное место в экспозиции. Художник повесил его так, как вешались иконы в русских избах, ― в «красном углу».
Второй «Чёрный квадрат» хранится в Русском музее. Он был написан в 1923 году
Третий «Чёрный квадрат» Малевич написал в 1929 году для персональной выставки в Третьяковской галерее. Это практически полная копия произведения 1915 года. Сейчас он также хранится в Третьяковской галерее, и в 2019 году оба «Квадрата» можно было увидеть рядом.
С последним, четвёртым, «Чёрным квадратом» наиболее интересная история. Он был написан в 1931–1932 годах для выставки «Художники РСФСР за 15 лет», однако потом был забыт более чем на полвека. Обнаружили его лишь в 1993 году, когда некий мужчина принёс картину в один из крупных банков, чтобы продать. Оказалось, что жена этого человека была достаточно далёкой, но единственной оставшейся наследницей мастера. Семья также передала банку в дар ещё некоторые произведения, а экспертиза Третьяковской галереи подтвердила подлинность картины. С 2000 года она находится в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа — то есть увидеть её можно не только в Москве в Третьяковке, но и в Петербурге.
«Чёрный квадрат» ― это одно из самых новаторских произведений в истории не только современного искусства, но и мировой живописи. Несмотря на внешнюю простоту, он имеет вполне конкретные смыслы, правда, понять их не всем дано.
в 1883 году ― за тридцать лет до «Чёрного квадрата» журналист и писатель Альфонс Алле представил свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Это был чёрный прямоугольник. Вот он:
«Битва негров в пещере глубокой ночью»
Главное отличие мне кажется в том, что у Малевича – абстрактная живопись, а у Алле жанр напоминает социалистический реализм. Это именно то, что мы увидим в реальности, если глубокой ночью в темной пещере будут сражаться негры. Я за реализм в живописи и в фотографии. Вернёмся к первому рисунку.
Справа на первом фото я поместил менее известную широкой публике мою фотографию, сделанную вчера 08.04.2023 в Кишинёве в 8 утра с балкона 9 этажа. Фотография называется «Туман». Чтобы подтвердить своё авторство, я привожу полный кадр фотографии, фрагмент которой мы видим на первом снимке.
Так выглядел вчера Кишинёв туманным утром. Фрагмент этой картины реальной действительности в форме квадрата и явился прообразом фото под названием «Туман»
Автор Михаил Назаров
Навигация
Предыдущая статья: ← К 90 -летию Александра Городницкого.
Следующая статья: ТУМ в тумане →
Вообще-то с этим чёрным квадратом не всё так просто. Я припоминаю пояснение какого-то знатока, услышанное мною очень давно. Там на картине цвет не очень-то и чёрный, а имеющий своеобразные оттенки путём подбора художником смеси красок. И техника письма была необычная. В результате получилось то, чем вот многие восхищаются. Художник несколько похожих чёрных квадратов написал и, как оказалось, все квадраты разные по цвету (хотя в целом и чёрные). Ну, а сам смысл подобной картины для каждого свой. Можно, скорее всего, позавидовать тем, кто действительно зрит в этой картине шедевр….
Что касается твоей фотографии тумана в её ПОЛНОМ размере (а не в этом белом кусочке), то мне вот она весьма понравилась. Слегка проявляющийся силуэт транспорта создаёт настроение. И в целом, считаю это твоё фото удачным. Я видел неоднократно эту тему «с туманом» у фотографов и то, как она обыгрывалась. Чаще видел такие тумано-фотографии с пейзажами. Туман — вещь романтическая… И у тебя вот с этим троллейбусом и удачно попавшим в кадр деревом получилось всё очень хорошо. Зачёт!
Я согласен с Валерием пракически на 100%. И никак с Альфонсом Аллэ. Его остроты почти всегда — формальны и лишь формальны. За этой формальностью — чистая пустота или злость.